Виды интерактивных мероприятий в современной образовательной среде
статья

В работе рассмотрены виды интерактивных мероприятий, применяемых в современной образовательной среде. Автор предложил свою классификацию разновидностей интерактивных мероприятий и раскрыл каждый вид.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виды интерактивных мероприятий в современной образовательной среде

Интерактивные мероприятия играют важную роль в процессе обучения. Одни из них достаточно просты в организации, другие же требует приложения больших усилий, в частности, тщательную подготовку самих обучающихся к мероприятию. Со стороны педагога тщательная подготовка к занятию предусматривается в любом случае.

Условно интерактивные мероприятия можно разделить на те, которые направлены на закрепление изученного материала и те, которые направлены на приобретение профессиональных навыков.

Первые предполагают проведение своеобразного контроля по итогам изучения конкретной темы (модуля) либо совокупности тем. Среди них можно выделить проведение викторин, дискуссий, а также имитационных популярных интеллектуальных игр по типу «Слабое звено», «Своя игра» и, даже, набравшую популярность настольную игру «Alias».

Что касается мероприятий, направленных на получение профессиональных навыков, безусловно они преследуют цель закрепления пройденного материала, но не имеют ее в качестве преимущественной. Такие интерактивные мероприятия предусматривают непосредственное ознакомление с каком-либо видом деятельности «на примере» с помощью его моделирования. Среди них можно выделить «постановочную» деловую игру (может проецировать любую деятельность, например, судебный процесс, проведение аукциона/торгов и тому подобное), разбор кейсов, круглые столы, дебаты.

Безусловно перечень имеет бесконечное количество примеров, которые с каждым годом увеличиваются и совершенствуются. В данной работе будут рассмотрены наиболее популярные и эффективные, на взгляд автора, интерактивные мероприятия.

Интерактивные мероприятия, направленные на закрепление изученного материала

Как уже было отмечено ранее, интерактивные мероприятия, направленные на закрепление изученного материала, предполагают проведение своеобразного контроля усвоения изученного материала, а также устранения пробелов при помощи проведения анализа результатов мероприятия и непосредственной проработки допущенных недочетов. Далее будут рассмотрены отдельные виды интерактивных мероприятий, направленных на закрепление изученного материала.

Викторина. Является одним из наиболее популярных видов. Викторина представляет собой игру, при которой обучающиеся либо самостоятельно, либо по предварительному делению на команды дают ответы на вопросы преподавателя. По окончании мероприятия подсчитываются результаты и разбираются допущенные ошибки и правильные варианты ответов.

Ценность викторины как мероприятия, направленного на усвоение изученного материала, следующим образом отметила К.В. Подгузова: «Викторины как особый вид занятий обладают исключительной занимательностью и являются богатой почвой для формирования стойкого познавательного интереса и развития логического мышления школьников. Одним из важных требований к выбору методов обучения является необходимость активизации учебно-познавательной деятельности слушателей. Активная мыслительная и практическая деятельность обучаемых в учебном процессе является важным фактором повышения освоения изучаемого материала.»[1]

Таким образом, викторины являются достаточно эффективным методом закрепления материала при наименьшей нагрузке на организацию данного вида мероприятия.

Образовательный квест – способ исследования в какой-либо области знаний, который предусматривает поиск решения посредством последовательного прохождения нескольких этапов.

Выделяются следующие виды образовательных квестов:

1. Линейные. Выполнив одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;

2. Штурмовые. Все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;

3. Кольцевые. Представляют собой тот же "линейный" квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.

Е.В. Сафонова выделяет следующие этапы образовательного квеста:

1. Введение в квест (знакомство с правилами, сюжетом и ролями, порядком выполнения квеста). При этом особая роль выделяется четкой формулировке целей и задач квеста, а также определение результата, к которому должны прийти участники квеста.

2. Ролевая деятельность. На этом этапе участники осуществляют основную деятельность – выполняют задания. Для успешного прохождения обучающиеся должны применить полученные теоретические знания, а также активно взаимодействовать друг с другом, выполняя полученную роль.

