Программа курса внеурочной деятельности « Мир вокруг нас»
рабочая программа по биологии (5 класс)

Яковлева Оксана Петровна

Рабочая  программа разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника умения учиться и в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, Данный курс рассчитан для  учащихся 5 класса и опирается на знания, которые учащиеся получали в начальной школе (курс «Окружающий мир») и при изучении курса 5 класса «Биология. Введение в биологию» по УМК А.А.Плешакова, Н.И.Сонина. Данный курс дополняет и расширяет получаемые знания о многообразии природы, о тесных связях между миром живой и неживой природы,  обеспечивает проведение дополнительных практических работ, т.е. является предметным и практикоориентированным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.progr_._mir_vokrug_nas_5kl.docx44.74 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГУБКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов»

города Губкина Белгородской области

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАОУ «СОШ №2 с УИОП»

_________ Евсюкова В.Е.

Приказ №549 от «31»августа 2018 г.

Программа

курса внеурочной деятельности

 « Мир вокруг нас»

Возраст обучающихся: 11-12 лет

5 «А», 5 «Б» классы

Срок реализации - 1 год

        

 

Учитель

Яковлева Оксана Петровна

г. Губкин

2018г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника умения учиться и в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, Данный курс рассчитан для  учащихся 5 класса и опирается на знания, которые учащиеся получали в начальной школе (курс «Окружающий мир») и при изучении курса 5 класса «Биология. Введение в биологию» по УМК А.А.Плешакова, Н.И.Сонина. Данный курс дополняет и расширяет получаемые знания о многообразии природы, о тесных связях между миром живой и неживой природы,  обеспечивает проведение дополнительных практических работ, т.е. является предметным и практикоориентированным.

        В соответствии с основной общеобразовательной программой начального общего образования МАОУ «СОШ №2 с УИОП» города Губкина Белгородской области, реализующей ФГОС нового поколения, в рамках реализации внеурочной деятельности по естественнонаучному направлению в 5 классе вводится курс внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» На изучение данного курса отводится 1 час в неделю (34 часа в 5 классе).

Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка.

В школе учащиеся получают объем знаний, определенный рамками образовательной программы, конкретной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальной одаренности учащихся могут способствовать занятия в системе внеурочной воспитательной работы, организованной при кабинете биологии.

Цель: передать школьникам знания в области естествознания,  научить обучающихся правильно проводить биологические эксперименты и наблюдения.

Задачи:

- образовательная: расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества;

- развивающая: развивать логическое мышление, умения устанавливать причинно — следственные связи, умения рассуждать и делать выводы;

- воспитательная: развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетической ценности природы, объединение и организация досуга учащихся.

Результаты освоения  программы «Мир вокруг нас»

В результате освоения программы внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»  обучающиеся на ступени основного общего образования:

- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;

- познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

- получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и  литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов

.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

- использование справочной и дополнительной литературы;

- владение цитированием и различными видами комментариев;

- использование различных видов наблюдения;

- качественное и количественное описание изучаемого объекта;

- проведение эксперимента;

- использование разных видов моделирования.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы внеурочной деятельности:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Содержание программы «Мир вокруг нас»

Раздел 1. Введение. Живой организм: строение и изучение (2ч)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические   вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Практическая часть(1ч)

Разработка эскиза и оформление уголка интеллектуальной площадки «Юные биологии»

Раздел 2. Многообразие живых организмов   (13 ч)

Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Практическая часть(8 ч)

Устный журнал «По страницам Красной книги»

Биологическое лото «В мире флоры и фауны»

Круглый стол «Легенды о цветах»

Конкурс лозунгов и плакатов «Сохраним биоразнообразие»

Виртуальное путешествие «В стране динозавров»

Викторина «Час цветов»

Экологический турнир «В содружестве с природой»

Оформление коллажа «Братья наши меньшие»

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (8 ч) 

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Практическая часть(4 часа)

Необходимость углекислого газа для образования крахмала в листьях растений.

Экспериментальные работы, демонстрирующие процесс дыхания у живых организмов.

Дыхание корней.

           Дыхание листа.

Раздел 4. Человек на Земле (8 ч)

Научные представления о происхождении человека. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Практическая часть:(7 ч)

Определение норм рационального питания

Определение темперамента

Составление режима дня

Оказание первой медицинской помощи в различных ситуациях

Определение жизненного объема легких

Приготовление полезной еды

Как создать модель клеток крови своими руками.

