Сущность и значение интерактивных мероприятий в современной образовательной среде
статья
В статье раскрывается понятие "интерактивное мероприятие" с опорой на толькование в сферах "педагогика" и "психология", что позволило глубже разобраться в рассматриваемом термине. Также были рассмотрены позации внедрения интерактивных мероприятий в современную образовательную систему. В работе обоснована необходимость и значимость интерактивного обучения в современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Сущность и значение интерактивных мероприятий в современной образовательной среде
Сущность и виды интерактивных мероприятий
Понятие «интерактивное мероприятие» является относительно новым в истории педагогики. Определенно отдельные виды активности возникали на протяжении многих веков, «носители» знаний придумывали разнообразные способы привлечь внимание слушателей с целью вовлечения их в образовательный процесс. Однако меняются поколения и появляются новые способы оживить обучение.
С приходом новых методов обновляется и терминология. Словосочетание «интерактивные мероприятия» выбрано не случайно.
Слово «интерактив» пришло из английского языка. «Interactive» означает взаимодействующий.[1]
В педагогике отмечается, что интерактивное обучение произведено от активного метода обучения, при котором взаимодействие возникает между учителем и обучающимся. При этом интерактивное обучение получило большее развитие, что выразилось в возникновении формы, предполагающей взаимодействие между собой каждого члена обучаемой группы. То есть не только педагога с учениками, но и самими обучающимися между собой.[2]
Помимо этого, немалое внимание понятию «интеракция» уделялось в психологии. Подробное исследование по этому поводу было проведено Т.С. Паниной и Л.Н. Вавиловой, которые рассмотрели существующие вариации трактовки «интерактивное обучение», а также значение рассматриваемого понятия в процессе социализации личности в одноименной научной работе. По результатам проведенного исследования Т.С. Паниной и Л.Н. Вавиловой была дана собственная трактовка понятию «интерактивное обучение» - как способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающимися: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия участников и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.[3]
В свою очередь, «мероприятие» представляет собой совокупность действий, объединенных одной общественно значимой задачей.[4] Применительно к процессу обучения термин «мероприятие» используется в случае проведения какой-либо активности в образовательных целях не в качестве постоянной практики обучения, а в рамках содействия активной форме обучения. Предполагается, что практика применения интерактивных форм будет максимально полезна в случае грамотного совмещения с традиционным обучением и только в качестве подспорья.
Исходя из выделенных характеристик интерактивное мероприятие можно определить как совокупность действий, совершаемых обучающимися путем взаимодействия друг с другом под общим руководством педагога, задающим цель и задачи совершаемого набора действий.
Значение интерактивных мероприятий в образовательном процессе и их виды будут рассмотрены далее.
Значение использования интерактивных мероприятий в целях раскрытия личностного потенциала.
В нынешнее время все большее значение начинают уделять организации образовательного процесса: утверждаются стратегии развития образования на нормативно-правовом уровне, выделяются денежные средства на выплату грантов и иных видов вознаграждений, призванных повысить интерес к научной деятельности, организуются различные научные мероприятия и тому подобное.
Большое внимание удаляется подбору квалифицированных кадров для работы с обучающимися, поскольку является очевидным, что важную роль в образовательном процессе играет педагог. Он долен не только хорошо владеть преподаваемым материалом и уметь донести его до аудитории, но и заинтересовать ученика своим предметом, научить его думать и применять полученные знания на практике. Зачастую для достижения этой цели традиционных методов обучения (таких как начитка лекций, пересказ учебного материала учащимся, проведение проверочных работ) недостаточно. Необходимо внести в занятие интерактив.
Такую задачу ставит перед преподавательским составом образовательных организаций национальный проект Российской Федерации «Образование».[5]
Практическая значимость интерактивного обучения отмечается учеными и практиками. В частности, И.С. Сергеева считает, что «важной задачей образовательных учреждений является усиление воспитательного потенциала, обеспечение социально-педагогического сопровождения каждого обучающегося». При этом указывает, что «особое внимание в решении этой задачи принадлежит интерактивным методам обучения и воспитания молодежи, которые обеспечивают успешность социализации молодежи».[6]
Поскольку интерактивное мероприятие отличается от классических форм организации образовательного процесса, его можно больше определить через «модельную», своеобразную «игровую» деятельность. Отсюда можно выделить следующие преимущества интерактивных мероприятий:
Во-первых, смена образовательного процесса от теории к практике. Это поможет психологически разгрузить мозговую активность, не останавливая при этом обучение. А также поможет вовлечь обучающегося в изучение материала.
Во-вторых, «модельная» организация какого-либо профессионального вида деятельности позволит не только закрепить полученные знания, но и увидеть, как теория применяется на практике, получив соответствующие навыки.
Значимость «модельной» постановки в образовательном процессе отмечается также в процессе социализации. Так, Д.Б. Эльконин отмечает, что подобные «игровые» мероприятия способствуют вовлечению во взрослую жизнь.[7] Более того, состязательный характер, который присущ игровой деятельности, позволяет развить интерес к качественному обучению.
Интересным представляется выделение Е.В. Коротаевой следующих задач интерактивного обучения:
1) учебно-познавательную (предельно конкретную);
2) коммуникативно-развивающую (связанную с общим, эмоционально-интеллектуальным фоном процесса познания);
3) социально-ориентационную (результаты которой проявляются уже за пределами учебного времени и пространства).[8]
На основе этого, мы можем конкретно увидеть направления, по которым происходит развитие обучающегося во время участия в интерактивном мероприятии.
То есть, происходит сам образовательным процесс (получение и закрепление теоретических знаний), что является неотъемлемой частью любой деятельности, даже постановочной, поскольку не бывает практики без теории.
