«Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды».
статья

Лычагина Алевтина Юрьевна

Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала учащихся. Достижение личностных результатов обучения, развитие мотивационных ресурсов обучаемых требует осуществления личностно - ориентированного образовательного процесса, построения индивидуальных образовательных программ и траекторий для каждого обучающегося. В этих условиях широкое использование дистанционных образовательных технологий  в школьном образовании становится требованием времени. 

Данная разработка описывает пример организации дистанционного обучени в школе, описывает его модели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx72.08 КБ

Предварительный просмотр:

 «Дистанционные образовательные технологии

 как компонент формирования современной

образовательной среды».

  В образовательных стандартах нового поколения обращается особое внимание на необходимость формирования у обучающихся метаумений (общих умений, востребованных в разных предметных областях), на повышение доли самостоятельной работы, на формирование у них оценочной самостоятельности. Прежде всего, актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала учащихся. Достижение личностных результатов обучения, развитие мотивационных ресурсов обучаемых требует осуществления личностно - ориентированного образовательного процесса, построения индивидуальных образовательных программ и траекторий для каждого обучающегося. В этих условиях широкое использование дистанционных образовательных технологий  в школьном образовании становится требованием времени.

В рамках реализации национального проекта «Образование» по направлению «Внедрение современных образовательных технологий», актуальной становится тема дистанционного обучения как средства реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Можно выделить следующие основные направления использования ДОТ в образовательных учреждениях:


Рисунок 5. Дистанционные образовательные технологии в школе

   

 На основе анализа представленной модели дистанционных образовательных технологий в школе можно выделить следующие основные направления использования ДОТ в образовательных учреждениях

 - организация системы информационно-методической поддержки образовательного процесса в школе;


  - применение ДОТ для дополнительной подготовки учеников, по каким-либо причинам не посещающих или не посещавших определенное время общеобразовательную школу (проблемы местонахождения учеников, что особенно актуально для сельских школьников, семейные обстоятельства, состояние здоровья и другие возможные причины);


  - выравнивание педагогических условий для получения достойного образования детьми сельских или других удаленных школ (дети военнослужащих, дети в местах заключения), детьми-инвалидами;


  - развитие способностей учеников с повышенным творческим потенциалом с помощью Интернет-ресурсов и использованием инновационных образовательных технологий; 

- развитие коллективной творческой деятельности учеников школы с удаленными сверстниками, находящимися как в нашей стране, так и за рубежом;


  - совместное выполнение проектной деятельности, объединяющей детей по интересам
  - проведение различных олимпиад, конкурсов, диспутов, другое;

  - повышение культурного-образовательного и художественновоспитательного уровня детей и членов их семьи, других субъектов воспитательного процесса;


  - предоставление учащимся, учителям возможности установления связей по интересам с другими школами и сообществами с использованием компьютерного класса свободного доступа, имеющего выход в сеть района и глобальную сеть Интернет;


  - подготовка, непрерывное повышение квалификации педагогических кадров, представителей общественных организаций, культурных и социальных учреждений района по использованию современных информационных технологий в профессиональной деятельности.

Как видим, круг вопросов, которые могут быть в значительной степени решены в школе с привлечением дистанционных образовательных технологий, очень широк. На основе этого можно группы обучающихся, нуждающихся в особых формах организации образования:

  • Дети с ограниченными возможностями и дети-инвалиды, которые в силу особенностей протекания заболевания не могут посещать школу.
  • Учащиеся, заинтересованные в углубленном или расширенном изучении отдельных предметов
  • Учащиеся школ, испытывающих дефицит учителей-предметников

Особенно актуально использование дистанционного обучения для детей, которые в силу особенностей своего здоровья не могут посещать школу и обучаются на дому. Задача школы – создать условия для полноценного включения детей с инвалидностью в образовательное пространство и их дальнейшая   социализация в обществе.

