Выступление на педсовете на тему «Иммерсивное обучение: опыт и перспективы»
статья
иммерсивное обучение – это метод, использующий искусственную или смоделированную среду, в том числе цифровую и виртуальную, благодаря которой учащиеся могут полностью погрузиться в процесс обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kudryavtseva_tekst_vystupleniya_got.docx | 25.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1.
Выступление на педсовете на тему
«Иммерсивное обучение: опыт и перспективы»
Дата: 30.03.23
Слайд 2.
Ежегодно вопрос мотивации школьников к обучению поднимается все чаще. Одним из путей ее повышения является иммерсивное обучение – это метод, использующий искусственную или смоделированную среду, в том числе цифровую и виртуальную, благодаря которой учащиеся могут полностью погрузиться в процесс обучения.
Слайд 3.
Иммерсивность повышает мотивацию за счет того, что каждый участник обучения становится его субъектом, то есть между учителем и учеником складываются субъектно-субъектные отношения, в отличие от традиционных субъектно-объектных. Иммерсивность предполагает взаимодействие участников образовательного процесса на равных, когда в процессе они влияют друг на друга и появляется что-то новое.
Слайд 4.
Иммерсивность – это «погружение в действие», «эффект присутствия», т.е. комплекс ощущений человека, находящегося в искусственно созданном мире. Может показаться, что иммерсивность – это новое направление, появившееся с развитием цифровых технологий. Однако к иммерсивному восприятию стремились литература, живопись и театр, буквально с момента их появления. У искусства по своей природе имеется необходимость погружать своего зрителя и читателя в среду, созданную автором, или, наоборот, воссоздающую окружающий мир.
Термин «иммерсивность» в отечественной педагогике и методике связывается с эффектом присутствия, методом погружения в искусственно созданную среду, например, имитирующую определенное историческое время. Результатом этого погружения является высокая концентрация внимания и активизация творческих способностей.
Слайд 5.
Сейчас иммерсивность вновь набирает популярность. Возвращение к этому направлению обусловлено, с одной стороны, тем, что современным ученикам не нравится быть пассивными слушателями, каждому хочется быть частью процесса и принимать решения. С другой стороны, ученику - человеку 21 века свойственен эффект Google. В таком потоке информационного шума, который сейчас окружает нас всех, остановиться на одной мысли, сконцентрироваться достаточно сложно. Соответственно, для того чтобы победить в борьбе за наше внимание, необходимо дать школьникам больше чувственного опыта и немного власти над ситуацией.
Интересно то, что уже многие десятилетия существует конфуциантская мудрость: «Что слышу, то забываю. Что вижу, то помню. То, что делаю, я понимаю», но именно она отлично отражает суть иммерсивного обучения.
Перед вами некоторые формы реализации иммерсивности в образовании:
Слайд 6.
- иммерсивная образовательная выставка – «поезд Победы»;
Слайд 7.
- виртуальные отображения реальности – виртуальные экскурсии по школе, по школьному музею;
Слайд 8.
- деловые игры для развития и отработки навыков – деловая игра «Выборы депутатов», «Прием на работу» и т.д.
Слайд 9.
- оживление произведений искусства – «Живая картина», представляющая ученикам оживающие картины исторических событий, такие живые композиции с символическими атрибутами, жестами и позами.
Слайд 10.
- народные праздники, посиделки, литературные балы, где ребята одеваются и гримируются под народный стиль, под литературных персонажей.
Слайд 11.
- использование меловой стены – тоже иммерсивное обучение. Писать на стене можно все. Но, конечно, это требует организации детей. Каждый может написать предложение, начав словами «Я горжусь тем, что я…» Вариаций много: «Я люблю…», «Я мечтаю…», «Я обещаю, что в этом месяце …», и т.д. Читая эти фразы, дети видят чувства и эмоции друг друга, им есть что обсудить, найти общее и соотнести себя с другими.
Почему это работает?
1. Ребенок предъявляет себя школе. Это сообщение: «Я тут, я здесь, я есть, и мы все вместе». Это рождает ощущение общности и принадлежности.
2. Дети укрепляют социальные связи между собой. Фразы формата «Я крут в..» дают новые точки соприкосновения.
3. Школьник получают опыт совместной творческой деятельности – каждый нарисовал какой-то свой кусочек, но вместе получилось что-то впечатляющее. Например, ко Дню космонавтики всем классом нарисовать солнечную систему.
4. У детей появляется инструмент для видоизменения среды: нарисовать и написать нечто большое, что увидят все – это важный опыт социального взаимодействия.
Предлагаю такие меловые доски – стены сделать в каждом классе, чтобы ребята имели возможность выражать себя и таким образом.
Как видим, иммерсивные методы и приемы можно активно применять не только на уроках информатики и в кванториуме, но и на уроках гуманитарного цикла, во внеклассной воспитательной работе.
Слайд 12.
Одним из направлений иммерсивного обучения является перфоманс.
Крупнейший теоретик перфоманса Ричард Шехнер определял перфоманс как «деятельность, производимую индивидуумом или группой в присутствии и для другого индивидуума или группы». В этом предложении обозначены основные компоненты, присущие любому перфомансу: это всегда искусство действия. Создавать перфоманс – значит создавать действие.
В перфомансе подчеркивается не столько завершенный результат, сколько сам процесс творчества, где личное присутствие автора-исполнителя играет главную роль.
Слайд 13.
