Применение ИКТ - технологий в учебном процессе. Опыт коллег по использованию новых технологий.
материал (9 класс)

Сафонова Ирина Васильевна

Использование ИКТ технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Информационные технологии выступают как универсальный инструмент, который способен помочь детям в решении самых разнообразных проблем современного человека, а так же поможет им адаптироваться к будущей взрослой жизни. Технические достоинства ИКТ: быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прочитывания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства: создание эффекта присутствия "Я это видел!", у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. Во внеурочной и урочной деятельности можно применять самые разнообразные формы работы с использованием ИКТ. Это может быть использование готовых программ, имеющихся в медиатеке; создание собственных образовательных ресурсов; работа в Интернет. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение ИКТ - технологий в учебном процессе.                                                                 Опыт коллег по использованию новых технологий.

Если бы компьютер не был изобретен

как универсальное техническое устройство,

его следовало бы изобрести

специально для целей образования.

Энтони Маллан

(известный английский педагог)

Использование ИКТ технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Информационные технологии выступают как универсальный инструмент, который способен помочь детям в решении самых разнообразных проблем современного человека, а так же поможет им адаптироваться к будущей взрослой жизни. Технические достоинства ИКТ: быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прочитывания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства: создание эффекта присутствия "Я это видел!", у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. Во внеурочной и урочной деятельности можно применять самые разнообразные формы работы с использованием ИКТ. Это может быть использование готовых программ, имеющихся в медиатеке; создание собственных образовательных ресурсов; работа в Интернет. 

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.

Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию воспитанников к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных  решений задач.

Повышать профессиональное мастерство через использование информационно-коммуникативных технологий

Внедрять ИКТ в совместную деятельность педагога и детей

Использовать ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей

ПРЕИМУЩЕСТВА ИКТ

ПЕРЕД ТРАДИЦИОННЫМИ ФОРМАМИ РАБОТЫ

В работе с детьми:

  • Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.
  • Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию воспитанников к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных  решений задач.
  • ИКТ вовлекают  школьников в образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
  • Использование ИКТ в образовательном процессе увеличивает возможности постановки воспитательно-образовательных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.

Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в школьном возрасте. Он только дополняет учителя, а не заменяет его.

В работе с родителями:

  • минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;
  • возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
  • обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;
  • оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;
  • рост объема информации;
  • обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум);
  • оперативное получение информации;
  • расширение информационных потоков;
  • создание электронных газет, журналов;
  • на родительских собраниях, можно показать в презентации фото различных видов деятельности детей, видеоматериалы и проводить различные консультации с наглядностью;
  • онлайнконсультации специалистов для родителей;

В методической работе учителя:

  • Экономия затрат труда и времени
  • Быстрый и в большом объеме подбор дополнительного познавательного материала через интернет – ресурсы;
  • Эстетичное оформление документации, отчётов, диагностик, стендов, информационных уголков, ширм и др.
  • Общение на форумах сайта, использование электронной почты позволяют

быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах;

отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров);

получать консультации по возникшим проблемам;

знакомиться с передовым опытом и наработками своих коллег;

размещать свои работы на сайтах, тем самым знакомить со своей деятельностью педагогическое сообщество, представлять накопленный опыт коллегам, родителям и детям

  • Использование интернета позволяет читать электронные СМИ – журналы, газеты, статьи официальных сайтов и т. д.

Внедрение ИКТ в свою деятельность я осуществляю по направлениям

Методическая работа

Планирование

Разработка и использование собственных программ

Мониторинг развития учащихся

Работа с ресурсами Интернет

Подбор ПО для учебно-воспитательных целей

Справочники, словари

Работа с материалами web - сайтов

Коммуникации

Взаимодействие с коллегами

Свой сайт

Воспитательная работа

Внеклассная работа

Использование готовых электронных продуктов

Создание презентаций и слайд-шоу

Виртуальные музеи и путешествия

Дидактические игры

Участие в дистанционных конкурсах, проектах, олимпиадах

Проектная деятельность

Основные цели, которые я ставлю при использовании ИКТ:

Сделать мероприятие, занятие современным (с точки зрения использования технических средств)

Приблизить данное занятие, деятельность к мировоззрению современного ребенка

Цели, с которыми я использую ИКТ на  мероприятиях, занятиях

Демонстрация и объяснение

Привлечение внимания

Создание проблемной ситуации

Усиление мотивации к познанию нового

Расширение словарного запаса

Проверка уровня запоминания

Использование ИКТ на любом этапе мероприятия высвобождает время для другой работы и помогает решать проблемные задачи. Во внеурочной деятельности ИКТ применяю при составлении плана мероприятия, использую офисные приложения и программы, сайты и тесты, созданные с помощью языка разметки гипертекста HTML, готовые цифровые образовательные ресурсы, Интернет, программу Advanced Grapher для построения графиков, фотошопы для обработки фото, программу Microsoft Power Point для создания презентаций, https://learningapps.org/  - для создания мультимедийных интерактивных упражнений, https://quick.apkpro.ru/polls - создание тестов, опросников, кроссвордов, https://globallab.ru/ru/ , образовательные платформы:   https://myschool.edu.ru/    , https://www.yaklass.ru/ , https://resh.edu.ru/?yscl , https://uchi.ru/teachers/lk/main , https://education.yandex.ru/uchebnik/main ,        https://sferum.ru/?p=dashboard&schoolId=207542631   и другие.

