Программа курса внеурочной деятельности естественнонаучной направленности «Мир вокруг нас»
рабочая программа по биологии

Дубинина Елена Александровна

Программа курса внеурочной деятельности естественнонаучной  направленности «Мир вокруг нас»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_vokrug_nas.docx93.01 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

курса внеурочной деятельности

естественнонаучной  направленности

«Мир вокруг нас»

C:\Users\Елена\Desktop\8б класс\7бкласс\мир вокруг нас.jpg

Срок  реализации: 1 год

Возраст: 13 - 15 лет    

                                        Автор-составитель: Дубинина Елена Александровна,

учитель биологии- химии

                             

С. Шарлык, 2022г.

                                              Пояснительная записка

     1.1.Направленность дополнительной образовательной программы.

   Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир вокруг нас» имеет естественнонаучное направление.

Уровень освоения программы – углубленный.

     1.2.Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.

Актуальность программы – реализует потребности общества в решении проблем выживания, сохранения здоровья, а также ориентирует на создание ключевых нравственных и других ценностей цивилизации.

Новизна программы проявляется в особенностях её планирования. Программой предусмотрено чередование теоретических занятий с практическими, совместные акции, экскурсии, выполнение творческих работ. Значительное количество времени отводится на овладение учащимися технологии проектной деятельности.

Педагогическая целесообразность – формирует определённую эколого-этическую позицию, ответственность за свою жизнь, осмысленное отношение ко всему живому, развивает творческую деятельность и креативное  мышление у обучающихся, способствует формированию активной патриотической позиции.

     1.3.Цель и задачи дополнительной образовательной программы.

Цель программы:

 Развитие творческих способностей одарённых детей.

Задачи:

1.Развитие творческой, исследовательской активности детей.

2.Развитие творческого мышления.

3.Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками в процессе исследовательской деятельности.                                    

4.Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.                                                                            

5.Создать условия для самореализации одарённых детей.                      

6.Создать максимально благоприятные условия для интеллектуально - творческого и физического развития детей.

     1.4.Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ.

   Работа в рамках программы «Мир вокруг нас» опирается на полученные ранее обучающимися знаний по биологии. Осуществляется на основе биологических понятий и терминов, усвоения научных фактов, практического применения этих знаний, обеспечивающих формирование биологического мышления.

     1.5. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.

Возраст детей: 13-15 лет.

     1.6.   Сроки реализации дополнительной образовательной программы.

Программа рассчитана на один год обучения.

     1.7               Формы и режим занятий.

Методы

Формы

  • частично поисковый
  • исследовательский
  • проблемный
  • проектный
  • анкетирование
  • опрос
  • собеседование
  • тестирование
  • метод прогнозирования
  • нетрадиционные уроки, дополнительные занятия;
  • работа в парах, в малых группах;
  • групповые занятия с одаренными обучающимися;
  • разно уровневые и творческие задания,
  • вовлечение обучающихся в работу в роли консультантов, помощников педагога; проектная и исследовательская деятельность;
  • создание портфолио;
  • участие во Всероссийских дистанционных олимпиадах и конкурсах;
  • элективные, предпрофильные курсы;
  • предметные кружки;
  • научно-исследовательские конференции;

работа по образовательным программам и
индивидуальным планам

Режим занятий:

Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу и реализуются в объеме 34 часа в год.

1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

При освоении программы отслеживаются три вида результатов: предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить динамическую картину творческого развития обучающихся.

Личностные результаты:

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- реализация установок здорового образа жизни;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами программы по биологии являются:

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами  являются:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;

- необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;

- классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

- различение на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В ценностно-ориентационной сфере:

- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

В сфере трудовой деятельности:

- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

В сфере физической деятельности:

- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

В эстетической сфере:

- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

2. Учебно-тематический план.

Разделы, темы.

БОТАНИКА

1

Ботаника как наука

2

Общее знакомство с растениями

3

Клеточное строение растений

4

Органы цветковых растений, плоды и семена

5

Основные процессы жизнедеятельности растений

6

Основные отделы царства растений

7

Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле.

