Особенности адаптационной педагогической работы с молодыми инвалидами и их родителями в условиях психоневрологического интерната
статья
В статье представлен опыт педагогической работы с молодыми инвалидами и их родителями в период адаптации к условиям психоневрологического интерната.
Работа с семьей раскрыта через формирование ценностей позитивного родительства, преемственности реабилитационных мероприятий между ПНИ и ДДИ, создание условий проживания, взаимодействие участников развивающего ухода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 39.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности адаптационной педагогической работы с молодыми инвалидами и их родителями в условиях психоневрологического интерната
Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Александрова Валентина Григорьевна, воспитатель отделения интенсивного развивающего ухода психоневрологического интерната №3 предлагаю вашему вниманию опыт педагогической работы с молодыми инвалидами и их родителями в период адаптации к условиям психоневрологического интерната.
Радостно, что на этом семинаре (конференции) поднимается крайне актуальная тема – формирование ценностей позитивного родительства. Каждый человек нуждается в поддержке, сердечной теплоте и внимании, это относится и к родителям «особых» детей, детей с ментальными нарушениями, не обслуживающими себя и не передвигающимися самостоятельно. Изменение психологических установок родителей ведёт к снижению уровня тревожности, возможности увидеть и оценить состояние ребёнка и его окружения не только с критичной стороны.
Выпускники ДДИ – это инвалиды с тяжелыми множественными нарушениями, требующие большого количества квалифицированных услуг по уходу. Постоянного медицинского наблюдения и регулярных круглосуточных медицинских манипуляций, а также постоянного педагогического сопровождения для поддержания имеющихся жизненных компетенций и организации дневной занятости.
Проблема, которая стоит перед родителем молодого инвалида с ТМНР после достижения совершеннолетия, всем известна – переход из дома или детского дома во взрослый интернат. Неизвестно, что будет с ребёнком, который сам не может даже ложку держать в руках.
- все ПНИ – закрытые учреждения, куда не могут попасть родители, СМИ, общественники и прочие неравнодушные люди, чтобы помочь или оценить условия проживания;
- проживающих в ПНИ никто не лечит, а они зачастую не могут сказать о своей боли, поэтому страдают молча;
- мало обслуживающего персонала;
- много народу в комнате;
- нет той развивающей среды, которая была в ДДИ;
- нет воспитателей. Не проводятся занятия. А при отсутствии педагогической поддержки происходит ухудшение психического и/или физического состояния – это общепризнанный факт.
В рамках обеспечения преемственности реабилитационных мероприятий между ПНИ и ДДИ в нашем интернате в сентябре 2017 г было открыто отделение интенсивного развивающего ухода для молодых инвалидов с ТМНР.
На отделении созданы условия проживания, приближённые к домашним: дизайн, малая наполняемость комнат, медицинский круглосуточный пост; необходимое материально-техническое и медицинское оснащение, специальное реабилитационное оборудование.
Взаимодействие участников развивающего ухода представляет собой целостную систему.
- Заведующий отделением координирует деятельность всех служб отделения.
- Медицинский персонал осуществляет медицинский уход.
- Младший медицинский персонал проводит уходовые манипуляции и санитарно-гигиенические мероприятия.
- деятельность социального работника всем хорошо известна.
Воспитатель проводит занятия в соответствии с интересами, способностями и возможностями молодого инвалида, организует досуг. Содержание и структура педагогической поддержки во многом зависит от диагноза, структуры дефекта и компенсаторных возможностей молодого инвалида.
В настоящее время педагогами нашего отделения накоплен определенный опыт конструктивного взаимодействия с молодыми инвалидами с ТМНР и их родителями.
На отделении интенсивного развивающего ухода проживают 25 молодых инвалидов от 18 до 31 года. Это юноши и девушки с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. У 12 (это 48%) из них есть родители. Как показывает практика, с родителями взрослых детей работать можно и нужно. Цель педагогического общения – снижение уровня тревожности у родителя, наполнение жизни ребёнка и родителя положительными эмоциями
В нашем случае, это и есть формирование ценностей позитивного родительства.
Какие методы конструктивного взаимодействия с родителями позволяют это сделать.
Есть информация, которая требует подготовки - анализ или изучение специальной литературы, например - информация о базальной стимуляции, позиционировании. Индивидуальный план работы с ребёнком и др.
