Блочно-модульные системы обучения
методическая разработка
Блочно-модульная система обучения — это технология, которая направлена на активизацию самостоятельной работы обучающихся на протяжении всего периода обучения.
Обучение ведётся по принципу постепенного накопления знаний. Переход к следующему модулю осуществляется после полного усвоения предыдущего, причём каждым обучающимся индивидуально.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blochno-modulnye_sistemy_obucheniya.docx | 17.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Блочно-модульные системы обучения
Сущность блочно — модульной технологии « … превратить деятельность в его самодеятельность…» К. Д. Ушинский
Блочно-модульная система обучения — это технология, которая направлена на активизацию самостоятельной работы обучающихся на протяжении всего периода обучения.
Обучение ведётся по принципу постепенного накопления знаний. Переход к следующему модулю осуществляется после полного усвоения предыдущего, причём каждым обучающимся индивидуально.
Преимущества блочно-модульной системы обучения:
- организация обучения индивидуально, парами и в малых группах;
- индивидуальный темп продвижения и саморегуляция своих учебных достижений;
- организация индивидуальной работы с отдельными обучающимися, дозирование индивидуальной помощи;
- изменение формы общения преподаватель — студент;
- организация оценки по конечному результату, контроль внутри модуля безоценочный, диагностический.
Одна из главных учебных проблем современного образования – результативность учебного процесса. Часто оказывается, что обучающиеся оказываются неподготовленными к определенной деятельности на уроках, направленной на усвоение знаний и умений по предметам, так как они в большинстве не обладают абстрактным, образным, наглядно-действенным мышлением: неумением выделить главное, читать и вычерчивать чертежи и схемы, зарисовать несложные предметы и т.д. Научить обучающегося всему, что понадобится в жизни, нельзя, но можно и нужно научить самостоятельно добывать знания, уметь их применить на практике, работать с книгой. В связи с этим возникла необходимость повышения эффективности урока, так как именно через урок можно достичь названных целей.
Современная организация учебного процесса не затрагивает реальных интересов обучающихся. У их значительной части отмечается неуверенность в себе, страх, неудачи, уныние. Это свидетельствует в целом об эмоциональном дискомфорте обучающегося на уроке. Именно поэтому, сегодня значительное внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий, способных сделать общее образование гибким, комбинированным, проблемным, направленным на активизацию и повышение качества обучения. Одной из технологий, обеспечивающих формирование компетентности обучающихся в школе, является технология блочно-модульного обучения. Суть данной технологии состоит в том, что обучающийся учится самостоятельно, а преподаватель управляет его учебной деятельностью, т. е. организует, координирует, консультирует. Модуль — целевой функциональный узел, в котором объединены учебные содержания и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием. География, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса. На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приёмы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении
Блочно-модульное обучение является альтернативой традиционной системы обучения. Модульная технология известна с 1972 года. Наиболее полно ее основы разработаны П. Юцявичене и изложены в монографии «Теория и практика модульного обучения» (Каунас, 1989 г.). Основы модульной технологии рассмотрены в общепедагогической и дидактической литературе. Идеи модульного обучения зародились и приобрели большую популярность в учебных заведениях США, Германии, Англии и других зарубежных стран. Теория модульного обучения в России стала активно разрабатываться еще в 90-е годы ХХ века, в нормативных документах федерального уровня последнего десятилетия, в частности, в «Стратегии модернизации содержания общего образования», подчеркивается, что «одним из вариантов общего описания содержания образования и одновременного задания его объема в учебном плане является выделение системы модулей с относительно завершенным, целостным содержанием». Проектирование и реализация такой технологии требует от педагога определенной теоретической подготовки в области современной дидактики и инновационной педагогики. Модульное обучение характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупнёнными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания. Модуль рассматривается как функциональный узел, предназначенный для достижения конкретных дидактических целей. Эти цели достигаются в результате организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Модульное обучение, его цели, содержание, методика организации строится на основании следующих принципов: модульности, структурирования содержания на обособленные элементы, динамичности, метода деятельности, гибкости, сознательной перспективы, разносторонности методического консультирования, паритетности. В соответствии с принципом модульности, определяющим содержание, методы и организационные формы обучения, модуль рассматривается как основное средство модульного обучения, законченный блок информации, включающий целевую программу действий и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Принцип структурирования содержания обучения обеспечивает выделение в интегрированной дидактической цели системы частных целей. Материал одного учебного элемента обеспечивает достижение одной частной цели. Совокупность учебных элементов, составляющих один модуль, обеспечивает достижение интегрированной дидактической цели. Часть управленческих функций педагога трансформируются в функции самоуправления. В результате педагог освобождается от информационно-контролирующих функций и может более полно осуществлять консультационно-координирующие.
