Учёт индивидуальных особенностей обучающихся на уроках физической культуры.
материал по физкультуре
Предварительный просмотр:
Учёт индивидуальных особенностей обучающихся на уроках физической культуры.
(Выступление на семинаре)
Здравствуйте уважаемые коллеги и здравствуйте всегда! Ибо здоровье — самое ценное в жизни человека. Только здоровый человек может радоваться каждому наступившему дню. Только здоровое тело порождает здоровые мысли. События последних дней подтверждают, как важно быть здоровыми. Как же мы, учителя физической культуры, заботимся о здоровье детей и осуществляем индивидуальный подход на уроках физической культуры? Преподавание физической культуры в школе органично включено в общую систему образования. И в Уставе школы записано: основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок. Урок физической культуры – необычный урок, качественно отличается от других предметов. Приведу лишь несколько примеров:
-Методически грамотно проведённые уроки физкультуры укрепляют здоровье.
-Уроки проводятся в спортивном зале, на спортивных площадках, в различных погодных условиях.
-Обучающиеся близко взаимодействуют друг с другом. Например: спортивные игры.
-По форме и содержанию являются наиболее опасными.
- Травмоопасными.
Все эти особенности и другие усиливают ответственность учителя за проведение уроков физической культуры. Поэтому здесь больше, чем где-либо, должен осуществляться индивидуальный подход к обучающимся. С чего же я начинаю индивидуальный подход?
1.С понимания что каждый ребёнок представляет исключительную ценность для семьи, школы, общества.
2.В первую очередь надо укреплять положительные качества ребёнка
3.С ознакомления с документацией.
Медицинских групп здоровья для занятий физкультурой – 3: основная, подготовительная и специальная. По физкультурной группе я определяю степень нагрузки ребёнка на уроках физической культуры и возможные ограничения. Выбор группы для занятий физкультурой осуществляет врач- педиатр и обязательно указывает в медицинской карте. Уже в конце августа эта работа медиками должна быть выполнена. Без этого нельзя начинать работу с классом. Справки об освобождении необходимо обновлять ежегодно. Освободить школьника от уроков физкультуры может только официальный медицинский документ — справка. Освобождение от физкультуры может быть только временным (максимально до 1 года). Если в начале учебного года ребенок не приносит новую справку с рекомендациями врача в отношении занятий физкультурой, он автоматически попадает в основную физкультурную группу. В нашей школе обучается на сегодняшний день 811 человек. Из них освобождено от уроков физкультуры 3 человека. В подготовительной группе занимаются – 42 обучающихся.
4.Учитываю возрастные особенности детей.
Каждый учащийся имеет индивидуальные характеристики. Тем не менее, всем ученикам в каждом возрастном периоде характерны общие черты. Существует общепринятая возрастная периодизация: (Выготский Л.С.)
младший школьный возраст - начальная школа (7-11 лет);
подростковый возраст (11-15 лет) - основная школа
ранняя юность (15-18 лет) - старшеклассники
- младший школьный возраст - начальная школа (7-11 лет); развиваю интерес к урокам: разнообразные разминки с предметами: с флажками, с мячами, без предметов, в движении, на месте. На каждом уроке должно быть что – то для них новое: сегодня работа с мячами, завтра со скакалками, гимнастическими палками. Подвижные игры имеют важное значение, так воздействуют комплексно на организм ребёнка. И всё обучение идёт через игру. Здесь и физическое и умственное и нравственное воспитание.
подростковый возраст (11-15 лет) - основная школа. У них обостренное чувство собственного достоинства. Я это стараюсь учитывать. Всегда поддерживаю в подростке позицию его исключительности. « Ты один из лучших в этом виде, в этой игре». Не лучший, а один из лучших.
- ранняя юность (15-18 лет) – старшеклассники
В этом учебном году я работаю с юношами 10 класса. И считаю самым главным в работе
- прикладная направленность обучения – это подготовка юношей
к воинской службе и без подтягивания, отжимания, бега здесь не обойтись. Да и многим девушкам это в жизни пригодится.
5.Учёт половых особенностей обучающихся.
