Визуализация на уроках истории и обществознания
методическая разработка

Калёнова Наталья Александровна

Сегодня в образовательном процессе недостаточно ораторского искусства педагога, недостаточно хороших по содержанию учебников. Современный урок сегодня – это не просто информативная единица, а комплексный, личностнообразующий и социализирующий элемент. В настоящее время процесс обучения должен не столько давать знания, сколько учить обучающихся учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, которые не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому построить образовательную систему.

Образовательное пространство современных уроков истории и обществознания  должно быть наполнено современными ресурсами, к числу которых относят электронные образовательные ресурсы – учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Визуализация на уроках истории и обществознания.

Калёнова Н.А.

учитель истории, обществознания

МБОУ г. Иркутска СОШ№77

Актуальность

Сегодня в образовательном процессе недостаточно ораторского искусства педагога, недостаточно хороших по содержанию учебников. Современный урок сегодня – это не просто информативная единица, а комплексный, личностнообразующий и социализирующий элемент. В настоящее время процесс обучения должен не столько давать знания, сколько учить обучающихся учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, которые не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому построить образовательную систему.

Образовательное пространство современных уроков истории и обществознания  должно быть наполнено современными ресурсами, к числу которых относят электронные образовательные ресурсы – учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

Раздел I. Теоретический

       При выборе темы по самообразованию «Визуализация информации на уроках истории и обществознания» я руководствовалась тем, что в сложившихся условиях информатизации общества необходимо дополнять образовательный процесс современными ресурсами, к числу которых относят образовательный контент, который можно воспроизводить или использовать как с привлечением электронных ресурсов, так и без них.

Психологи утверждают, что около 80 % людей визуалы, то есть воспринимают информацию визуально. Существует большое разнообразие видов визуализация на уроке: видеоролики, фрагменты кинофильмов, презентации, опорные конспекты, схемы, таблицы, планы, развернутые вопросы и ответы, матрицы-подсказки, речевые штампы, тренажеры.

Визуализация – (от лат. visualis, «зрительный») – общее название приёмов представления числовой информации или физического явления в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа. Другими словами, визуализация – это наглядный способ представления любой информации, которая лучше усваивается учащимися. Специалисты в области визуального мышления разделяют процесс восприятия и переработки визуальной информации на три этапа.

Первый этап выступает как анализ ее структуры. Ему должны соответствовать два важнейших параметра: нацеленность учеников на активное (продуктивное) восприятие и специальная организация учебного материала.

 На втором этапе происходит создание новых образов. При этом умственные усилия учащихся направлены на формирование целостной системы, отвечающей поставленной задаче.

 Третий этап по своим целям и учебным возможностям можно отнести к поисковой деятельности. В этом случае любая формула, рисунок или схема подразумевают подсказку, но при этом не должна потерять смысловой нагрузки. Поэтому необходимо научить ребенка «сжимать» информацию, выделять главное, что современные ученики не всегда грамотно умеют делать.

Любой материал, который представлен визуально гораздо легче запомнить.

  «Тот истинный мудрец, кто многое сказать умеет коротко и ясно» - произнес в свое время древнегреческий мудрец Аристофан. И вслед за ним – я давно пытаюсь найти наикратчайший путь к пониманию моими учениками предмета истории и запоминанию предложенного программой материала.

«Сжатие» и визуализация учебной информации может быть достигнута разными методическими приемами и соответственно этому известны разнообразные схемно-знаковые модели представления знаний. Здесь полный простор для творческой инициативы как учителя, так и ученика. Поэтому необходимо научить ребенка «сжимать» информацию, выделять главное, но при этом информация не должна потерять смысловой нагрузки, что современные ученики не всегда грамотно .

Визуализация – тема обширная, сегодня хотелось бы осветить очень узкий аспект данной темы, создание визуальных опорных схем. Разработка структуры учебной информации и ее наглядное представление

Визуализацию можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; при повторении; при закреплении; при контроле и систематизации; при обобщении; при выполнении домашних заданий, заучивании наизусть; при работе с текстом; при самостоятельной работе…и еще можно назвать множество примеров, которые учитель самостоятельно определяет в учебном процессе.

      Сегодня в образовательном процессе недостаточно ораторского искусства педагога, недостаточно прекрасных по содержанию учебников. Современный урок сегодня – это не просто информативная единица, а комплексный, личностнообразующий и социализирующий элемент. 

