«Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики как фактор развития логического мышления учащихся»
статья
«Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики как фактор развития логического мышления учащихся»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики как фактор развития логического мышления учащихся»
Учитель математики: Казиахмедова Разия Керимовна
Современное общество меняет взгляд на содержание математического образования. Основное внимание направлено, на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Особое внимание уделяется развитию способностей обучающихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Один из выходов в данной ситуации является реализация компетентностного подхода на уроках математики, который акцентирует внимание на формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках математики. Освоение ключевых компетентностей целесообразно осуществлять через специальные компетентностно-ориентированные задания
Появление нового результата образования поставило учителя перед необходимостью использования системно- деятельностных технологий. Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников математике является решение задач. И от того, какие задачи решаются, зависят образовательные результаты. Однако, таких заданий в учебниках и учебных пособиях немного. Составление же компетентностно-ориентированных заданий достаточно трудоемко. Поэтому учителя математики редко используют их на уроках.
В принятом Федеральном Государственном Образовательном стандарте (ФГОС) говорится о «формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций». Что же подразумевают под собой ключевые компетенции?
Первым введём понятие «Компетенция»:
Компетенция — результат овладения содержанием общего среднего образования, выражающийся в готовности обучающегося использовать усвоенные знания, умения, навыки, а также способы деятельности в конкретных жизненных ситуациях для решения практических и теоретических задач. Составными элементами компетенции являются: знания, навыки, способность, стереотипы поведения и усилия.
Совокупность компетенций, предложенная доктором педагогических наук Международной педагогической академии Хуторским Андреем Викторовичем, в настоящее время является общепринятой и базовой. Перечень ключевых компетенций, который приведён ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. Он выделял следующие компетенции:
- Ценностно-смысловые;
- Общекультурные;
- Исследовательские;
- Информационные;
- Социально-трудовые;
- Коммуникативные.
Анализ контрольно-измерительных материалов, используемых для итоговой аттестации в 9 и 11 классах, показывает, что в экзаменационных работах становится все больше заданий, требующих построения самой модели реальной ситуации. Именно составление модели требует высокого уровня математической подготовки.
Гете писал: «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете». Я считаю, что одним из эффективных методов подготовки к ГИА является использование компетентностно – ориентированных заданий на уроках, начиная с 5 класса. Кроме того решение таких задач способно привить интерес ученика к изучению математики. Такие задания изменяют организацию традиционного урока , требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.
Понятие «компетентностный подход» разные ученые трактуют по-разному. Мне ближе определение, которое дают некоторые из них: «Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях»
С позиции компетентностного подхода основным результатом деятельности становится формирование ключевых компетентностей.
Если компетентность – это умение применять накопленные знания в практической деятельности и повседневной жизни, то компетентностно – ориентированное задание предназначено для реализации данной цели. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной задачи».
Поэтому, для формирования перечисленных компетентностей уместно использовать компетентностно-ориентированные задания:
- Это деятельностные задания, которые моделируют жизненную ситуацию,
- строятся на актуальном для обучающихся материале,
- структура задается определенными элементами (стимул, источник, задачная формулировка, инструмент проверки)
А теперь рассмотрим конкретные задачи и для начала выделим три основных уровня компетентностно-ориентированных задач.
- Уровень воспроизведения (включает воспроизведение математических фактов, методов и выполнение вычислений)
- Уровень установления связей (включает установление связей и интеграцию материала из разных математических тем, необходимых для решения поставленной задачи)
- Уровень рассуждения (математические размышления, требующие обобщения и интуиции)
