Методическая разработка.Анализ урока с позиции здоровьесбережения.
презентация к уроку по теме

Евтушенко Надежда Николаевна

В работе представлен анализ урока с точки зрения здоровьесбережения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon analiz_uroka_s_pozitsii_zdorovesberezheniya.zip652.78 КБ

Подписи к слайдам:

Число использованных учителем видов преподавания:
словесный,
наглядный,
аудиовизуальный,
самостоятельная работа и др.
практическая работа
Норма - не менее трех за урок.
Длительность занятий с ПК:
1 класс-10 минут;
2-5 класс-15 минут;
6-7 класс-20 минут;
8-9 класс-25 минут;
10-11 класс-30 минут –на первом часе учебных занятий, на втором-20 мин.
Экран монитора должен находится на расстоянии 60-70 см.
Обеспечение дифференцированного подхода к учащимся.

С особым вниманием к детям группы риска и больным.
Атмосфера в классе после окончания последнего урока-и воздушная ,и эмоционально-психологическая-это простой и точный индикатор воздействия урока на здоровье школьников.
При анализе урока с точки зрения сохранения здоровья школьников, целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:

Гигиенические условия в классе (кабинете).
Число видов учебной деятельности, используемых учителем.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.
Число использованных учителем видов преподавания.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.
Чередование видов преподавания;
Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся.
Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов;
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.
Физкультминутки и физкультпаузы.
Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;
Благоприятный психологический климат на уроке.
Наличие микроконфликтов между учителем у учащимися; умение учителя предупредить эмоционально-негативные «всплохи».
Преобладающее выражение лица учителя.
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.
Темп и особенности окончания урока.
Состояние и вид учеников, выходящих с урока.

Преобладающее выражение лица учителя.
Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:
улыбок,
уместных остроумных шуток,
использования поговорок,
афоризмов с комментариями,
музыкальных минуток и т.д.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности
Ориентировочная норма: 7-10 минут.
Соблюдение гигиенических требований к использованию видеоэкранных средств обучения.
Классы
Длительность просмотра
диафильмов
кинофильмов
телепередач
1-2
7-15
15-20
15
3-4
15-20
15-20
20
5-7
2-25
20-25
20-25
8-11
-
25-30
25-30
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке:
интерес к занятиям,
стремление больше узнать,
радость от активности,
интерес к изучаемому материалу и т.п.

Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.
Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь
Состояние и вид учеников, выходящих с урока.
Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать
состояние и вид учеников, выходящих с урока
.
Стоит обратить внимание и на состояние учителя.
Анализ проведения

урока с позиции здоровьесбережения.
Учитель
химии МБОУ СОШ «Гармония»
г.Можайска
Евтушенко Н.Н.
Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

Наличие на уроке микроконфликтов меду учителем и учащимися:
Из-за нарушений дисциплины.
Несогласия с отметкой.
Проявления дискомфортных состояний
Умение учителя предупредить такие эмоционально-негативные всплохи, грамотно их нейтрализовать без нарушения работы всего класса-
отражение его способности управлять учебным процессом, обеспечивая профилактику «школьных неврозов» .
Число видов учебной деятельности, используемых учителем:


Нормой считается 4-7 видов за урок.

Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
опрос учащихся,
письмо,
чтение,
слушание,
рассказ,
рассматривание наглядных пособий,
ответы на вопросы,
решение примеров, задач,
практические занятия и т. д
.
Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов
для инсценирования дискуссии,
обсуждения, привития интереса
к познавательным программам,
т.е. для взаимосвязанного
решения как учебных, так и
воспитательных задач.
Темп и особенности окончания урока.
Желательно, чтобы завершение урока было спокойным:
учащиеся имели возможность задать учителю вопросы;
учитель мог прокомментировать задание на дом;
попрощаться со школьниками;
соблюдение норм объема домашних заданий

Постоянное внимание к охране зрения
:
рассадка учеников с учетом состояния их зрения;
проведение упражнений по гигиене зрения.
Физкультминутки и физкультпаузы
Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.
Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы.
Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.
Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это:
методы свободного выбора
(свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
активные методы
(ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.);
методы, направленные на самопознание и развитие
(интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и др. )
Хроническое утомление-это один из главных фаторов истощения ресурсов здоровья школьников
.
Благоприятный психологический климат на уроке.

Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
Гигиенические условия в классе (кабинете):
чистота,

температура и свежесть воздуха(проветри-
вание)
рациональность освещения класса и доски,
наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.

Следует отметить, что утомляемость обучающихся и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Чередование видов преподавания
не позже чем через 10-15 минут.
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы.
Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.
Психологический комфорт учеников на уроке- это важнейшее условие предупреждения их утомления.
Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.
Итоговая плотность урока.
Количество времени ,затраченное школьниками непосредственно на учебную работу.
Рекомендуемые показатели -в диапазоне от 60% до 80%.
Благодарю за
внимание
!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ урока с позиций здоровьесбережения

Анализ урока с позиций здоровьесбережения(по Н.К. Смирнову)...

Требования к уроку с позиций здоровьесбережения

Здоровьесберегающие технолонии в данный момент времени играют важнейшию роль в работе современного учителя.Статья описывает осноыные требования к уроку с позиции здоровьесбережения. 1. Обст...

Критерии анализа урока с позиций здоровьесбережения

данный материал поможет педагогу  проанализировать свои уроки с позиций здоровьесбережения...

Урок с позиции здоровьесбережения

Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как            никогда, актуальны...

Презентация на тему "Современный урок с позиции Здоровьесбережения"

В этом материале можно найти методы и приемы использования образовательных технологий и методик обучения на уроках физической культуры...