3. Создание итогового продукта. Предполагает успешное прохождение квеста и достижение требуемого результата.

4. Рефлексия. Предполагает осмысление и обобщение полученного опыта обучающимися.

5. Подведение итогов. На данном этапе обсуждается ход прохождения образовательного квеста, прорабатываются допущенные ошибки, поясняются правильные ответы.[2]

Обучающиеся в процессе работы над образовательным квестом изучают реальные процессы, конкретные ситуации. С помощью данного интерактивного мероприятия участники вырабатывают навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать полученную информацию. При этом, как отмечает Е.В. Сафонова, «очень важно, чтобы азарт и развлекательность не заслонили образовательного стержня занятия, чтобы поставленная учителем учебная цель была достигнута».[3] Именно поэтому образовательный квест представляется одним из наиболее сложных и трудоемких по организации интерактивным мероприятием.

Дискуссия представляет собой совместное обсуждение какой-либо проблемы с целью выработки наиболее оптимального решения. Педагогом выдвигается проблема, по которой могут быть сформулированы различные мнения (как, например, достаточно неоднозначно воспринимается идея о применении смертной казни в качестве меры наказания). Соответственно, обучающиеся высказывают свои мнения, а позже вместе вырабатывают вариант решения с учетом всего высказанного на этапе обсуждения. Данный вид интерактивного мероприятия имеет своей конечной целью консенсус.

В науке указывается на большую роль преподавателя при проведении дискуссии.[4] Во-первых, он должен сформулировать проблему и тему дискуссии. При этом, к выбору проблемы дискуссии необходимо относится очень серьезно. В первую очередь, проблема обсуждения в ходе дискуссии должна соответствовать возрасту обучающихся, их жизненному опыту, знаниям, умениям, опыту творческой и эмоциональной ценностной деятельности. Во-вторых, создать необходимую мотивацию, т. е. подать значимость проблемы для участников, создать доброжелательную атмосферу; сформулировать правила воздействия дискуссии. Высказывания, озвучиваемые в ходе дискуссии, должны быть основаны на главных вопросах, нести в себе существенные противоречия, должны быть по существу.

Так же преподаватель должен стараться добиться однозначного понимания терминов, понятий, дать рабочее определение обсуждаемой темы, руководить дискуссией, поддерживать высокий уровень активности участников, соблюдать регламент и подключать пассивных участников, оперативно проводить анализ высказанных идей и мнений.

При этом Н.Н. Бариева и А.В. Карпенко особо отмечают, что важно понимать и учитывать, что дискуссия — это не спор. Если дискуссия перетечет в спор, практически уничтожится ее главное достоинство – плодотворное взаимодействие. В отличие от дискуссии спор характеризуется стремлением каждого из оппонентов одержать победу над идейным противником, доказать, что его точка зрения является единственной верной.[5] Поэтому преподаватель должен регулировать процесс развития мероприятия и вовремя пресечь подобные действия, аргументировав неоднозначность поставленной проблемы. Всё же основной целью дискуссии является не решение проблемы, а побудить обучающихся смотреть на мир шире, развить критическое мышление, задуматься над поставленной проблемой, научиться подбирать аргументы и отстаивать свою мысль и в то же время признавать право других иметь свой взгляд на проблему.

Интеллектуальные игры. Данный вид интерактивного мероприятия позволяет превратить процесс обучения в увлекательную игру. Это максимально привлечет аудиторию, повысит интерес обучающихся и активизирует мыслительный процесс. Среди наиболее популярных интеллектуальных игр выделяются: «Слабое звено», «Своя игра», настольную игру «Alias».

Интеллектуальные игры наибольшим образом подходят для проведения контроля усвоения учащимися изученного материала. В частности, проработка навыков выделения основных признаков какого-либо термина, проверка уровня ориентации по значимым фактам в определенной сфере.