Одним из ярких примеров таких задач являются задачи на проценты.
Приложение 1.
Типы задач
№ | Содержание | Решение |
1 | Сколько процентов составляет a от b? | a÷b·100 |
2 | Найти k % от числа b | b÷100·k |
3 | Найти число, если известно, что k% равно b | b÷k·100 |
Попробуйте разделить по трем основным типам следующие задачи.
Содержание | Тип |
Пакет молока стоит 40 рублей. Пенсионерам магазин делает скидку 15%. Сколько рублей заплатит пенсионер за пакет молока? | |
Площадь одной комнаты равна 12 кв.м, что составляет 25% площади всей квартиры. Найти площадь всей квартиры? | |
В начале учебного года в школе было 1440 учащихся, 560 учатся в начальной школе. Сколько процентов всех учащихся обучаются в начальной школе? |
А теперь я предлагаю посмотреть вам некоторые задания из контрольно измерительных материалов, как 9 класса, так и 11 класса.
- Вычислите количество денег, затраченное туда и обратно, если известно, что 1 литр бензина стоит 23 рубля 50 копеек и израсходовано 156 литров?
- В магазине имеется три вида плиток для пола:
Вид плитки | Стоимость одной плитки |
Квадратная плитка со стороной 2 м | 22р |
Плитка, площадь которой равна 1 кв. м | 20р |
Плитка, имеющая длину 3 м и ширину 2м. | 25р |
В зале длиной 12 м и шириной 8 м нужно покрыть пол плитками. Какую плитку лучше приобрести, чтобы затраты на покрытие пола были минимальными?
- Интернет-провайдер предлагает три тарифных плана.
Тарифный план | Абонентская плата | Плата за трафик |
0 | нет | 2,5 руб. за 1 Мб |
500 | 550 руб. за 500Мб трафика в месяц | 2 руб. за 2 Мб сверх 500МБ |
800 | 700 руб. за 800 Мб трафика в месяц | 1,5 руб за 1 Мб сверх 800 Мб |
Пользователь предполагает, что его трафик составит 650 МБ в месяц, и исходя из этого выбирает наиболее дешевый тарифный план. Сколько рублей заплатит пользователь за месяц, если его трафик действительно будет равен 650Мб?
Компетентностно - ориентированные задания широко применимы не только в математике, но и в других областях наук.
Рассмотрим несколько примеров из других предметов:
предмет | задание | ||||||||||||||
Русский язык | Написать заявление на поступление в художественную школу. | ||||||||||||||
Обществознание | |||||||||||||||
Физика |
| ||||||||||||||
Химия |
|
Уважаемые коллеги, а теперь попробуйте в течении 1-2 минут составить компетентностно – ориентированное задание по своему предмету.
Рефлексия: наша работа близится к завершению, а подвести итоги я предлагаю с помощью дерева состояния. Отметьте свое состояние и настроение; обведите человечка, который ближе всего вам по своему душевному состоянию.
Итог: Компетентностный подход в образовании в противоположность компетенции «усвоения знаний», а на самом деле предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющим им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, непреодолимых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы уроков математики как способ развития творческого мышления учащихся 5 – 9 классах
Одна из важных задач учителя состоит в том, чтобы научить детей жить и действовать в мире, в котором требуются самостоятельно мыслящие, предприимчивые и креативные личности. Темпы происходящих в...

Развитие логического мышления учащихся на уроках математики. Фрагменты уроков
Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже в начальной школе необхо...

Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики как средство развития предметных и ключевых компетенций учащегося
Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников математике является решение задач, способствующих развитию ключевых компетентностей. Компетентностно-ориентированные задания изменяют орган...

Стендовый доклад: Тема: «Использование компетентностно - ориентированных заданий на уроках математики как средство формирования читательской компетентности учащихся».
В настоящее время актуальными становится требования к личным качествам современного школьника – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, ...

Доклад "Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках математики"
Доклад "Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках математики"...

Презентация "Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках математики"
Презентация "Применение нестандартных заданий как средство развития логического мышления учащихся на уроках математики"...
Мастер – класс Тема:«Компетентностно-ориентированные задания на уроках математики, как фактор развития предметной грамотности учащихся».
Цель мастер- класса : познакомить с педагогическим опытом применения компетентностно -ориентированных заданий для развития предметной грамотности учащихся....