Анализ урока с позиций здоровьесбережения
статья

Ширшина Наталья Владимировна

Будет полезно для педагогов, обучающих детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_uroka.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ урока с позиций здоровьесбережения

  Урок является главной «ячейкой» образовательного процесса, и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной частью общей оценки работы школы в этой сфере.   Проводя анализ урока с позиции здоровьесбережения, мы придерживаемся нескольких критериев, большинство из которых должны выполняться на каждом уроке. Готовясь к педсовету, мы с Ириной Анатольевной посетили несколько уроков в начальной и старшей школе и провели их анализ.

Итак, при анализе урока с позиции здоровьесбережения мы обращаем внимание на следующие аспекты урока:

  1. Гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п.
  2. Число видов учебной деятельности, используемых учителем: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др. Нормой считается 4–7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников. Однако частые смены одной деятельности на другую также способствует росту утомляемости. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности:7–10 минут.
  3. Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма — не менее трех за урок с чередованием не позже чем через 10–15 минут.
  4. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению и созиданию. К таким методам относятся методы свободного выбора, проектная деятельность, проблемные вопросы, активный поиск ответов на них, методы, направленные на самопознание и развитие. Между творческой активизацией учеников на уроке и вероятностью появления у них непродуктивного утомления существует обратно пропорциональная связь. А хроническое утомление — это один из главных факторов истощения ресурсов здоровья школьников.
  5. Умение учителя использовать возможности показа видео и мультимедиа-материалов для взаимосвязанного решения учебных и воспитательных задач. А также длительность применения электронных средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами. Хотя сейчас, эти нормы в части использования видеоэкранных средств входят в противоречие с реальной действительностью и потребностями учебного процесса. Дома многие дети часами просиживают у экранов телевизоров и компьютеров, чем действительно реально подрывают свое здоровье. На этом фоне 8–10-минутные регламентации гигиенистов выглядят анахронизмом, особенно с учетом постоянного совершенствования качества мониторов. Но, тем не менее, согласно новым правилам эти нормы выглядят так (слайд)
  6. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Необходимо помнить, что нарушения осанки формируются как раз в школе. Степень естественности позы школьников на уроке служит хорошим индикатором степени авторитаризма учителя: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Они как бы постоянно находятся «на старте», в ожидании. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере. Поэтому психофизический комфорт учеников на уроке — это важнейшее условие предупреждения их утомления.
  7. Физкультминутки и динамические паузы, являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма — на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также на эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
  8. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма. Например, на уроке русского языка во втором классе разбираем лексическое значение слова «здоровье», а на уроке математики в первом классе при подсчёте количества грибов на рисунке, вспоминаем про полезные и вредные грибы и правила питания. А к концу урока формулируем правила ЗОЖ.
  9. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. Конечно, очень хорошим мотиватором является похвала. Помните крылатую фразу «Хваля меня, он сделал меня достойным похвал». Поощряйте детей похвалой не только в младших классах, но и в старших. А то на вопрос к учителю старших классов: «А когда вы перейдёте от кнута к прянику?» я часто слышу ответ: «Они ещё кнут не доели». Ну это образно говоря. К вопросам здоровья вопросы мотивации имеют самое непосредственное отношение: постоянное принуждение к учебе, стрессовая ситуация на уроке разрушает здоровье детей и изматывает учителей. Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь.
  10. Благоприятный психологический климат на уроке также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд позитивных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, — дополнительная гирька на чашу весов, определяющих позитивное воздействие школы на здоровье. Отсутствие на уроке микроконфликтов между учителем и учащимися: из-за нарушений дисциплины, несогласия с отметкой, проявления дискомфортных состояний и т.д..  Конечно, ситуации бывают всякие. «Все мы люди, все мы человеки». Но умение учителя предупредить такие эмоционально-негативные «всполохи», грамотно их нейтрализовать без нарушения работы всего класса — отражение его способности управлять учебным процессом, обеспечивая профилактику «школьных неврозов», показатель его профессионализма.
  11. Преобладающее выражение лица учителя, к примеру, различные проявления доброжелательности или недоброжелательности, улыбчивости — угрюмости и т.п. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п. Мне нравится тонкий юмор Виктории Васильевны, её доброжелательность, ровный спокойный голос. Она никогда не повышает голос, говорит тихо, но все её прекрасно слышат.
  12. Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками. Кроме того, недопустима задержка учащихся в классе после звонка на перемену.
  13. Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока: на одном полюсе — спокойно-деловое, удовлетворенное, умеренно-возбужденное состояние школьников; на другом — утомленное, растерянное, агрессивное, «взвинченное». Стоит обратить внимание и на состояние учителя.

Ну и в заключение, хочется сказать, что учителя у нас в школе хорошие. У многих из них есть чему поучиться. Поэтому, ходите друг к другу на уроки, обменивайтесь опытом, растите над собой. И обязательно будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ урока с позиций здоровьесбережения

Анализ урока с позиций здоровьесбережения(по Н.К. Смирнову)...

Требования к уроку с позиций здоровьесбережения

Здоровьесберегающие технолонии в данный момент времени играют важнейшию роль в работе современного учителя.Статья описывает осноыные требования к уроку с позиции здоровьесбережения. 1. Обст...

Методическая разработка.Анализ урока с позиции здоровьесбережения.

В работе представлен анализ урока с точки зрения здоровьесбережения....

Критерии анализа урока с позиций здоровьесбережения

данный материал поможет педагогу  проанализировать свои уроки с позиций здоровьесбережения...

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

Представлена схема анализа урока с позиции здоровьесбережения...

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

Даются рекомендации на что следует обращать внимание при оценке урока с позиций здоровьесбережения....