      Почему из всего многообразия технологий я выбрала именно это направление? Во-первых, в условиях классно-урочной системы оно легко вписывается в учебный процесс. Во-вторых, это направление обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала всеми обучающимися, но и развитие самостоятельности, коммуникабельности; воспитываются такие качества как интеллектуальность, широкий кругозор, ораторское искусство, уверенность в своих силах.  

Раздел II. Практический

       Цель деятельности учителя: включить каждого обучающегося в активную деятельность на всех уроках; довести представление по изучаемой теме до формирования понятий. Здесь помогают опорные схемы. Схема — опора мысли обучающегося, его практической деятельности, связующее звено между учителем и обучающимся. Опорные схемы — это оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка выводы, которые рождаются в момент объяснения. Опорные схемы отличаются от традиционной наглядности, являясь опорами мысли, действия

       Богатые ассоциации вызывают у обучающихся условные изображения – символы исторических событий и явлений.

          Знаки как бы фиксируют мысленные образы. Применяя при ответе опорные материалы, у обучающихся отпадает необходимость в одновременном выполнении нескольких операций: удерживать в памяти план ответа, вести рассказ и мысленно обрабатывать материал, спокойно вести диалог. Упрощается оперирование новыми терминами, способствует возникновению чувства уверенности в успехе и любознательности, возможности проявить свои творческие способности и индивидуальность.

      Работа с опорными конспектами включает несколько основных и дополнительных этапов, реализуемых в классе на уроках и дома:

1. Развернутое объяснение учителем нового материала.

      На этом этапе урока эффективны такие приемы визуализации, как демонстрация видеофрагментов, презентаций, флеш-анимаций, работа с наглядностью, иллюстрациями по теме, фотографиями из семейных альбомов, демонстрация наглядного исторического источника (например, кусочка хлеба в блокаду Ленинграда).

2. Повторное сжатое объяснение по листу с опорными сигналами, расшифровка символов.

Использую приемы составления кластеров, синквейна, таблиц, схем, диаграмм, пазла-карты.

3. Изучение опорных сигналов каждым обучающимся по раздаточному материалу, вклеивание обучающимися листов в свои тетради (возможно раскрашивание в классе или дома).

        Возможно применение таких визуальных приемов, как составление своей опоры, кластера.

С целью визуализации обучения на уроках истории и обществознания мною активно применяются специализированные  предметные электронные ресурсы.  Существует ряд сайтов (www.edu.ru, http://school-collection.edu.ru, http://fcior.edu.ru, http://katalog.iot.ru, http://ndce.edu.ru), где в широком доступе находятся предметные, тематические цифровые и электронные образовательные ресурсы. Существуют три типа электронных учебных модулей: модуль получения информации; модуль практических занятий; модуль контроля.  

Однако следует подчеркнуть, что большую роль на уроке продолжает играть личность самого учителя, его мастерство, его педагогические умения. Современный урок истории и обществознания - это урок, в котором наряду с современными информационными технологиями должно присутствовать «живое слово» учителя. И задача современного учителя найти «золотую середину».


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).

В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...

ЭОР на уроках истории и обществознания как средство визуализации образовательного процесса

Сегодня в образовательном процессе недостаточно ораторского искусства педагога, недостаточно прекрасных по содержанию учебников. Современный урок сегодня – это не просто информативная единица, а компл...

Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания Левашко Галины Анатольевны по теме: «Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»

Обобщение педагогического опытаучителя истории и обществознанияЛевашко Галины Анатольевныпо теме:«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»...

Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня

Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...

«Использование приёма визуализации при работе с информационными объектами на уроках истории и обществознания в рамках полимодального подхода»

ИТОГОВАЯ РАБОТА (в соавторстве с Михайловой Еленой Павловной, учителем истории и обществознания первой квалификационной категории МБОУ «СОШ №174» Советского района...

Статья "Графическая визуализация информации на уроках истории и обществознания"

В статье рассматриваются приемы графической визуализации информации на уроках истории и обществознания....

Статья на тему:«Приёмы визуализации на уроках истории(из опыта работы учителя)»

В статье рассматриваются приёмы визуализации на уроках истории, исходя из особенностей восприятия информации современными школьниками, для того чтобы в доступной и понятной форме доносить до учащихся ...