статья "Дети в мире информации."
учебно-методический материал
Информация, в мире которой ребенок находится с момента появления на свет, способна нести в себе информационные угрозы. СМИ являются не только носителем информации, а точней доносителем ее до масс, но и мощнейшим аппаратом манипуляционного действия. Девальвируются и высмеиваются бескорыстность, скромность, честность, целомудренность, застенчивость. Нет книг, фильмов, показывающих «человека труда», «семьянина». Происходит потеря института семьи, модной для детей стала тема «счастливый ребенок без родителей». Мы наблюдаем интеллектуальное растление посредством подмены образов: «убийство во имя справедливости», «отмщение во имя дружбы».
Насыщенность современной информационно-образовательной среды деструктивной, вредной для развития детей информацией приобретает катастрофические масштабы. Дети и подростки, в силу возраста не обладают способностью фильтровать качество информации. У них не сформированы критерии различия, они не видят опасностей и не осознают рисков, принимают всю информацию, не понимая, что она может быть противозаконной, неэтичной, недостоверной, вредоносной. Информационное воздействие становится главным рычагом управления людьми. Современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) меняют не только структуру отношений, но и образ жизни людей, мышление, механизмы функционирования семьи, общественных институтов, органов власти.
Один из возможных путей разрешения проблемы информационной безопасности - обучение ребенка адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей. Для полноценного развития ребенка не нужно создавать идеальную информационную среду, более важно и продуктивно заниматься развитием информационной безопасности личности ребенка.
Сегодня возникло устойчивое понимание того, что проблема детской безопасности в современном информационном пространстве - это предмет, требующий скоординированного решения на всех уровнях: от семейного и муниципального до регионального, государственного и международного.
Проблема информационной безопасности нашла свое отражение в Федеральном законе от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Закон закладывает правовые основы для кардинального преобразования информационного пространства российского общества с учетом потребности формирования социальной среды, благоприятной для полноценного психического и нравственно–духовного развития детей.
Проблема защиты детей от информации напрямую связана с темой образования. Формирование у учащихся умений работать с информацией и, следовательно, умений обеспечения ее безопасности, является важной задачей образования. Ответственность образовательной организации по вопросу обеспечения информационной безопасности детей закреплена в Федеральном законе №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В компетенции образовательной организации входит создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся, на основании которых мы выделили задачи педагогического характера для организации мероприятий по информационной безопасности:
1. формирование у обучающихся устойчивого убеждения в использовании информационных ресурсов;
2. формирования устойчивых поведенческих навыков в сфере информационной безопасности;
3. развитие у учащихся способности распознать и противостоять негативной информации в Интернет-пространстве и СМИ, через обучение способам защиты от вредной информации.
Решение этих задач должно выполняться комплексно и систематически на каждом этапе работы в системе образовательной организации, с возможностью дополнения и варьирования по мере необходимости, исходя из результативности каждого этапа.
Задачи по формированию навыков и умений позитивного и полезного взаимодействия с информационной средой решаются как на занятиях, так и во внеурочной деятельности.
Чтобы негативная информация в сети не позволила спровоцировать ребенка на деструктивные действия, особое внимание необходимо уделить профилактике наркомании и других видов зависимого поведения детей и подростков. Формирование у обучающегося навыков здорового и безопасного образа жизни, устойчивых антинаркотических установок можно осуществлять в рамках предметов естественно–биологического цикла, факультативных занятий, психологических тренингов, внеурочных мероприятий.
Умело спроектированное воспитательное пространство образовательной организации, организация занятости детей и подростков социально–значимой деятельностью является действенным способом обеспечения информационной безопасности.
Повышению информационной компетентности детей и подростков способствует участие школьников в областных конкурсах, конкурсе творческих работ, привлечение обучающихся и их родителей к изданию школьных газет, работе телестудий, разработке сайтов. Проводимые события дадут больший результат, если образовательная организация будет привлекать родителей учащихся и повышать их компетенцию в вопросах информационной безопасности детей и подростков, через родительские собрания или ежемесячные родительские встречи.
