Программа курса внеурочной деятельности « Мир вокруг нас»
рабочая программа по биологии (5 класс)
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника умения учиться и в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, Данный курс рассчитан для учащихся 5 класса и опирается на знания, которые учащиеся получали в начальной школе (курс «Окружающий мир») и при изучении курса 5 класса «Биология. Введение в биологию» по УМК А.А.Плешакова, Н.И.Сонина. Данный курс дополняет и расширяет получаемые знания о многообразии природы, о тесных связях между миром живой и неживой природы, обеспечивает проведение дополнительных практических работ, т.е. является предметным и практикоориентированным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.progr_._mir_vokrug_nas_5kl.docx | 44.74 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГУБКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов»
города Губкина Белгородской области
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МАОУ «СОШ №2 с УИОП» _________ Евсюкова В.Е. Приказ №549 от «31»августа 2018 г. |
Программа
курса внеурочной деятельности
« Мир вокруг нас»
Возраст обучающихся: 11-12 лет
5 «А», 5 «Б» классы
Срок реализации - 1 год
Учитель
Яковлева Оксана Петровна
г. Губкин
2018г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника умения учиться и в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, Данный курс рассчитан для учащихся 5 класса и опирается на знания, которые учащиеся получали в начальной школе (курс «Окружающий мир») и при изучении курса 5 класса «Биология. Введение в биологию» по УМК А.А.Плешакова, Н.И.Сонина. Данный курс дополняет и расширяет получаемые знания о многообразии природы, о тесных связях между миром живой и неживой природы, обеспечивает проведение дополнительных практических работ, т.е. является предметным и практикоориентированным.
В соответствии с основной общеобразовательной программой начального общего образования МАОУ «СОШ №2 с УИОП» города Губкина Белгородской области, реализующей ФГОС нового поколения, в рамках реализации внеурочной деятельности по естественнонаучному направлению в 5 классе вводится курс внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» На изучение данного курса отводится 1 час в неделю (34 часа в 5 классе).
Основным преимуществом внеурочной деятельности является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка.
В школе учащиеся получают объем знаний, определенный рамками образовательной программы, конкретной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальной одаренности учащихся могут способствовать занятия в системе внеурочной воспитательной работы, организованной при кабинете биологии.
Цель: передать школьникам знания в области естествознания, научить обучающихся правильно проводить биологические эксперименты и наблюдения.
Задачи:
- образовательная: расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества;
- развивающая: развивать логическое мышление, умения устанавливать причинно — следственные связи, умения рассуждать и делать выводы;
- воспитательная: развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетической ценности природы, объединение и организация досуга учащихся.
Результаты освоения программы «Мир вокруг нас»
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» обучающиеся на ступени основного общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов
.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- использование справочной и дополнительной литературы;
- владение цитированием и различными видами комментариев;
- использование различных видов наблюдения;
- качественное и количественное описание изучаемого объекта;
- проведение эксперимента;
- использование разных видов моделирования.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы внеурочной деятельности:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Содержание программы «Мир вокруг нас»
Раздел 1. Введение. Живой организм: строение и изучение (2ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Практическая часть(1ч)
Разработка эскиза и оформление уголка интеллектуальной площадки «Юные биологии»
Раздел 2. Многообразие живых организмов (13 ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Практическая часть(8 ч)
Устный журнал «По страницам Красной книги»
Биологическое лото «В мире флоры и фауны»
Круглый стол «Легенды о цветах»
Конкурс лозунгов и плакатов «Сохраним биоразнообразие»
Виртуальное путешествие «В стране динозавров»
Викторина «Час цветов»
Экологический турнир «В содружестве с природой»
Оформление коллажа «Братья наши меньшие»
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (8 ч)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Практическая часть(4 часа)
Необходимость углекислого газа для образования крахмала в листьях растений.
Экспериментальные работы, демонстрирующие процесс дыхания у живых организмов.
Дыхание корней.
Дыхание листа.
Раздел 4. Человек на Земле (8 ч)
Научные представления о происхождении человека. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Практическая часть:(7 ч)
Определение норм рационального питания
Определение темперамента
Составление режима дня
Оказание первой медицинской помощи в различных ситуациях
Определение жизненного объема легких
Приготовление полезной еды
Как создать модель клеток крови своими руками.
