Система оценивания образовательных достижений учащихся
статья по русскому языку (9 класс) на тему
Оценить достижения ученика без заранее оговоренных критериев невозможно. Критериальное оценивание приходит на смену традиционному, когда отметка в журнале зависела от настроения учителя и его отношения к ученику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_otsenivaniya_obrazovatelnyh_dostizheniy.docx | 51.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания образовательных достижений
Не бывает учащегося, который бы, переступая порог школы, не хотел учиться и иметь положительные оценки. Есть ученики, не умеющие учиться, есть такие, которым учение дается трудно, и есть те, которым что-то может мешать учиться. Причины могут быть разными, но последствия получаются схожими: не умеющие учиться и не имеющие нормальных условий для учения постепенно становятся не желающими учиться, "трудными" учениками, если учитель формально относится к результату труда таких учащихся и его оценке. Мастерство педагога состоит в умении так оценивать работу учащихся, чтобы желание учиться у школьников не пропадало.
Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку. Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с этим система оценки должна:
- определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
- ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;
- обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;
- предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения);
- позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, как основы для оценки деятельности.
Традиционное оценивание заключалось в сравнении достижений учащегося с результатами других учащихся, и такой подход к оцениванию имел целый ряд недостатков: 1) отсутствуют четкие критерии оценки достижения результатов обучения, понятные учащимся, родителям и педагогам; 2) педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на основе единых критериев достижения результатов каждым учеником; 3) отметки, выставляемые учащимся, не дают четкой картины усвоения конкретных знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика; 4) при выставлении итоговой оценки учитываются текущие оценки, что не является объективным оцениванием конечного результата обучения; 5) отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует мотивации учащихся к обучению.
Современное критериальное оценивание не предусматривает никакого соперничества между учащимися, но осуществляется по заранее определенным критериям.
• Критерий представляется как цель, ожидаемый результат образования, а оценивание по любому из критериев – это определение степени приближения ученика к данной цели.
• Качественно критерии отражают различные стороны деятельности учащегося с учетом специфики предметов.
• Количественное содержание критериев определяется баллами (уровнями достижений) и соответствующими им описаниями, поясняющими уровень достижений по данному критерию.
• Каждый критерий оснащен детально прописанными рубрикаторами (дескрипторами). Дескрипторы для каждого критерия организованы иерархически.
• Понятие критерия имеет качественное и количественное содержание
Функции критериального оценивания:
обучающая, контролирующая, развивающая, воспитывающая, диагностическая, мотивационная.
Задачи критериального оценивания:
• Определение уровня подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса;
• Анализ достижения учениками краткосрочных целей и результатов обучения в соответствии с учебной программой;
• Мониторинг индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика;
• Мотивирование учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы;
• Дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности;
• Мониторинг эффективности учебной программы;
• Обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями для выявления особенностей организации учебного процесса и усвоения учебного материала.
Практическая значимость:
• Оценивается только работа учащегося;
• Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее;
• Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;
• Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.
Критериальное оценивание способствует снижению школьной тревожности ученика, а учителя избавляет от бремени «судьи в последней инстанции», способствует формированию у учащихся навыков самоанализа, самооценивания, ответственности за результаты своего труда.
На моих уроках объектами оценивания являются:
- Учебные работы (таблицы, схемы по темам урока, презентации, опорные конспекты)
- Контрольная работа (итоговая по разделу).
- Самостоятельная работа (итоговая по теме).
- Проверочная работа (по теме урока).
- Тестовые задания.
- Устный ответ.
- Домашнее задание.
- Чтение наизусть.
- Творческая работа (письменный ответ, сочинение, иллюстрации к произведениям, )
- Учебный проект.
- Учебно-исследовательская работа.
Общими критериями для любой работы ученика является знание, понимание и оперирование знаниями; применение умений и навыков на практике; способность перерабатывать информацию, взаимодействовать с учителем, в паре, в группе с одноклассниками. Все критерии предъявляются ученикам в начале учебного года и размещаются на информационном стенде в кабинете.