8

Царство Вирусы. Царство Бактерии

          9

Царство Грибы. Лишайники как особые симбиотические организмы

10

Природное сообщество

11

Итоговая работа

ЗООЛОГИЯ

12

Зоология   -   наука   о   Царстве   Животные. Классификация животных.

13

Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные. Тип  Кишечнополостные.

14

Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви.

15

Тип моллюски. Тип Членистоногие.  

16

Тип хордовые.

17

Развитие  животного  мира  на  Земле.  Природные сообщества.

18

Итоговый урок

3. Содержание занятий

  1. Ботаника как наука. Начало изучения царства Растений.  Наука  о растениях  –  ботаника.  Общие сведения  о  многообразии  растений  на  Земле. Основные  применения  ботанических  знаний.  Значение  растений  в  природе  и жизни человека. Распространённые растения в Оренбургской области.
  2. Общее    знакомство    с    растениями.    Культурные    и дикорастущие;  однолетние  и  многолетние;  лекарственные  и  декоративные. Жизненные   формы   растений:   деревья,   кустарники,   кустарнички,   травы. Признаки растений. Основные органы растений. Растения как живой организм и   как   биосистема.   Семенные   и   споровые   растения.   Цветковые   растения. Условия  жизни  растений.  Роль растений в природе и жизни   человека.   Осенние   работы   по   уходу   за   растениями   в   комнатных условиях,  в  саду,  в  парке,  огороде  и  на  школьном  участке.  
  3. Клеточное  строение  растений.  Увеличительные  приборы: микроскоп,    лупа.    Приёмы    пользования    увеличительными    приборами. Приготовление  препарата.  Материалы  и  оборудование.  Техника  безопасности. Клетка   –   основная   структурная   единица   организма   растения.   Строение растительной   клетки:   оболочка,   цитоплазма,   ядро,   пластиды,   вакуоль   с клеточным  соком,  включения.  Разнообразие  клеток  по  форме  и  размерам. Жизнедеятельность клеток. Понятие   о   тканях.   Разнообразие   тканей   у   растений:   образовательные, покровные,    основные    (ассимиляционные    и    запасающие),    проводящие, механические.     Клеточное     строение     органов     растений.     Растение     – многоклеточный      организм.      
  4. Органы цветковых растений, плоды и семена. Семя.  Внешнее  и  внутреннее  строение  семян.  Типы  семян. Строение     семени     однодольных     и     двудольных     цветковых     растений. Органические и неорганические вещества семени. Зародыш растений в семени. Разнообразие  семян.  Прорастание  семян.  Глубина  заделки  семян  в  почву. Распространение   семян.   Хозяйственное   значение   семян.   Распространение семян. Корень.   Внешнее   и   внутреннее   строение   корня   как вегетативного органа растения. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня – корневой чехлик. Рост корня. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Ветвление корней. Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые.  Значение  корней  в  связи  с  выполняемыми  функциями:  питание, закрепление  в  почве,  размножение  растений,  отложение  в  запас  питательных веществ.   Видоизменения   корней   в   связи   с   выполняемыми   функциями. Побег.  Строение  и  значение  побегов  у  растений.  Почка  – зачаточный  побег  растений.  Почки  вегетативные  и  генеративные.  Развитие побега  из  почки.  Годичный  побег.  Ветвление  растений.  Приёмы  увеличения ветвления.  Лист  как  боковой  орган  побега.  Внешнее  и  внутреннее  строение листа.  Мякоть  листа  и  покровная  ткань.  Устьица.  Разнообразие  листьев,  их значение   у   растений.   Лист   как   специализированный   орган   фотосинтеза, испарение  и  газообмен.  Видоизменения  листа.  Стебель  как  основная  часть побега  и  как  орган  проведения  питательных  веществ.  Узлы  и  междоузлия. Внутреннее  строение  стебля.  Рост  стебля  в  длину  и  толщину.  Роль  камбия. Годичные   кольца.   Многообразие   побегов:   вегетативные   и   генеративные, наземные  и  подземные,  укороченные  и  удлинённые.  Видоизменения  побегов. Побеги  растений  в  зимнее  время.  Знакомство  с  деревьями  и  кустарниками  в безлистном  состоянии,  с  почками  возобновления  у  деревьев  и  трав  в  зимнее время.  Цветок, плод. Цветок, его значение и строение. Околоцветник. Чашечка.   Венчик.   Мужские   и   женские   части   цветка:   тычинки,   пестик. Особенности   цветков   у   однодольных   и   двудольных   растений.   Соцветия. Биологическое   значение   соцветий.   Цветение   и   опыление   растений.   Виды опыления (самоопыление, перекрёстное опыление ветром, насекомыми, водой, птицами,   искусственное   опыление).   Образование   плодов;   размножение   и расселение растений с помощью семян. Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрывающиеся   и   нераскрывающиеся,   односемянные   и   многосемянные. Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растения и окружающая среда.  