Раздел 5 Проектная деятельность (3 часа)
Конференция «Защитим лес»
Конференция «Чистая вода в каждый дом»
Конференция «Юннатское движение»
Формы организации занятий, основных видов деятельности
В основу организации занятий и основных видов деятельности учащихся положен системно-деятельностный подход.
В качестве основных используются методы мотивации учебной деятельности. Методы формирования новых умений, проблемные методы обучения: частично-поиковый, исследовательский.
Широко используется работа детей в парах и микрогруппах. Осуществляется дифференцированный характер обучения. Взаимодействие организуется в форме сотрудничества.
В курсе внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» предусмотрено проведение нетрадиционных видов занятий: путешествие, школьная мастерская, конкурс, презентации, виртуальное посещение заповедников, экскурсии.
Тематическое планирование
«Мир вокруг нас»
№ п/п | Название темы, раздела | Количество часов | |
в образовательной программе | в рабочей программе | ||
1. | Введение. Живой организм: строение и изучение | 2 | 2 |
2. | Многообразие живых организмов | 13 | 13 |
3 | Среда обитания живых организмов | 8 | 8 |
4 | Человек на Земле | 8 | 8 |
5 | Проектная деятельность | 3 | 3 |
Итого: | 34 | 34 |
Календарно тематическое планирование
№ урока | № урока в теме | Тема урока | Дата | Характеристика основных видов деятельности | |
План. | Факт. | ||||
Введение. Живой организм: строение и изучение 2 часа | |||||
1 | 1 | Многообразие живых организмов | 5.09 | Развивать способность отстаивать свою точку зрения. Формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело. | |
2 | 2 | Разработка эскиза и оформление уголка интеллектуальной площадки «Юные биологии» | 12.09 | ||
Многообразие живых организмов 13 часов | |||||
3 | 1 | Развитие жизни на Земле | 19.05 | Изучают основные этапы развития жизни на Земле. использовать разнообразные приемы работы с информацией. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | |
4 | 2 | ПР Виртуальное путешествие «В стране динозавров» | 26.09 | ||
5 | 3 | Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. | 3.10 | ||
6 | 4 | ПЧ Биологическое лото «В мире флоры и фауны» | 10.10 | ||
7 | 5 | Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, | 17.10 | ||
8 | 6 | ПЧ Круглый стол «Легенды о цветах» | 24.10 | ||
9 | 7 | Охрана живой природы | 7.11 | ||
10 | 8 | ПР Конкурс лозунгов и плакатов ««Сохраним биоразнообразие»» | 14.11 | ||
11 | 9 | Роль живых существ в природе и жизни человека. | 21.11 | ||
12 | 10 | ПЧ Устный журнал «По страницам Красной книги» | 28.11 | ||
13 | 11 | ПЧ Викторина «Час цветов» | 5.12 | ||
14 | 12 | ПЧ Экологический турнир «В содружестве с природой» | 12.12 | ||
15 | 13 | ПЧ Оформление коллажа «Братья наши меньшие» | 19.12 | ||
Среда обитания живых организмов (8 часов) | |||||
16 | 1 | Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. | 26.12 | Приобретают знания о компонентах природы. Представление о многообразии обитателей сред. Выявление приспособлений организмов к обитанию в средах умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. | |
17 | 2 | ПЧ Необходимость углекислого газа для образования крахмала в листьях растений. | 16.01 | ||
18 | 3 | Жизнь в морях и океанах. | 23.01 | ||
19 | 4 | ПЧ Экспериментальные работы, демонстрирующие процесс дыхания у живых организмов. | 30.01 | ||
20 | 5 | Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: | 6.02 | ||
21 | 6 | ПЧ Дыхание корней. | 13.02 | ||
22 | 7 | ПЧ Дыхание листа. | 20.02 | ||
23 | 8 | Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество. | 27.02 | ||
Человек на Земле (8 ч) | |||||
24 | 1 | Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. | 6.03 | Приобретают знания основных этапов антропогенеза. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. использовать разнообразные приемы работы с информацией. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | |
25 | 2 | ПЧ Определение норм рационального питания | 13.03 | ||
26 | 3 | ПЧ Определение темперамента | 20.03 | ||
27 | 4 | ПЧ Оказание первой медицинской помощи в различных ситуациях | 3.04 | ||
28 | 5 | ПЧ Определение жизненного объема легких | 10.04 | ||
29 | 6 | ПЧ Приготовление полезной еды | 17.04 | ||
30 | 7 | ПЧ Как создать модель клеток крови своими руками. | 24.04 | ||
31 | 8 | ПЧ Составление режима дня | 1.05 | ||
Проектная деятельность (3 часа) | |||||
32 | 1 | Конференция «Защитим лес» | 8.05 | Понимать целостность окружающего мира. Знать основные методы изучения природы. Владеть основными приемами постановки экспериментов | |
33 | 2 | Конференция «Чистая вода в каждый дом» | 15.05 | ||
34 | 3 | Конференция «Юннатское движение» | 22.05 |
Материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности.
