Выступление на педсовете на тему «Иммерсивное обучение: опыт и перспективы»
статья

Кудрявцева Светлана Юрьевна

иммерсивное обучение – это метод, использующий искусственную или смоделированную среду, в том числе цифровую и виртуальную,  благодаря которой учащиеся могут полностью погрузиться в процесс обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kudryavtseva_tekst_vystupleniya_got.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Выступление на педсовете на тему

«Иммерсивное обучение: опыт и перспективы»

Дата: 30.03.23

Слайд 2.

Ежегодно вопрос мотивации школьников к обучению поднимается все чаще. Одним  из путей ее повышения является иммерсивное обучение – это метод, использующий искусственную или смоделированную среду, в том числе цифровую и виртуальную,  благодаря которой учащиеся могут полностью погрузиться в процесс обучения.

Слайд 3.

Иммерсивность повышает мотивацию за счет того, что каждый участник обучения становится его  субъектом, то есть между учителем и учеником складываются субъектно-субъектные отношения, в отличие от традиционных субъектно-объектных. Иммерсивность  предполагает  взаимодействие участников образовательного процесса на равных, когда в процессе они влияют друг на друга и появляется что-то новое.

Слайд 4.

Иммерсивность – это «погружение в действие», «эффект присутствия», т.е. комплекс ощущений человека, находящегося в искусственно созданном мире. Может показаться, что иммерсивность – это новое направление, появившееся с развитием цифровых технологий. Однако к иммерсивному восприятию стремились литература, живопись и театр, буквально с момента их появления.  У искусства по своей природе имеется необходимость погружать своего зрителя и читателя в среду, созданную автором, или, наоборот, воссоздающую окружающий мир.

Термин «иммерсивность» в отечественной педагогике и методике связывается с эффектом присутствия, методом погружения в искусственно созданную среду, например, имитирующую определенное историческое время.  Результатом этого погружения является высокая концентрация внимания и активизация творческих способностей.

Слайд 5.

Сейчас иммерсивность вновь набирает популярность. Возвращение к этому направлению обусловлено, с одной стороны, тем, что современным ученикам не нравится  быть пассивными слушателями, каждому хочется быть частью процесса и принимать решения. С другой стороны, ученику - человеку 21 века свойственен эффект Google. В таком потоке информационного шума, который сейчас окружает нас всех, остановиться на одной мысли, сконцентрироваться  достаточно сложно. Соответственно, для того чтобы победить в борьбе за наше внимание, необходимо дать школьникам больше чувственного опыта и немного власти над ситуацией.

Интересно то, что уже многие десятилетия существует конфуциантская мудрость: «Что слышу, то забываю. Что вижу, то помню. То, что делаю, я понимаю», но именно она отлично отражает суть иммерсивного обучения.

Перед вами некоторые формы реализации иммерсивности в образовании:

Слайд 6.

- иммерсивная образовательная выставка – «поезд Победы»;

Слайд 7.

- виртуальные отображения реальности – виртуальные экскурсии  по школе, по школьному музею;

Слайд 8.

- деловые игры для развития и отработки навыков – деловая игра «Выборы депутатов», «Прием на работу» и т.д.

Слайд 9.

- оживление произведений искусства – «Живая картина», представляющая ученикам  оживающие картины исторических событий, такие живые композиции с символическими атрибутами, жестами и позами.

Слайд 10.

- народные праздники, посиделки, литературные балы, где ребята одеваются и гримируются под народный стиль, под литературных персонажей.

Слайд 11.

- использование меловой стены – тоже иммерсивное обучение. Писать на стене можно все. Но, конечно, это требует организации детей. Каждый может написать предложение, начав словами «Я горжусь тем, что я…»  Вариаций много: «Я люблю…», «Я мечтаю…», «Я обещаю, что в этом месяце …»,  и т.д. Читая эти фразы, дети видят чувства и эмоции друг друга, им есть что обсудить, найти общее и соотнести себя с другими.

Почему это работает?

1.  Ребенок предъявляет себя школе. Это сообщение: «Я тут, я здесь, я есть, и мы все вместе». Это рождает ощущение общности и принадлежности.

2. Дети укрепляют социальные связи между собой. Фразы формата «Я крут в..» дают новые точки соприкосновения.

3. Школьник получают опыт совместной творческой деятельности – каждый нарисовал какой-то свой кусочек, но вместе получилось что-то впечатляющее. Например, ко Дню космонавтики всем классом нарисовать солнечную систему.

4. У детей появляется инструмент для видоизменения среды: нарисовать и написать нечто большое, что увидят все – это важный опыт социального взаимодействия.

Предлагаю такие меловые доски – стены сделать в каждом классе, чтобы ребята имели возможность выражать себя и таким образом.  

Как видим, иммерсивные методы и приемы можно активно применять не только на уроках информатики и в кванториуме, но и на уроках гуманитарного цикла, во внеклассной воспитательной работе.

Слайд 12.

Одним из направлений иммерсивного обучения является перфоманс.

Крупнейший теоретик перфоманса Ричард Шехнер определял перфоманс как «деятельность, производимую индивидуумом или группой в присутствии и для другого индивидуума или группы». В этом предложении обозначены основные компоненты, присущие любому перфомансу: это всегда искусство действия. Создавать перфоманс – значит создавать действие.

В перфомансе подчеркивается не столько завершенный результат, сколько сам процесс творчества, где личное присутствие автора-исполнителя   играет главную роль.

Слайд 13.