О.М. Боева также отмечет, что при проведении интеллектуальной игры задействуются такой метод обучения как «мозговой штурм», или «мозговая атака», который достаточно широко используется как эффективное средство решения сложных профессионально ориентированных проблем, требующих группового мышления. Это позволяет активизировать всех участников игры, создает повышенный психологический настрой, что повышает эффективность мероприятия.[6]

Интеллектуальные игры по своей организации могут быть простыми, охватывая участие обучающихся из одной группы, а могут быть сложными, в которых предполагается участие большего количества лиц. Сложные интеллектуальные игры требуют большей организационной подготовки, включая деятельность по формированию команд. В основном, такие мероприятия проводятся на уровне региональных, областных и федеральных уровнях и носят предметных характер. Целью является проявление большего интереса обучающихся к какой-либо сфере науки, а также мониторинг качества образования в конкретном учебном заведении, образовательных организаций региона или нескольких регионов/областей.

Можно выделить также иные виды интерактивных мероприятий, направленных на закрепление полученного материала. Мы рассмотрели наиболее популярные и эффективные, на взгляд автора.

Следует отметить, что каждый вид имеет свои особенности и имеет свои цели. Однако все они направлены на закрепление и устранение пробелов при проработке ранее пройденных тем. Также такие мероприятия имеют высокую значимость и для преподавателя, поскольку позволяет проконтролировать качество выполняемой работу по оказанию образовательных услуг, выявить пробелы у обучающихся и увидеть в каком направлении корректировать учебный план, на что следует больше уделять внимание и т.д. Кроме того, мероприятия, проводимые на более масштабном уровне, по типу региональных и федеральных, позволяют провести контроль за качеством образовательной деятельности в различных образовательных организация, что может привести к совершенствованию образовательного процесса при помощи изменения образовательных стандартов.

Интерактивные мероприятия, направленные на приобретение профессиональных навыков

Интерактивные мероприятия, направленные на получение профессиональных навыков, безусловно, как и мероприятия, рассмотренные в предыдущем параграфе, преследуют цель закрепления пройденного материала. Однако преимущественной задачей таких интерактивных мероприятий является ознакомление с каком-либо видом деятельности непосредственно на примере с помощью его моделирования и приобретение профессиональных навыков обучающимися.

Среди интерактивных мероприятий, направленных на получение профессиональных навыков можно выделить дебаты, «постановочную» деловую игру (может проецировать любую деятельность, например, судебный процесс, проведение аукциона/торгов и тому подобное), разбор кейсов, круглые столы. Подробнее по отдельным видам разберем далее.

Дебаты. Дебаты как вид интерактивных мероприятий представляют собой четко структурированный публичный обмен мнениями с различных сторон, противоположных позиций по определенной проблемной теме. Данное интерактивное мероприятие обычно предполагает деление на две команды: поддерживающие и протестующие. Деление происходит по жеребьевке, что позволяет ученикам думать шире и рассмотреть ситуацию не только с наиболее распространенной и удобной стороны, но и найти тезисы для аргументации выпавшей при жеребьевке позиции.

Данное интерактивное мероприятие знакомит участников, в основном, с функциями лиц, связанных с сферой юриспруденции, где представляется весьма полезным владение навыками публичного выступления, умением выстраивать чутко и аргументированно свою позицию и опровергать несостоявшиеся доводы соперника. Наиболее яркий пример профессии, где данные навыки дают их обладателю конкурентное преимущество – адвокат. Также, думаю, каждому известно, что имеется практика проведения «предвыборных дебатов». Немаловажное значение дебаты приобретают при рассмотрении новых законопроектов.

Дебаты возможно спутать с дискуссией, поскольку в обоих видах деятельности имеются две противостоящих стороны с противоположными мнениями, однако стоит помнить, что дискуссия имеют своей конечной целью консенсус, который исключается в дебатах.