Необходимо учитывать, что в настоящее время информационная безопасность – важнейший компонент национальной безопасности, информационная безопасность становится одним из элементов национальной, общественной и личной безопасности.
Аспекты информационной безопасности.
Ключевые понятия проблем информационной безопасности.
Разберемся в понятиях: «информационная безопасность», «информационная грамотность», «информационный иммунитет», «медиаграмотность».
В Российской Федерации документ, регламентирующий деятельность в данной области, это - Доктрина информационной безопасности. Но даже в доктрине термин «информационная безопасность» используется в широком смысле слова. И определяется, как состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере и совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей— это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). Такую защищенность ребенку могут и должны обеспечить, прежде всего, значимые взрослые.
Информационная грамотность - поиск, интерпретация, оценка различных источников информации, работа с видами учебных,деловых и научно-популярных текстов.
Информационная культура- совокупность материальных и духовных ценностей в области информации.
Медиаграмотность - это грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг.
Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет (Рекомендация Комитета министров государствам-членам Совета Европы по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде от 27.09.2006 г.).
Медиаграмотность является компонентом информационной культуры. Наличие информационной культуры предполагает также степень овладения личностью навыками поиска, передачи, обработки и анализа информации, особыми методами и технологиями. Здесь следует говорить, как о формировании медиаграмотности (о грамотности в области восприятия, понимания, интерпретации текстов СМИ), так и об информационной грамотности (комплексе наиболее общих умений и навыков работы с информацией).
Информационный иммунитет - способность личности отражать негативное влияние информационной среды, выражающаяся в умении выявлять информационные угрозы, определять степень их опасности и умело противостоять им. Адекватное восприятие и оценка информации, ее критическое осмысление на основе нравственных и культурных ценностей.
Часто педагоги подменяют выше обозначенные понятия. Трудности с трактовкой связаны с тем, что как педагогический феномен информационная безопасность стала рассматриваться относительно недавно.
Данные понятия обосновывались представителями разных научных школ и направлений. Основополагающим в решении споров стало принятие ФЗ 436«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Законодатель и определил главенство терминологии. Таким образом, первична информационная безопасность, комплекс мер и мероприятий в формировании информационной безопасности способствует развитию информационной грамотности, информационной культуры, медиаграмотности. И, как итог, информационный иммунитет – интегративное качество, позволяющее ребенку чувствовать себя защищенным, социализированным, способным успешно жить и развиваться в современном мире.
Информационная безопасность детей с позиций психологического подхода.
Информационная безопасность - это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций, государства; безопасность информационного обеспечения жизненно-важных интересов личности.
Нарушение информационной безопасности может возникнуть в двух случаях:
1. в случае негативного информационного воздействия;
2. в случае дефицита или отсутствия необходимой информации.
Безопасность не относится прямо к участникам взаимодействия - детей или взрослых, но относится к ситуации, которая их объемлет -в психологии эта ситуация называется социальной ситуацией развития. Таким образом, речь идет о безопасности социальной ситуации развития -если не в ее целостности, то в ее компонентах и контекстах. Именно компоненты и контексты могут быть угрожающими развитию, способствующими развитию и/или модифицирующими развитие.
Еще одной важной составляющей социальной ситуации развития является позиция ребенка по отношению к его социальной среде. В сущности, именно позиция ребенка, связанная с образом мира ребенка и "вырезает", так сказать, из социальной среды развития социальную ситуацию развития и конституирует ее. Ибо позиция -это единство ситуации, среды и деятельности, "единица", молекула развития.
В своей позиции по отношению к социальному миру ребенок всегда определен возрастными психологическими особенностями-достижениями личностного и познавательного развития -уровнем развития интеллекта, темпераментными особенностями, ценностями, мотивами. Личностные и интеллектуальные компетенции ребенка изменяются, развиваются, в пределе дают возможность субъекту (само-)развития справиться с любыми деструкциями социальной среды, но часто сами недостаточны или ограничены возрастными границами и аллюзиями.
Важнейшим контекстом социальной ситуации развития являются средства массовой информации. Информационная безопасность в данном смысле есть характеристика широких, а отсюда очень разнообразных, множественных, часто факультативных, но иной раз обязательных, например, школа, контекстов социальной ситуации развития.