Оценка выполнения контрольной письменной работы
Объем диктанта устанавливается:
для V класса — 90— 100 слов,
для VI класса - 100-110,
для VII - 110-120,
для VIII - 120-150,
для IX класса — 150—170 слов,
для 10-11 – до 200 слов.
При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.
Контрольный словарный диктант может состоять из следующего количества слов:
для V класса — 15-20,
для VI класса - 20-25,
для VII класса - 25-30,
для VIII класса - 30 - 35,
для IX -11 классов - 35 - 40.
До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
балл | критерии |
«5» | в работе нет ошибок допускается 1 негрубая орфографическая или пунктуационная ошибка |
«4» | допущены 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки; или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. допускается 3 орфографические ошибки, если среди них есть однотипные. |
«3» | допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок; или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок; или 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. |
«2» | допущено 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. |
оценка выполнения грамматического задания | |
| каждое задание оценивается 1 баллом, степень выполнения оценивается в % от нормы по шкале тестовой оценки |
Оценка сочинений и изложений
Примерный объем текста для подробного изложения:
в V классе -100-150 слов,
в VI классе - 150-200,
в VII классе - 200-250,
в VIII классе - 250-350,
в IX классе - 350-450 слов.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.
Предметы | Русский язык (контр. раб.) | Литература (контр. раб.) | ||||||||||
Классы | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Объём сочинения (стр.) (кл./дом)
|
0,5-1/1-1,5
| 1-1,5/1,5-2 | 1,5-2/2-2,5 | 2-3/2,5-3 | 3-4 | 1-1,5
| 1,5-2 | 2-2,5 | 2,5-3 | 4-5 | 5-7 | 5-7
|
Основные критерии оценки сочинения, изложения
балл | критерии | |
содержание и речь | грамотность | |
«5» | Содержание соответствует теме | 1 орфографическая ошибка или 1 пунктуационная ошибка или 1 грамматическая ошибка |
Фактические ошибки отсутствуют | ||
Содержание излагается последовательно | ||
Работа отличается богатством словаря, разнообразием синтаксических конструкций, точностью словоупотребления | ||
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста | ||
Допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета | ||
«4» | Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). | 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок + 2 грамматические ошибки. |
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. | ||
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. | ||
Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. | ||
Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 — 4 речевых недочетов. | ||
«3» | В работе допущены существенные отклонения от темы. | 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в IV классе — 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки) + 4 грамматические ошибки. |
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. | ||
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. | ||
Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. | ||
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. | ||
Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. |
Оценка презентации
критерии | критерии | балл |
Содержание 4 б. | 1. соответствие заявленной теме | 1 |
2. логичность и последовательность изложения | 1 | |
3. раскрытие выбранной темы | 1 | |
4. наличие выводов, заключения (логическая завершенность изложения) | 1 | |
Форма (зрительный ряд) 5 б. | 1. имеет четкую, понятную структуру | 1 |
2.имеет логическую последовательность ( титульный лист и список используемой литературы) | 1 | |
3. текст презентации можно прочитать на расстоянии | 1 | |
4. отсутствие ошибок (логических, фактических, орфографических, этических и т.п.) | 1 | |
5. корректное цветовое оформление, подобраны соответствующие иллюстрации | 1 | |
Выступление 5 б. | 1. соответствующее заявленным пунктам защитное слово | 1 |
2. понимание информационного содержания презентации | 1 | |
3. умение общаться с аудиторией, | 1 | |
4. беглое и выразительное чтение | 1 | |
5. полные и содержательные ответы на вопросы аудитории по заявленной теме | 1 | |
14 б | ||
14-12 баллов - «5» 11 – 9 баллов – «4» 8 – 7 баллов - «3» |
На каждую контрольную, самостоятельную работу разрабатываются конкретные критерии, которые объявляются ученикам перед работой.
Критерии оценивания контрольной работы
Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием в 6 классе
Текст диктанта
Утром в низинах расстилался туман. Но вот из-за горизонта появляется солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана. Солнце поднимается выше и разбрасывает свои лучи по необъятным полям жёлтой пшеницы, верхушкам далёкого леса.
На расстоянии километра от леса замечаешь блестящую на солнце поверхность озера. В него впадает извилистая речонка. Мы направляемся в лес.
