Организация системы работы по предупреждению пробелов в знаниях обучающихся, учёт индивидуальных особенностей обучающихся в организации урока.
материал

Киселева Елена Анатольевна

Приводится конкретизации понятий "неуспеваемость", "отставание", "пробелы в знаниях", их отличия и взаимосвязанность. Предложены педагогичнеские приёмы помощи обучающимсяна каждом из перечисленных этапов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОЛНЕЧНОГОРСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПОВАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

                                     141540 Московская область,

г.о. Солнечногорск,  посёлок Поварово

_____________________________________________________________________________

8(4962)672-375 – канцелярия; учительская;                             povar.school@mail.ru                                                                                                              8(4962)672-385 – директор   povarovo-school.edusite.ru

Организация системы работы по предупреждению пробелов в знаниях обучающихся,

учёт индивидуальных особенностей обучающихся в организации урока

       

Поварово


Организация системы работы по предупреждению пробелов в знаниях обучающихся; учёт индивидуальных особенностей обучающихся в организации урока

В наше время, когда во всех областях экономики ощущается острая необходимость квалифицированных кадров – от рабочих до руководящего состава, - возрастает ответственность педагогов и родителей за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения. 

Преодоление неуспеваемости - важнейшая задача практической и теоретической педагогики. В настоящеевремя сложились противоречия между потребностью общества в глубоко образованных людях и недостаточным уровнем качества знаний у обучающихся.

Неуспеваемость – извечная головная боль педагогов. Можно ли так организовать обучение в школе, чтобы в ней не было неуспевающих учеников? Можно ли так строить и проводить процесс обучения по любому учебному предмету, чтобы по этому предмету не было неуспевающих? Конечно, для этого надо наладить целую систему работы по предупреждению пробелов в знаниях обучающихся. Технологический аспект подобного развития образовательной деятельности основывается на личностно ориентированном подходе, который реализуется через совершенствование партнерских отношений всех субъектов образовательного процесса. Такой подход к организации образования определяет средства их достижения, методы и приемы работы учителей, организацию учебно-воспитательного процесса с учащимися испытывающими трудности в обучении.

Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств ее предупреждения требуют использования трёх понятий: «пробелы в знаниях», «отставание» и «неуспеваемость». Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения - цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года. Отставание — это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рампой для определения успеваемости.

Успеваемость учащихся официально определяется как степень овладения компетенциями, установленными учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, осознанности и прочности. Для установления успеваемости имеется определенная нормативная шкала. Тогда неуспеваемость – это такая степень усвоения знаний, умений и навыков, которая ниже некоторой нормы.

Первый этап – Пробелы в знаниях.

Для выявления пробелов учителем проводятся самостоятельные и контрольные работы, из чего им делается анализ допущенных ошибок, выясняются причины полученных результатов и планируется работа по ликвидации пробелов. Виды работ:

1)Индивидуальная и коллективная работа над ошибками.

2)Работа по карточкам коррекции знаний.

3) Работа по типу «Учимся на чужих ошибках».

Работа по ликвидации пробелов:

  • индивидуальные домашние задания /индивидуальный подход к проверке домашних заданий;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • работа на уроке в парах с «сильными учениками»
  • работа педагога с родителями;
  • использование ЭОР.

Второй этап – Отставание.

Основная задача учителя – своевременно выявить отстающих учащихся. Признаки отставания – начало неуспеваемости учащихся. Отставание ученика в усвоении данного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

1) Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, задания, не может наметить план его выполнения, не может решить задачу самостоятельно, указать, что нового получено в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, указать, что нового он узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.

2) Ученик не задает вопросы по существу изучаемого.

3) Ученик неактивен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск решения проблемы, задачи, когда требуется напряжение мысли, преодоление трудностей.

4) Ученик не реагирует эмоционально на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работы, не контролирует себя.

5) Ученик не может объяснить цель выполненного им упражнения, не может сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает отдельные действия, путает порядок, не может проверить полученный результат.

6) Ученик не может воспроизвести определения понятий, формулы, формулировки теорем, их доказательство, не понимает прочитанный тест или излагает понятие по заученному тексту, а не своими словами.

