Комплексная работа на межпредметной основе для достижения планируемых результатов освоения программы ООО, 6 класс
методическая разработка (6 класс) на тему
Авторская комплексная работа для 6 класса. В работу указаны элементы проверяемых умений. Даны правильные ответы к каждому заданию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Комплексная работа, 6 класс | 220.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Калачеевская СОШ №1
(Гудова Галина Николаевна,
заместитель директора по УВР, учитель физики)
Итоговая комплексная работа на межпредметной основе для оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования за 6 класс.
Прочитайте текст и выполните задания
Родилась как-то под ольхой березка. Ольха была деревом добрым. Все деревья с ней дружили. Возле ольхи им хорошо рослось: обогащала она почву удивительным веществом - азотом. Так что повезло березке с нянькой. Ольха ее и от мороза лютого защищала, и от ветра холодного укрывала.
Выросла березка и превратилась в стройную белоствольную красавицу. Красуется березка перед ольхой своими нарядами: то весенним платьицем, то белоснежной корой. А ольха таких нарядов никогда не носила.
Как-то осенью стала березка перед ольхой хвастаться золотисто-желтыми листьями:
- Смотри, ольха, каким платьем меня осень одарила. А тебя, ольха, забыла. Как была ты зеленая, так и осталась.
Расстроилась ольха. Тем более что правду березка сказала: листочки на ольхе держатся до поздней осени и опадают зелеными. Никогда они не золотятся, подобно березовым. А ей бы так хотелось примерить, хотя бы раз, осеннее разноцветное платьице!
Пожалела осень ольху и говорит:
- Не плачь, ольха. Я не виновата, что листочки твои не окрашиваются моими красками. Матушка-природа так распорядилась.
Полетела осень к Матушке-природе, рассказала ей про беду ольховую. Говорит Матушка-природа:
- Я, осень, утешу ольху. Деревце она доброе, ласковое, многим в лесу помогает. Назначу я ее хранительницей вод: речек, ручейков звонких да ключей хрустальных. Драгоценна влага земная, никто без нее жить не может: ни люди, ни звери, ни растения. Нет судьбы выше, чем хранить эту влагу.
Сдержала Матушка-природа свое слово. С тех пор растет ольха по берегам речек, ручьев да ключей лесных. Сильные корни ее, как живые насосы, качают и качают воду из-под земли, не позволяют уходить ей на большую глубину. И выходит вода наверх, где ключом, где ручьями.
И еще одно удивительное свойство подарила ольхе Матушка-природа. Древесина ее один цвет на другой стала менять. Только срубленная, она белая, чуть подсохнет, станет нежно-розового цвета. Мебель из этого дерева удивительная.
Ольха больше не грустит об осенних нарядах и на березку не обижается. Некогда ей обижаться, у нее забот много: всех напоить, травы высокие вырастить. А осень, когда березку наряжает, всегда ольхе улыбается приветливо и говорит:
- Красотаразной бывает. У одних она внешняя, а у других - внутренняя.
(по М.Скребцовой)
1.1. Умение «Определять главную тему, общую цель или назначение текста. Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста»
Задние: Сформулируйте главную тему текста.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Правильный ответ: доброе и полезное дерево ольха
1.2. Умение «Выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста»
Задание: Озаглавьте текст.
__________________________________________________________________
Правильный ответ: «Внутренняя красота» Правильным можно считать любой ответ, который схож с данным по смыслу
1.3.Умение «Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт»,
2.6.Умение «Выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста»
Задание: Напишите, как вы думаете, в чем хотел убедить автор читателя__________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Правильный ответ: Правильной считать следующую идею для ответа: есть красота внешняя, есть внутренняя. Внутренняя красота более ценна, т.к. она приносит пользу окружающим.
1.5. Сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.
Задание: В русском языке есть много пословиц и поговорок о внешней и внутренней красоте. Например, «Красота до вечера, а доброта на век», «Не тот красен, кто с лица ясен, а тот красен, кто душой прекрасен», «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Не ищи красоты, ищи доброты».
