Выступление на педагогическом совете
методическая разработка
Тема:
"Роль истории и обществознания
в формировании личности обучающегося"
"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль истории и обществознания
в формировании личности обучающегося
Елена Петровна Пересыпкина,
учитель истории и обществознания
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Новоаганская очно-заочная школа»
ПЛАН
Кто такой мой ученик?
Чему учит мой предмет? Идеальное и реальное.
Чему я хочу научить своих учеников?
Почему жизненно необходимо изучать мой предмет?
Что в первую очередь надо моим ученикам: знания? Умения? Навыки? Компетентности?
Как я могу увлечь своим предметом моего ученика?
Как в свете современного рынка труда просматривается мой предмет?
«…прежде чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, учителю же остаётся только руководить и направлять его деятельность»
Л.С. Выготский
- Кто такой мой ученик?
21 век – век информационный. В потоке информации, которую получает человек извне, порой бывает достаточно сложно разобраться, выбрать нужное и отмести второстепенное. Если трудно взрослому человеку умудренному опытом, то ребенку, ученику – еще сложнее. Как определить место современного ученика в современной школе и в мире в целом?
Для начала попытаемся определить, каков же современный ученик?
В словаре Ожегова С.И. дается следующее определение ученика: (Слайд 3)
- Учащийся средней школы, профессионального технического училища.
- Человек, который чему-нибудь учится у кого-нибудь.
- Последователь какого-нибудь учения, тот, кто изучает что-нибудь под руководством кого-нибудь.
Современный- (Слайд 4)
- Относящийся к одному времени, к одной эпохе с кем, чем-нибудь.
- Относящийся к настоящему времени, теперешний.
- Стоящий на уровне своего века, не отсталый.
С учетом определений можно сказать, что ученик 21 века – это учащийся, который способен не только получать готовую информацию от учителя, используя школьные учебники, но и самостоятельно извлекать информацию из других источников: Интернета, электронных книг, средств массовой информации. Другой вопрос: умеют ли современные дети адекватно оценить весь поток предоставленной информации? Зачастую нет. Современный ребенок использует технические средства чаще в развлекательных целях. Гаджеты, телефоны, «стрелялки» привлекают детей яркостью, легкостью использования, бездумным нажиманием кнопки.
Есть ряд аспектов, по которым можно рассмотреть облик современного ученика: (Слайд 5)
- Здоровье
- Использование современных технологий
- Индивидуально-психологические особенности
- Интерес к процессу обучения
- Личные качества
Интересно рассмотреть точку зрения современного ученика на модель современного ученика.
(Слайд 6) Если рассмотреть результаты опроса учащихся нашей школы выявлены следующие позиции. Положительная оценка современного ученика превалирует над отрицательной, как бы определяя современного хорошего и современного плохого ученика.
Положительная оценка | Отрицательная оценка |
|
|
Стоит отметить, что ребята среди положительных оценок выделяют увлечения, личные качества, саморазвитие, организационные способности, компьютерную грамотность, взаимодействие и высокую мотивацию.
Ведущими же критериями отрицательных оценок является отсутствие дисциплины, безответственность и отсутствие интереса, облик невоспитанного и недовольного подростка.
Интересно заметить, что учащиеся, создавая портрет современного ученика, писали не о себе, а об абстрактном индивидууме. Значит, объективно оценить себя они не могут.
Здоровье современного школьника значительно отличается от здоровья ребят, которые учились 20-30 лет назад. Краткосрочная память, рассеянность, частая заболеваемость острыми респираторными вирусными инфекциями и перепады давления затрудняют качество усвоения знаний и приобретение необходимых навыков.
По сравнению с учениками 70-80-ых годов ХХ столетия современные ребята больше нацелены не на работу в команде, а на личные достижения, меньше взаимовыручки, больше эгоцентризма, личное первенство главенствует над командным, коллективным.
Часто современный ученик получает информацию в готовой форме в виде ГДЗ, скачивания с Интернета различных сайтов. А вдумчивой, аналитической работой занимаются немногие. Если ученик старшей школы выбрал дальнейший образовательный маршрут сам или в содружестве с родителями, то его успешность может быть ценностно-ориентированной. Если же ученик не определится с дальнейшим выбором, то и в обучении нет заинтересованности. Такой ученик «плывет по течению» и рассчитывает «на авось», что все решится само собой. Завышенная и заниженная самооценка тоже играет не последнюю роль.