  5. Основные процессы жизнедеятельности растений. Поглощение воды  и  минеральных  веществ  из  почвы.  Условия, обеспечивающие  почвенное питание    растений.    Удобрения:    органические    и    минеральные    (азотные, калийные,   фосфорные   и   микроэлементы).   Воздушное   питание   растений. Фотосинтез,  роль  солнечного  света  и  хлорофилла  в  этом  процессе.  Роль зелёных   растений   как   автотрофов,   запасающих   солнечную   энергию   в химических  связях  органических  веществ.  Дыхание  растений.  Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды.
  6. Основные отделы царства растений. Понятия  о  систематике  растений.  Растительное  царство.  Деление  его на  подцарства,  Отделы,  Классы,  Семейства,  Роды,  Виды.  Вид  –  основная единица систематики растений.   Подцарство    Водоросли. Отделы    водорослей.    Общая характеристика  одноклеточных  и  многоклеточных  водорослей.  Многообразие пресноводных   и   морских   водорослей.   Значение   водорослей   в   природе   и народном хозяйстве;  Отделы Мохообразные.  Разнообразие    мхов. Общая характеристика зелёных мхов как высших споровых растений. Размножение  и развитие   мхов.   Сфагновые   мхи.   Значение   мхов   в   природе   и   народном хозяйстве. Охрана мохообразных растений; Отделы   Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и  развитие  папоротников.  Былой  расцвет  папоротникообразных.  Значение современных папоротникообразных растений в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания. Отдел Голосеменных  растений.  Их  общая  характеристика  и многообразие  как  семенных  растений.  Хвойные  растения  в  регионе  школы. Семенное   размножение   хвойных   растений   на   примере   сосны.   Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека. Охрана леса; Отдел  Покрытосеменные  (Цветковые)  растения.  Их  общая характеристика. Многообразие покрытосеменных     растений.     Значение покрытосеменных   растений   в   природе   и   хозяйстве   человека.   Деление цветковых растений на классы двудольных и однодольных растений. Семейства двудольных  растений  (Крестоцветные,  Розоцветные,  Пасленовые,  Бобовые, Сложноцветные).   Семейства   однодольных   растений   (Лилейные,   Луковые, Злаки).  
  7. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле.   Развитие  растительного  мира.  Понятие  об  эволюции  как  процессе усложнения   растений.   Многообразие   растительных   групп   как   результат эволюции.  Происхождение  и  многообразие  культурных  растений.  История появления  главных  народнохозяйственных  культур  картофеля  и  пшеницы.
  8. Царство   Вирусы.   Особенности   строения   вирусов   как примитивных  форм  организации.  Распространение  и  заражение  вирусными инфекциями. Меры профилактики и борьбы с вирусными инфекциями.
  9. Царство  Бактерии.  Бактерии  как  древнейшая  группа  живых организмов.  Общая  характеристика  бактерий.  Отличия  клетки  бактерий  от клетки растений. Понятия о прокариотах и эукариотах. Разнообразие бактерий по форме, питанию, дыханию. Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека (экологическое, болезнетворное, биотехнологическое).
  10.  Царство Грибы. Лишайники как особые симбиотические организмы»  Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы.    «Грибы».    Питание,    дыхание,    споровое    размножение    грибов. Плесневые   грибы:   мукор,   пеницилл.   Одноклеточные   грибы   –   дрожжи. Многоклеточные  грибы.  Шляпочные  грибы.  Съедобные  и  ядовитые  грибы. Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, симбионты. Понятие о микоризе. Приёмы  защиты  растений  от  грибов  паразитов.  Значение  грибов  в  природе  и хозяйстве    человека.    Лишайники,    особенности    их    строения,    питания, размножения.  Многообразие  лишайников.  Значение  лишайников  в  природе  и хозяйстве  человека.  Индикаторная  роль  лишайников.  