Подчеркните ту, какая из них, на ваш взгляд, отражает главную мысль текста. Напишите, почему вы так думаете.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правильный ответ: Считать правильным любой связный доказательный аргумент. Например, «в этом тексте хороша не красивая береза, которая только любуется собой и хвастается своей красотой, а хороша ольха, которая приносит пользу окружающим».
1.6. Находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте)
Задание: Выпишите главных героев этого текста
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Правильный ответ: Ольха, Береза, Осень, Матушка-природа
Задание: Отметьте утверждения, встречающиеся в тексте:
- Листочки на ольхе до поздней осени остаются зелеными
- Из ольхи получается красивая мебель
- Подсохнув, древесина срубленной ольхи становится нежно-оранжевой
- Ольха растет в полях, степях и на лугу
1.7. Определять назначение разных видов текстов
Задание: Отметьте правильный ответ. К какому жанру вы отнесете это произведение
- Сказка
- Быль
- Рассказ
- Легенда
1.14. Формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции
Задание: Почему вы так считаете? Запишите доказательство.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правильный ответ: Деревья, Осень, Матушка-природа не могут разговаривать, обижаться, хвастаться, плакать, улыбаться и т.д. Правильными можно считать ответы, схожие с данными.
1.13. Выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей,
1.9. Различать темы и подтемы специального текста
Задание: Какие три микротемы можно выделить в тексте. Озаглавьте их. 1.______________________________________________________
2. ________________________________________________________
3._________________________________________________________
Правильный ответ: Считать правильными следующие идеи для формулировки микротем: 1) Ольха вынянчила красивую березку, 2) Матушка-природа откинулась на просьбу Осени помочь Ольхе, и подарила ей высокое предназначение быть хранительницей вод, 3)Внутренняя красота ольхи – это ее польза и удивительные свойства.
1.6. Находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте),
1.8. Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию
Задание: Найдите в тексте и выпишите, какую пользу приносит ольха.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________
Правильный ответ: Считать правильными следующие идеи для формулировки ответа: 1) Корни, как живые насосы качают воду с большой глубины, поэтому, там, где растет ольха, появляются ключи и ручьи, а рядом с ними растет высокая трава. 2)Из ольхи получается удивительно красивая мебель. 3) Обогащает почву азотом
1.5.Сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.
Задание: В следующем фрагменте подчеркните эпитеты, позволяющие автору усилить выразительность образов:
Говорит Матушка-природа:
- Я, осень, утешу ольху. Деревце она доброе, ласковое, многим в лесу помогает. Назначу я ее хранительницей вод: речек, ручейков звонких да ключей хрустальных. Драгоценна влага земная, никто без нее жить не может: ни люди, ни звери, ни растения. Нет судьбы выше, чем хранить эту влагу для всех.
Правильный ответ: доброе, ласковое, звонких, хрустальных, драгоценна.
Задание: Подбери синонимы к слову добрый.
Правильный ответ: Считать правильным ответом любые 2 слова из набора слов: гуманный, благодушный, чувствительный, приветливый, ласковый, человеколюбивый, добродушный, добросердечный и т.п._______________________________________________________________________________________________________________________________
2.1. Проводить проверку правописания
Задание: Проверьте правописание в слове золотисто-желтый. Объясните написание дефиса.
__________________________________________________________
Правильный ответ: Сложное прилагательное, обозначающее цвет.
1.15. Понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им
Задание: а) Напишите, из-за чего расстраивалась Ольха
___________________________________________________________
б) Какие слова утешения вы могли бы сказать Ольхе
_____________________________________________________________
в) Напишите, что успокоило Ольху
_____________________________________________________________
г) Напишите, что тебе не понравилось в поведении Березки
_____________________________________________________________
д) Как вы думаете, как к Ольхе относится Осень? Аргументируйте свой ответ. _____________________________________________________________
Правильный ответ: а) из-за того, что у нее нет красивых нарядов, б) считать правильным ответом любые слова утешения, связанные со смыслом текста, в) то, что у нее много забот и она приносит пользу, г)забыла добро, которое сделала для нее ольха (вырастила), самолюбование, хвастается, д) Осень симпатизирует Ольхе: жалеет, попросила Матушку-природу помочь, наряжая Березку, ласково улыбается Ольхе
Прочитайте текст и выполните задания
Ольха
Род листопадных однодомных раздельнополых деревьев или кустарников семейства берёзовых. Листья очередные, зубчатые. Почти все виды ольхи цветут ранней весной, большей частью до распускания листьев; опыляются ветром. Цветки собраны в серёжки. Плод - односемянный двукрылый орешек.