Безопасность социальной ситуации развития – новый инновационный термин и аспект для возрастной психологии. Элементы социальной ситуации развития могут способствовать развитию, замедлять его, модифицировать его, но не способны остановить его. Существенно то, что единственного нормативного пути развития ребенка нет -норматив множественен, вариативен и допускает серьезные отклонения. Учет характеристик познавательного и личностного развития ребенка, определяющих его возможности противостоять справиться, преодолеть неблагоприятные с точки зрения информационной безопасности воздействия компонентов ССР, совладать с ними, необходим для достоверной оценки информационной безопасности.
Исходя из категории «социальная ситуация развития», представляющей единство социальных контекстов развития, внутреннюю позицию ребенка и его отношение к миру, выражаемую в активно-действенной позиции, информационная безопасность должна быть определена в двух аспектах:
• в аспекте защиты от вредного воздействия информационной среды;
• в аспекте развития на основе системы условий, обеспечивающих позитивную социализацию и индивидуализацию ребенка.
С учетом этого, информационная безопасность детей может быть определена как защищенность ребенка от дестабилизирующего воздействия информационной продукции на здоровье и психическое, духовное, нравственное развитие, как создание условий информационной среды для позитивной социализации и индивидуализации личности, оптимального социального, личностного, познавательного и физического развития, сохранения соматического, психического и психологического здоровья и благополучия, формирования позитивного мировосприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_problema_detskoy_bezopasnosti_v_sovremennom_informatsionnom_prostranstve.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети в мире информации.
Информация, в мире которой ребенок находится с момента появления на свет, способна нести в себе информационные угрозы. СМИ являются не только носителем информации, а точней доносителем ее до масс, но и мощнейшим аппаратом манипуляционного действия. Девальвируются и высмеиваются бескорыстность, скромность, честность, целомудренность, застенчивость. Нет книг, фильмов, показывающих «человека труда», «семьянина». Происходит потеря института семьи, модной для детей стала тема «счастливый ребенок без родителей». Мы наблюдаем интеллектуальное растление посредством подмены образов: «убийство во имя справедливости», «отмщение во имя дружбы».
Насыщенность современной информационно-образовательной среды деструктивной, вредной для развития детей информацией приобретает катастрофические масштабы. Дети и подростки, в силу возраста не обладают способностью фильтровать качество информации. У них не сформированы критерии различия, они не видят опасностей и не осознают рисков, принимают всю информацию, не понимая, что она может быть противозаконной, неэтичной, недостоверной, вредоносной. Информационное воздействие становится главным рычагом управления людьми. Современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) меняют не только структуру отношений, но и образ жизни людей, мышление, механизмы функционирования семьи, общественных институтов, органов власти.
Один из возможных путей разрешения проблемы информационной безопасности - обучение ребенка адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей. Для полноценного развития ребенка не нужно создавать идеальную информационную среду, более важно и продуктивно заниматься развитием информационной безопасности личности ребенка.
Сегодня возникло устойчивое понимание того, что проблема детской безопасности в современном информационном пространстве - это предмет, требующий скоординированного решения на всех уровнях: от семейного и муниципального до регионального, государственного и международного.
Проблема информационной безопасности нашла свое отражение в Федеральном законе от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Закон закладывает правовые основы для кардинального преобразования информационного пространства российского общества с учетом потребности формирования социальной среды, благоприятной для полноценного психического и нравственно–духовного развития детей.
Проблема защиты детей от информации напрямую связана с темой образования. Формирование у учащихся умений работать с информацией и, следовательно, умений обеспечения ее безопасности, является важной задачей образования. Ответственность образовательной организации по вопросу обеспечения информационной безопасности детей закреплена в Федеральном законе №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В компетенции образовательной организации входит создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся, на основании которых мы выделили задачи педагогического характера для организации мероприятий по информационной безопасности:
1. формирование у обучающихся устойчивого убеждения в использовании информационных ресурсов;
2. формирования устойчивых поведенческих навыков в сфере информационной безопасности;
3. развитие у учащихся способности распознать и противостоять негативной информации в Интернет-пространстве и СМИ, через обучение способам защиты от вредной информации.