(Слайд 7) Процесс становления личности учащегося тесно связан с формированием мыслительных умений и навыков, развитие которых зависит от правильного выбора приёмов, средств, форм и методов обучения.
- Чему учит мой предмет? Идеальное и реальное. (Слайд 8)
Со стороны государства четко определены целевые ориентиры (позиции) обучения истории. Первая позиция исходит из государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения по истории: «историческое образование – ключевой компонент социально-гуманитарного образования, изучение истории стимулирует формирование у школьников индивидуальных образов прошлого и современности»; «обществознание призвано расширить горизонт восприятия окружающего мира. Оно закладывает начала теоретического мышления, учит способности мыслить». Вторая позиция, выраженная В.Э. Багдасаряном, деканом факультета истории, политологии и права МГОУ, определяет функциональное назначение истории по двум интегрированным функциям – познавательной и социальной. Третья позиция, обозначенная А.О. Чубарьяном, академиком РАО, заключается в функции истории «как главной формирующей дисциплины для мировоззрения и воспитания патриотизма и гражданственности». Указанные позиции демонстрируют значимость школьного исторического и обществоведческого образования как одного из наиболее массовых каналов формирования социального опыта, мировоззрения, опыта самостоятельного выбора и действия в различных ситуациях и сферах общественной жизни, гражданской позиции в условиях постоянно меняющегося мира.
Чему я хочу научить своих учеников?
В школе преподают много разных предметов разных направлений. Важны не только те предметы, которые связаны с точными науками, а еще и те, которые связаны с обществом. Среди таких предметов находится и обществознание. Что это за предмет? Обществознание как предмет преподает основы жизни, разъясняет развитие общества, а также роль человека и его действий в обществе. Этот предмет содержит базу знаний из других наук, так как философия, политология, социология, этика и т.д. Таким образом, этот предмет позволяет освоить основы этих наук.
Изучая этот предмет, школьники могут познать основную информацию об обществе, о человеке, экономике, культуре, духовной жизни и т.д. Некоторые думают, что это не обладает особым значением, а на самом деле все зависит от того как человек смотрит на мир, и именно в этом и помогает обществознание. Любые достижения человека зависят от того какую роль он найдет для себя в этом мире, а для начала необходимо ознакомится с самим миром и найти гармонию с ним. Чтобы найти гармонию с миром надо найти свое место в этом мире.
Функции обществознания: (Слайд 9)
Образовательная– формирует общие знания о человеке и обществе.
Познавательная – позволяет понять и познать все, что касается общества.
Практическая – позволяет вписываться и существовать в обществе.
Методологическая – позволяет ознакомиться с методами и способами изучения общественных явлений.
Получается, что этот предмет, не научит никакой профессии, но поможет формироваться как человек. Человеческий фактор всегда имел особое влияние на общество, так как он вмешивается во все сферы общества: экономика, политика, культура и т.д. Человек правит всем, поэтому необходимо понять действия людей, и знать, как действовать в определенной ситуации в зависимости от действий других.
Решения и действия людей, а также и причины, которые послужили этим действиям, объясняются обществознанием и тем, чему этот предмет может научить. Еще говорят, что в школе не учат жить. Учат, и пример того является предмет обществознание в школе, главное найти в себе силы учить, а еще понять для чего оно нужно. Для начала надо стать человеком, формироваться как личность, а потом чего-то добиваться чего-то. Обществознание поможет в этом. Предмет не очень простой, даже если кажется таким с первого взгляда, и на самом деле необходимо много чего учить и понять, и в этом помогут репетиторы по обществознанию и истории.
О роли обществознания как школьного предмета
Школьная программа подразумевает изучение многих предметов. Все они были выбраны с какой-либо целью. Ведь важны не только те предметы, что отвечают за точные науки. Ни у кого не вызывает сомнение такой предмет как русский язык или математика. Здесь итак понятно, что представленные предметы пригодятся в дальнейшей жизни каждого человека. Но существуют «спорные» предметы, когда даже взрослые не могут понять, зачем он стоит в школьной программе. Одним из таких предметов является обществознание. Многие задаются вопрос, что это вообще за урок и для чего он нужен? Однако раз уж он утвержден как школьный предмет в России, то, значит, это по какой-либо причине имеет место быть.