Произошло название рода Ольха от кельтских слов "аl", что означает «при», "alis" –«вода» и "lan", что в переводе значит «берег». Отсюда и происходит известное утверждение о том, что ольха растёт около воды, на берегу реки.
Ольха считается почвоулучшающей породой. Ольха быстро растёт и отпугивает медведок – для этого её ветки втыкают в землю, чтобы обезопасить участок от вредителя.
Даже если ольха старая, кора у неё всё равно будет гладкой. Листья этого дерева никогда не меняют своего цвета. Даже осенью, когда повсюду пестреют жёлтые, красные цвета, листья ольхи остаются зелёными. Ближе к зиме они так и опадают зелёными. Опавшие листья ольхи богаты азотом. Они быстро перегнивают, тем самым обогащая почву. Таким образом, ольха очень полезна для леса.
Цвести ольха начинает довольно-таки рано, задолго до появления листьев.
Древесина у ольхи имеет слегка оранжевый оттенок. Она прочная, не гниёт и часто используется для художественной резьбы. Ольховые дрова хорошо горят и дают много тепла. Из ольхи изготавливают хорошую мебель.
На ольховых сваях были построены Венеция, Роттердам, Винчестерский кафедральный собор и даже водяные мельницы на островах Шотландии.
Ольха используется в народной медицине при простудах, лечении грыжи, воспалениях кожи, заболеваниях желудка, для снятия усталости ног.
1.7. Определять назначение разных видов текстов
Задание: а) Напишите, чем различаются первый и второй тексты ____________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Напишите, как вы думаете, для чего предназначен второй текст __________________________________________________________________
Правильный ответ: а) Различаются стилем. Первый текст художественный, а второй – научный. б) второй текст предназначен для получения информации об ольхе, как о биологической единице.
1.12. Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме
Задание. Подчеркните во втором тексте то, что вы уже узнали об ольхе из первого текста.
Правильный ответ: Листья ольхи не желтеют, она обогащает почву азотом, растет около воды, из ольхи изготавливают мебель.
1.6. Находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте),
2.2. Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: изображения, формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому
Задание. Заполните таблицу.
Польза ольхи | |
Сведения содержатся в обоих текстах | Сведения содержатся только во втором тексте |
Правильный ответ:
Польза ольхи | |
Сведения содержатся в обоих текстах | Сведения содержатся только во втором тексте |
Ольха обогащает почву азотом, из ольхи изготавливают мебель. | отпугивает медведок, используется для художественной резьбы, ольховые дрова дают много тепла, используется для строительства, применяется в народной медицине |
2.4. Обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов
Задание: В первом тексте говорится об ольхе: «Все деревья с ней дружили» (первый абзац). Объясните это с научной точки зрения, опираясь на второй текст. _____________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________
Правильный ответ: Опавшие листья ольхи богаты азотом. Они быстро перегнивают, тем самым обогащая почву. Таким образом, ольха очень полезна для леса.
2.5. Делать выводы из сформулированных посылок
Задание: Напишите, почему высоко ценится мебель, изготовленная из ольхи?________________________________________________________ ________________________________________________________________
Правильный ответ: Ольха имеет красивый оттенок, прочная, не гниет
2.3.Сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера
3.4. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию
Задание: а) Найдите в текстах противоречивую информацию. б) Напишите, в чем заключается противоречие ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правильный ответ: а) 1 текст: «Сильные корни ее, как живые насосы, качают и качают воду из-под земли, не позволяют уходить ей на большую глубину. И выходит вода наверх, где ключом, где ручьями». 2 текст: «Ольха растёт около воды, на берегу реки». б) Противоречие: непонятно, ольха селится около воды, или ручьи и ключи появляются там, где растет ольха.