Дебаты могут быть как командными (классические), так и индивидуальными. Также выделяются проблемные дебаты и экспресс-дебаты по мини-темам. Проблемные дебаты требуют более тщательной подготовки, что может потребовать уделение большего времени на организацию данного мероприятия.

А.В. Лапшова и И.Р. Воронина отмечают, что технология «дебаты» направлена на формирование собственной позиции обучающихся и развитие навыков системного анализа, а также способствует развитию устойчивой мотивации к учению, активизации процесса за счет обеспечения личностной значимости образовательной информации для студентов. Особую ценность исследованию, проведенного А.В. Лапшовой и И.Р. Ворониной, придает описание классификаций образовательной технологии «Дебаты».[7]

В свою очередь, Сун Лэй выделяют следующие важные свойства, которыми обладают дебаты как учебная технология:

1) проходят согласно определенным правилам, обеспечивающими четкость в их проведении и возможность адекватно оценить работу участников;

2) в ходе дебатов возможно привлекать широкий круг сведений и фактов для аргументирования своей точки зрения, что также позволяет расширить кругозор участников мероприятия;

3) развитие навыков критического мышления (формулирования, определения, обоснования и анализа обсуждаемых мыслей и идей);

4) развитие исследовательских и организационных навыков – приводя аргументы, участник должен подкреплять их доказательствами, которые необходимо искать в различных источниках, а организация выступления непосредственно влияет на эффективность сообщения;

5) развитие навыков обсуждения проблемы с различных точек зрения и поиска возможных путей решения этой проблемы.[8]

В целом, дебаты являются достаточно эффективным мероприятием, которое позволяет не только проработать и закрепить пройденный материал, но и прокачать навыки анализа, индукции, систематизации материала со смежными областями науки, получить новые знания при поиске дополнительной информации для аргументации. Кроме того, дебаты позволяют приобрести коммуникативные навыки: преодолеть страх публичного выражения собственных мыслей, научиться четко, последовательно и аргументированно доносить свою позицию, а также научиться слушать, понимать и учитывать иных выступающих, вступать в дискуссию в случае несогласия с услышанным мнением и результативно решать возникший конфликт.

Стоит отметить, что зачастую дебаты могут использоваться преподавателями не с целью знакомства с профессией, а только лишь для лучшей проработки изученного материала. Такие дебаты отличаются относительной быстротой проведения.

Деловая игра. М.В. Напалкова определяет деловую игру как средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности методом поиска новых способов ее выполнения.[9] Наиболее популярными являются моделирование судебных процессов.

Н. Рыжик и О. Молотова выделяют следующие характерные черты деловых игр:

1) жизненность и типичность конкретных ситуаций, рассматриваемых в ходе игры;

2) регулярное повторение задач и процедур, составляющих сущность игры;

3) конфликтность и скрытые резервы; (как правило, отсутствие конфликтности исключает саму постановку проблемы).[10]

Деловая игра является достаточно эффективным интерактивным мероприятием, которое позволяет не только закрепить полученные знания, но и изучить какой-либо вид деятельности, рассмотреть его особенности. С.Б. Ступина рекомендует использовать деловые игры только там, где они действительно необходимы. Это получение целостного опыта будущей профессиональной деятельности, развернутой во времени и пространстве.[11] Данный вид интерактивным мероприятий активно используется в правовых учебных заведениях.[12]

Кейс-метод. Его также называют «ситуационным анализом». Сам термин «кейс» пришел от английского слова «case», один из переводов которого звучит как «конкретная ситуация» или «пример чего-либо»[13]. Применительно к образовательной деятельности кейс-метод представляет собой способ проработки образовательного материала при использовании реальных ситуаций из различных сфер общественной жизни (экономической, политической, правовой, социальной).

