Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения
статья на тему

Григоренко Ирина Григорьевна

Даются рекомендации на что следует обращать внимание при оценке урока с позиций здоровьесбережения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

Перечислим кратко, на что следует обращать внимание при оценке урока в указанном аспекте:

        1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

        2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма — 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение — более творческая задача, и коэффициент утомления при этой форме работы несколько ниже. Наоборот: частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

      3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма — 7-10 минут;

      4) число видов преподавания: словесный, наглядный/аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма — не менее трех;

      5) чередование видов преподавания. Норма — не позже чем через 10-15 минут;

      6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из « потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

     7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

      8) позы учащихся, чередование поз (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы);

      9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке — их место, содержание и продолжительность. Норма — на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3 — повторениями каждого упражнения;

     10) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

     11) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

     12) психологический климат на уроке;

     13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

     14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма — не менее 60% и не более 75—80%;

     15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем через 25-30 минут в 1-м классе; 35-40 минут в начальной школе; 40 минут в средней и старшей школе; 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения;

     16) темп и особенности окончания урока:

— быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

— спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

— задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

Анализ личностно- развивающих  и здоровьесберегающих возможностей урока

     1.Есть ли у учащихся возможность выбора вида деятельности на уроках, ее содержания ? Значима ли для них эта деятельность?

     2.Учтены ли при подборе материала жизненные интересы детей, соответствует ли предметный материал «контексту» их лично- смысловой сферы?

     3.Импровизирует ли учитель на уроке в зависимости от создавшейся конкретной ситуации?

     4.Имеется ли у учеников потребность искать смысл учебной деятельности, смысл школьного образования, смысл жизни вообще?

     5 .Принимает ли учитель педагогическую деятельность как личностно значимую, имеющую смысл для жизненной самореализации?

     6.Работают ли ученики с риском потерпеть неудачу?

     7.Нацелен ли учитель на экскурсию, коллективный поиск, субъектное общение; использует ли проблемные, эвристические методы; проектирует ли задания развивающего характера?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ проведения урока с позиций технологии здоровьесбережения

Методические рекомендации по аализу урока по материалам книги Н.К. Смирновой...

Анализ проведения занятия с позиции технологии здоровьесбережения.

Анализ занятия лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходо...

Анализ проведения урока с позиции здоровьясбережения

Здоровьесберегающие технологии - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного,эмоционального, интеллектуального, личн...

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

Представлена схема анализа урока с позиции здоровьесбережения...