ЭОР на уроках истории и обществознания как средство визуализации образовательного процесса
статья по теме
Сегодня в образовательном процессе недостаточно ораторского искусства педагога, недостаточно прекрасных по содержанию учебников. Современный урок сегодня – это не просто информативная единица, а комплексный, личностнообразующий и социализирующий элемент.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование электронных образовательных ресурсов
на уроках истории и обществознания
как средство визуализации образовательного процесса
Учитель истории Борисова С.В.
МОУ «Насоновская СОШ»
с.Насоново
Валуйский район
Белгородская область
В настоящее время Россия переживает непростые времена в образовании. Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство, требует от современного педагога иного отношения, иных подходов и образовательных методик. Развитие информационных технологий заставляют педагогов не просто «идти в ногу со временем», а быть первыми в этом строю, поскольку современное поколение учащихся почти «с пеленок» владеет навыками компьютерной грамотности.
В современных условиях все чаще можно услышать такое выражение как «клиповая молодежь», т.е. поколение, способное получать больше информации из неких визуальных компьютеризированных источников, а вовсе не традиционными способами – путем чтения книг. Еще одна характеристика нынешних обучающихся – «сетевое поколение». Для сегодняшних учеников электронный способ получения информации стал естественным и неотъемлемым способом. Сеть - это досуг, место встреч и общения, и, конечно же, рабочий инструмент в добывании знаний.
Сегодня в образовательном процессе недостаточно ораторского искусства педагога, недостаточно прекрасных по содержанию учебников. Современный урок сегодня – это не просто информативная единица, а комплексный, личностнообразующий и социализирующий элемент. В сложившихся условиях информатизации общества необходимо дополнять образовательный процесс современными ресурсами, к числу которых относят образовательный контент, облеченный в электронную форму, который можно воспроизводить или использовать с привлечением электронных ресурсов. Электронными образовательными ресурсами (далее ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Для обучения «клипового» и «сетевого» поколения использование ЭОР – эффективное и результативное средство визуализации образовательного процесса.
В литературе приводятся различные классификации электронных образовательных ресурсов:
- по типу среды распространения и использования: Интернет-ресурсы, оффлайн - ресурсы, ресурсы для «электронных досок»;
- по виду содержимого контента – электронные справочники, викторины, словари, учебники, лабораторные работы;
- по реализационному принципу – мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения;
- по составляющим входящего контента – лекционные ресурсы, практические ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажеры), контрольно-измерительные материалы.
Также можно выделить ЭОР для работы как непосредственно на занятиях, так и для самостоятельной работы учащихся.
Для визуализации обучения на уроках истории и обществознания активно применяют специализированные предметные электронные ресурсы. Существует ряд сайтов, (www.edu.ru, http://school-collection.edu.ru, http://fcior.edu.ru, http://katalog.iot.ru, http://ndce.edu.ru ), где в широком доступе находятся предметные, тематические цифровые и электронные образовательные ресурсы. Достаточно давно и эффективно зарекомендовали себя предметные модули, помещенные на вышеуказанных сайтах. Существуют три типа электронных учебных модулей : модуль получения информации; модуль практических занятий; модуль контроля. Например, на уроке истории по теме «Батыево нашествие» на этапе изучения нового материала использовался информационный модуль – звуковая лекция в сопровождении с анимированной картой и сменяемыми иллюстрациями исторических персоналий. В отличие от книги, которая дает только текстовую информацию, электронный модуль позволяет комплексно познакомиться с иллюстративно-картографической и документальной информацией. На уроке уменьшается время на изучение, а увеличивается время на повторительно-контролирующие элементы. Так, например, этап урока «Закрепление» проводился уже с использованием практических модулей – составление пазла - карты, решение тестов, сопоставление понятий и их определений. Для более сильных учащихся класса использовался на этом же уроке исследовательский модуль – для отдельной группы учащихся в представленном модуле были предложены проблемные и поисковые задания. Таким образом, урок был насыщен визуальными источниками, стимулирующими процесс запоминания и вариативно проходила практическая часть урока. Кроме того, в лучших традициях результативного урока применение модулей позволяет четко выстроить линию урока: информация - практика – контроль. При этом, подготовка учителя к уроку была значительно облегчена, поскольку нет необходимости самостоятельной разработки ресурса для интерактивной доски.
В течение всего урока наблюдался еще один «плюс» использования ЭОР: дисциплина не нарушалась – все учащиеся были включены в образовательный процесс, а визуализирующие характеристики применяемых модулей в полной мере справились с поставленными перед ними задачами – привлекали внимание учащихся и формировали знания, умения и навыки.