Постараюсь рассказать, какие формы ИКТ использую, чтобы внеурочные занятия были эффективными, интересными для ребят.

Презентации ИКТ облачают в современную и увлекательную форму любой материал. Программа Power Point дает мне возможность самостоятельно скомпоновать материал, исходя их особенностей класса, темы, поместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты, использовать карты, рисунки, портреты писателей, что позволяет построить занятие так, чтобы добиться максимального эффекта. Презентация позволяет не просто рассказывать, а вести беседу с учащимися, опираясь на слайды, задавать вопросы по теме и тем самым заставляя учащихся анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы. Младшим школьникам нравятся задания, где нужно выбрать правильный рисунок, рассмотреть устройство инструмента, игровой материал (загадки, ребусы, викторины и т. д.). Использование во внеурочной деятельности мультимедиа-презентаций и фильмов приводит к целому ряду положительных эффектов:

 • придаёт занятию эмоциональную окрашенность

 • психологически облегчает процесс усвоения

 • возбуждает живой интерес к предмету познания

 • расширяет общий кругозор

 • повышается производительность труда педагога

Работа с ресурсами Интернет

Есть три силы, побуждающие детей к активной деятельности: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако надо четко продумать и определить: для решения каких целей и задач могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которые предоставляет всемирная компьютерная сеть. Именно педагог на современном этапе должен стать координатором информационного потока. Дидактические возможности сети Интернет связаны с ее вещательными, интерактивными и поисковыми услугами, а также с информационными ресурсами, которые могут быть полезны во внеурочной деятельности.

 Вещательные услуги:

книги словари, справочники, методическая литература, газеты, журналы в электронном виде

электронные библиотеки, базы данных, информационные системы

обучающие и другие, имеющие отношение к педагогике электронные книги, справочные файлы.

Эти услуги я использовала для подготовки и проведения воспитательных мероприятий, созданные посредством информации из электронных библиотек  сети Интернет («Приходи, сказка!», «Хлеб всему голова!», «Зимние праздники»). Ученики под руководством педагога подбирали теоретический материал по теме. Интернет содержит в себе огромную массу информации, как полезной, так и в какой-то мере вредной для детских умов. Перед педагогом ставится задача не только отследить сам материал, но и правильно организовать его поиск и отбор. Но зато, сколько дополнительных возможностей открывает Интернет. Учащиеся учатся обращаться с новой для них информацией, отбирать важные и актуальные моменты.

Интерактивные услуги:

электронная почта

социальные сети

Информационные технологии позволяют мне разнообразить формы работы с учащимися и их родителями, упрощается процесс общения вне школы (общение учеников класса посредством сообщений в социальных сетях, информационное взаимодействие с родителями школьников на сайте; передача и получение информации по электронной почте).

Поисковые услуги:

каталоги

поисковые системы

Данный вид деятельности направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление с этой информацией, предназначенной для широкой аудитории. Используя поисковые системы, мои ученики оформили «Книгу рецептов» для представления профессии повар.

Среди информационных ресурсов сети я бы выделила:

курсы, программы, предназначенные для самообразования

обучающие олимпиады, викторины, проекты

виртуальные центры для консультаций школьников, учителей, родителей.

К помощи этих ресурсов обращались вместе с детьми при участии в творческих конкурсах, олимпиадах, онлайн-викторинах. Родителям предоставлялись электронные адреса консультационных центров.

Фото и видео репортажи

Невозможно представить внеурочную деятельность без использования сотовых телефонов, цифровых фотоаппаратов и видеокамер. Мы имеем возможность зафиксировать любое мероприятие, обработать его и собрать фото-видео копилку. Дети с помощью телефонов стараются запечатлеть тот или иной момент своей школьной жизни и деятельности. На основе этих фото и видео, создаю различные ролики, делимся этой информацией на образовательных сайтах, с родителями, педагогами и учениками. Основные плюсы и положительные стороны этого направления ИКТ: наглядность, доступность, относительно низкие затраты на оборудование, вовлечение всех учащихся класса в увлекательный процесс «стоп- кадр», а результат: сокращение временных затрат на подготовку наглядности, эстетичность и др. 

Электронные музыкальные физкультминутки

В младших классах, дети с ОВЗ во время занятий быстро утомляются. Поэтому неотъемлемой частью любого мероприятия или занятия являются различные анимационные физкультминутки. Маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции, которые приносят эти электронные зарядки. Ученик, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.

Тренажеры, тесты

Во внеурочной деятельности использую тесты, которые могут быть в виде текстов, вопросов, картинок или изображений, предусматривающие несколько вариантов ответов, из которых нужно выбрать один правильный.