  11. Природные  сообщества.  Понятие  о  природном  сообществе растений (биоценозе - фитоценозе) как биологической системе. Жизнь растений в   природе.   Понятие   о   растительном   сообществе   как   совместной   жизни растений.     Характеристики     природного     сообщества     как     биосистемы: местообитание,  видовой  состав,  количество  видов  в  сообществе,  ярусность, взаимосвязи  между  растениями.  Приспособленность  растений  к  совместной жизни  в  природном  сообществе.  Роль  человека  в  природе.  
  12. Зоология   -   наука   о   Царстве   Животные. Многообразие  животных,  их  распространение  на  Земле.  Дикие  и  домашние животные.  Взаимосвязи  животных  в  природе.  Место  и  роль  животных  в природных    сообществах.    Зависимость    жизни    животных    от    человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира.
  13. Классификация животных. Основные систематические группы животных:  Царство,  Подцарство,  Тип,  Класс,  Отряд,  Семейство,  Род,  вид, популяция.  Значение  классификации  животных.  Краткая  история  развития зоологии. Развитие зоологии как науки в Республике Казахстан.
  14. Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные. Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие   простейших   в   природе.   Разнообразие   их   представителей   в водоёмах, почве и в организме человека и растений. Корненожки.  Обыкновенная  амёба  как  организм.  Внешнее  и внутреннее    строение    (цитоплазма,    ядро,    вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных    организмов:    движение,    питание,   дыхание,    выделение, осморегуляция, размножение, инцистирование. Жгутиконосцы. Эвглена   зелёная     как     простейшее, совмещающее признаки животных и растений. Колониальные жгутиковые; Инфузории.   Инфузория   –   туфелька   как   более   сложное простейшее  животное.  
  15. Тип  Кишечнополостные. Общая    характеристика    типа кишечнополостных.    Пресноводная    гидра.    Внешний    вид    и    поведение. Внутреннее  строение.  Двухслойность.  Эктодерма  и  энтодерма.  Разнообразие клеток.   Питание   гидры.   Дыхание.   Раздражимость.   Размножение   гидры. Регенерация. Значение в природе; Морские  кишечнополостные.  Их  многообразие  и  значение. Коралловые полипы и медузы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
  16. Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви. Общая  характеристика  червей.  Разнообразие  червей.  Типы  червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания; Плоские    черви.    Белая    планария    как    представитель свободноживущих    плоских    червей.    Внешнее    строение.    Двусторонняя симметрия.   Покровы.   Мускулатура.   Нервная   система   и   органы   чувств. Движение.  Питание.  Дыхание.  Размножение.  Бычий  цепень  как  представитель плоских   ленточных   червей.   Особенности   строения   и   приспособления   к паразитизму.  Цикл  развития  и  смена  хозяев.  Сосальщики.  Цикл  развития  и смена хозяев; Круглые   черви. Общая   характеристика   круглых   червей. Нематоды, аскариды, острицы как представители круглых червей. Их строение, жизнедеятельность  и  значение  для  человека  и  животных. Кольчатые  черви.  Многообразие,  дождевой  червь.  Среда обитания.  Внешнее  и  внутреннее  строение.  Понятие  о  тканях  и  органах. Движение.  Пищеварение,  кровообращение,  выделение,  дыхание.  Размножение и  развитие.  Значение  и  место  дождевых  червей  в  биогеоценозах,  в  природе  и истории  развития  животного  мира.  
  17. Тип моллюски. Общая  характеристика  типа.  Разнообразие  моллюсков.  Особенности строения  и  поведения,  связанные  с  образом  жизни  представителей  разных классов. Роль раковины в пассивной защите; Класс   Брюхоногие   моллюски.   Большой   прудовик   (или виноградная  улитка)  и  голый  слизень  их  среды  обитания.  Строение.  Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в биоценозах и практическое значение; Класс  Двустворчатые.  Беззубка  (или  перловица)  и  мидия. Места их обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение; Класс    Головоногие    моллюски.    Осьминоги,    кальмар, каракатица.  Особенности  их  строения.  Передвижение.  Питание.  Поведение. Роль  в  биоценозе  и  практическое  значение.  
