Нетрадиционные формы уроков математики как способ развития творческого мышления учащихся 5 – 9 классах
статья по теме
Одна из важных задач учителя состоит в том, чтобы научить детей жить и действовать в мире, в котором требуются самостоятельно мыслящие, предприимчивые и креативные личности. Темпы происходящих вокруг изменений необычайно высоки. И применение математических знаний стало неотъемлемой частью нашей современной жизни.
Перед учителем ставится трудная и ответственная задача: сделать свой урок интересным, насыщенным и занимательным. Подобные уроки позволяют развить умения, творчески применять полученные знания, воспитывать взаимоответственность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Нетрадиционные формы уроков математики как способ развития творческого мышления учащихся 5 – 9 классах»
Одна из важных задач учителя состоит в том, чтобы научить детей жить и действовать в мире, в котором требуются самостоятельно мыслящие, предприимчивые и креативные личности. Темпы происходящих вокруг изменений необычайно высоки. И применение математических знаний стало неотъемлемой частью нашей современной жизни.
Перед учителем ставится трудная и ответственная задача: сделать свой урок интересным, насыщенным и занимательным. Подобные уроки позволяют развить умения, творчески применять полученные знания, воспитывать взаимоответ ственность.
- Урок – творческий отчет.
Рекомендуемые темы: «Различные виды функций в нашей жизни», «Проценты вокруг нас» и др.
Цель: практическое применение знаний по теме или разделу; формирование исследовательских навыков уча щихся.
Подготовительный этап:
1. Тема и дата урока объявляется заранее (в зависи мости от сложности темы - один-два месяца).
2. Объявляются варианты творческих заданий по теме: например, изготовить прибор, разработать проект, произ вести лабораторные исследования, написать реферат, взять интервью у специалиста и т. п. Каждый выбирает се бе задание по интересам.
З. Работать можно индивидуально или группой (твор ческой, инициативной), полностью самостоятельно или пользуясь рекомендациями, консультациями.
Требования к отчету: дать обоснование выбора во проса и форм работы, изложить суть и объяснить получен ные результаты, показать их практическое применение.
Ход урока:
1. Вводное слово учителя.
2. Выступление учащихся с отчетами (если задание выполняла группа - докладывает один).
З. Ответы докладчиков на вопросы одноклассников. В ответах могут участвовать и члены группы, готовившей задание.
4. Подведение итогов.
Оцениваются результаты работы учеников по выбран ным заданиям (при групповом выполнении все члены од ной группы получают одну оценку) с учетом выполнения всех требований.
- Урок – сочинение.
Урок – сочинение предполагает написание математической сказки, стихотворения или монолога (например: «Я – геометрическая фигура»). Подобные уроки позволяют реализовать связи теории с практикой, продолжить развитие у школьников наблюда тельности, аналитических способностей, умения излагать свои мысли связно и аргументировано; проверить усвое ние темы у всего класса.
Цель: закрепление знаний по теме, развитие умения анализировать.
Ход урока:
1. Класс получает задание: написать сочинение по предмету. В нем нужно связать в единое целое 5-10 из вестных каждому ученику случаев из жизни, где встреча ются изученные на уроках понятия и применяются полученные на уроках знания.
2. Описание в сочинении различных явлений и краткое их объяснение.
З. Оценка сочинений - учитывается количество приме ров, языка изложения, качество объяснения примеров и то, как они "вписаны" в рассказ.
- Урок – ролевая игра.
Рекомендуемые темы: «Как добраться до кабинета?», «Вы – учитель. У вас есть неуспевающие ученики. Ваши действия по преодолению пробелов в знаниях у учащихся».
Цель: формирование целенаправленных действий учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответ ствии с сюжетом игры и распределенными ролями.
Виды:
имитационные (направлены на имитацию опреде ленного профессионального действия);
ситуационные (связаны с решением какой-либо уз кой конкретной проблемы - игровой ситуации);
условные (решение, например, учебных или произ водственных конфликтов).
Формы: воображаемые путешествия, дискуссии на ос нове распределения ролей, пресс-конференции.
Ход урока:
Основные этапы: подготовительный, игровой, заключи тельный, анализ результатов.
- Урок – придумай проект.
Рекомендуемые темы: «Изменим школьный двор», «Создать эскиз игровой комнаты для начальной школы».
Цель: практическое применение изученного на уроке явления (закона) в разработанных учениками технических проектах.
Ход урока:
Целевая установка, актуализация знаний учащихся. Формирование творческих групп. Возможна индивидуальная работа.
Разработка технических проектов в соответствии с тре бованиями. Защита проектов и определение наиболее привлекательных.
Подведение итогов.
- Урок – домино.