(Слайд 11)
Обществознание – это школьный предмет, который преподают в средних школах Российской Федерации, который изучает разнообразные общественные явления и аспекты, а именно:
подготавливает ребенка к общественной жизни;
объясняет, по каким законам развивается общество;
объясняет роль человека в обществе;
взаимодействие людей друг с другом;
учит правильно контактировать с другими людьми;
социализирует.
Обществознание как предмет соединяет знания и других наук, например, психологии, философии, этики и другие. Таким образом, изучая обществознание, вы охватываете основы сразу нескольких наук и при этом тратите гораздо меньше времени на изучение каждой в отдельности.
(Слайд 12)
4. Почему жизненно необходимо изучать мои предметы?
Для значительной части учеников школ 10–11 классы – время интенсивной подготовки к продолжению образования в вузе, что определяет дифференциацию предметов по степени «нужности». Ситуацию усугубляет закрепленная на государственном уровне концепция профильности образования в старших классах средней школы. В результате вырисовывается следующая градация школьных предметов: профильные предметы (предметы, напрямую связанные с направлениями дальнейшего образования и сферой предполагаемой профессиональной деятельности и необходимые для сдачи ЕГЭ для поступления по выбранному направлению); полупрофильные предметы (предметы, напрямую не связанные с направлениями дальнейшего образования и сферой предполагаемой профессиональной деятельности, но необходимые для сдачи ЕГЭ для поступления по выбранному направлению.
Подобная схема, очевидно, заточена под усиление связки «школа – вуз», но при этом нивелирует ценности школьного образования по предметам, не являющимся для школьника профильными или полупрофильными. Иными словами, школьное образование в старших классах все больше трансформируется в подготовку к поступлению в вузы, а если точнее – в натаскивание на четко определенный набор ЕГЭ. Закономерным итогом подобного подхода является потеря самодостаточности школьного образования и вольно или невольно возникающие у школьников вопросы, один из которых вынесен в заглавие: зачем школьнику учить историю, географию, физику, химию и вообще предметы, которые он не собирается сдавать в качестве ЕГЭ? В результате уже на выходе из школы мы получаем то, что можно обозначить как «синдром Шерлока Холмса» – незнание и нежелание знать предметы, выходящие за сферу профессиональной деятельности.
Так зачем в школе учить историю? К сожалению, ведущую роль играет именно внешняя мотивация – необходимость сдавать ЕГЭ, а не мотивация внутренняя – интерес к предмету. Широкое распространение ЕГЭ по истории – его наличие требуется для поступления на 75 направлений подготовки / специальностей (для сравнения, ЕГЭ по обществознанию необходимо для поступления на 42 направления подготовки / специальности, география только на 15) – гарантирует, что в школе данный предмет учить будут. Однако возникает новый вопрос: останутся ли данные знания востребованными после сдачи ЕГЭ, учитывая, что для более половины направлений, согласно предложенной классификации, история является предметом полупрофильным? И будут ли учить историю школьники, связывающие свое будущее с направлениями, для которых не требуется сдача ЕГЭ по истории?
(Слайд 13)
Если оставить в стороне привходящий мотив ЕГЭ, то вопрос остается: для чего в школьном расписании нужен такой предмет как история? Наиболее полный ответ можно найти в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. Согласно этому документу, изучение истории в старших классах средней школы на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
«— воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
— развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
— освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
— овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
— формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности».
Перечисленные цели относятся к базовому уровню стандарта по истории (обязательному для всех учащихся), который «ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными, развивающими задачами общего образования, задачами социализации и развития представлений обучающихся о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности».
(Слайд 14)
Близкие формулировки содержатся в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном в 2010 году:
«1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве».
Таким образом, по крайне мере номинально, история – также как и все остальные школьные предметы – обладает самодостаточной значимостью, не связанной с выбором дальнейшей образовательной или жизненной траектории. При этом знаниевая компонента выступает в качестве основы для формирования ценностных ориентиров, в первую очередь, таких качеств как патриотизм и гражданственность, умение ориентироваться в событиях прошлого и настоящего, давать им обоснованную оценку и определять собственную позицию по отношению к происходящему. Далеко не случайно, что именно история (наряду с другими предметами, такими как обществознание) должна закладывать и определять перечисленные ценностные ориентиры. История – это факты, это прошлое, из которого вырастает настоящее, это объективная реальность предшествовавших событий, которые привели к текущему состоянию дел. Изучение истории – в первую очередь, истории своей собственной страны – позволит сформировать ценности, без которых невозможно стать настоящим гражданином и патриотом.
