Использование онлайн-инструментов для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса
учебно-методический материал

Кардупова Светлана Вячеславовна

Одной из задач национального проекта РФ «Образование» является «Создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней». В настоящее время значение и влияние открытого и доступного взаимодействия между участниками образовательного процесса нельзя недооценивать. Объединение образовательных учреждений  диктует необходимость пересмотра такого взаимодействия и его выхода на принципиально новый уровень.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование онлайн-инструментов для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса.

(Слайд 2) Время, в котором мы живем, требует радикальных перемен не только в сознании, но и в подходах к взаимодействию участников образовательного процесса.

(Слайд 3) Одной из задач национального проекта РФ «Образование» является «Создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней». В Федеральных проектах, действующие в рамках нацпроекта «Образование», можно отметить следующие: «Цифровая образовательная среда» и «Современная школа».

(Слайд 4) В настоящее время значение и влияние открытого и доступного взаимодействия между участниками образовательного процесса нельзя недооценивать. Объединение образовательных учреждений (далее комплексов) диктует необходимость пересмотра такого взаимодействия и его выхода на принципиально новый уровень. В рассматриваемом нами взаимодействии можно выделить три отдельных блока, которые объединяет общая цель — качественное, доступное и открытое образование.

Первый блок — взаимодействие административного состава.

Второй блок — взаимодействие «администрация — учитель».

Третий блок — взаимодействие «учитель — учитель».

  1. Взаимодействие административного состава

Рассмотрим первый блок взаимодействия между администрацией. В настоящее время в комплексы входят школы, детские сады, структурные подразделения дошкольного и дополнительного образования детей. Часто бывает так, что здания образовательных учреждений комплекса располагаются на значительном расстоянии друг от друга, руководитель, как правило, находится в «головном» здании, а его заместители в разных корпусах.

(5 слайд) Для эффективного взаимодействия административного состава существует необходимость применения дистанционных технологий. Прежде всего, это внутренняя корпоративная почта, сайты с разделенным доступом, блоги, социальные сети. Это инструменты из уже привычного набора. Я предлагаю на нашем семинаре рассмотреть новый инструмент для такого взаимодействия – программу Trello.

(6 слайд) Trello — это визуальный инструмент сетевого взаимодействия для управления работой, который позволяет административным командам обдумывать, планировать и вести совместную работу, а также подводить итоги.

(Слайд 7) Trello подстраивается под любые условия независимо от того, начинаете вы и ваша команда новый проект или пытаетесь лучше организовать текущую работу в учреждении. Этот инструмент позволяет упростить и унифицировать рабочий процесс команды интуитивно понятным способом. Однако простота скрывает большие возможности. Данная программа состоит из следующих компонентов: рабочее пространство, доска, колонка, карточка.

(Слайд 8)

  1. Рабочее пространство – это место хранилища созданных досок. В Trello можно организовать столько рабочих пространств, сколько Вам нужно в работе. Обычно их создают по направлениям деятельности или по задачам (Например: Планирование в ОУ, Методическое объединение или сетевой проект).

(Слайд 9)

  1. Доска представляет собой пространство, где можно следить за информацией по рабочим процессам или проектам.

(Слайд 10)

  1. На доску можно добавлять любое количество колонок, а затем переставлять и переименовывать их. В колонках содержатся карточки с заданием, которые упорядочены по различным этапам прогресса. С помощью колонок можно создавать рабочий процесс, при котором карточки будут продвигаться по мере выполнения указанных в них заданий или же просто служить хранилищем информации и идей.

(Слайд 11)

  1. Карточка — это самая маленькая, но при этом самая емкая часть доски. На карточках формулируются задания и идеи. Карточка описывает определенную задачу (например, сделать запись в блоге) или содержит информацию для запоминания (например, график отпусков сотрудников).

Карточки настраиваются так, чтобы в них хранилась различная информация по текущим вопросам, которую можно просмотреть одним нажатием. Их можно перетаскивать мышью между колонками, чтобы видеть прогресс. Количество карточек на доске может быть не ограничено.

(Слайд 12)

В правой части доски Trello расположено меню, которое служит центром управления доской (на экране оно выделено красной рамочкой). В этом меню можно управлять правами участников на уровне доски, менять настройки, искать карточки, подключать улучшения и создавать правила автоматизации. В меню также есть лента событий, где можно увидеть все действия, которые совершаются на доске.

Благодаря программе Trello все участники команды остаются в курсе происходящего в образовательном учреждении, могут работать над проектами, осуществлять и контролировать текущую работу. Неважно, пять человек в команде или тридцать, адаптировать всех участников, настроить права доступа и начать совместную работу можно за небольшой промежуток времени.