Преимущества дистанционного обучения для детей - инвалидов очевидны это:

  • Модульность. В основу программ ДО закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающейся, создают целостное представление об определённой предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным потребностям.
  • Персонификация обучения. Учащийся сам или с помощью родителей, преподавателя может определить скорость изучения учебного материала, время прохождения обучения, объём изучаемого материала. При этом не регламентируется время выполнения задания.
  • Использование современных информационных технологий при дистанционном обучении позволяет выстроить эффективную систему управления обучением, построенную на возможности сбора значительно большей информации о прохождении обучения слушателем дистанционного обучения по сравнению с традиционным очным обучением.
  • Возможность использовать неограниченное количество источников получения информации. Средства новых информационных технологий обеспечивают учащихся разнообразными современными средствами обучения. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов ученикам могут предлагаться:
  • компьютерные обучающие программы;
  • электронные учебные пособия;
  • компьютерные системы тестирования и контроля знаний;
  • электронные справочники;
  • учебные аудио и видеоматериалы;
  • информационные материалы.

     При выборе средства организации взаимодействия с учеником преподаватель, прежде всего, должен ориентироваться на те, которые доступны учащемуся в силу возраста и навыков работы с информационно-компьютерными технологиями, но при этом необходимо постепенно знакомить его и другими, так как это создаст у ребёнка дополнительную мотивацию, сделает процесс обучения более разнообразным, поможет повысить качество освоение учебного материала.

Дистанционное обучение возникло относительно недавно и именно благодаря этой новизне оно ориентируется на лучший методический опыт, накопленный различными образовательными учреждениями и педагогами-новаторами – на использование современных и высокоэффективных педагогических технологий, отвечающих потребностям современного образования и общества в целом.

 Модели дистанционного обучения

Для проведения дистанционных занятий существует несколько моделей:

- единичная медиа- использование одного средства обучения и канала передачи информации (обучение через переписку, учебные телепередачи и т.д.) В этой модели доминирующим средством обучения является, как правило, печатный материал и отсутствует двусторонняя коммуникация. Это больше похоже на заочное обучение. Такой моделью я пользуюсь в крайнем случае, если скорость сети Интернет не позволяет провести урок в другой форме;

- мультимедиа - использование различных средств обучения: учебные пособия на печатной основе, компьютерные программы учебного назначения и т.п.  За главный инструмент мы берём электронный учебник или ОЭР. Данную модель я использую не часто. Так как нет в наличии разработанных электронных учебников по ряду предметов, и данная модель предусматривает передачу информации «в одну сторону» и необходимы иногда личные встречи с обучающимся, а такой возможности я не имею, так как мои ученики находятся в других населённых пунктах.

В своей работе я пользуюсь чаще всего моделью обучения третьего поколения – гипермедиа, которая предусматривает использования новых информационных технологий при доминирующей роли компьютерных телекоммуникаций. Простейшая форма из них – электронная почта, скайп, а так же данная модель включает использование комплекса таких средств как видео, аудиографику при одновременном широком использовании различных гиперсредст.  Данная модель является основной и для её использования применяются разработанные дистанционные курсы.

Методы дистанционного обучения

Работая в данной модели я использую методы индивидуализированного преподавания и обучения, для которых характерны взаимоотношения одного учащегося с одним преподавателем. Очень хотелось бы в дальнейшем попробовать методы, для которых характерно активное взаимодействие между несколькими участниками процесса, а именно между несколькими обучающимися и учителем. (видеоконференции, коллективные дискуссии, в синхронном  и в асинхронном режиме).

Таким образом, методы дистанционного обучения, на наш взгляд, базируется на основе деятельностного обучения, используя индивидуальный, дифференцированный и личностно-ориентированный подходы.

Учитель моделирует для ученика ситуации, в которых формируется его компьютерная, функциональная, предметная грамотность на основе личных потребностей в процессе приобретения опыта.

На первый план в методике дистанционного обучения, как совокупности специфических и общепедагогических методов, выходит практическая задача, конкретная личная проблема, которую необходимо решить силами конкретного ребёнка. Приобретаемые знания являются не самоцелью, а способом решения задачи и средством выработки практических навыков. В этом заключается смысл деятельностного подхода. Учитель «накладывает» методы традиционного обучения (метод проблемного вопроса, критического мышления, проектов, игровые, здоровьесберегающие технологии и др.) на специфические методы дистанционного обучения.