К сожалению, существующая форма итогового оценивания знаний находится в противоречии с заявленными целями и не обеспечивает контроля за их выполнением – в результате те, кому нужно сдавать ЕГЭ по истории, заучивают факты, необходимые для сдачи данного экзамена, те же, кому ЕГЭ по истории не нужно сдавать, – и вовсе могут практически не учить данный предмет, поскольку итоговая оценка основывается исключительно на текущем контроле.
(Слайд 15)
5. Что в первую очередь надо моим ученикам: знания? Умения? Навыки? Компетентности?
«Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников. Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики».
Л.Н.Толстой
Реализация стандартов первого поколения построена на компетентностном подходе, который нацелен на формирование у выпускников умения самостоятельно, на основе полученных знаний и приобретенного социального опыта решать проблемы в различных областях деятельности человека.
Современная школа формирует ключевые компетенции. Такого рода компетенции являются результатом обучения по всем предметам. Основа ключевых компетенций – универсальные знания и умения, предназначенные для разнообразного применения.
В современной Концепции обществоведческого образования в качестве целевых установок выделено формирование социальных компетенций или опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношениях; отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
В Концепции говорится о том, что курс обществознания должен быть практикоориентированным, что предполагает акцент на деятельностные формы урочной, внеурочной и внеклассной работы по предмету.
Нормативные требования к выпускникам средней школы (2004 г.), изучавшим базовый курс обществознания, включают не только наличие определенной знаниевой базы, но также умение и готовность действовать в повседневной жизни.
Как учитель со значительным опытом работы, считаю, что изучение предмета «Обществознание» играет важную роль в формировании, прежде всего, социальной компетенции выпускника.
Переход на новые образовательные стандарты, реализация компетентностного подхода к организации образовательного процесса потребовали от меня пересмотра традиционных форм и методов обучения, модернизации подходов к формированию ресурсной базы преподавания предмета, внедрения в процесс обучения инновационных технологий.
(Слайд 17)
Профессор университета Огайо Эдгар Дейл преподавал студентам один и тот же материал, но делал это разными способами: чтение, лекция, демонстрация, дискуссия, имитация ситуации. Он анализировал способность студентов вспомнить изученный материал через некоторое время. В результате, Дейл выяснил: самый неэффективный метод обучения — это чтение, а самый продуктивный — практика и обучение других. Дейл представил все формы подачи информации в виде конуса. В основании пирамиды — формы обучения, благодаря которым информация запоминается лучше всего, а в вершине — те, при которых она воспринимается и усваивается хуже.
Конус обучения или опыта Эдгара Дейла получил большое распространение, хотя и не базируется на абсолютно точных данных. Конус станет хорошим руководством при выборе наиболее результативных и эффективных техник обучения.
(Слайд )
Чтение. Этот вид обучения долгое время был самым распространенным. Однако, как показала практика, люди запоминают только 10% прочитанного.
Слушание или аудиовизуализация. Когда человек слушает, он запоминает больше, чем когда читает. Если хотите научить чему-то учеников, лучше рассказывайте, а не давайте почитать.
Взгляд на рисунок. Лекция или любое другое устное выступление запомнят лучше, если их сопроводить слайдами, диаграммами или ментальными картами. По мере возможности заменяйте текст на изображение или схему.
Просмотр видео. Вместо рассказа, покажите ученикам видеоролик. Интересное видео воспринимается и усваивается лучше, чем текст или устный рассказ. Конечно, если это не банальная запись лекции на видео. В ролике должно быть действие.
Демонстрация с комментарием. Проводите эксперименты, изучайте реальные ситуации, демонстрируйте макеты и действующие модели. Ученики вспомнят, что они видели по запомненным словам, и наоборот, вспомнят, что они слышали, по визуальным образам.
Дискуссия. Активные формы обучения еще более эффективны. Человек быстрее забывает то, что ему сказали, чем то, что произнес он сам. Если вы хотите быстро обучить учеников - устройте дискуссию. Поставьте перед ними проблему или рассмотрите случай из реальной жизни. Попросите каждого предложить свои варианты решения задачи.