Решение этих задач должно выполняться комплексно и систематически на каждом этапе работы в системе образовательной организации, с возможностью дополнения и варьирования по мере необходимости, исходя из результативности каждого этапа.
Задачи по формированию навыков и умений позитивного и полезного взаимодействия с информационной средой решаются как на занятиях, так и во внеурочной деятельности.
Чтобы негативная информация в сети не позволила спровоцировать ребенка на деструктивные действия, особое внимание необходимо уделить профилактике наркомании и других видов зависимого поведения детей и подростков. Формирование у обучающегося навыков здорового и безопасного образа жизни, устойчивых антинаркотических установок можно осуществлять в рамках предметов естественно–биологического цикла, факультативных занятий, психологических тренингов, внеурочных мероприятий.
Умело спроектированное воспитательное пространство образовательной организации, организация занятости детей и подростков социально–значимой деятельностью является действенным способом обеспечения информационной безопасности.
Повышению информационной компетентности детей и подростков способствует участие школьников в областных конкурсах, конкурсе творческих работ, привлечение обучающихся и их родителей к изданию школьных газет, работе телестудий, разработке сайтов. Проводимые события дадут больший результат, если образовательная организация будет привлекать родителей учащихся и повышать их компетенцию в вопросах информационной безопасности детей и подростков, через родительские собрания или ежемесячные родительские встречи.
Необходимо учитывать, что в настоящее время информационная безопасность – важнейший компонент национальной безопасности, информационная безопасность становится одним из элементов национальной, общественной и личной безопасности.
Аспекты информационной безопасности.
Ключевые понятия проблем информационной безопасности.
Разберемся в понятиях: «информационная безопасность», «информационная грамотность», «информационный иммунитет», «медиаграмотность».
В Российской Федерации документ, регламентирующий деятельность в данной области, это - Доктрина информационной безопасности. Но даже в доктрине термин «информационная безопасность» используется в широком смысле слова. И определяется, как состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере и совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей— это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). Такую защищенность ребенку могут и должны обеспечить, прежде всего, значимые взрослые.
Информационная грамотность - поиск, интерпретация, оценка различных источников информации, работа с видами учебных,деловых и научно-популярных текстов.
Информационная культура- совокупность материальных и духовных ценностей в области информации.
Медиаграмотность - это грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг.
Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет (Рекомендация Комитета министров государствам-членам Совета Европы по расширению возможностей детей в новой информационно-коммуникационной среде от 27.09.2006 г.).
Медиаграмотность является компонентом информационной культуры. Наличие информационной культуры предполагает также степень овладения личностью навыками поиска, передачи, обработки и анализа информации, особыми методами и технологиями. Здесь следует говорить, как о формировании медиаграмотности (о грамотности в области восприятия, понимания, интерпретации текстов СМИ), так и об информационной грамотности (комплексе наиболее общих умений и навыков работы с информацией).
Информационный иммунитет - способность личности отражать негативное влияние информационной среды, выражающаяся в умении выявлять информационные угрозы, определять степень их опасности и умело противостоять им. Адекватное восприятие и оценка информации, ее критическое осмысление на основе нравственных и культурных ценностей.
Часто педагоги подменяют выше обозначенные понятия. Трудности с трактовкой связаны с тем, что как педагогический феномен информационная безопасность стала рассматриваться относительно недавно.
Данные понятия обосновывались представителями разных научных школ и направлений. Основополагающим в решении споров стало принятие ФЗ 436«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Законодатель и определил главенство терминологии. Таким образом, первична информационная безопасность, комплекс мер и мероприятий в формировании информационной безопасности способствует развитию информационной грамотности, информационной культуры, медиаграмотности. И, как итог, информационный иммунитет – интегративное качество, позволяющее ребенку чувствовать себя защищенным, социализированным, способным успешно жить и развиваться в современном мире.
Информационная безопасность детей с позиций психологического подхода.