  18. Тип Членистоногие.  Общая  характеристика  Типа.  Сходство  и  различие  членистоногих  с кольчатыми червями; Класс  Ракообразные.  Общая  характеристика  класса.  Речной рак. Место обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Общая   характеристика   и   многообразие паукообразных. Паук – крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Место  обитания,  образ  жизни  и  поведение.  Клещи.  Места  обитания,  паразитический образ  жизни.  Особенности  внешнего  строения  и  поведения.  Перенос  клещами возбудителей  болезней.  Класс Насекомые. Общая  характеристика класса. Многообразие  насекомых.  Особенности  строения  насекомого  (на  примере майского   жука    или   комнатной   мухи,   саранчи   или   другого   крупного насекомого).   Типы   развития.   Важнейшие   отряды   насекомых   с   неполным превращением:  Прямокрылые,  Равнокрылые  и  Клопы.  Важнейшие  отряды насекомых  с  полным  превращением:  Бабочки,  Стрекозы,  Жесткокрылые  (или Жуки),       Двукрылые,       Перепончатокрылые.       Вредители       лесных       и сельскохозяйственных     растений     среди     представителей     этих     отрядов. Охрана    насекомых.    
  19. Тип хордовые. Краткая характеристика типа хордовых; Подтип     Бесчерепные.     Ланцетник     –     представитель бесчерепных.  Место  обитания  и  особенности  строения  ланцетника.  Роль  в природе и практическое значение; Надкласс Рыбы. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые. Класс Костные рыбы. Хрящевые  рыбы:  акулы  и  скаты.  Многообразие  хрящевых  рыб. Осетровые  рыбы.  Значение  осетровых  рыб  и  меры  по  их  восстановлению. Двоякодышащие   рыбы.   Кистепёрые   рыбы   значение   их   в   происхождении наземных  позвоночных  животных.  Приспособления  рыб  к  разным  условиям обитания.  Промысловое  значение  рыб.  Основные  группы  промысловых  рыб. Класс Земноводные. Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее  строение  лягушки  (на  примере  любого  вида).  Земноводный  образ жизни.  Питание.  Годовой  цикл  жизни  земноводных.  Зимовки.  Размножение  и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с  рыбами.  Многообразие  земноводных.  Класс   Пресмыкающихся   Общая   характеристика   класса. Наземно-воздушные  условия  обитания.  Особенности  внешнего  и  внутреннего строения пресмыкающихся (на примере любого вида ящериц). Приспособления к  жизни  в  наземно-воздушной  среде.  Питание  и  поведение.  Годовой  цикл жизни.  Размножение  и  развитие.  Змеи,  ужи,  гадюки  (или  другие  виды  в зависимости   от   местных   условий).      Роль пресмыкающихся  в  природе  и  жизни  человека.  Охрана  пресмыкающихся.  Класс  Птицы.  Общая  характеристика  класса.  Среда  обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к   полёту.   Интенсивность   обмена   веществ.   Теплокровность.   Усложнение нервной системы и органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по   сравнению   с   пресмыкающимися.   Размножение   и   развитие.   Забота   о потомстве.  Годовой  жизненный  цикл  и  сезонные  явления.  Перелёты  птиц. Происхождение     птиц     от     древних     пресмыкающихся.     Археоптерикс. Многообразие птиц. Класс  Млекопитающие  или  Звери.  Общая  характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения.  Усложнение  строения  покровов,  пищеварительной,  дыхательной, кровеносной,  выделительной,  нервной  систем,  органов  чувств,  поведения  по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Происхождение млекопитающих от  древних пресмыкающихся.  Многообразие  млекопитающих.  Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Биологические особенности. Районы распространения     и     разнообразие.     Важнейшие     отряды     плацентарных. Рациональное  использование  и охрана   млекопитающих.  
  20. Развитие  животного  мира  на  Земле.  Историческое  развитие животного  мира.  Доказательства  исторического  развития  животного  мира  на Земле.  Понятие  об  эволюции.  

