система оценивания образовательных достижений учащихся
учебно-методический материал (7 класс)
система оценивания образовательных достижений учащихся по бурятскому языку и литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
система оценивания | 27.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания образовательных достижений
В ФГОС ООП требования к образовательным результатам определяются как самостоятельная педагогическая категория и выступают в качестве критериев оценки образовательных достижений школьников.
Сегодня оцениванию подвергаются не только учебные достижения, но и творчество и личная инициатива ребёнка в школьной жизни. Гуманизация образования требует профессионализма, сил, времени, желания педагога работать в режиме комплексной итоговой оценки, она должна быть объективной и дифференцированной. Необходимо детей научить оценивать свои действия, их результаты, своё продвижение вперёд. Способность контролировать и оценивать свои действия создаёт мотивацию для самостоятельного совершенствования своих действий, возрастёт и познавательная активность детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.
Целью оценочной деятельности является ориентирование ученика на достижение результатов:
- в духовно-нравственном развитии и воспитании (личностные результаты)
- в формировании учебных универсальных действий (метапредметные результаты)
- в освоении результатов учебных предметов (предметные результаты).
Результаты ученика – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач. Отдельные действия, прежде всего, успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки.
Оценивание предметных результатов
по бурятскому языку и литературе
Предметные результаты учащихся* (годовые отметки учащихся за 5 лет) | Учебные годы | Классы (бурятский язык) | ||||||||||||||
5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. | ||||||||||||
усп. | кач. зн. | ср. б. | усп. | кач. зн. | ср. б. | усп. | кач. зн. | ср. б. | усп. | кач. зн. | ср. б. | усп. | кач. зн. | ср. б. | ||
2019-2020 | 100 | 67 | 3,7 | 100 | 60 | 3,6 | 100 | 66 | 3,7 | 100 | 67 | 3,7 | 100 | 61 | 3,6 | |
2020-2021 | 100 | 62 | 3,6 | 100 | 56 | 3,5 | 100 | 65 | 3,6 | 100 | 58 | 3,5 | 100 | 58 | 3,5 | |
2021-2022 | 100 | 58 | 3,5 | 100 | 61 | 3,6 | 100 | 57 | 3,5 | 100 | 58 | 3,5 | 100 | 62 | 3,6 | |
2022-2023 | 100 | 63 | 3,6 | 100 | 58 | 3,5 | 100 | 63 | 3,7 | 100 | 62 | 3,6 | 100 | 60 | 3,6 | |
2023-2024 | 100 | 64 | 3,7 | 100 | 67 | 3,7 | 100 | 64 | 3,7 | 100 | 63 | 3,6 | 100 | 62 | 3,6 | |
Предметные результаты учащихся* (годовые отметки учащихся за 5 лет) | Учебные годы | Классы (бурятская литература) | ||||||||||||||
5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | |||||||||||||
усп. | кач. зн. | ср. б. | усп. | кач. зн. | ср. б. | усп. | кач. зн. | ср. б. | усп. | кач. зн. | ср. б. | |||||
2019-2020 | 100 | 67 | 3,8 | 100 | 60 | 3,6 | 100 | 66 | 3,7 | 100 | 65 | 3,7 | ||||
2020-2021 | 100 | 62 | 3,6 | 100 | 58 | 3,5 | 100 | 66 | 3,7 | 100 | 56 | 3,5 | ||||
2021-2022 | 100 | 65 | 3,7 | 100 | 60 | 3,6 | 100 | 58 | 3,5 | 100 | 58 | 3,6 | ||||
2022-2023 | 100 | 63 | 3,6 | 100 | 61 | 3,6 | 100 | 65 | 3,6 | 100 | 60 | 3,6 | ||||
2023-2024 | 100 | 64 | 3,7 | 100 | 67 | 3,7 | 100 | 67 | 3,7 | 100 | 64 | 3,7 |
Предметные результаты учащихся* (годовые отметки учащихся за 5 лет) | Учебные годы | Классы (бурятская литература) | ||||||||||||||
9 кл. | 10 кл. | 11 кл. | ||||||||||||||
усп. | кач. зн. | ср. б. | усп. | кач. зн. | ср. б. | усп. | кач. зн. | ср. б. | ||||||||
2019-2020 | 100 | 67 | 3,7 | 100 | 60 | 3,6 | 100 | 80 | 3,8 | |||||||
2020-2021 | 100 | 58 | 3,5 | 100 | 57 | 3,4 | 100 | 80 | 3,8 | |||||||
2021-2022 | 100 | 58 | 3,5 | 100 | 58 | 3,5 | 100 | 90 | 3,9 | |||||||
2022-2023 | 100 | 62 | 3,6 | 100 | 100 | 100 | 4,5 | |||||||||
2023-2024 | 100 | 62 | 3,6 | 100 | 70 | 3,8 |
Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление данных об уровне знаний и обученности учащихся, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий, умение корректировать работу с учащимися. Система контроля и оценивания деятельности учащихся предусматривает сочетание внешнего контроля с взаимоконтролем и самоконтролем, поэтапный контроль каждого, посильность требований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов, снятие страха перед низкой отметкой, возможность пересдать тему, контрольную работу.