Выступление с речью. Лучший способ запомнить что-то — рассказать другому. Сначала нужно составить план речи, проработать материал, написать тезисы, отрепетировать и только потом выступить перед одноклассниками. Такая форма обучения способствует эффективному усвоению и запоминанию новой информации.
Театрализованное выступление. Сценки, разыгрываемые перед учениками, запомнятся надолго.
Имитация реальной деятельности. Этот вид обучения близок к театрализованному выступлению, но здесь больше реализма.
Выполнение реального действия. Самый эффективный способ обучения. Для того, чтобы научиться что-то делать, нужно просто начать это делать. Ни одна лекция, кейс, видео или сценка не сравнятся с реальной деятельностью. Однако следует иметь в виду, что реальная деятельность не отменяет и не заменяет другие формы обучения. Прежде чем выполнить реальное действие, нужно иметь хотя бы общее представление о нем.
(Слайд)
6. Как я могу увлечь своим предметом моего ученика?
Мотивация–это тропинка учащихся в кружки, факультативы, так как у учащихся появляется желание знать больше. Почему? А потому, что его разбудили, поверили ему, слушали его, давали право на свою мысль, то есть вселили надежду. А затем эти ученики становятся призерами, победителями школьных, районных, областных олимпиад.
Принимаем участие на дистанционных олимпиадах российского уровня (имеются сертификаты) – проявляются чувства ответственности, сплочённости.
Что это даст?
Мне, как учителю и просто человеку другого поколения, хотелось бы, чтобы наша молодежь всегда была востребована временем. И как учитель истории и обществознания считаю, что изучение гуманитарных предметов это путь к гуманизации.
СЛАЙД
В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями:
1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения;
2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.
В психологии известно много достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности:
1. Способ раскрытия учебного материала.
2. Организация работы над предметом малыми группами.
3. Отношение между мотивом и целью.
4. Проблемность обучения.
5. Содержание обучения.
Действительно, наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией. В качестве главного результата в «Стратегии модернизации образования» рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества. И задача общества, школы в первую очередь, создать условия, позволяющие раскрывать потенциал человека. Это связано напрямую с развитием его интеллектуальных способностей, личностных позиции.
И на вопрос: Что нужно современному молодому человеку, для того чтобы чувствовать себя комфортно в новых общественно экономических условиях жизни? Школа должна ответить: готовить выпускников способных:
(Слайд)
гибко адаптироваться в жизненных ситуациях, самостоятельно добывать приобретать на практике знания;
самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть проблемы и искать пути рационального их решения, использую современные технологии;
грамотно работать с информацией ,анализировать их, выдвигать гипотезы, делать обобщение
быть коммуникабельным, уметь работать сообща в различных областях и ситуациях, умело выходить из конфликтных ситуаций.
самостоятельно работать на собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Так как обучение идёт не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, работы, культуры, то и, по - моему мнению, формирование ключевых компетентностей школьника идёт посредством обучения и воспитания, получения основного и дополнительного образования.
Сегодня «качество образования» - это способность выпускников самостоятельно мыслить и действовать, добывать необходимую информацию, отстаивать свои права, не пасовать перед трудностям, успешно интегрироваться в мировое сообщество. Качественное образование предполагает, кроме соответствующих знаний и умений, высокий уровень гражданственности и нравственности, что позволит выпускникам в будущем достойно и цивилизованно жить в обществе.
Таким образом, задачами являются:
Для учителя:
осуществлять на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся системное развитие культуры и техники речи;
формировать широкие ключевые, в первую очередь коммуникативные компетентности обучающихся (в том числе на иностранном языке) на основе сотворчества и сотрудничества;
развивать языковую и нравственную культуру школьников, формировать гражданские компетентности через расширение социальных связей.
Для ученика:
стремиться к саморазвитию и самообразованию при освоении широких ключевых, в первую очередь коммуникативных компетентностей, базовых знаний с учётом своих склонностей и индивидуальных возможностей;
проявлять активную гражданскую и нравственную позицию, стремление к лидерству;
формировать ответственность в достижении результатов, поставленных целей и приоритетов.
Какие же это принципы?
Смысл образования заключается в том, чтобы развивать у учащихся способность самостоятельно принимать решения на основе полученного опыта.