  4. Методические рекомендации по освоению программы и изучению отдельных тем.    

Формы обучения:

-анкетирование, опрос;

- собеседование;

- тестирование;

- анализ литературных источников;

- творческие работы;

- метод прогнозирования;

- метод исследования проблемы;
- творческие мастерские;
- групповые занятия с сильными обучающимися;
- занятия в объединении;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции.

5.Список литературы.

Литература для учителя:

  1. Акшалова Л.М. «Абитуриенту: тестовые задания по биологии для поступающих в ВУЗы» Кокшетау, 2016г.
  2. Батуев А.С., Кузьмина И.Д., Ноздрачев А.Д. «Человек» М.: Просвещение, 2012г
  3. Батуев А.С. «Готовимся к экзамену по биологии» М.: Айрис-пресс, 2013г
  4. Богданова Т.Л. «Биология: задания и упражнения для поступающих в ВУЗы», М.: «Высшая школа», 2014г.
  5. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М., 2015.
  6. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 2009.
  7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. — М., 2011.
  8. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской иВ.М. Слуцкого. — М.,2011.

Литература для обучающихся

1. Н.Л. Галева, «Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии»: Москва «5 за знания» - 2016.

2. Т.А. Ловкова, «Подготовка к олимпиадам по биологии 8 – 11 классы»: Москва «Айрис-пресс» - 2016.

3. Г.М. Муртазин, «Задачи и упражнения по общей биологии»: Москва «Просвещение» - 2015.

4. «Большой справочник по биологии для школьников и поступающих в ВУЗы»: Москва «Дрофа» - 2012.

5. В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, «Биология. Многообразие живых организмов 7 класс»: Москва «Дрофа» - 2016.

6. Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор, «Биология» (трёхтомник): Москва «Мир» - 2014.

Календарно – тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

примечание

Раздел №1. Ботаника

20

1

Ботаника как наука

1

2 -3

Общее знакомство с растениями

2

4-5

Клеточное строение растений

2

6-7

Органы цветковых растений, плоды и семена

2

8-9

Основные процессы жизнедеятельности растений

2

10-11

Основные отделы царства растений

2

12-13

Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле.

2

14-15

Вирусы.  Бактерии. Роль бактерий в природе, медицине, сельском

хозяйстве и промышленности.

2

16-17

Царство Грибы. Лишайники.

2

18-19

Природное сообщество

2

20

Итоговый урок по теме

1

Раздел 2. Зоология

14

21

Зоология   -   наука   о   Царстве   Животные. Классификация животных

1

22-23

Простейшие.

Тип  Кишечнополостные

2

24-25

Черви. Тип Плоские черви: печёночный сосальщик и

бычий цепень.

Тип Круглые черви: аскарида человеческая – паразит человека. Многообразие паразитических червей и борьба с ними.

2

26-27

Тип Моллюски. Тип Членистоногие.

2

28-31

Тип Хордовые.

4

32-33

Развитие  животного  мира  на  Земле.  Природные сообщества

2

34

Итоговый урок по теме

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Физика вокруг нас"

Данный курс внеурочной деятельности содержит материал, который является подготовительным при изучении основного курса физики. Он знакомит учащихся  5 класса с многочисленными явлениями физики, на...

Программа курса внеурочной деятельности « Мир вокруг нас»

Рабочая  программа разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личност...

Программа курса внеурочной деятельности «Мир внутри и вокруг меня» 8 класса

Программа курса внеурочной деятельности "Мир внутри и вокруг меня" 8 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» для 7-8 класса

Главная цель данного курса: Формирование научной картины, научных взглядов и убеждений, являющихся основными элементами материалистического мировоззрения.           ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Физика вокруг нас "

Обучение по программе «Физика вокруг нас» расширяет, углубляет и дополняет базовые знания, полученные в ходе изучения предметов «Окружающий мир», «Биология» и &laqu...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» (с использованием цифрового и аналогового оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей « Точка роста») 8 класс

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 8класса МКОУ «Возовская средняя обще...