И.В. Плаксина отмечает, что кейс является разновидностью групповой исследовательской аналитической деятельности, проектной технологии. По своей сути схож с деловой игрой, что позволяет эффективно сочетать данные мероприятия в учебном процессе.[14]

И это действительно так, поскольку данный кейс-метод направлен не только на проработку материала с помощью практического примера, но и на разбор конкретной реальной жизненной ситуации, что предполагает также знакомство с тем, как теория используется на практике, какие возникают сложности и как их преодолевать.

Выделяются следующие этапы проведения кейс-метода[15]:

1. Введение в кейс. На данном этапе определяются правила и структура мероприятия. Также важное значение предается определению целей и задач разбора кейса.

2. Презентация. Предполагает знакомство участников с самим «кейсом», разбирают суть ситуации, определяют участников, их действия, мотивы и т.п. Также ставится проблема на обсуждение.

3. Общая дискуссия. На данном этапе также могут обозначаться проблемы, требующие обсуждения. Их может быть несколько. В целом, каждый участник должен высказаться по поводу выделенных проблем либо всей ситуации в целом, предложит пути решения, обозначить ошибки, допущенные героями кейса, построить правильный алгоритм действий.

4. Подведение итогов. Предусматривает уже работу преподавателя, который анализирует и разбирает проведенное мероприятие, указывает на допущенные ошибки и систематизирует высказанные мнения в правильный ответ, отмечает необходимые моменты, которые не были озвучены.

В целом, кейс-метод является достаточно эффективный мероприятием в процессе обучения, поскольку позволяет познакомить обучающихся с реальными ситуациями и разобрать с ними популярные ошибки, попускаемые практиками с целью научить работать правильно. Наиболее распространен в образовательном процессе высших учебных заведений.

Круглый стол. Определяется как форма публичного обсуждения какой-либо актуальной темы.

Для того, чтобы была абсолютная польза от подобного мероприятия в целях образования, необходимо предоставить свободу участия и выбора темы обучающемуся. Однако и полностью отпускать его в «свободное плавание» будет ошибкой. Педагог должен изначально объяснить задачи и цели данного мероприятия, определить тему обсуждения, выявить интересы обучающихся и помочь сформулировать название и план сообщения для каждого участника. После самостоятельной предварительной подготовки материала участники круглого стола собираются в назначенное время для обсуждения поставленной темы. Для лучшего усвоения материала преподаватель либо сами участники могут подготовить вопросы, выносимые на рассмотрение по итогам информации, обсуждаемой на мероприятии с целью обмена мнений и закрепления материала.

Обычно организация и проведение круглого стола выходит за рамки одного учебного класса/группы и, даже, учебного заведения. Это позволяет собрать группу активных, инициативных, а главное интересующихся студентов, что повышает эффективность данного интерактивного мероприятия. В основном, круглые столы организуются в высших учебных заведениях.

На практике отмечается, что благодаря участию в круглом столе у обучающихся формируются следующие навыки:

1) возможность свободно коммуницировать:

2) умение выслушивать различные точки зрения;

3) умение отстаивать собственную точку зрения;

4) критическое мышление и прогнозирование;

5) способность находить и выделять значимую информацию;

6) распознавать предубеждения и предвзятость и уметь объективно смотреть на поставленную проблему/тему;

7) критической оценки доказательства;

8) сотрудничества и позитивного разрешения проблемы;

9) участия в работе групп, решающих общественно значимые проблемы.[16]

По итогам круглого стола обучающиеся не только осваивают новую информацию и углубляют знания по уже изученным темам, но и учатся работать в группе, делиться знаниями, общаться, самому задавать вопросы по интересующей теме собеседнику. Данные навыки позволят в будущем легче взаимодействовать с людьми, обладающими разными знаниями для достижения одной общей цели. Ведь наибольших результатов можно добиться при консолидации знаний и умений специалистов разных областей.

