Методика формирования функциональной грамотности на уроках ФК
методическая разработка

Константин Николаевич Карбаинов

Методика формирования функциональной грамотности на уроках ФК

Скачать:


Предварительный просмотр:

Функциональная грамотность  на уроках физической культуры

Функциональная грамотность – одна из составляющих общей культуры человека, которая во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении.

На уроках ФК можно использовать различные задания на формирование функциональной грамотности обучающихся:

1. Для развития читательской компетенции на уроках физического культуры должны использоваться аутентичные тексты (не адаптированные для учебной деятельности). С целью применения в жизни следует предлагать учащимся задания на извлечение информации из разных источников, например, инструкций по здоровому образу жизни, схемы опорно- двигательной системы и т. д.

Пример задания. Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

  1. Один из главных ритуалов на торжественной церемонии открытия Игр - _        (А).
  2. Инициатива возрождения Игр и олимпийского движения принадлежала французу        (Б), который полвека своей жизни посвятил этому благородному делу.
  3. Состязания атлетов, известные в мировой истории как Олимпийские игры, зародились в _        (В).
  4.           (Г) – пять переплетённых колец,

обозначающих пять континентов.

  1. Это процесс воспитания физических качеств и овладения жизненно важными движениями. Термин        (Д) подчёркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности.
  2.          (Е) – направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.

Список слов и словосочетаний:

  1. Пьеру де Кубертену
  2. Древней Греции
  3. Зажжение олимпийского огня
  4. Олимпийская эмблема
  5. Физическая подготовка
  6. Общая физическая подготовка
  1. Для формирования и развития естественнонаучной грамотности рекомендуется предлагать учащимся задания, основанные на учебном материале физики и биологии, например, расчет длины прыжка, скорости при определенных погодных условиях, физических параметрах человека.

Пример задания. Внимательно рассмотрите рисунок, на котором изображены ребята. Игра проходит в жаркую погоду в 13ч.-30мин.

Вопрос: Как вы считаете, кто из ребят защитился от жары?

Отметьте знаком (V) на рисунке этих ребят.

  1. Предлагаемые задания необходимо дополнить вопросами, направленными на развитие креативного мышления. Они должны включать выдвижение решений, их совершенствование и уточнение, а также отбор креативных идей и оценку их сильных и слабых сторон: «предложите возможные варианты …», «как изменится…, если…», «разработайте …» и т. д.

Пример задания. Вам необходимо преодолеть полосу препятствий. В вашем распоряжении: баскетбольный, волейбольный, футбольный мячи. Необходимо выбрать любой из этих мячей, какой на ваш взгляд будет удобен для преодоления полосы препятствий? Как изменится, прохождение полосы препятствий, если заменить выбранный мяч, на другой?

Предлагается также применять следующие универсальные методики формирования функциональной грамотности:

  1. Методика «Природа — городу — человеку» предполагает использование свойств объектов природы в социокультурном пространстве и жизни. Предложите обучающимся подумать, как человек может использовать природу для физического развития, не причиняя ей вреда.
  2. Методика «Алгоритм» предполагает разработку алгоритмов деятельности и поведения. Обучающимся предлагается использовать правила и инструкции, составлять схемы и выполнять лабораторные работы. На уроках физической культуры это могут быть правила и инструкции по освоению упражнений, развитию выносливости и силы
  3. Методика «Оценка–прогноз–действие» предполагает прогнозирование последствий явления или действия. На уроках физической культуры можно предложить обучающимся спрогнозировать, что произойдёт, если целенаправленно выполнять комплекс упражнений в течение недели, месяца, полугода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лучшая методическая разработка урока в совмещенных классах в малокомплектной школе: Формирование функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности» «Русский язык» 3 - 4 класс

Пояснительная запискаПроблема формирования функциональной грамотности актуальна для младших школьников. Необходимо сформировать «функционально грамотную» личность для адаптации в социуме, ...

Урок – семинар, разработанный на основе технологии СДО, как инструмент формирования функциональной грамотности на уроках обществознания

Отличительная особенность семинаров, разработанных в системе   СДО – структура, которая обеспечивает наивысшую степень самостоятельности обучаемых при подготовке к нему и реализацию кр...

«Формирование функциональной грамотности на уроках музыки. Воспитательный потенциал урока музыки»

Выступление на  методическом объединении учителей музыки с темой "Функциональная грамотность на уроках музыки. Воспи тательный потенциал урока музыки. Учитель пытается ответить на вопросыЧто...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального

Доклад на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и ком...

урок по формированию функциональной грамотности на уроках математики

Конспект урока по формированию функциональной математической грамотности..Очень интересно и актуально. Задачи в данном конспекте очень интересны детям....

Формирование функциональной грамотности на уроках химии через развитие учебной мотивации обучающихся. Тема урока: "Получение и применение кислот. Химические свойства кислот"

Формирование функциональной грамотности на уроках химии через развитие учебной мотивации обучающихся. Тема урока: "Получение и применение кислот. Химические свойства кислот"В современном, ст...

Универсальные методики формирования функциональной грамотности обучающихся

Практическая работа 2Универсальные методики формирования функциональной грамотности обучающихсяПлан действийОзнакомьтесь с универсальными методиками формирования функциональной грамотности(подходящие ...