Информационная безопасность - это состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций, государства; безопасность информационного обеспечения жизненно-важных интересов личности.
Нарушение информационной безопасности может возникнуть в двух случаях:
1. в случае негативного информационного воздействия;
2. в случае дефицита или отсутствия необходимой информации.
Безопасность не относится прямо к участникам взаимодействия - детей или взрослых, но относится к ситуации, которая их объемлет -в психологии эта ситуация называется социальной ситуацией развития. Таким образом, речь идет о безопасности социальной ситуации развития -если не в ее целостности, то в ее компонентах и контекстах. Именно компоненты и контексты могут быть угрожающими развитию, способствующими развитию и/или модифицирующими развитие.
Еще одной важной составляющей социальной ситуации развития является позиция ребенка по отношению к его социальной среде. В сущности, именно позиция ребенка, связанная с образом мира ребенка и "вырезает", так сказать, из социальной среды развития социальную ситуацию развития и конституирует ее. Ибо позиция -это единство ситуации, среды и деятельности, "единица", молекула развития.
В своей позиции по отношению к социальному миру ребенок всегда определен возрастными психологическими особенностями-достижениями личностного и познавательного развития -уровнем развития интеллекта, темпераментными особенностями, ценностями, мотивами. Личностные и интеллектуальные компетенции ребенка изменяются, развиваются, в пределе дают возможность субъекту (само-)развития справиться с любыми деструкциями социальной среды, но часто сами недостаточны или ограничены возрастными границами и аллюзиями.
Важнейшим контекстом социальной ситуации развития являются средства массовой информации. Информационная безопасность в данном смысле есть характеристика широких, а отсюда очень разнообразных, множественных, часто факультативных, но иной раз обязательных, например, школа, контекстов социальной ситуации развития.
Безопасность социальной ситуации развития – новый инновационный термин и аспект для возрастной психологии. Элементы социальной ситуации развития могут способствовать развитию, замедлять его, модифицировать его, но не способны остановить его. Существенно то, что единственного нормативного пути развития ребенка нет -норматив множественен, вариативен и допускает серьезные отклонения. Учет характеристик познавательного и личностного развития ребенка, определяющих его возможности противостоять справиться, преодолеть неблагоприятные с точки зрения информационной безопасности воздействия компонентов ССР, совладать с ними, необходим для достоверной оценки информационной безопасности.
Исходя из категории «социальная ситуация развития», представляющей единство социальных контекстов развития, внутреннюю позицию ребенка и его отношение к миру, выражаемую в активно-действенной позиции, информационная безопасность должна быть определена в двух аспектах:
• в аспекте защиты от вредного воздействия информационной среды;
• в аспекте развития на основе системы условий, обеспечивающих позитивную социализацию и индивидуализацию ребенка.
С учетом этого, информационная безопасность детей может быть определена как защищенность ребенка от дестабилизирующего воздействия информационной продукции на здоровье и психическое, духовное, нравственное развитие, как создание условий информационной среды для позитивной социализации и индивидуализации личности, оптимального социального, личностного, познавательного и физического развития, сохранения соматического, психического и психологического здоровья и благополучия, формирования позитивного мировосприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация в мире
Презентация для 5-го класса по теме "представление информации". Содержит как визуализацию основного материала, так и задание на поэтапное заполнение таблицы....
Открытый урок 7 класса, тема: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации.
Разработка открытого урока на областной семинар, в 7 классе по теме: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество инфор...
Говорят, кто владеет информацией, тот владеет миром.
Старое изречение приобретает в современном мире особое значение. И задача современного учителя не только передать наилучшим образом свои знания, но и научить теперешних детей приобретать эти знания пу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «В мире информации»
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "В мире информации"...
Презентация "В мире информации"
Презентацию "В мире информации" можно использовать в качестве итоговой работы для закрепления материала. В презентации присутствуют практические работы, тем самым можно проверить освое...
ПРОГРАММА внеурочной деятельности по выявлению способностей обучающихся «В мире информации»
ПРОГРАММАвнеурочной деятельности по выявлению способностей обучающихся«В мире информации»...
В мире информации
В мире информации...