Основной целью дистанционного обучения становится декларация «знать, чтобы уметь, чтобы знать», продолжая мысли древних философов: «Учимся для жизни, а не для школы». Именно деятельностный подход дистанционных методов обучения выводит на реализацию ФГОС для детей с ОВЗ. Самостоятельность обучающихся приобретает особое значение в силу удаленности педагога и ученика друг от друга. Активизируются взаимодействия ученика и членов его семьи, помогающих при необходимости выполнять определенные операции на оборудовании (этап перехода от актуального уровня владения техникой при выполнении операций к ближайшему уровню). Одним из главных целевых ориентиров образовательного стандарта является такая перестройка процесса обучения на приоритет самостоятельной деятельности обучающегося, в том числе мыслительной.

Дистанционные учебные занятия многообразны. Наиболее часто использую следующие:

  • анонсирующие занятия. Цель - привлечь внимание, обеспечение мотивации для активной учебной деятельности;
  • вводное занятие. Цель - введение в проблематику. Это может быть видеолекция;
  • индивидуальная консультация. Проводиться индивидуально по электронной почте или по технологии Skype;
  • дистанционное тестирование и самооценка знаний.

Так как дистанционное обучение невозможно без знания компьютера и использования современных информационных технологий, ребенок с инвалидностью инвалид уже фактически получает профессиональные навыки, которые в дальнейшем могут обеспечить ему работу и независимую жизнь.

На сегодняшний день я обучаю одного ученика в рамках дистанционного обучения, но преподаю сразу три предмета: информатику, алгебру, геометрию.

Перед тем, как проводить уроки, я провожу с учеником ознакомительный курс по первоначальному обучению в информационной среде, задачами которого являются:

- первичное знакомство ученика с сайтом дистанционного обучения;

- обеспечение усвоения основного механизма общения с преподавателем и ориентацию в справочном материале сайта;

- формирование представления о назначении и принципах работы основных инструментов сайта;

Совместно с учащимся мы  изучили технологии, необходимые для обучения в дистанционной школе, а также навыки работы в программе виртуального общения Skype.  Родители ребёнка так же получили консультации  по использованию предоставленного оборудования,  с ним была проведена беседа с целью знакомства с индивидуальными психологическими особенностями ребёнка, с его возможностями и интересами.   На ученика составлена индивидуальная образовательная программа (ИОП) на основе психолого-медико-педагогического консилиума,  комплексной диагностики особенностей личности ребёнка, ожиданий родителей с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребёнка. На основе ИОП составлено  индивидуально-тематическое планирование по всем предметам.

Время проведения уроков идет по расписанию, каждый ребенок и родители знают это время и выходят на связь по Skype и параллельно осуществляется работа с дистанционным курсом расположенным на региональном сайте дистанционного обучения «Дом@шняя школ@» (http://dodeti.vladimir.i-edu.ru/login/index.php)

 Каждый урок начинаю с небольшой беседы, в которой определяю настроение ребенка, его настрой на работу. Улыбка, доброжелательное отношение, расположение к себе обязательно – дети это очень хорошо чувствуют, и если не наладить дружественные отношения, то ребенок просто не будет выходить на связь, делать домашнее задание, общаться с вами, будет невнимателен на уроке.

Урок проходит, как и в обычной школе – 40 минут, если нет медицинских противопоказаний у ребенка. В каждом уроке предусмотрено изучение нового материала, подкрепленного видеоматериалом, дистанционным курсом, контроль знаний проходит на каждом этапе урока.  Результат контроля ребенок видит сразу, в некоторых случаях ответ комментирую во время урока сама.

Для выполнения практической части программы на уроке ученику предлагается работа в  виртуальной лаборатории «Живая математика» или тестирующие программы, при необходимости предлагаю выполнить лабораторную работу,  которую он делает либо со мной, либо дома самостоятельно и отправляет результат работы.

Во время урока я использую, если это я считаю нужным, презентации, подготовленные мною, а также следующие сайты:

  • http://learningapps.org/ - LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей.
  • http://biouroki.ru/ - сайт кроссвордов, тестов, ребусов. Можно использовать для проверки домашнего задания и для закрепления нового материала. В режиме онлайн можно самим создать кроссворд.
  • http://interneturok.ru/ - видеоконспекты уроков школьной программы.
  • активно использую единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/

В ходе урока применяю и здоровьесберегающие технологии – зарядка для глаз, шеи для снятия напряжения при работе за компьютером. В моей коллекции имеется большое количество электронных физминуток, которые я использую и при дистанционном обучении.