Содержанием обучения становятся действия и операции, соотносящиеся с навыками, которые нужно получить.
Необходимо создавать условия для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения поставленных проблем.
Оценка результатов обучения основана на анализе уровня образованности, достигнутого учащимися, т.е. на уровне его компетенций.
Проще говоря, знания в обучении перестают играть главную роль (вызубрил, молодец!). Знания, безусловно, важны, однако главная задача образования – научить учащегося пользоваться этими знаниями для решения различных проблем.
(слайд)
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.
2. Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.
3. Развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом учения, позволяет повысить результативность обучения по всем общеобразовательным предметам.
4.Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.
5. Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова.
6. Педагог должен понимать, что какими знаниями он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.
При работе с детьми я, как учитель, испытываю следующие трудности:
разброс уровней развития учащихся очень велик. Это дезорганизует учебный процесс;
учебники трудны, не всегда интересны, не всегда имеются в наличии у детей;
учебные программы перегружены. Лимит учебного времени заставляет идти и идти, не задерживаясь, дальше и дальше. Учитель лишён возможности поработать неторопливо, вдумчиво, творчески;
равнодушие учащихся, не заинтересованность в результате их учебной деятельности.
(Слайд)
Трудности при изучении истории:
1. Формальное усвоение истории;
2. История усваивается в виде словесных выражений;
3. За словесными выражениями не стоят образы реальных фактов.
7. Как в свете современного рынка труда просматривается мой предмет?
На современном этапе «меняется образовательная парадигма», приоритетной целью образования становится уже не передача суммы знаний, а развитие личности -каждого ученика, что является результатом процесса социализации его в обществе, а главное – в школе.
В соответствии с этими идеями требования ФГОС по истории, впервые сформулированы не в виде перечня отдельных знаний, а в виде умений по оперированию этими знаниями! Текст требований к уровню подготовки выпускников основной школы по истории разделён подзаголовками на три части: «уметь»- 67%; «использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» - 23%; «знать» - 10% требований.
К слову, родительская общественность уже давно сформулировала новый социальный заказ: учите наших детей в школе тому, что нужно в жизни: самостоятельности, коммуникабельности, целеустремлённости и т.д.. Современные дети значительно более раскрепощены, информированы, нежели дети 15—20 лет назад. Большинство из них уже не в состоянии работать в рамках репродуктивных форм, отвечают на них резким снижением мотивации к учёбе.
Но сейчас все увлечены компьютеризацией и у этого процесса есть свои минусы. Какие?
Стремление очень многих учащихся получить знания легко и поверхностно при помощи сети Интернет. Особенно вредно восприятие чужих мнений, случайные знания, например:«Википедия» и др. В результате чего у учащихся отсутствует критическое мышление, и любая информация воспринимается как истина. Отсюда генерируется также ряд других проблем, а именно:
1. Резкое снижение интереса к чтению (читают только по программе литературы);
2.Скудная односложная речь к монологической речи готовы немногие;
3. Поверхностное общение учащихся друг с другом взаимное непонимание, приводящее к жестокости и грубости. И наконец,
4. Не сформирована привычка к саморазвитию в целом.
Как же выйти из этой опасной ситуации?
Изучение истории поможет человеку научиться решать ряд жизненно практических задач.
1. Чтобы объяснить разнообразие современного общества с помощью обшей картины исторического развития человечества: связывать различные факты и понятия, находить нужную информацию, ориентироваться в мире, понимать его).
Исторические факты являются часть юнашего современного культурного пространства (картины, художественные фильмы, книги). В котором необходимо ориентироваться любому человеку. Следовательно, цель изучения истории не снабдить человека большим количеством исторических знаний, а помочь ему сформировать собственную, адекватную научным представлениям картину прошлого и с её помощью систематизировать или добывать любые исторические знания, которые пригодятся ему в жизни. Слушая выпуски новостей по радио или телевидению, ситуациях, человек сталкивается с необходимостью понимать и использовать в своём общении такие слова, как, например,"государство", "закон". "права", "экономика - и т.д. Следовательно, цель изучения истории для конкретного человека — овладеть умениями по использованию абстрактных общественно-исторических понятии и при необходимости наращивать свои знания, применяя их в повседневной жизни.