В данном случае указаны те признаки, которые сигнализируют о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.

При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

Третий этап – Неуспеваемость. 

Основные признаки неуспеваемости учащихся:

1) Наличие пробелов в знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия.

2) Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений и навыков; недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющих ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного ученика.

По отношению к школьнику, причины неуспеваемости можно разделить на два вида: внутренние и внешние.

Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику:

1)помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.);

2) дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности;

3) стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.);

4) систематический контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.);

5) система дополнительных занятия с учеником.

6) Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.

Профилактика неуспеваемости

Виды урока

Акценты в обучении

Новое знание

Обязательно проверить в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечить разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

Повторение и систематизация знаний

Подбирать разноуровневые задания для самостоятельной (групповой, парной) работы. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах. Подробно Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять самоконтроль.

Внеклассная работа

Подбирать разноуровневые виды работ в рамках единого для всех домашнего задания. Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного. Четко инструктировать обучающихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими учащимися.

Контроль

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые обучающимися в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании изучения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания.

Меры предупреждения неуспеваемости слабоуспевающего обучающегося:

1) повышение эффективности каждого урока для слабоуспевающего ученика;

2) формирование познавательного интереса к обучению и положительной мотивации;

3) индивидуальный подход к обучающемуся на всех этапах всех типов урока;

4) специальная система домашних заданий;

5) усиление, по мере необходимости, работы с родителями;

6) привлечение ученического актива к повышению ответственности обучающегося за результат обучения.

Помощь неуспевающим учащимся

Этапы урока

Виды помощи

При изложении нового материала

1. Применение мер поддержания внимания и интереса.

2. Более частое обращение к неуспевающим.

3. Привлечение неуспевающих в качестве помощников.

Индивидуальное задание на уроке

1. Разбивка заданий на этапы.

2. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

3. Напоминание приема и способа решения.

4. Ссылка на правила и свойства.

5. Более тщательный контроль с указанием на ошибки.

При организации самостоятельной работы

1. Выбор наиболее рациональных упражнений.

2. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

3. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультантов, карточек с алгоритмом (направляющим планом) действий.

В процессе контроля

1. Создание атмосферы доброжелательности.

2. Снижение темпа опроса.

3. Предложение примерного плана ответа.

4. Разрешение использовать наглядные пособия.

5. Стимулировать оценкой похвалой.

Система работы по формированию положительного отношения к обучению у слабоуспевающих и неуспевающих школьников.

Параметры

Этапы работы

1 этап

2 этап

3 этап

Содержание учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но непривлекательный материал

Процесс усвоения материала

Действует учитель – ученик только воспринимает

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса

Ведущим становиться ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

Оценивание результатов  и стимулирование

рефлексии

Поощрение успехов работы, не требующей особых усилий

Поощрение успехов работы, требующей некоторых усилий

Поощрение даже незначительных успехов в работе, требующих значимых усилий

Отношение со стороны учителя (коллектива)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь

Использование элементов конструктивной критики наряду с поощрением, помощью и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для МО ”Организация системы работы по предупреждению пробелов в знаниях у учащихся“

Организация системы работы по предупреждениюпробелов в знаниях у учащихсяПроверка знаний, умений и навыков учащихся является важным элементом процесса обучения и воспитания, ею определяется результати...

Организация системы работы по предупреждению и ликвидации пробелов в знаниях учащихся по математике, отставания и неуспеваемости.

1. Психологические причины отставания в учении                 2. Психолого-педагогическая помощь отстающим....

Организация работы по предупреждению пробелов в знаниях обучающихся по русскому языку

Предупреждение и ликвидация пробелов в знаниях- одна из  важнейших  задач учителей - предметников....

Система работы по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся по разделам русского языка. План работы со слабоуспевающими

Моя тема по самообразованию. Как помочь ученику? Как устранить пробелы в знаниях?...

Презентация "Организация педагогической деятельности с учётом индивидуальных особенностей обучающихся"

Результаты педагогической деятельности за последние три года на тему "Организация педагогической деятельности с учётом индивидуальных особенностей обучающихся"....