После каждого урока также задается домашнее задание, состоящее из нескольких вариантов, ребенок может сделать все или выбрать по своему желанию, если мы с ним это оговариваем на уроке. Домашнее задание проверяется с обязательным комментарием.  В конце каждой темы ученик должен самостоятельно выполнить контрольный тест.

Существует большой набор средств, которые можно использовать для организации дистанционных занятий. Я чаще всего использую следующие средства:

  • Электронная почта. Данная форма используется мной для рассылки домашнего задания, инструктажей к занятиям, переписки с учащимся и его родителями.
  • Использование программы «Скайп» (Skype). В этом случае я даю необходимую консультацию непосредственно в процессе выполнения работы, обсуждать с учеником ход её выполнения, полученные результаты, вносить необходимые поправки. Сложности возникают с визуализацией работы учащегося, так как это происходит либо через веб-камеру, а качество сигнала не всегда позволяет это сделать, либо через электронную почту, что опять же приводит к «растянутости» во времени.
  • Гугл-документы. Данный ресурс можно использовать и при работе с документами, и с презентациями, и с таблицами. При этом доступ к ним может быть одновременным, т.е. я вижу, как учащийся выполняет задание, могу корректировать его работу.
  •   Дистанционные курсы. Наиболее эффективная форма  при дистанционном обучении.

Разработанный мной дистанционный курс «Информатика 7» на платформе Moodle для учащихся региональной площадки по работе с детьми с инвалидностью на сайте Домашней школы был апробирован учителями области в том числе и мной при обучении двух моих учеников МБОУ Анопинской СОШ и МКОУ Уршельской СОШ. Работая с применением данного курса, я добилась повышения познавательной активности у учащихся на уроке, у ребят повысился уровень ИКТ-компетентности, знания по данному предмету стали более глубокие.

 Я как педагог повысила уровень профессиональной культуры, повысила уровень функциональной грамотности в сфере ИКТ, получила возможность тиражирования собственного педагогического опыта.

Освоив среду COURSELAB,  я разработала курс «Информация. Её свойства и виды» для применения в дистанционном обучении ученицы МКОУ Уршельский СОШ. Так как до сегодняшнего информатику девочка не изучала, данный курс стал полезным для преподавания предмета и помог ей в изучении данной темы, а так же облегчил процесс формирования у учащейся основных понятий по изучаемым темам.

Данные курсы были апробированы мною в школе в рамках изучения информатики в 7 и 8 классах для более глубокого изучения учебного материала и так же показали свою эффективность. Ребята проявили заинтересованность и в результате с успехом освоили данные темы.  

Закончить мне хотелось бы словами В.А.Канаво: «Дистанционное образование позволяет реализовать два основных принципа современного образования –“образование для всех” и “образование через всю жизнь”», но надо помнить, что эта технология требует тщательной разработки, подготовки материалов на очень высоком уровне и обдуманного подхода, так как именно квалифицированное образование даёт основные ценности для человека в век информационных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды»

Доклад на тему «Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды» был подготовлен и озвучен на областной научно-практической...

Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве образовательного учреждения

Данная  статья представляет собой доклад по опыту работы в направлении формирования здоровьесберегающей среды образовательного учреждения. Предполагается сопровождение текста слайдовой презентаци...

Инновационный проект «Модель информационной образовательной среды в условиях внедрения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»

              Введение новых стандартов образования предусматривает реализацию государственной политики в образовании, обеспечивающей равенство и доступность ...

Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды.

Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образования состоит в обеспечении доступности качественного образования для обучающихся, независимо от места проживания, социального п...

Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды

Современные условия жизни диктуют формирование новой образовательной среды...

Рябова Ю.В. Дистанционные образовательные технологии как часть современной образовательной среды

В статье рассматриваются вопросы использования образовательных дистанционных технологий в современном образовательном пространстве, их положительные и отрицательные стороны....