Проектная деятельность

Мы приняли участие в следующих творческих, исследовательских проектах:

Участие в проектах обогатило личный опыт учеников, их знания о разнообразии человеческой деятельности, сформировало необходимые практические умения и навыки. Даже самые инфантильные или расторможенные дети становились ищущими, жаждущими знаний, неутомимыми, творческими, настойчивыми и трудолюбивыми, что  обеспечивало положительный эмоциональный настрой, создавало ситуацию успеха в классе, школе и за ее пределами.

Но наличие ИКТ ещё не делает мероприятие, занятие хорошим. Если педагог не вкладывает в него индивидуальность, душу, то и мероприятие с применением ИКТ получится скучным и посредственным. Ни компьютер сам по себе, ни сеть Интернет, ни какое-либо другое средство обучения не в состоянии заменить хорошего педагога, живое слово, непосредственное общение. Учитель по своему культурно-образовательному уровню и психологическому настрою должен быть готов к принятию любой из образовательных технологий, но только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена ее главным автором – Педагогом.

Мои результаты использования ИКТ во внеурочной деятельности:

 1.Собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах,.

2.Самостоятельно созданные презентации и слайд-шоу для внеклассных мероприятий

3.Виртуальные путешествия и экскурсии (видеоролики) в Ботчинский заповедник, «Экскурсия по Эрмитажу- https://www.youtube.com/watch?v=a93HwWjM-no  », «Экскурсия по Лувру- https://mylouvre.su/виртуальный-лувр/ », «Виртуальная библиотека Б. Ельцина- https://www.prlib.ru/ »

4. Дидактические игры .

5.Проектная деятельность: таблица «Творческие, исследовательские, проектные работы»

6. Фото и видео внеклассных мероприятий.

7.Текстовая, табличная и графическая информация (консультации для родителей, рекомендации, выступления, сценарии и т.п.).

8.Анимационная видеоинформация (гимнастика для глаз, физкультминутки).

9.Информация об интересных моментах в жизни класса размещается на различных образовательных сайтах.

10.Создан персональный сайт педагога как методическая копилка. - https://nsportal.ru/safonova-irina-vasilevna 

Конечно, подготовка мероприятий с использованием ИКТ требует много времени, но вложенный труд надолго остаётся в виде целых циклов и практикумов, которые составляют интеллектуальное богатство педагога.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что использование методической разработки «Использование информационно-коммуникативных технологий в школьном образовательном учреждении» будет способствовать повышению профессионального уровня педагогов, побуждать их искать новые нетрадиционные формы и методы обучения, проявлять творческие способности. Также она помогает понять, что нельзя исключить ИКТ из процесса обучения школьников, а наоборот, доказывает необходимость активного включения этих технологий в образовательный процесс.

На основе самоанализа результатов моей педагогической деятельности по использованию ИКТ в работе со школьниками, можно сделать вывод, что произошли:

-изменения в качестве знаний воспитанников;

-изменения в уровне воспитанности;

- изменения в запоминание содержания;

-изменения в развитии интереса к образовательной деятельности.

Признавая, что компьютер новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что его использование в образовательно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным.

Таким образом, использование ИКТ в работе с школьниками позволяет расширить кругозор ребенка, обогатить педагогический процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

Использование информационно-коммуникационных технологий в школе– актуальная проблема современного школьного воспитания. Компьютерные  технологии вошли  в систему школьного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ОУ и повысить его эффективность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет по теме: « Эффективные инструменты учебного процесса: опыт и поиск».

Цели:   1.  Повысить  теоретический  уровень  профессиональной  компетентности   педагогического  коллектива  в  области дидактическог...

Педсовет по теме: « Эффективные инструменты учебного процесса: опыт и поиск».

Цели:   1.  Повысить  теоретический  уровень  профессиональной  компетентности   педагогического  коллектива  в  области дидактическог...

Обобщение педагогического опыта по теме "Повышение мотивации обучения технологии путём применения коллективного и индивидуального творчества в проектной деятельности с использованием современных технологий"

В работе представлен материал из личного опыта работы с учащимися в проектной деятельности. Использование метода проектов в технологическом образовании школьников привело к следующим результатам: 1...

педсовет: Использование новых технологий, форм и методов оптимизации учебно- воспитательного процесса

Цель:-познакомиться с теоретическими положениями понятия – педагогическая технология на основе анализа научно – методической литературы..-представить лучший опыт учителей школы по использованию...

Круглый стол «Применение инновационных технологий в образовательном процессе: опыт и достижения»

Круглый стол «Применение инновационных технологий в образовательном процессе: опыт и достижения»Цель: стимулирование интереса к научной деятельности, к теоретическому исследованию и практи...

Выступление на коллегии отдела образования "Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе"

В докладе обобщен опыт по формированию культуры здоровья в школе, сохранению и укреплению здоровья школьников....

Дистанционная форма организации учебного процесса: опыт реализации

Дистанционная форма организации учебного процесса: опыт реализации...