- Учебные пособия:
- Анашкина Е.Н.Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды/ – Ярославль: «Академия развития» - 192с.;
- Арский Ю.М. и др. Экологические проблемы, что происходит, кто виноват и что делать. – М. МНЭПУ, 2009.
- Аспиз М.Е. Разные секреты. – М.:Дет.лит., 1988.-64с.
- Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2011.
- Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra,2008.
- Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010.
- Высоцкая М.В. Биология. 5-11 классы. Нетрадиционные уроки. Исследование, интегрирование, моделирование. – Учитель, 2009. – 489.
- Касаткина Н. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. – Учитель, 2010. – 160.
- Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва : Просвещение, 2009.
- Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 2008.
- Плешаков А. А. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А. Плешаков. – Москва ., 2010.
- Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. №8.
- Трайтак Д.И.Как сделать интересной внеклассную работу по биологии // Просвещение. Москва.1971.
- Тяглова С.В. Исследования и проектная деятельность учащихся по биологии. – Планета, 2011. – 256.
- Хрестоматия по биологии: Бактери.Грибы.Растения/ Авт.-сост. О.Н.Дронова. – Саратов: Лицей, 2002. – 144с.
- Я иду на урок биологии: Зоология:Беспозвоночные:Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 1999.– 366с.
2. Технические средства обучения:
1)Библиотечный фонд
2) Печатные пособия
3) Мультимедийный проектор, экран, компьютер.
3. Информационные средства:
- Сайт Белгородского института развития образования www.ipkps.bsu.edu.ru
- Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru
- Российский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ru
ОГАОУ ДПО БелИРО - http://ipkps.bsu.edu.ru
Интернет – адреса сайтов
- Сайт Минобрнауки http://rsr-olymp.ru
- http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/integratsiya-na-urokakh-khimii-biologii
- http://old.iro.yar.ru/pnpo_yar/biolog06.htm
- http://www.edu-eao.ru/images/stories/masterklass/him-biolog.pdf
- http://www.moi-universitet.ru/schoolkonkurs/KonkursAMO
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/514689/
- Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/sistema-raboty-s-odarennymi-i-
Для учащихся и родителей:
Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Мотивация
Сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы, избранные тексты, информация по подписке. www.issl.dnttm.ru
Сайт – обзор исследовательских и научно – практических юношеских конференций, семинаров, конкурсов. Организовано on–line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих.
Программа внеурочной деятельности по православной культуре «Мир вокруг нас», тип программы – модифицированная образовательная, естественнонаучное направление.
Составитель программы: Яковлева О.П.
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета от «30» августа 2018г., протокол №12
Председатель педсовета _______________________Евсюкова В.Е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности "Физика вокруг нас"
Данный курс внеурочной деятельности содержит материал, который является подготовительным при изучении основного курса физики. Он знакомит учащихся 5 класса с многочисленными явлениями физики, на...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Физика вокруг нас" для 7-8 классов
Данная рабочая программа предназначена для планирования и проведения факультативных занятий в 7-8 классах...
Программа курса внеурочной деятельности «Мир внутри и вокруг меня» 8 класса
Программа курса внеурочной деятельности "Мир внутри и вокруг меня" 8 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» для 7-8 класса
Главная цель данного курса: Формирование научной картины, научных взглядов и убеждений, являющихся основными элементами материалистического мировоззрения. ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Физика вокруг нас "
Обучение по программе «Физика вокруг нас» расширяет, углубляет и дополняет базовые знания, полученные в ходе изучения предметов «Окружающий мир», «Биология» и &laqu...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Физика вокруг нас» (с использованием цифрового и аналогового оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей « Точка роста») 8 класс
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике «Физика вокруг нас» предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 8класса МКОУ «Возовская средняя обще...