Коммуникативно-развивающая задача прослеживается в том, что интерактивное мероприятие предусматривает взаимодействие, общение между ее участниками, что определенно влияет на развитие коммуникативных навыков обучающихся.
Социально-ориентационная задача отчасти выполняется с помощью развития ранее выделенного навыка «умение коммуницировать». Этот навык в целом является значимым в любом обществе. Благодаря умению общаться корректно и объяснять свою мысль доступно люди могут взаимодействовать, стараясь учитывая интересы других и находя компромиссы при возникновении столкновения интересов. Также, благодаря интерактивным мероприятиям, обучающийся сможет ознакомиться с различными видами деятельности в той или иной области, что поможет ему определиться с профессиональными интересами и найти подходящую сферу для дальнейшего развития.
В свою очередь, М.А. Итигечева выделяет следующие преимущества интерактивных методик обучения:
- пробуждение интереса у обучающихся;
- поощрение за активное участие в учебном процессе;
- учет эмоционального составляющего каждого обучающегося;
- способствование эффективного усвоения учебного материала;
- оказание многопланового воздействия на обучающегося;
- наличие обратной связи в виде реакции аудитории;
- формирование у обучающегося собственного мнения и отношения по поводу происходящего;
- формирование жизненно важных навыков;
- влияние на поведение обучающегося.
При этом, отмечается важность осуществления контроля за ходом происходящего со стороны педагога, который определяет порядок проведения мероприятия, поясняет происходящее, отвечает на возникающие вопросы, регулирует спорные моменты. Более того, интерактивное мероприятия должно строиться на уже изученном материале при конкретно поставленной теме, по которой имеется материал для обсуждения. Поставленная проблема должна быть актуальной, интересной и значимой для обучающихся. Отдельные интерес проявят костюмированные мероприятия и работа с реквизитом.[9]
При этом преподавателю важно сохранять баланс между игрой и обучением, а также контролировать ход мероприятия, чтобы были достигнуты поставленные образовательные цели, а урок не превратился в хаос. Это требует большой самоотдачи и умелой организаторской деятельности от педагога. Более того, при организации и проведении интерактивного мероприятия педагог должен учитывать индивидуальные способности каждого обучающегося и создавать максимально комфортные условия для них. Требуется максимальное вовлечение всех учеников в интерактивное мероприятие. Для этого потребуется дополнительная работа по выделению каждому роли с учетом интереса и способностей, а также психологическо-поведенческих характеристик учеников.
Интересна также точка зрения О.А. Каменская и Г.Г. Фиткулина, которые отмечают, что интерактивные мероприятия играют также роль установление более доверительных отношений между обучающимся и педагогом, что, несомненно, является одной из наиболее значимых направлений в организации благоприятного образовательного процесса. Благодаря установлению положительного эмоционального контакта между субъектами обучения, будет созданы комфортные условия для усвоения нового материала и для участия в диалоге с педагогом в случае возникновения вопросов.[10]
Таким образом, интерактивные мероприятия представляют большую пользу для эффективного образовательного процесса. Они не только позволяют проверить и закрепить полученные знаний обучающимся, выявить пробелы, но и развить навыки применения полученных знаний на практике, а также повысить интерес к изучаемому материалу.
[1] Перевод с сайта:
[2] Павлов Антон Васильевич Выбор методов обучения на разных этапах образовательного процесса // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. №3 (62). URL: (дата обращения: );
Интерактивное обучение: современные технологии на уроках. [Электронный ресурс] URL://
[3] Панина Татьяна Семеновна, Вавилова Лидия Николаевна Интерактивное обучение // Образование и наука. 2007. №6. URL: (дата обращения: ).
[4] С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. [Электронный ресурс] URL://
[5] Национальный проект «Образование» (утв. Минпросвещения России ). [Электронный ресурс] URL://; [Электронный ресурс] URL://
[6] И.С. Сергеева. Использование интерактивных методов педагогического сопровождения в процессе социализации детей и подростков. // Актуальные каналы социализации личности: от теории к технологиям. 2017. С. 107 [Электронный ресурс] URL://
[7] Эльконин Д. Б. Психологические игры. М., 1978. [Электронный ресурс] URL:// #1069;льконин-Д.Б.-Психология-игры.pdf
[8] Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. – М. Сентябрь, 2003 – с. 103.
[9] М.А. Итигечева. Использование интерактивных форм обучения как средства социализации личности. 2018г. [Электронный ресурс] URL://
[10] Каменская О.А., Фиткулина Г.Г. Интерактивные формы работы с родителями как основа успешной социализации детей дошкольного возраста. / О.А. Каменская, Г.Г. Фиткулина. – Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. - № 4 (14). – С. 57-62. - [Электронный ресурс] URL:// (дата обращения ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды»
Доклад на тему «Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды» был подготовлен и озвучен на областной научно-практической...

Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды.
Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образования состоит в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального п...

Использование интерактивных информационных технологий в образовательной среде
Повышение качества образования является одной из основных задач нашего государства. Современный рынок информационных технологий каждый год предлагает инновационные решения для достижения поставленной ...
«Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды».
Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала учащихся. Достижение лично...

Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды
Современные условия жизни диктуют формирование новой образовательной среды...
Рябова Ю.В. Дистанционные образовательные технологии как часть современной образовательной среды
В статье рассматриваются вопросы использования образовательных дистанционных технологий в современном образовательном пространстве, их положительные и отрицательные стороны....
Виды интерактивных мероприятий в современной образовательной среде
В работе рассмотрены виды интерактивных мероприятий, применяемых в современной образовательной среде. Автор предложил свою классификацию разновидностей интерактивных мероприятий и раскрыл каждый ...