(Слайд 13)

Взаимодействие «администрация — учитель»

Рассмотрим следующий блок взаимодействия «администрация— учитель». Многим педагогам и администраторам знакома ситуация, когда на важном совещании присутствуют не все члены коллектива по уважительным причинам — занятия с детьми, группа продленного дня и другое. По правилам техники безопасности педагог не может оставить детей ради совещания, даже на переменах (особенно, обучающихся начальной ступени). Поэтому в настоящее время существует реальная необходимость размещения всех материалов совещаний или иных методических документов в общедоступном месте в электронном виде: это может быть отдельная папка в общей локальной сети, внутренний сайт, блог или Trello.

Конечно, это дополнительная нагрузка на администратора, который готовит материал для размещения, намного проще сказать устно всю информацию педагогам, но, в итоге она дойдет не до всех. Выкладывание на сетевой ресурс информации должно работать в системе, а не от случая к случаю, а для этого необходимы специалисты, которые собирают и размещают актуальные материалы в общедоступном месте. Идеальная ситуация, на мой взгляд, для учителя, когда при включении компьютера в начале рабочего дня он видит информацию на сегодняшний день, а лучше - на предстоящую неделю, знает, где посмотреть материалы совещаний.

(Слайд 14)

Удобнее всего осуществить такое взаимодействие через инструмент Trello.

С помощью этого визуального инструмента можно выкладывать такие материалы, как информация с совещания, объявления, списки, организовывать рабочие процессы и отслеживать прогресс в наглядном, практичном и удобном формате, переставлять карточки в зависимости от прогресса, отмечать их выполнение. С Trello легко проводить мозговые штурмы, планировать и воплощать планы в жизнь, решать повседневные задачи и проходить важные контрольные точки на пути к достижению цели.

Эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса возможно в том случае, если создана среда, в которой каждый элемент функционирует в соответствии со своими задачами при общем системном подходе. Грамотная, а главное, — слаженная работа администрации образовательной организации, необходимый уровень ИКТ-компетентности кадров, материальные ресурсы — все это позволит современным образовательным комплексам осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями нового информационно-технологического времени.

(Слайд 15)

  1. Взаимодействие «учитель — учитель»

При сетевом взаимодействии педагогов происходит не просто сотрудничество и обмен материалами, а идет процесс работы над совместными проектами, разработка и реализация совместных программ.

(Слайд 16)

Хочется отметить, что с помощью Trello можно успешно наладить взаимообмен планами, методическими материалами, совместными наработками и общение участников методических объединений.

При подготовке к педагогическим советам, совместным мероприятиям, организованным в образовательном учреждении по внеурочной деятельности также можно организовать чат в карточках Trello. Чтобы сэкономить время, можно определять повестку таких мероприятий заранее, назначать задания и устанавливать даты выполнения.

Как известно, работа творческих групп в проектной деятельности часто задерживается из-за недостатка времени для очных встреч, несогласованности, недоступности каких-либо материалов, наработанных участниками группы. Проекты, которые разрабатываются в ОУ, могут быть и сетевыми и межведомственными, то есть сообщение между участниками проектной деятельности должно быть налажено не только в пределах одного учреждения, но и нескольких организациях, расположенных в разных зданиях. В этом вопросе также может помочь Trello, где в карточках можно выкладывать планы мероприятий творческой группы, назначать и корректировать даты, время, ответственных, отмечать статус мероприятий маркерами для лучшего восприятия, прикреплять разработки к чек-листам. Все изменения, которые будут фиксироваться в карточках программы, будут отражены в рассылках от Trello на электронную почту ответственных за мероприятия.

(17 слайд) На сегодняшнем семинаре я предлагаю вам познакомится с азами создания визуального инструмента сетевого взаимодействия Trello.

Для того, чтобы начать работать в программе необходимо зарегистрироваться в Trello (можно с помощью своего аккаунта). На экране представлен алгоритм создания этого инструмента.

В заключении хочется отметить, что создание информационной образовательной среды требует грамотных специалистов в области информационных технологий, то есть повышения уровня ИКТ-компетентности педагогов образовательных организаций. Но мы понимаем, что в современных условиях информационного и цифрового мира, в котором мы живем, работать по-старому уже не представляется возможным.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

WEB-газета как одна из форм информационного взаимодействия участников образовательного процесса

В статье рассказывается о моем опыте по созданию школьной web-газеты. Так же расматриваются другие виды информационного взаимодействия участников образовательного процесса....

Выступление на педсовете"Педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса – важнейшая составляющая современного урока".

Выступление на педсовете"Педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса – важнейшая составляющая современного урока"....

Статья "Организация взаимодействия участников образовательного процесса дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья"

Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей с ограниченными возможностями, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, найти се...

Эффективное взаимодействие участников образовательных отношений

Особенности работы всех участников образовательного процесса...

Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»

laquo;Система внеурочных воспитательных мероприятий в детском объединении как фактор создания благоприятного психологического климата»...