Завершая рассмотрение интерактивных мероприятий, направленных на получение профессиональных навыков, можно сделать вывод об их высокой значимости и пользе в образовательном процессе. Они являются мощнейшим тренажером для проработки изученного материала и наглядным примером практического применения теории. Более того, применяя эти мероприятия при обучении ученики имеет возможность прикоснуться к какой-либо профессии, разобрать варианты правильной последовательности при осуществлении какой-либо профессиональной деятельности, увидеть наиболее популярные ошибки действующих практиков, чтобы не попасться на этих моментах самим. В основном такие мероприятия применяются в высших и профессиональных образовательных организация с целью подготовить студентов к их дальнейшей профессиональной деятельности.


[1] К.В. Подгузова. Викторина как элемент исторического образования молодежи. 2020 г. [Электронный ресурс] URL://

[2] Сафонова Евгения Викторовна Образовательный квест: смысл, содержание, технологические приёмы // Народное образование. 2018. №1-2 (1466). URL: (дата обращения: ).

[3] Там же

[4] Мусаева, У. А. Дискуссионное общение как технология интерактивного обучения / У. А. Мусаева. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 9-11. — URL: (дата обращения: ).

[5] Баркова Наталия Николаевна, Карпенко Алла Владимировна Дискуссии и дебаты как методы профессионального обучения студентов педагогического университета // Проблемы современного образования. 2019. №6. URL: (дата обращения: ).

[6] Ольга Михайловна Боева. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ИГРЫ // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. №1. URL: (дата обращения: ).

[7] Лапшова Анна Владимировна, Воронина Ирина Романовна Технология дебатов как условие эффективного обучения студентов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. №2 (44). URL: (дата обращения: ).

[8] Сун Лэй. Интеллектуальная игра дебаты: формы организации и особенности проведения. Лэй Сун Интеллектуальная игра дебаты: формы организации и особенности проведения // Наука и школа. 2012. №5. URL: (дата обращения: ).

[9] Напалкова Мария Вячеславовна Деловая игра как активный метод обучения // ИТС. 2012. №2. URL: (дата обращения: ).

[10] Рыжик Н., Молотова О. Деловая игра как метод активного обучения // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). 2013. N 2. С. 110 - 116.

[11] Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: Учебно-методическое пособие. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009 – 52 с.

[12] См, например, Методические рекомендации по проведению открытого интерактивного практического занятия в виде деловой в Поволжском институте (филиале) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России) в г. Саратове. 2020 г.; Электронный аукцион по 44-ФЗ в формате деловой игры: обучение секретам электронных закупок на учебной электронной площадке. URL: ;ysclid=l7z818jnxc896769026

[13] Англо-русский словарь. URL: #1089;ловарь/английский/case

[14] Плаксина, И. В. Интерактивные образовательные технологии : учебное пособие для вузов / И. В. Плаксина. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 151 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07623-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: (дата обращения: ).

[15] Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: Учебно-методическое пособие. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009 – 52 с.

[16] Брель А.К, Складановская Н.Н., Жпрова К.Р., Танкабекян Н.А., Жогло Е.Н. «Круглый стол» как метод интерактивного обучения, развивающий мотивационную сферу личности современного студента. // Современные проблемы науки и образования. 2019 г. URL: ;ysclid=l80ax1f96c627809000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды»

Доклад на тему «Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды» был подготовлен и озвучен на областной научно-практической...

Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды.

Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образования состоит в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального п...

Использование интерактивных информационных технологий в образовательной среде

Повышение качества образования является одной из основных задач нашего государства. Современный рынок информационных технологий каждый год предлагает инновационные решения для достижения поставленной ...

«Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды».

Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала учащихся. Достижение лично...

Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды

Современные условия жизни диктуют формирование новой образовательной среды...

Рябова Ю.В. Дистанционные образовательные технологии как часть современной образовательной среды

В статье рассматриваются вопросы использования образовательных дистанционных технологий в современном образовательном пространстве, их положительные и отрицательные стороны....

Сущность и значение интерактивных мероприятий в современной образовательной среде

В статье раскрывается понятие "интерактивное мероприятие" с опорой на толькование в сферах "педагогика" и "психология", что позволило глубже разобраться в рассматриваемом...