Способы оценки: устный контроль (индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос и т.д.), письменный контроль (диктант, самостоятельные работы, вариантные и разноуровневые контрольные работы), тестовый контроль, игровой контроль (творческие задания, кроссворды, тексты с ошибками, составление тестов дома, проектные работы, нетрадиционные уроки). В выпускных классах выполняем задания по образцу ГИА и ЕГЭ, в том числе онлайн-тесты, которые ребята решают в домашних условиях, на консультациях, порой практикую домашние контрольные работы.
Совершенно новыми для школы являются метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Новая диагностика результатов личностного развития, которая может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдений и т.д.)
Привычная форма контроля в виде тестов, зачетов и контрольных работ дополняется новыми формами контроля результатов такими как:
- целенаправленное наблюдение (проявляемые учениками действия и качества по заданным параметрам);
- самооценка ученика по принятым формам;
- результаты разнообразных учебных, внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников;
- результаты учебных проектов.
Эти формы контроля направлены на поддержание успешности и мотивацию ученика, на обеспечение его психологической безопасности. У каждого должно быть право на индивидуальный образовательный маршрут, на свой темп освоения материала, что порой сложно реализовать на уроке. Наблюдение учащихся (может проводиться по следующим параметрам: отношение к деятельности на уроке, интенсивность усилий по выполнению поставленных задач, активность, умение ставить цели, планировать работу, способы организации работы и т.д. По результатам наблюдений и после определенной фиксации (на каждый урок могут предполагаться разные параметры для наблюдений, которые фиксируются, например при помощи «+» или «-») учитель может давать оценку, т.е. словесную характеристику результатов действий (молодец, оригинально, очень логично, здесь неточно, надо подумать и т.д.)
Уровень личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы учащимися по бурятскому языку
Предметные умения и личностные качества | Уровень | 5 кл | 6 кл | Показатель % | ||
Познавательные УУД | Начало года 9 уч-ся | Конец года 9 уч-ся | Начало года 10 уч-ся | Конец года 10 уч-ся | ||
Высокий | 3 | 3 | 4 | 4 | 33-33-40-40 | |
Выше среднего | 2 | 2 | 2 | 2 | 20-20-20-20 | |
Средний | 2 | 2 | 3 | 3 | 22-22-33-33 | |
Низкий | 2 | 2 | 1 | 1 | 22-22-11-11 | |
Регулятивные УУД | Высокий | 3 | 3 | 4 | 4 | 33-33-44-44 |
Выше среднего | 2 | 2 | 2 | 2 | 22-22-22-22 | |
Средний | 2 | 2 | 1 | 1 | 22-22-11-11 | |
Низкий | 2 | 2 | 1 | 1 | 22-22-11-11 | |
Коммуникативные УУД | Высокий | 5 | 6 | 6 | 6 | 55-66-66-66 |
Выше среднего | 5 | 5 | 6 | 6 | 55-55-66-66 | |
Средний | 4 | 4 | 5 | 5 | 44-44-55-55 | |
Низкий | 0 | 0 | 0 | 0 | 00-00-00-00 | |
Личностные УУД | Высокий | 3 | 3 | 4 | 4 | 33-33-44-44 |
Выше среднего | 3 | 3 | 3 | 3 | 33-33-33-33 | |
Средний | 2 | 2 | 2 | 2 | 22-22-22-22 | |
Низкий | 1 | 1 | 1 | 1 | 11-11-11-11 | |
Наблюдения за учащимися на уроке показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать и отстаивать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи, учатся планировать пути достижения цели; большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке, собственные возможности выполнения задачи.
Еще один способ контроля – это самооценка. Может ли ученик адекватно оценивать свои результаты? Для развития самоконтроля и адекватной самооценки существует ряд техник. На уроках бурятского языка применяю следующие способы для формирования данного умения:
- Очень хороший способ – ведение дневников успешности. Каждую неделю учащиеся записывают, что ими усвоено успешно и какие есть проблемы и делают записи по преодолению проблем.