Кроме модульных технологий, визуализирующими характеристиками обладает и часто применяемые на уроках истории интерактивные и анимированные карты. Перемещаемые стрелки военных походов, оформление границ государств с помощью специальных маркеров, перемещение боевых отрядов, «флажкование» мест сражений, увеличение и уменьшение границ государств – вот тот далеко неполный список возможностей, которые дает интерактивная карта на уроке. Сами учащиеся, активизировав внимание на изменениях, происходящих на экране, затем с большей точностью и простотой способны воспроизвести изученный материал. При использовании интерактивных и анимированных карт увеличивается качество знаний карты, а учитывая специфику истории, знание карты – залог успеха на итоговой аттестации.
Не менее эффективным в плане визуализации образования проявил себя электронный учебник, который характеризуется развитой системой поиска на основе меток – содержания, глоссария и гиперссылок. Курсы истории Древнего мира, Средневековья, Новой и Отечественной истории в электронных учебниках представлены в широком информативном спектре - энциклопедические сведение, документальный и источниковый аппарат, насыщенный глоссарий, и обязательный, крайне важный элемент – контрольный блок. Электронный учебник может использоваться при изучении нового материала и его закреплении. Обучающихся сначала опрашивают по традиционной методике или с помощью печатных текстов. При переходе к изучению нового материала обучающиеся парами садятся у компьютера, включают его и начинают работать со структурными единицами параграфа под руководством и по плану учителя. Электронная модель учебника может использоваться на этапе закрепления материала. С помощью ЭУ выполняются практические задания, осуществляется поиск информации для ответа на проблемный вопрос. В рамках комбинированного урока с помощью электронного учебника осуществляется повторение и обобщение изученного материала. Такой вариант предпочтительнее для уроков итогового повторения, когда по ходу урока требуется «пролистать» содержание нескольких параграфов, выявить родословную понятий, повторить наиболее важные факты и события, определить причинно следственные связи. Отдельные уроки могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала и составлению по его итогам своей структурной формулы параграфам. Тем самым происходит приобщение обучающихся к исследовательской работе на уроке.
ЭУ используется как средство контроля усвоения основных понятий. Тогда в состав электронного учебника входит система мониторинга. Результаты тестирования по каждому предмету фиксируются и обрабатываются компьютером. Данные мониторинга могут использоваться студентом, преподавателем, администрацией. Процент правильно решённых задач даёт ученику представление о том, как он усвоил учебный материал, при этом он может посмотреть, какие структурные единицы им усвоены не в полной мере, и впоследствии дорабатывать этот материал. Таким образом, сам ученик может управлять процессом своего обучения.
Электронные учебники, применение электронных модулей , он-лайн тестирование на различных образовательных сайтах призваны не только расширить возможности урока в информационном и визуализирующем критериях, но и способствуют повышению интереса к изучаемому предмету. В прямой зависимости от степени заинтересованности учащихся находится и результат итоговой аттестации. Ведь учащиеся («клиповое и сетевое» поколение) с легкостью могут найти и изучить заинтересовавший их материал дома, т.е. визуализация способствует развитию познавательного интереса.
Для визуализации обучения эффективно применение кластеров, схем и таблиц, диаграммирование статистического материала (особенно это акцентирует внимание учащихся на уроках обществоведческого цикла). Данные ресурсы используются через слайдовые презентации, анимированные таблицы, цифровые ленты времени. Подобные электронные ресурсы применимы как в среднем звене, так и в старших классах.
Опыт показывает, что большая часть обучающихся - визуалы, поэтому легче запоминают информацию, представленную в схемах, графиках, таблицах. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее и насыщеннее.
На современном уроке ученик сталкивается с очень большим объёмом информации, которую предлагает учитель или добывает сам ученик. Задача учителя состоит в выборе оптимальной формы представления данной информации. На своих занятиях я использую разные приемы визуализации, которые они помогают:
- поддержать познавательную деятельность;
- увидеть ранее скрытый смысл;
- изменить перспективу видения и найти новую точку зрения;
- запомнить информацию.
В настоящее время процесс обучения должен не столько давать знания, сколько учить обучающихся учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, которые не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому построить образовательную систему.
Внедрение информационных технологий в учебный процесс и использование ЭОР , позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся, разнообразить их формы работы, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности. Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средство развития социальных компетентностей
Представлено обобщение опыта по теме,а также предложены кейсы (ситуационные задания) по истории...
Использование кейс – технологии на уроках истории и обществознания как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
Последние исследования педагогов и психологов показывают, что успех в информационном обществе доступен только тем учащимся, которые смогут применять свои знания в незнак...
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся
Сегодня компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни. Для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Информационная к...
статья по теме "Формы внутриклассной дифференциации на уроках истории и обществознания для слабовидящих учащихся в процессе использования системы проблемного обучения"
В публикации рассматриваются формы внутриклассной дифференциации на уроках истории для лиц с ОВЗ ( слабовидящих учащихся) в процессе использования системы проблемного обучения...
«Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания как средства развития познавательной активности учащихся и создания условий для их самореализации»
Программа по самообразованию...
Инновационные образовательные технологии на уроках истории и обществознания как средство реализации ФГОС
ФГОС: что оценивается как результат образования?...
Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».
Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...