3.1. Связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников
Задание: В тексте упоминаются Венеция, Роттердам, Винчестерский кафедральный собор. Что вы о них знаете? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правильный ответ: Венеция - город в Северной Италии на побережье Адриатического моря. Известен, прежде всего, тем, что историческая часть расположена на островах и каналах. Роттердам — второй город Голландии и с 1968 г. самый большой порт в мире, знаменит своими произведениями архитектуры. Винчестерский собор ―кафедральная церковь и один из самых больших соборов Европы. Находится в Великобритании. Посвящен Святой Троице. Засчитать ответ за любой объект.
3.1. Связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников
Задание: а) Напишите, как вы понимаете, что такое народная медицина __________________________________________________________________
б) Напишите любой рецепт из народной медицины ________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правильный ответ: а)Считать правильным ответ, имеющий мысли, сходные с определением: Народная медицина - совокупность накопленных народом опытных сведений о целительных средствах, лекарственных травах и гигиенических навыков, а также их практическое применение для сохранения здоровья, предупреждения и лечения болезней. Передававшиеся из поколения в поколение устным путём, эти сведения нашли отражение в народных обычаях, пословицах, поговорках, преданиях и закреплены в ряде письменных источников (лечебники, травники и др.).
б) Считать правильным любой рецепт народной медицины, указывающий на то, что ребенок понимает смысл понятия «народная медицина», например, «При простуде надо пить чай с липой или малиной».
3.2. Оценивать форму текста по его содержанию
Задание. Отметьте правильный ответ. В двух текстах рассказывается об ольхе, указываются ее полезные свойства. В этих текстах:
- содержание сходно, форма различна
- содержание различно, форма одинакова
- содержание и форма сходны
- содержание и форма различны.
3.3. На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов
Задание. Отметьте правильный ответ. Прочитав второй текст, Таня отметила, что ольха отпугивает медведок, и засомневалась. Как лучше поступить Тане, что бы найти правильный ответ.
- найти материал в литературе или интернете
- спросить у одноклассников
- поймать медведку и проверить, действительно ли ей не нравится ольха
Прочитай текст
Случаи выживания людей, оказавшихся один на один с природой в результате аварий транспортных средств, не так уж редки.
Поучителен пример 17-летней Юлианы Кепке, оказавшейся в сельве Южной Америки. Десять дней со сломанной ключицей, имея лишь горсть карамели, она выходила к людям. Шла, продираясь через кусты, оставляя на ветвях лоскуты платья. Часто ей приходилось пролезать через стволы поваленных деревьев. Ни разу не соблазнили ее на вид заманчивые плоды, так как она хорошо помнила слова о том, что в сельве все, что выглядит красивым, плоды, бабочки, цветы – ядовито. Потом Юлиане преградили путь лютые муравьи-переселенцы, загнавшие ее по пояс в широкий ручей.
На десятые сутки она заметила лодку, а недалеко от нее хижину. Юлиане оказали необходимую помощь, и Юлиана осталась жива.
4.1.Осуществлять целеполагание, постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную
Задание. Напишите, какую цель необходимо поставить перед собой, оказавшись в сложной жизненной ситуации? __________________________________________________________________
Правильный ответ: выжить, выбраться из сложной ситуации с наименьшими потерями.
4.2. Анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных ориентиров действия в новом учебном материале
Задание: Какие действия предприняла Юлиана для преодоления трудностей
1. Сломана ключица | А. Оставляла сигналы для спасателей |
2. Горсть карамели | Б. Не допустила отравление |
3. Заманчивые на вид плоды | В. Растягивала имеющуюся скудную пищу |
4. Муравьи- переселенцы | Г. Двигалась по ручью по пояс в воде |
5. Лоскуты платья на ветках | Д. Шла к людям, превозмогая боль |
Ряд, в котором представлено правильное соответствие между словами первого и второго столбиков
- 1Д, 2В, 3Б, 4Г, 5А
- 1А, 2В, 3Б, 4Г, 5Д
- 1Д, 2Б, 3В, 4А, 5Г
- 1В, 2А, 3Г, 4Д, 5Б
4.3. Планировать пути достижения целей. Устанавливать целевые приоритеты
Задание: Напишите инструкцию поведения для людей, оказавшихся в подобной ситуации
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правильный ответ: Правильным ответом считать высказывание, имеющее форму инструкции, в котором верно перечисляются 3-4 действия, помогающие человеку справиться со сложной ситуацией
4.5.Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации
Задание. Ниже приводятся высказывания двух шестиклассников. Познакомьтесь с ними.