- Индивидуально обсуждаю с учащимися зону ближайшего развития, саморазвития, способы достижения прогресса.
- Для включения учащихся в действие взаимоконтроля и взаимооценки при индивидуальных ответах все учащиеся делают краткие записи по определённой схеме, включающей критерии оценивания определённого вида деятельности, и дают словесную характеристику ответу. Этот способ помогает научиться адекватно воспринимать конструктивную критику и корректно высказывать замечания.
- При выполнении письменных творческих работ в классе на этапе редактирования можно выполнять эту работу в парах или группах либо обменяться текстами и отредактировать чужую работу.
- Интересно проходят и групповые статистические опросы. Учащиеся выясняют наличие приоритетов и проблем, успешность выполнения заданий, а потом, обобщив данные, сообщают статистические данные классу либо оформляют стенгазету, памятку и т.д.
В качестве одного из способов развития самооценки учащиеся на уроках бурятского языка и литературы размещают себя на «лестнице успеха», оценив свои знания и умения, а затем одноклассники размещают друг друга на той же лестнице, т. к. оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания):
1.Какова была цель задания? (Учимся вспоминать цель работы.)
2.Удалось получить результат? (Учимся сравнивать результат с целью.)
3.Правильно или с ошибкой? (Учимся находить и признавать ошибки.)
4.Самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
- Важным условием для развития адекватной самооценки является совместная выработка критериев оценивания определенных умений. Что касается бурятского языка и литературы, то навыки и рецептивные умения (тестирование) оценить достаточно просто, сравнив ответы с ключами. В то время как для корректного оценивания продуктивных умений (устный ответ) должны быть выработаны определенные критерии.
Одним из способов фиксации достижений учеников в разных областях (учеба, творчество, общение, труд) и т. д. является портфолио – сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс, и достижения ученика.
Еще одним способом оценивания результатов учебной деятельности является проект. Проект это и движущая сила развития личности и прекрасный способ контроля образовательных результатов. Проект является способом и средством обретения учащимися жизненного опыта, важными компонентами которого являются самовыражение и самореализация личности в разных видах деятельности. В ходе реализации проекта учащиеся совместно решают проблему, следуя логической цепочке элементов: потребность – мотив – задачи – действия – результат. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники самостоятельно приобретают знания, получают опыт, включаются в реальную деятельность, принимают личную ответственность за продвижение в обучении, участвуют в совместном оценивании результатов проекта.
Данный подход представляет модель, которая способствует наиболее эффективному достижению учащимися запланированных результатов в обучении и развитии и поиску совместных способов их оценивания. Принцип такого подхода для учащихся можно сформулировать следующим образом: я знаю последовательность работы по проблеме, я умею работать самостоятельно, умею работать с источниками информации, я могу разработать проект, публично защитить его и объективно оценить свою деятельность.
Если мы хотим развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, сберечь психофизическое здоровье детей, то мы неизбежно должны склониться к использованию новых способов оценивания образовательных достижений учащихся.
К технологии оценивания знаний я подхожу, прежде всего, как к средству обеспечения обратной связи, позволяющей всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Ведь чем более содержательной будет обратная связь, тем эффективнее может быть реакция на нее. Поэтому я ищу пути для облегчения перехода от традиционного способа оценивания (пятибалльная система) к более конструктивному подходу: использую стимулирующие функции при оценивании работы ученика, самооценку, взаимную оценку результатов письменных работ учащихся и устных ответов, используя накопительную систему оценивания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»
Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...
Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"
Данная статья была опубликована в сборнике статей под общей редакцией Т. С. Горбуновой «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериме...
Система оценивания образовательных достижений учащихся
Выступлкние на педсовете «Система оценивания образовательных достижений учащихся: проблемы, необходимость реальность»Система оценивания образовательных достижений учащихся...
Система оценивания образовательных достижений учащихся
Оценить достижения ученика без заранее оговоренных критериев невозможно. Критериальное оценивание приходит на смену традиционному, когда отметка в журнале зависела от настроения учителя и его отношени...
Системы оценивания образовательных достижений учащихся на уроках бурятского языка
Если мы хотим развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки, избавить его от страха перед школьным контролем и о...
Системы оценивания образовательных достижений учащихся на уроках английского языка
Система оценивания на уроках английского языка...
Система оценивания образовательных достижений учащихся
Система оценивания образовательных достижений учащихся, виды и формы контроля, система формирующего оценивания...