На берегу растут заросли малины. Забираешься в неё и с наслаждением наедаешься пахучих ягод.
Другой берег реки покрыт камышом. Лёгкий ветерок слегка колышет его. Со стебля на стебель перелетают стрекозы. На лилии устроилась бабочка. В медленном течении реки шевелятся водоросли.
Ложишься на спину, смотришь в небо. В бескрайней вышине его заливаются жаворонки. Слушаешь их песню и замираешь от восторга. Как хорошо на природе!
Грамматическое задание.
№ | 1 вариант | балл | 2 вариант |
1 | Озаглавьте текст | 1 | Озаглавьте текст |
2 | Выпишите 3 слова с чередующейся гласной в корне слова | 3 | Выпишите 3 слова с проверяемой гласной в корне слова |
3 | Выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от последующей звонкой согласной. | 1 | Выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от последующей глухой согласной. |
4 | Выполните синтаксический разбор 2 предложения | 1 | Выполните синтаксический разбор предпоследнего предложения |
5 | Выполните морфемный разбор ра..брас..вает, необ..ятным | 2 | Выполните морфемный разбор направля..мся, замира..шь |
8 б. |
Методика оценивания
критерий | предметное знание | |
применение умений и навыков | Учащийся должен знать: Орфография 1)правописание безударных гласных в корне слова; 2)правописание О-Ё после шипящих в корне слова; 3) правописание О-Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях имён существительных; 4) правописание глухих и звонких согласных в корне слова; 5) правописание непроизносимых согласных; 6) Ы-И после шипящих и Ц в разных частях слова; 7)правописание чередующихся гласных в корне слова; 8) правописание приставок на –з-с; 9) правописание личных окончаний глаголов; 10) правописание глагольных суффиксов –ова-ева-ыва-ива; 11) правописание окончания глаголов 2 лица ед.числа; 12) правописание падежных окончаний существительных и прилагательных | |
Пунктуация Завершающие знаки препинания; Пунктуация в сложном предложении с союзом И; Пунктуация в предложениях с однородными членами. | ||
Учащийся должен уметь: 1) производить синтаксический разбор простого и сложного предложения; 2) находить и графически обозначать в словах изученные орфограммы; 3) уметь использовать правила на изученные орфограммы, объясняя правописание слов; 4) производить морфемный разбор; 5) определять тему текста; 6) различать звонкие и глухие согласные 7) правильно расставлять знаки препинания в сложном и простом предложениях, различать интонацию восклицательного предложения | ||
№ | дескрипторы | оценка |
1 | Работа выполнена без ошибок. Допускается 1 негрубая орфографическая ошибка или 1 пунктуационная + 1 грамматическая | «5» |
2 | Допущены 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационные | «4» |
3 | Допущены 3-4 орфографические ошибки и 4 пунктуационные + 2 грамматические | «3» |
4 | Допущено 5-8 орфографических ошибок, пунктуационные и грамматические ошибки | «2» |
Самооценка обучающихся
На уроках использую карту самоанализа для того, чтобы ученик не только осознал содержание материала, но и оценивал способы и приемы своей работы, активность на уроке.
Оцените себя по каждому критерию от 1 до 2 баллов
Фамилия, имя ______________________________
№ | критерии для самооценки | балл |
1 | Я (не) правильно выполнил домашнее задание | |
2 | Я (не) допустил ошибки в словарном диктанте | |
3 | Я (не) допустил ошибок в тетради / отвечая у доски | |
4 | Я (не) доказал свою точку зрения в работе … | |
5 | Я (не) принимал участие в комментировании ответов | |
6 | Я (не) принимал участие во взаимоопросе | |
7 | Я (не) … | |
8 | Я | |
9 | Я | |
всего баллов | ||
Вывод: я |
Рефлексия «5 пальцев» в 8-11 классах
критерий | рефлексия | объясни и оцени в баллах |
М (мизинец) – мыслительный процесс | какие знания, опыт я сегодня получил? | |
Б (безымянный) – близость цели | что я сегодня делал и чего достиг? | |
С (средний) – состояние духа | какое преобладающее настроение сегодня было у меня? | |
У (указательный) – услуга, помощь | чем я помог? чем порадовал ? | |
Б (большой) – бодрость, физическая форма | каким было мое состояние сегодня? | |
самооценка работы на уроке |
Оценка метапредметных результатов
Стандарт определил особенности оценки метапредметных результатов.