Перфоманс как яркий пример синтеза искусств в данном случае пробуждает метафорические формы мышления, «усиливает» эстетическую и эмоциональную  реакции в познании мира, является эффективным средством в системе художественного мышления. Это действие, требующее самостоятельности мышления, активизации внимания, заинтересованности. Восприятие окружающего становится более чутким и результативным, развивает фантазию и воображение. Участвуя в перфомансе учащиеся общаются, причем с последующим осознанием своих действий, рефлексируя свой внутренний опыт.

С помощью перфоманса можно не только необычно, интересно  подать материал, привлечь внимание школьников к предмету, но и установить особые, доверительные взаимоотношения с учениками.

Педагогический перформанс мы определяем, как активный воспитательный приём, нацеленный на одновременные обобщение, осмысление материала и рефлексию. В нашем случае в его основе лежит подготовка специальных карточек, на которых напечатаны разные слова. Эти слова учитель подбирает как основополагающий каркас, отражающий идею занятия. Количество карточек - до 15. Форма работы с карточками может быть разная. Содержание перформанса может быть очень гибким:

1. Когда композиция заранее отрепетирована, карточки целенаправленно заранее раздал учитель.

2. Когда композицию выстраивают дети в ходе занятия, карточки раздал учитель в свободном порядке.

3. Когда композицию выстроил учитель, а дети сами выбирали карточки.

Предлагаю примеры перфомансов, разработанных нами  в этом учебном году с 10-ми классами.

Слайд 14.

  1. Перформанс в ходе интегрированного урока литературы и истории "Культурное пространство 1920-х гг.: свет и тени эпохи". Этот перформанс помог обобщить, закрепить и систематизировать новые знания, полученные на уроке. Осмысление знания через действие позволило ученикам аргументировать свои ответы выводами, сделанными в ходе урока. В итоге получился «живой» опорный конспект, отражающий содержание урока.

Слайд 15.

2. Перформанс на воспитательном событии "Герои спорта - герои Победы" отличается от предыдущего тем, что построение композиции не было заранее предопределено. Оно создавалось здесь и сейчас, самими ребятами. Они составляли линии защитников Родины и объясняли свое мнение, почему так. А затем перестроились, закрыв собой ученика с табличкой Родина.

Так была достигнута основная цель воспитательного события: погружение в событийность, сопереживание момента, взаимоэмпатичность участников занятия: ученики чувствуют ожидания учителя, учитель чувствует эмоциональный настрой учеников.

Слайд 16.

  1. Перформанс на уроке мужества «Время выбрало нас» также был представлен в новой вариации и отличался тем, что карточки предлагал не учитель, а  выбирали  ученики. Композицию выстраивал учитель в ходе мероприятия. Акцент этого перформанса сместился на обоснование выбора слова на карточке. Затем учитель выходит на диалог с классом: «Ребята, составьте из слов на карточках идею нашей встречи сегодня. Сформулируйте её». Так рождается обобщение урока, занятия, внеклассного события.

Слайд 17.

Перформанс может вмещать музыку, поэзию, векторно обратную связь с классом, учителем и т.д. Очень важно в  этой работе грамотно поставить проблемные вопросы, с помощью которых достигается образовательный и воспитательный результат. Если класс отвечает на эти вопросы и приводит аргументы - это показатель того, что тема принята, понята и осмысленна.

Такое занятие  активизирует мыслительную и речевую деятельность обучающихся, повышает их эмоциональный интеллект, обязательно погружает в обсуждаемую тему.

Таким образом, иммерсивный подход  в образовании понимается как комплекс приемов и способов интерактивного взаимодействия школьников в искусственно созданном мире, способном воздействовать на его разум и чувства.

Слайд 18.

Предлагаю попробовать  создать перфоманс «Наставник».

РАБОТА С ГРУППОЙ  И  ЗАЛОМ. На сцену приглашается 18 человек, учителей. Им раздаются карточки. 9 человек – наставники и 9 человек – молодые.

Слайд 19.

Задача: постройте последовательную логическую цепочку из карточек со словами, в которой первым и последним словом будет слово "наставник".

Один из вариантов построения: Наставник - Педагог - Ученик - Родитель - Классный коллектив - Классный руководитель - Личность - Социум - Наставник.

Вопросы: Почему именно в такой последовательности  расставлены карточки? Что отражает эта логическая цепочка? (цепочка отражает профессиональное единство образовательной организации)

Слайд 20.

К. Д. Ушинский: «Нужно, чтобы дети по возможности учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технологии компенсирующего обучения: опыт, проблемы, перспективы»

В современном обществе усиливается значение иностранного языка как действенного фактора социально-экономического, научного, технического и общекультурного прогресса, средства общения разных наро...

выступление на педсовете: "Воспитывающий урок - проблемы, поиски, перспективы"

"Урок в гуманистической воспитательной системе - это урок здоровья, добра, красоты" В.А....

Межрегиональная научно-практическая конференция «Реализация воспитательного потенциала обучения: опыт и перспективы регионального образования»

Статья «Роль сетевого взаимодействия МБОУ ЯСОШ №4 с СОГБОУ СПО «Ярцевский индустриальный техникум» в организации профориентационной работы»...

Выступление на педсовете по теме: «Индивидуализация обучения и развитие способностей учащихся на уроках».

Требования учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга...

Обобщение педагогического опыта «Онлайн-образование и дистанционное обучение: опыт и перспективы»

Актуальность выбранной мною темы для обобщения опыта обусловлена несколькими причинами:она отражает одну из наиболее быстро развивающихся областей образования, которая оказывает значительное влияние н...