(Слайд)
Сегодня многие современные специальности требуют историю в качестве профильного предмета по ЕГЭ. Если вы неплохо разбираетесь в исторических событиях и датах, вам можно сдать эту дисциплину и попробовать поступить в вуз на направления, связанные с данной областью. Рекомендую тщательно изучить перечень востребованных профессий и заранее определиться, куда именно подавать заявление. Ведь от правильного и своевременного решения зависит дальнейшая деятельность.
Куда можно поступить с историей и обществознанием
На самом деле, выбрав сдав экзамены на данные предметы, выбор Вузов и специальностей огромен. В зависимости от полученных баллов, вы можете попробовать себя практически в любой отрасли. Но наиболее подходящими мы выделим следующие:
Конфликтология — сравнительно молодая специальность, но очень перспективная. Конфликтологи всегда будут востребованы в гос. управлении, силовых структурах.
Юриспруденция — здесь можно в дальнейшем выбрать два направления (уголовное право либо гражданское)
Исторический факультет
Экономический (здесь потребуется также знание математики)
Реклама, связи с общественностью
любой другой гуманитарный факультет.
«Обучение и воспитание детей - рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи - горе несравнимо ни с каким другим.
Демокрит
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«…прежде чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, учителю же остаётся только руководить и направлять его деятельность» Л.С . Выготский
1. Кто такой мой ученик?
В словаре С.И. Ожегова даются следующие определения Ученик : Учащийся средней школы, профессионального технического училища. Человек, который чему-нибудь учится у кого-нибудь. Последователь какого-нибудь учения, тот, кто изучает что-нибудь под руководством кого-нибудь. Современный : Относящийся к одному времени, к одной эпохе с кем-, чем-нибудь. Относящийся к настоящему времени, теперешний. Стоящий на уровне своего века, не отсталый.
Ряд аспектов, по которым можно рассмотреть облик современного ученика: 1. Здоровье. 2. Использование современных технологий. 3. Индивидуально-психологические особенности. 4. Интерес к процессу обучения. 5. Личные качества.
Результаты опроса учащихся нашей школы Положительная оценка Отрицательная оценка Хочет учиться Дисциплинированный Послушный Пользуется компьютерной техникой в целях обучения (электронные книги, интернет, принтер, сканер) Умеет взаимодействовать с одноклассниками, относится к старшим с уважением, бережет школьное имущество Занимается спортом Заинтересованный Талантливый Воспитанный Борется за оценку Идет в ногу со временем Стремится к саморазвитию и получению знаний Боится не сдать экзамен Трудолюбивый Активно работает на уроках Веселый Галантный Коммуникабельный Толерантный Модный Решительный Жизнерадостный Любвеобильный Продвинутый Хороший человек Умный Добрый Пунктуальный Собранный Не хочет учиться Ленивый Дерзкий Использует компьютерные технологии лишь в развлекательных целях Не умеет использовать компьютерную технику для учебы Ждет каникул, чтобы побыстрее закончился школьный день Уставший Невыспавшийся Грубый Невежливый Учеба как тяжелая ноша Не носит школьную форму Совершающий глупые поступки Живет без цели и желания развиваться Деградирует Интересуют материальные ценности Не знает, чего хочет от жизни Не делает д/з Прогуливает уроки Не имеет собственного мнения Страдающий от несовершенства образовательной системы Злой Имитирует учебу Отсутствие интереса Безграмотный Невнимательный
Процесс становления личности учащегося тесно связан с формированием мыслительных умений и навыков, развитие которых зависит от правильного выбора приёмов, средств, форм и методов обучения.
2. Чему учит мой предмет? Идеальное и реальное.
3. Чему я хочу научить своих учеников?
Функции обществознания : Образовательная – формирует общие знания о человеке и обществе. Познавательная – позволяет понять и познать все, что касается общества. Практическая – позволяет вписываться и существовать в обществе. Методологическая – позволяет ознакомиться с методами и способами изучения общественных явлений.
Обществознание – это школьный предмет базисного учебного плана школ Российской Федерации, который изучает разнообразные общественные явления и аспекты: подготавливает ребенка к общественной жизни; объясняет, по каким законам развивается общество; объясняет роль человека в обществе; взаимодействие людей друг с другом; учит правильно контактировать с другими людьми; социализирует.
4. Почему жизненно необходимо изучать мой предмет?
Изучение истории в старших классах средней школы на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: — воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; — развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами; — освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе; — овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; — формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности».