Таня: Я считаю, что Юлиана поступила правильно, отправившись самостоятельно искать спасения
Ваня: А я считаю, что нужно было бы ждать помощи на месте крушения самолета.
Разделяете ли вы точку зрения ребят. Отметьте свой вариант ответа и обоснуйте его
- Согласен с Таней
- Согласен с Ваней
- Имею свою точку зрения
Обоснование _______________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правильный ответ: Правильным ответом считать высказывание, содержащее доказательство своей точки зрения. Например, «Юлиана поступила правильно, т.к. она спаслась» или «Согласно правилам поведения в подобных ситуациях, надо ждать помощи спасателей на месте, т.к. спасатели начинают искать пострадавших от места происшествия»
4.6. Основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса
Задание: Запишите в таблицу, какие предметы были бы полезны Юлиане в ее борьбе за выживание
Предмет | Для чего он необходим |
Правильный ответ: Правильным ответом считать 2-3 предмета, вписанные в таблицу, если есть обоснование необходимости этого предмета. Например, «спички, что бы развести костер, что бы согреться или что бы увидели спасатели с вертолета»
4.4. Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания
Задание: Ваня получил задание по русскому языку вставить пропущенные буквы и попросил вас проверить правильность выполнения упражнения. Буквы, которые он вставил, выделены. Подчеркните ошибки. Пронумеруйте слова с ошибками и напишите, на какое правило сделана ошибка.
К ночи становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным араматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садовского вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаються постудёной зоре необыкновенно ясно. Темнеет. И вот еще запах: в саду костёр, и крепко тянит душистым дымом вишнёвых сучев.
(И. Бунин)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правильный ответ:
К ночи становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным араматом (1) новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садовского вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаються (2) постудёной (3) зоре (4) необыкновенно ясно. Темнеет. И вот еще запах: в саду костёр, и крепко тянит (5) душистым дымом вишнёвых сучев(6) .
- словарное слово
- правописание –тся и –ться в глаголах (или проверочное слово что делают?)
- предлоги пишутся отдельно
- чередующиеся гласные в корне слова
- буквы е и и в личных окончаниях глаголов( 1 спряжение)
- разделительный мягкий знак
5.1. Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
Задание: Прочитайте задачу. За первый час автобус проехал 2/5 маршрута, за второй час – 1/3 оставшейся части маршрута. В конце третьего часа автобус прибыл в пункт назначения. Какую часть маршрута проехал автобус за второй час?
Обведите номер диаграммы, на которой правильно отражено условие задачи.
Правильный ответ: первый
5.2. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Задание: В таблице указаны средние цены в рублях на некоторые основные продукты питания в трех городах России (по данным на начало 2013 года)
Наименование продукта | Воронеж | Ставрополь | Ярославль |
Пшеничный хлеб (батон) | 24 | 21 | 25 |
Молоко (1 литр) | 26 | 20 | 26 |
Картофель (1 кг) | 23 | 13 | 29 |
Сыр (1 кг) | 250 | 215 | 240 |
Говядина (1кг) | 230 | 240 | 230 |
Подсолнечное масло (1 л) | 52 | 44 | 58 |
Определите, в каком из этих городов окажется самый дешевым следующий набор продуктов: 2 батона пшеничного хлеба, 3 кг говядины, 1 л подсолнечного масла.
Напишите, ваши рассуждения _______________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Можно ли дать ответ, не просчитывая стоимость набора продуктов в каждом городе?