Следующая группа методов – наглядно-информационные.
Во время экскурсии родители знакомятся с отделением интенсивного развивающего ухода, получают информацию о работе служб отделения. Так же есть возможность пообщаться с педагогами.
Демонстрация фото и видеоматериалов - Видеофрагменты и фотоматериалы могут быть продемонстрированы при личном общении, а могут быть отправлены дистанционно, как это было во время карантинных мероприятий.
Непосредственное общение Во время посещений родители узнают от педагога о достижениях ребёнка, деятельности на занятиях и во время режимных моментов, настроении.
Демонстрация работ по изодеятельности Такая демонстрация показывает родителю, что с детьми проводятся разные виды занятий, в т.ч. и рисование пальцами, ребром ладони и раскрытой ладонью.
Оформление наглядных материалов
Фотографии собираются в альбом, который может посмотреть каждый желающий. Новые фотографии вывешиваются на личные стенды (подсмотрели в ДДИ).
Ознакомление с постуральными картами демонстрирует родителям заботу об осуществлении контроля за регулярной сменой положения тела ребёнка.
Расшифровка таблицы – озвучиваются ПРИМЕЧАНИЯ
Досуговые методы - это присутствие на концертах, спектаклях и во время чтения фольклорных и художественных произведений.
В результате осуществления интенсивного развивающего ухода были выявлены следующие динамические изменения
- молодые инвалиды стали значительно более спокойны, эмоционально стабильны, позитивно реагируют на присутствие сотрудников Отделения (оживляются, улыбаются, удерживают внимание). У родителей снизились тревожность и страх за судьбу своих детей.
Каждый человек нуждается в поддержке, сердечной теплоте и внимании, это относится и к родителям «особых» детей, детей с ментальными нарушениями, не обслуживающими себя и не передвигающимися самостоятельно. Изменение психологических установок родителей ведёт к снижению уровня тревожности, возможности увидеть и оценить состояние ребёнка и его окружения не только с критичной стороны.
Понятие позитивного родительства является новым понятием, однако хорошо вписывается в принципы и направления, выдвинутые в Национальной стратегии. Этой актуальной теме был посвящён семинар «…..», который состоялся в ДДИ 4 25 октября.
Участники семинара делились опытом формирования позитивного родительства, предлагали новые формы сотрудничества с членами семей молодых инвалидов. Специалисты ПНИ 3 также поделились эффективными методами конструктивного взаимодействия с родителями взрослых «детей» на отделении интенсивного развивающего ухода (11 отделение).
Итоги встречи подтвердили, что современная ситуация в сфере семейного воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и стационарными учреждениями социального обслуживания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание как средство общения с родителями в условиях школы-интерната
В работе даны рекомендации по подготовке родительского собрания, учтены способы работы с родителями в условиях школы-интерната....
Презентация на тему: "Особенности реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического интерната."
Презентация на тему: "Особенности реабилитации людей с ограниченными возможностями в условиях психоневрологического интерната."...
Статья "Педагогическая поддержка младших подростков в их индивидуальном развитии в условиях школы-интерната 1 вида"
В докладе затронут вопрос: использование педагогической поддержки в работе с детьми, нахождение средств и способов, позволяющих ребенку рпскрыть свой личностный потенциал, как понять проблемы младших ...
Статья "Социальная интеграция детей-инвалидов через внеурочную деятельность в условиях школы-интерната" в сборнике «Система комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: опыт межведомственного взаимодействия, инновации, технологии»
В сборнике представлены материалы докладов, в которых отражены основные направления комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, предложены технологии, методики и методы реализации индив...
ЛОГОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ДЕТСКОГО САНАТОРИЯ
В статье раскрывается комплексный медико-психолого-педагогический подход в работе с детьми с психоневрологическими нарушениями в условиях детского санатория....
Использование методов альтернативной коммуникации в работе с молодыми инвалидами с тяжёлыми множественными нарушениями развития.
Что делать, если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов не доступна? В данном материале представлен опыт работы по поддержанию коммуникативных навыков у молодых инвали...
Семинар для педагогов "Арт-терапия в работе с подростками в условиях психоневрологического интерната"
Арт-терапия – это «исцеление творчеством». Она является отличным инструментом психологической помощи, способствующая формированию здоровой и творческой личности. На встрече педагоги ...