Формулировки в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном в 2010 году: 1 ) формирование основ гражданской, этнонациональной , социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; 2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов; 3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире; 4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной , социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества; 5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней; 6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
5. Что в первую очередь надо моим ученикам: знания? Умения? Навыки? Компетентности? «Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников. Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики». Л.Н . Толстой
Стратегия модернизации содержания общего образования называет: компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности; компетенции в сфере гражданско-общественной деятельности; компетенции в сфере общественно-трудовой деятельности; компетентности в бытовой сфере.
Пирамида обучения Эдгара Дейла
Наиболее результативные и эффективные техники обучения: чтение; слушание или аудиовизуализация ; взгляд на рисунок; просмотр видео; демонстрация с комментарием; дискуссия; выступление с речью; театрализованное выступление; имитация реальной деятельности; выполнение реального действия.
6. Как я могу увлечь своим предметом моего ученика?
Условия, вызывающие интерес школьника к учебной деятельности : 1. Способ раскрытия учебного материала. 2. Организация работы над предметом малыми группами. 3. Отношение между мотивом и целью. 4. Проблемность обучения. 5. Содержание обучения.
Школа должна готовить выпускников способных: гибко адаптироваться в жизненных ситуациях, самостоятельно добывать приобретать на практике знания; самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть проблемы и искать пути рационального их решения, использую современные технологии; грамотно работать с информацией ,анализировать их, выдвигать гипотезы, делать обобщение быть коммуникабельным, уметь работать сообща в различных областях и ситуациях, умело выходить из конфликтных ситуаций. самостоятельно работать на собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Задачи для учителя: осуществлять на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся системное развитие культуры и техники речи; формировать широкие ключевые, в первую очередь коммуникативные компетентности обучающихся (в том числе на иностранном языке) на основе сотворчества и сотрудничества; развивать языковую и нравственную культуру школьников, формировать гражданские компетентности через расширение социальных связей.
Задачи для ученика: стремиться к саморазвитию и самообразованию при освоении широких ключевых, в первую очередь коммуникативных компетентностей, базовых знаний с учётом своих склонностей и индивидуальных возможностей; проявлять активную гражданскую и нравственную позицию, стремление к лидерству; формировать ответственность в достижении результатов, поставленных целей и приоритетов.
Выводы: 1. Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках. 2. Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения. 3. Развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом учения, позволяет повысить результативность обучения по всем общеобразовательным предметам. 4. Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности. 5. Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. 6. Педагог должен понимать, что какими знаниями он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем .
Трудности при работе с детьми: разброс уровней развития учащихся очень велик. Это дезорганизует учебный процесс; учебники трудны, не всегда интересны, не всегда имеются в наличии у детей; учебные программы перегружены. Лимит учебного времени заставляет идти и идти, не задерживаясь, дальше и дальше. Учитель лишён возможности поработать неторопливо, вдумчиво, творчески; равнодушие учащихся, не заинтересованность в результате их учебной деятельности.
1. Формальное усвоение истории; 2. История усваивается в виде словесных выражений; 3. За словесными выражениями не стоят образы реальных фактов. Трудности при изучении истории:
7. Как в свете современного рынка труда просматривается мой предмет?
Куда можно поступить с историей и обществознанием Конфликтология Юриспруденция Исторический факультет Экономический Реклама, связи с общественностью любой другой гуманитарный факультет
«Обучение и воспитание детей - рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи - горе несравнимо ни с каким другим. Демокрит
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ С ПРИМЕНЕНИЕМ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Методика работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ по русскому языку...
Выступление на педагогическом совете школы Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования.
В выступлении изложены основные требования к современным учителям иностранного языка...
"Использование педагогических технологий в обучении вокалу" - выступление на педагогическом совете
Сегодня педагогических технологий применяется много. И, практически, перед каждым педагогом стоит ряд определенных вопросов: Как среди них выбрать свою? Как перенести выбранную технологию в условия до...
Выступление на педагогическом совете "Модель психолого педагогической помощи детям с нарушениями развития"
В материале даны рекомендации по сопровождению детей с нарушениями в развитии в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"
Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"...
Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах.
Участие в работе предметно-методической комиссии, методических советах выступления на педагогических советах, НПК стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации....
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»
Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...