В ответе запишите стоимость данного набора продуктов в этом городе. Ответ: _______________
Правильный ответ:
Воронеж: 24*2 + 3*230 + 52 = 790
Ставрополь: 21*2 + 3*240 +44 = 806
Ярославль 25*2 + 3*230 +58 = 798
Ответ: Воронеж, 790
Оценить более высоким баллом следующие рассуждения: Ребенок записал выражение для вычисления и не стал сразу выполнять все вычисления. Путем рассуждений вначале отбросил Ставрополь (самая высокая стоимость говядины, которой надо 3 кг), а потом на основании того, что стоимость говядины в Воронеже и Ярославле одинакова, сравнил стоимость хлеба и масла. Сделал вывод, что стоимость набора продуктов меньше в Воронеже, а затем просчитал стоимость набора продуктов только в Воронеже.
5.3. Устанавливать причинно-следственные связи
Задание: Прочитайте текст и установите соответствие между явлениями и причинами их вызывающими.
Океанические воды находятся в постоянном движении.
Главной причиной возникновения мощных океанической системы течений являются ветры, в частности пассатные, которые дуют круглый год в Атлантике и в Тихом океане. В Индийском океане господствуют сезонные течения. Их вызывают муссонные ветры, которые дуют летом с океана на сушу, а зимой в обратном направлении.
Если где-то в глубинах океана происходит сильное подводное землетрясение или извержение вулкана, может образоваться цунами. Это волна, которая движется с огромной скоростью – до 800 км/ч. У берега ее высота может достигать нескольких десятков метров.
Жители многих населенных пунктов на побережьях морей и океанов ежедневно наблюдают очень интересное явление природы — периодические повышения и понижения воды у берегов.
Такие периодические колебания воды в океанах и морях называются приливами и отливами. В течение суток, точнее 24 часов 50 минут, из-за притяжения океанской воды Луной и Солнцем уровень воды у берегов дважды повышается и дважды понижается. Самые высокие приливы – в заливе Фанди Атлантического океана – 18 м.
1. цунами а) притяжение луны
2. приливы и отливы б) ветер
3. течение в) движение земной коры
1 | 2 | 3 |
Правильный ответ:
1 | 2 | 3 |
в | а | б |
5.4. Осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия
Задание: Из перечисленных видов занятий выберите те, которые в средние века были характерны для крестьян, а какие для феодалов и заполните таблицу:
сельское хозяйство, рыцарский турнир, строительство замков, земледелие, принятие законов, военные походы, лечение больных, занятие ремеслом, посвящение в рыцари, поклонение прекрасной даме, барщина, учеба в университете.
Правильный ответ:
Крестьяне | Феодалы |
скотоводство | рыцарский турнир |
земледелие | строительство замков |
занятие ремеслом | военные походы |
барщина | поклонение прекрасной даме |
Не использованные виды занятий: принятие законов, лечение больных, учеба в университете.
5.5. Обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
Задание: Обобщите данный ряд понятий словом или словосочетанием. например: Монитор, звуковые колонки, принтер – устройства вывода информации компьютера.
1) Сервер, модем, точка доступа, Wi-Fi
2) Компьютер, планшет, ноутбук, моноблок
3) Flesh-накопитель, диск CD/DVD, карта памяти, жесткий диск
Запишите ваши слова или словосочетания.
1) _____________________________________
2) _____________________________________
3) _____________________________________
Правильный ответ. Считать правильным ответом, если дети указывают следующие общие признаки: 1) интернет, 2) виды персональных компьютеров, 3) устройства хранения информации.
5.6. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций
Задание: Выбери, какая из представленных фигур лишняя в представленном ряду. Обоснуйте свой выбор.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правильный ответ: Любую фигуру можно исключить из представленного ряда в зависимости от выбора критерия сравнения.
2- все круги, а эта – квадрат
3- все не закрашены, а эта закрашена
4- все большие, а эта – маленькая
5 – у всех толстые границы, у этой тонкие
1 – все фигуры имеют одну отличительную особенность, у этой присутствуют все общие признаки.
Правильным ответом считать любой обоснованный выбор.
5.7. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Задание: Прочитайте текст и дайте объяснение описанного явления.
Ребята решили озеленить территорию школы и посадить аллею из елей. В лесхозе им разрешили выкопать ели в лесу, но посоветовали брать молодые растения с просеки. Ребята не послушались и выкопали ели в глубине леса. Посадили их правильно, но через некоторое время заметили, что хвоя елей побурела и начала осыпаться.