Элементы составления модуля
Целевой блок – УЭ (Учебный Элемент) – 0. Он всегда идет первым и представляет цели и содержание модуля. Содержит учебные цели, чётко определенные результаты учения, нормы оценки усвоения и сформированности умений, форму итогового контроля и основные вопросы, выносимые на него. Обеспечивает возможность видеть перспективу работы и планирование самостоятельной работы.
Информационный блок – УЭ-И представляет содержательный аспект модульной программы. Способ структурирования его содержания предполагает деление материала на небольшие дробные части. В модуле каждая изучаемая тема представляется обучающимся в целостном виде, отражающем основы науки, логику внутри – и меж предметных связей, что позволяет изучать фундаментальные закономерности, теории, принципы, а не только частные явления и понятия.
Резюмирующий – УЭ-Р. он всегда занимает предпоследнее место в модуле. Используется для обобщения и повторения всей информации модуля. Повторяемый материал может быть представлен в форме концентрированного текста, опорного конспекта, блок – схемы, таблиц, графиков и т. д.
Контролирующий – УЭ-К – всегда занимает последнее место и реализует функцию итогового контроля. Проводится с целью определения качества усвоения материала и достижения учебных целей, представленных в блоке УЭ-0. Итоговый контроль может одновременно выполнять функции вводного, если в нём содержатся опорные знания следующего модуля.
Каждый УЭ - шаг к достижению цели урока.
УЭ не должно быть очень много.
УЭ-0 - определяет интегрирующую цель по достижении результатов обучения. Т.е. что должен знать и уметь обучающийся по завершению работы.
УЭ-1 - включает задания по определению исходного уровня знаний по теме.
Добавлю, что особой чертой модульной технологии является разработка диагностично поставленных целей обучения для каждого учебного элемента.
УЭ-2, УЭ-3 - включают задания по отработке учебного материала. (количество УЭ может варьировать).
Каждый учебный модуль состоит из разного количества часов. Это зависит от часов, отведенных в учебной программе на тему, блок тем, раздел. Оптимальным является модуль из 7-10 часов, в котором целевой и контролирующий блок обычно занимают по одному часу.
Модуль обязательно сопровождается методическим обеспечением, которое включает:
1) перечень источников информации (основных и дополнительных), которые могут быть использованы для изучения основного содержания информационного блока, его углубления и расширения;
2) указание методов учебно-познавательной деятельности, оптимальных для изучения конкретного содержания и обеспечивающих взаимосвязь репродуктивной и продуктивной деятельности;
3) систему заданий разной степени сложности;
4) возможные формы организации учебной работы на уроке и дома;
5) задания для самоконтроля учебной деятельности.
В модульной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются в ведомости, на основании которой выставляется итоговая оценка за работу с модулем. Несмотря на множество выше изложенных достоинств, модульная технология имеет и ряд сложностей в применении. Её использование требует большой работы по разработке модульных программ, инструкций, новых учебных и методических пособий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блочно-модульная система обучения на уроках обществознания в старшей школе
методическая статья...
Блочно-модульная система изучения физики с дифференцированным подходом в обучении
Интенсификация процесса обучения физики может быть достигнута посредством оптимизации всех составляющих его элементов. Использование различных методов обучения, расширения возможностей включения в уро...
Блочно-модульная система обучения как вариант организации профильного образования на старшей ступени школы. Статья.
Статья посвящена вопросам профильного образования в старших классах. Одной из форм работы в профильных классах старшей школы стало блочно-модульн...
Блочно-модульная система обучения
Блочно-модульная система обучения на уроках математики...
О блочно - модульной системе обучения
Приведены примеры модульных уроков, рассмотрены теоретические вопросы касающиеся данной педагогической технологии....
О блочно - модульной системе обучения
презентация к статье о Модульной системе обучения...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
Доклад для выступления на ШМО...