Рекомендуемые темы: «Формулы сокращенного умножения», «Тригонометрические формулы».
Почти все ученики ленятся запоминать формулы. За помнить же их необходимо. Это позволяет сделать игра "Домино".
Одной формуле может быть поставлено в соответствие до 10 верных формулировок или наоборот: одной форму лировке соответствует несколько формул. 10-20 минут игры в такое "домино" достаточно для прочного запомина ния многих формул.
- Урок – соревнование.
Рекомендуемые темы: «Решение линейных уравнений и неравенств», «Решение квадратных уравнений и неравенств», «Действия с положительными и отрицательными числами».
Могут быть разными по содержанию, по организации и структуре. Наиболее часто проводятся с целью повторения или обобщения изученного материала.
Виды: поединок, бой, эстафета, соревнования и др.
Цель: воспитание индивидуальной и коллективной от ветственности за результаты работы.
Формирование у учащихся умений соотносить свои ин тересы с интересами коллектива, подчинять свои эмоции решению конкретной задачи, использовать все свои воз можности, ориентироваться в нестандартных ситуациях.
Цель: овладеть умением применения приобретенных знаний в жизни.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания.
2. Решение примеров из учебника.
З. Создание ситуации: решаем задачи, которые составляем сами.
4. Составление задач (самостоятельно, в парах, в группах). Учитель в это время составляет свои примеры и записывает их на одной части доски.
5. Задачи учеников записываются на другой части дос ки (задачи участников до начала соревнования закрыты).
6. Организация соревнования: кто быстрее решит: учи тель или класс? (Допускается работа по группам)
7. У доски с учителем соревнуется самый сильный уче ник. Весь класс решает вместе с ним задачи, составлен ные учителем. Учитель одновременно решает задачи учеников.
8. Обсуждение, подведение итогов, выводы. Оценива ется правильность решения задач, умения применять свои знания при решении задач, актуальность задач.
Применение данного типа нетрадиционного урока позво ляет вскрыть слабые стороны в знаниях и вычислительных навыках учащихся, провести урок в игровой форме.
Экспериментальная проверка работы модели деятельности учителя и методики обучения учащихся подтвердила устойчивый положительный рост качества знаний обучающихся по математике. О положительных успехах работы свидетельствует общая успеваемость по предмету - 100%; рост среднего балла; призовые места, занимаемые учениками на школьных, районных, городских олимпиадах, международных конкурсах - играх; наблюдается устойчивая динамика роста мотивации к изучению предмета.
Литература:
- Безрукова В.С. все о современном уроке: проблемы и решения. - М.: «Сентябрь», 2004. – 160 с.
- Короткова М.Н. Нетрадиционные формы уроков // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. №7.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в со временной школе. Воспитание: от формирования к развитию. - М. - Ростов н/Д, 2000. - 191 с.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в сред ней школе: от коллективизма к взаимодействию. Учеб. метод. пособие - Ростов н/Д: "Учитель"; 2001. -287 с.
- Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Прак тич. пособие. - Ростов н/Д: "Учитель", 2001. -160 с.
- Манвелов С.Г. Основы творческой разработки урока математики // Математика. 2001. №13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проекта в развитии творческого мышления учащихся на уроке литературы. Тема: «Рыцарь мечты» и незабываемые страницы его феерии «Алые паруса».
Метод проектов на уроках решает следующие задачи: развитие познавательных навыков учащихся;развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;развитие умений ориентироваться в информацион...
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы производится с целью повышения учебной мотивации и развития творческого мышления учащихся.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы производится с целью повышения учебной мотивации и развития творческого мышления учащихся....
Нестандартные уроки как способ развития творческого мышления учащихся при обучении английскому языку
В данном материале рассматриваются нестандартные уроки английского языка, которые могут помочь педагогам развить творческое мышление обучающихся....
Развитие творческого мышления учащихся на уроках истории путем применения нестандартных форм обучения
Анализ успешного опыта использования нестандартных форм обучения на уроках истории в процессе развития творческого мышления у учащихся....
Применение НФТМ-ТРИЗ технологии для развития творческого мышления учащихся на примере урока истории в 10 классе
Применение НФТМ-ТРИЗ технологии для развития творческого мышления учащихся на примере урока истории в 10 классе...
Применение НФТМ-ТРИЗ технологии для развития творческого мышления учащихся на примере урока истории в 6 классе
Применение НФТМ-ТРИЗ технологии для развития творческого мышления учащихся на примере урока истории в 6 классе...
«Экологический дизайн как нетрадиционная форма работы по развитию творческих способностей детей с нарушениями слуха» (мастер-класс)
Распространение педагогического опыта работы с детьми с нарушением слуха по изготовлению инсталляции из бросового материала....