Раздел 5 Проектная деятельность (3 часа) 

 Конференция «Защитим лес»

Конференция «Чистая вода в каждый дом»

Конференция «Юннатское движение»

Формы организации занятий, основных видов деятельности

В основу организации занятий и основных видов деятельности учащихся положен системно-деятельностный подход.

        В качестве основных используются методы мотивации учебной деятельности. Методы формирования новых умений, проблемные методы обучения: частично-поиковый,  исследовательский.

        Широко используется работа детей в парах и микрогруппах. Осуществляется дифференцированный характер обучения. Взаимодействие организуется в форме сотрудничества.

        В курсе внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» предусмотрено проведение нетрадиционных видов занятий: путешествие, школьная мастерская, конкурс, презентации, виртуальное посещение заповедников, экскурсии.

Тематическое планирование  

«Мир вокруг нас»

        № п/п

Название темы, раздела

Количество часов

в образовательной программе

в рабочей программе

1.

Введение. Живой организм: строение и изучение

2

2

2.

Многообразие живых организмов  

13

13

3

Среда обитания живых организмов

8

8

4

Человек на Земле

8

8

5

Проектная деятельность

3

3

Итого:

34

34

Календарно тематическое планирование

№ урока

№ урока

в теме

Тема урока

Дата

Характеристика основных видов деятельности

План.

Факт.

Введение. Живой организм: строение и изучение 2 часа

1

1

Многообразие живых организмов

5.09

Развивать способность отстаивать свою точку зрения.

Формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело.

2

2

Разработка эскиза и оформление уголка интеллектуальной площадки «Юные биологии»

12.09

Многообразие живых организмов   13 часов

3

1

Развитие жизни на Земле

19.05

Изучают основные этапы развития жизни на Земле.

использовать разнообразные приемы работы с информацией.

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

4

2

ПР Виртуальное путешествие «В стране динозавров»

26.09

5

3

Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные.

3.10

6

4

ПЧ Биологическое лото «В мире флоры и фауны»

10.10

7

5

Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания,

17.10

8

6

ПЧ Круглый стол «Легенды о цветах»

24.10

9

7

Охрана живой природы

7.11

10

8

ПР Конкурс лозунгов и плакатов ««Сохраним биоразнообразие»»

14.11

11

9

Роль живых существ в природе и жизни человека.

21.11

12

10

ПЧ Устный журнал «По страницам Красной книги»

28.11

13

11

ПЧ Викторина «Час цветов»

5.12

14

12

ПЧ Экологический турнир «В содружестве с природой»

12.12

15

13

ПЧ Оформление коллажа «Братья наши меньшие»

19.12

Среда обитания живых организмов (8 часов)

16

1

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

26.12

Приобретают знания о компонентах природы. Представление о многообразии обитателей сред. Выявление приспособлений организмов к обитанию в средах

умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.

умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

17

2

ПЧ Необходимость углекислого газа для образования крахмала в листьях растений.

16.01

18

3

Жизнь в морях и океанах.

23.01

19

4

ПЧ Экспериментальные работы, демонстрирующие процесс дыхания у живых организмов.

30.01

20

5

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли:

6.02

21

6

ПЧ Дыхание корней.

13.02

22

7

 ПЧ Дыхание листа.

20.02

23

8

Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

27.02

Человек на Земле (8 ч)

24

1

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека.

6.03

Приобретают знания основных этапов антропогенеза. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека.

использовать разнообразные приемы работы с информацией.

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

25

2

ПЧ Определение норм рационального питания

13.03

26

3

ПЧ Определение темперамента

20.03

27

4

ПЧ Оказание первой медицинской помощи в различных ситуациях

3.04

28

5

ПЧ Определение жизненного объема легких

10.04

29

6

ПЧ Приготовление полезной еды

17.04

30

7

ПЧ Как создать модель клеток крови своими руками.

24.04

31

8

ПЧ Составление режима дня

1.05

Проектная деятельность (3 часа) 

32

1

Конференция «Защитим лес»

8.05

Понимать целостность окружающего мира.

Знать основные методы изучения природы.