Правильный ответ: у взятых из леса елей хвоя приспособлена к условиям затенения. После пересадки хвоинки не смогли быстро перестроиться на яркое освещение, и хвоя погибла.
5.8. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования
Задание: Шестиклассники исследовали условия прорастания семян. Они взяли три стакана и положили на дно каждого по нескольку зёрен пшеницы. В первый стакан воду не наливали. Во второй налили воды столько, чтобы она только смачивала семена, но не покрывала их полностью. Третий стакан наполнили до половины водой. Все три стакана накрыли стеклом и оставили на свету.
Через 5 дней дети увидели, что в первом стакане семена не изменились, во втором набухли и проросли, а в третьем только набухли, но не проросли.
Напишите, почему дети получили такие результаты, и какой вывод можно сделать из этого опыта. ________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Правильный ответ: В первом стакане был доступ воздуха, но семена не были увлажнены, они даже не набухли. В третьем стакане, семена были увлажнены, поэтому они набухли, но воздух не имел доступа к семенам, поэтому они не проросли. Во втором стакане, к семенам был доступ и воды и воздуха, поэтому они проросли. Вывод: для прорастания семян необходима и влага и воздух.
Литература:
1 | «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли» / Под редакцией Асмолова. Москва «Просвещение», 2011 |
2 | Перечень элементов содержания и умений, характеризую-щих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы по учебным предметам 5 класса по ФГОС ООО Методическое пособие / Авторы-составители: Р.М. Чудинский, А.С. Быканов, Ю.И. Тропынина, Г.О. Енина. –Воронеж : ГОБУ ВПО ВО «ВИИС», 2013. |
3 | Разработка тестовых и практических заданий для комплексной оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Учебно-методическое пособие / Р.М. Чудинский, А.С. Быканов, А.А. Володин. –Воронеж : ГОБУ ВПО ВО «ВИИС», 2013. |
4 | Мария Скребцова «Внутренняя красота» |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 | Основы безопасности жизнедеятельности / Фролов М.П., Литвинов Е.Н. и др. Москва. Издательство Астрель. 2001 |
11 | http://interesnik.com/planeta-zemlya-pochemu-voznikayut-volny-v-okeane/ |
12 | http://www.wherefore.ru/detskaya-enciklopediya/astronomiya-matematika/prilivy-otlivy.html |
13 | География 5-6, Алексеев А., Липкина Е.К. и др. Москва, «Просвещение», 2012 |
14 | Русский язык 6 класс, 2 часть, Рыбченкова Л.М. и др., Москва, «Просвещение», 2012 |
15 | ЕГЭ Математика под ред. Семенова А.Л., Ященко И.В. Москва, «Национальное образование», 2012 |
16 | http://venec.ulstu.ru/lib/disk/2012/Saetgalieva.pdf |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» в свете требований ФГОС
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основ...
Итоговая комплексная работа на межпредметной основе для оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования за 6 класс (география)
Представлены тестовые задания по географии. Цель тестирования - проверка сформиванности учебных умений работы с текстом....
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» в свете требований ФГОС.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результ...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» в свете требований ФГОС.
Сегодня мы работаем по стандартам II поколения, где одним из базовых положений является формирование мотивации к обучению, познанию творчества в течение всей жизни. Изменения, произошедшие в содержани...
Система комплексной оценки достижения планируемых результатов освоения программы основного общего образования.
Материал с курсов Воронежского института развития образования содержит информацию о структуре системы комплексной оценки,современных методах,формах,средствах оценивания,возможностях построения индивид...
Презентация "Новые учебники - новые возможности: использование УМК по литературе под редакцией А.Н. Архангельского в 5 классе для достижения планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности".
Презентация была подготовлена к выступлению на региональном семинаре, в ходе которого рассматривались современные учебно-методические комплекты по русскому языку и литературе. МБОУ СОШ №2 - участник п...
Доклад «Методы оценки достижений планируемых результатов освоения программы «Музыка» в контексте ФГОС»
Доклад подготовлен к заседанию ШМО "Технологии и эстетического направления"...
Комментарии
Добрый день. Уважаемая Галина
Добрый день. Уважаемая Галина Николаевна,спасибо за материал