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий. Соответственно, уровень сформированности УУД, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах:
1. достижение метапредметных результатов может проверяться в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД. (Диагностические работы по русскому языку -)
2. достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов.
3. достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.
Ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д. Оценивая сформированность этих УУД, учитель прибегает к методу наблюдение.
Оценивание должно двигать вперёд развитие ученика и заставить его поверить в свои силы, обеспечить положительные мотивы учения. Ученик может иметь право на ошибку, на пробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Оценка проекта, исследовательской работы
№ | Критерий | Оценка (в баллах) |
1. | Тип работы | 1 - реферативная работа, 2 - работа носит исследовательский характер |
2. | Использование научных фактов и данных | 1 - используются широко известные научные данные, 2 - используются уникальные научные данные |
3. | Использование знаний вне школьной программы | 1 - использованы знания школьной программы, 2 - использованы знания за рамками школьной программы |
4. | Качество исследования | 1 - результаты могут быть изложены на школьной конференции, 2 - результаты могут быть изложены на районной конференции, 3 - результаты могут быть изложены на региональной конференции |
5. | Структура проекта: введение, постановка проблемы, решение, выводы | 0 - в работе плохо просматривается структура 1 - в работе присутствует большинство структурных элементов 2 - работа четко структурирована |
6. | Оригинальность и новизна темы | 1 - тема традиционна 2 - работа строится вокруг новой темы и новых идей |
7. | Владение терминологическим аппаратом | 1 - автор владеет базовым аппаратом 2 - автор свободно оперирует базовым аппаратом в беседе |
8. | Качество оформления работы | 1 - работа оформлена аккуратно, но без «изысков», описание непонятно, есть ошибки 2 - работа оформлена аккуратно, описание четко, понятно, грамотно 3 - работа оформлена изобретательно, применены приемы и средства, повышающие презентабельность работы, описание четко, понятно, грамотно |
максим. | 19 |
Критерии защиты проекта
№ | Критерий | Оценка (в баллах) |
1. | Качество доклада | 1 - доклад зачитывается 2 - о работе над проектом рассказывается, но не объясняется суть работы 3 - о работе над проектом рассказывается, объясняется суть работы 4 - предыдущий критерий + иллюстративный материал 5 - доклад производит очень хорошее впечатление |
2. | Качество ответов на вопросы | 1 - не может четко ответить на большинство вопросов 2 - отвечает на большинство вопросов 3 - отвечает на все вопросы убедительно, аргументированно |
3. | Использование демонстрационного материала | 1 - представленный демонстрационный материал не используется в докладе 2 - представленный демонстрационный материал используется в докладе 3 - представленный демонстрационный материал используется в докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется |
4. | Оформление демонстрационного материала | 1 - представлен плохо оформленный демонстрационный материал 2 - демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть отдельные претензии 3 - к демонстрационному материалу нет претензий |
максим. | 14 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»
Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...
Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"
Данная статья была опубликована в сборнике статей под общей редакцией Т. С. Горбуновой «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериме...
Система оценивания образовательных достижений учащихся
Выступлкние на педсовете «Система оценивания образовательных достижений учащихся: проблемы, необходимость реальность»Система оценивания образовательных достижений учащихся...
Системы оценивания образовательных достижений учащихся на уроках бурятского языка
Если мы хотим развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки, избавить его от страха перед школьным контролем и о...
Системы оценивания образовательных достижений учащихся на уроках английского языка
Система оценивания на уроках английского языка...
Система оценивания образовательных достижений учащихся
Система оценивания образовательных достижений учащихся, виды и формы контроля, система формирующего оценивания...
Система оценивания образовательных достижений учащихся
Отметка по физической культуре играет стимулирующую и воспитывающую роль только в том случае, если преподаватель будет оценивать показатели физической подготовленности, достигнутые учеником не в данны...