Владеть основными приемами постановки экспериментов

33

2

Конференция «Чистая вода в каждый дом»

15.05

34

3

Конференция «Юннатское движение»

22.05

Материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности.

  1. Учебные пособия:
  2. Анашкина Е.Н.Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды/ – Ярославль: «Академия развития» - 192с.;
  3. Арский Ю.М. и др. Экологические проблемы, что происходит, кто виноват и что делать. – М. МНЭПУ, 2009.
  4. Аспиз М.Е. Разные секреты. – М.:Дет.лит., 1988.-64с.
  5. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для     детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2011.
  6. Брем  А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra,2008.
  7. Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных.  Москва 2010.
  8. Высоцкая М.В. Биология. 5-11 классы. Нетрадиционные уроки. Исследование, интегрирование, моделирование. – Учитель, 2009. – 489.
  9. Касаткина Н. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. – Учитель, 2010. – 160.
  10. Плешаков  А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва :  Просвещение, 2009.
  11. Плешаков  А. А.   Зеленый  дом.  От  земли  до  неба  А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 2008.
  12. Плешаков  А. А. Зеленый дом: программно-методические  материалы / А. А. Плешаков. – Москва ., 2010.
  13. Плешаков  А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в  природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. №8.
  14. Трайтак Д.И.Как сделать интересной внеклассную работу по биологии // Просвещение. Москва.1971.
  15.  Тяглова С.В. Исследования и проектная деятельность учащихся по биологии. – Планета, 2011. – 256.
  16. Хрестоматия по биологии: Бактери.Грибы.Растения/ Авт.-сост. О.Н.Дронова. – Саратов: Лицей, 2002. – 144с.
  17. Я иду на урок биологии: Зоология:Беспозвоночные:Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 1999.– 366с.

2. Технические средства обучения:

1)Библиотечный фонд

2) Печатные пособия

3) Мультимедийный проектор, экран, компьютер.

   

3. Информационные средства:

  1. Сайт Белгородского института развития образования www.ipkps.bsu.edu.ru
  2. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru
  3. Российский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ru 

ОГАОУ ДПО БелИРО - http://ipkps.bsu.edu.ru

Интернет – адреса сайтов

             - Сайт Минобрнауки http://rsr-olymp.ru

- http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/integratsiya-na-urokakh-khimii-biologii

- http://old.iro.yar.ru/pnpo_yar/biolog06.htm

- http://www.edu-eao.ru/images/stories/masterklass/him-biolog.pdf

- http://centrdop.ucoz.ru

- http://www.moi-universitet.ru/schoolkonkurs/KonkursAMO

- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/514689/

- Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/sistema-raboty-s-odarennymi-i-

Для учащихся и родителей:

Википедия      http://ru.wikipedia.org/wiki/Мотивация

Сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы, избранные тексты, информация по подписке. www.issl.dnttm.ru

Сайт – обзор исследовательских и научно – практических юношеских конференций, семинаров, конкурсов. Организовано on–line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих.

www.konkurs.dnttm.ru

Программа внеурочной деятельности по православной культуре «Мир вокруг нас», тип программы – модифицированная образовательная, естественнонаучное направление.

Составитель программы: Яковлева О.П.

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета от «30» августа 2018г., протокол №12

Председатель педсовета _______________________Евсюкова В.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Физика вокруг нас"

Данный курс внеурочной деятельности содержит материал, который является подготовительным при изучении основного курса физики. Он знакомит учащихся  5 класса с многочисленными явлениями физики, на...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Физика вокруг нас" для 7-8 классов

Данная рабочая программа предназначена для планирования и проведения факультативных занятий в 7-8 классах...

Программа курса внеурочной деятельности «Мир внутри и вокруг меня» 8 класса

Программа курса внеурочной деятельности "Мир внутри и вокруг меня" 8 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» для 7-8 класса

Главная цель данного курса: Формирование научной картины, научных взглядов и убеждений, являющихся основными элементами материалистического мировоззрения.           ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Физика вокруг нас "

Обучение по программе «Физика вокруг нас» расширяет, углубляет и дополняет базовые знания, полученные в ходе изучения предметов «Окружающий мир», «Биология» и &laqu...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» (с использованием цифрового и аналогового оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей « Точка роста») 8 класс

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 8класса МКОУ «Возовская средняя обще...