Перфоманс как яркий пример синтеза искусств в данном случае пробуждает метафорические формы мышления, «усиливает» эстетическую и эмоциональную реакции в познании мира, является эффективным средством в системе художественного мышления. Это действие, требующее самостоятельности мышления, активизации внимания, заинтересованности. Восприятие окружающего становится более чутким и результативным, развивает фантазию и воображение. Участвуя в перфомансе учащиеся общаются, причем с последующим осознанием своих действий, рефлексируя свой внутренний опыт.
С помощью перфоманса можно не только необычно, интересно подать материал, привлечь внимание школьников к предмету, но и установить особые, доверительные взаимоотношения с учениками.
Педагогический перформанс мы определяем, как активный воспитательный приём, нацеленный на одновременные обобщение, осмысление материала и рефлексию. В нашем случае в его основе лежит подготовка специальных карточек, на которых напечатаны разные слова. Эти слова учитель подбирает как основополагающий каркас, отражающий идею занятия. Количество карточек - до 15. Форма работы с карточками может быть разная. Содержание перформанса может быть очень гибким:
1. Когда композиция заранее отрепетирована, карточки целенаправленно заранее раздал учитель.
2. Когда композицию выстраивают дети в ходе занятия, карточки раздал учитель в свободном порядке.
3. Когда композицию выстроил учитель, а дети сами выбирали карточки.
Предлагаю примеры перфомансов, разработанных нами в этом учебном году с 10-ми классами.
Слайд 14.
- Перформанс в ходе интегрированного урока литературы и истории "Культурное пространство 1920-х гг.: свет и тени эпохи". Этот перформанс помог обобщить, закрепить и систематизировать новые знания, полученные на уроке. Осмысление знания через действие позволило ученикам аргументировать свои ответы выводами, сделанными в ходе урока. В итоге получился «живой» опорный конспект, отражающий содержание урока.
Слайд 15.
2. Перформанс на воспитательном событии "Герои спорта - герои Победы" отличается от предыдущего тем, что построение композиции не было заранее предопределено. Оно создавалось здесь и сейчас, самими ребятами. Они составляли линии защитников Родины и объясняли свое мнение, почему так. А затем перестроились, закрыв собой ученика с табличкой Родина.
Так была достигнута основная цель воспитательного события: погружение в событийность, сопереживание момента, взаимоэмпатичность участников занятия: ученики чувствуют ожидания учителя, учитель чувствует эмоциональный настрой учеников.
Слайд 16.
- Перформанс на уроке мужества «Время выбрало нас» также был представлен в новой вариации и отличался тем, что карточки предлагал не учитель, а выбирали ученики. Композицию выстраивал учитель в ходе мероприятия. Акцент этого перформанса сместился на обоснование выбора слова на карточке. Затем учитель выходит на диалог с классом: «Ребята, составьте из слов на карточках идею нашей встречи сегодня. Сформулируйте её». Так рождается обобщение урока, занятия, внеклассного события.
Слайд 17.
Перформанс может вмещать музыку, поэзию, векторно обратную связь с классом, учителем и т.д. Очень важно в этой работе грамотно поставить проблемные вопросы, с помощью которых достигается образовательный и воспитательный результат. Если класс отвечает на эти вопросы и приводит аргументы - это показатель того, что тема принята, понята и осмысленна.
Такое занятие активизирует мыслительную и речевую деятельность обучающихся, повышает их эмоциональный интеллект, обязательно погружает в обсуждаемую тему.
Таким образом, иммерсивный подход в образовании понимается как комплекс приемов и способов интерактивного взаимодействия школьников в искусственно созданном мире, способном воздействовать на его разум и чувства.
Слайд 18.
Предлагаю попробовать создать перфоманс «Наставник».
РАБОТА С ГРУППОЙ И ЗАЛОМ. На сцену приглашается 18 человек, учителей. Им раздаются карточки. 9 человек – наставники и 9 человек – молодые.
Слайд 19.
Задача: постройте последовательную логическую цепочку из карточек со словами, в которой первым и последним словом будет слово "наставник".
Один из вариантов построения: Наставник - Педагог - Ученик - Родитель - Классный коллектив - Классный руководитель - Личность - Социум - Наставник.
Вопросы: Почему именно в такой последовательности расставлены карточки? Что отражает эта логическая цепочка? (цепочка отражает профессиональное единство образовательной организации)
Слайд 20.
К. Д. Ушинский: «Нужно, чтобы дети по возможности учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете «Состояние и перспективы развития образования при переходе на новые ФГОС» по теме «Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли»
Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли....
«Технологии компенсирующего обучения: опыт, проблемы, перспективы»
В современном обществе усиливается значение иностранного языка как действенного фактора социально-экономического, научного, технического и общекультурного прогресса, средства общения разных наро...
выступление на педсовете: "Воспитывающий урок - проблемы, поиски, перспективы"
"Урок в гуманистической воспитательной системе - это урок здоровья, добра, красоты" В.А....
Межрегиональная научно-практическая конференция «Реализация воспитательного потенциала обучения: опыт и перспективы регионального образования»
Статья «Роль сетевого взаимодействия МБОУ ЯСОШ №4 с СОГБОУ СПО «Ярцевский индустриальный техникум» в организации профориентационной работы»...
Выступление на педсовете по теме: «Индивидуализация обучения и развитие способностей учащихся на уроках».
Требования учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга...
Обобщение педагогического опыта «Онлайн-образование и дистанционное обучение: опыт и перспективы»
Актуальность выбранной мною темы для обобщения опыта обусловлена несколькими причинами:она отражает одну из наиболее быстро развивающихся областей образования, которая оказывает значительное влияние н...