У нас совместное обучение и деление на группы юношей и девушек происходит к сожалению лишь в 10 - 11классах. И, тем не менее, я считаю очень важным и на каждом уроке отмечаю эти различия.
Несколько примеров: уже в младшем школьном возрасте при выборе упражнений и дозировании физических нагрузок, мальчикам в большем объеме, чем девочкам. Силовые упражнения для девочек по числу повторений могут быть такими же, как и для мальчиков, но по напряжению меньшими. Девочкам больше, чем мальчикам, следует выполнять плавание, ритмичные, танцевальные движения.
Использую различия по времени, например на скакалке. Наиболее информативным показателем реакции организма на физическую нагрузку является частота пульса. В прошлом учебном году при проведении открытого урока с девушками 10 класса мы выполняли пульсовую кривую и наглядно убедились о степени воздействия физической нагрузки на организм в разные этапы его проведения. У старшеклассников мышечная сила у девушек меньше, чем у юношей. Поэтому регулирую дозировкой, но полностью не исключаю. Знаю, что физическая нагрузка у девушек вызывает большое учащение пульса, но меньшее повышение кровяного давления.
6. Особенности психических свойств. Необходимо своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать доброжелательных контактов с обучающимися, с тем, чтобы учитывать это при организации коллективной деятельности, выполнения упражнений в парах, в играх. Если они не могут общаться в спокойной обстановке, то в игре это может привести к нежелательному конфликту. Это надо учитывать.
7.Ребенок должен видеть в учителе человека, который интересуется им, у которого его переживания находят искренний, живой отклик. Насколько мне это удаётся, не могу судить, но дети со мной часто бывают откровенны.
8. Работа с детьми, освобождёнными от физкультуры. О них нельзя забывать. Сегодня он освобождён, а завтра занимается. Они помощники учителя на уроке.
9.Оценка текущей успеваемости должна проводиться на основании положительной динамики приростов нормативов.
10. С 1 сентября 2015 года МБОУ СОШ № 92 является региональной инновационной площадкой по направлению «Обучение детей с расстройствами аутистического спектра с использованием технологии прикладного поведенческого анализа». РАС – это пожизненный комплекс расстройств развития, влияющий на социальные и коммуникационные способности человека. Дети с расстройствами аутистического спектра все понимают, видят, слышат, переживают – просто воспринимает внешний мир со своей точки зрения. Это проявляется в области игры, общения, поведения. Экспертная литература утверждает, что РАС затрагивает 0,5-1,0% населения.
В нашей школе организованы 3ресурсных класса, где дети обучаются по специальным программам под руководством учителя. В общеобразовательные классы эти дети приходят по рекомендации учителя и психолога ресурсного класса. У каждого обучающегося есть тьютор, который находится с ребенком в течение всего урока. Корректно и четко помогает ученику встраиваться в учебный процесс. Поддерживает его в новой, непривычной, постоянно меняющейся ситуации. Начинаем мы с 15 минут и постепенно время пребывания на уроке увеличивается. Вне сомнения эти дети требуют особого чуткого отношения и внимания. Помочь ребёнку с РАС комфортно чувствовать себя на уроке и не нарушить учебный процесс задача учителя.
11. Важное значение для осуществления индивидуального подхода имеет знание и учет трудностей, ошибок, недостатков и успехов каждого в учебной деятельности. На основе знаний индивидуальных особенностей осуществляется дифференцированный подход. Но об этом в другой раз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная работа на уроках физической культуры
Уроки физической культуры играют большую роль в реализации президентской инициативы «Наша новая школа», потому что они - необходимое звено в воспитании личности, в ее образовании и с...
Применение индивидуального плана на уроках физической культуры
статья с описанием применения индивидуального плана на уроках физической культуры...
Применение индивидуального подхода на уроках физической культуры
Важность индивидуального дифференцированного подхода к учащимся особенно проявляется при проведении уроков физической культуры: недооценка или недостаточный учет индив...
Индивидуально-дифференцированный подход на уроках физической культуры с учётом физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся
В методическом материале "Индивидуально-дифференцированный подход на уроках физической культуры с учётом физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся" рассмотрены способы и приём...
Индивидуальный метод на уроке физической культуры
Конспект урока по физической культуре.Тема урока:Баскетбол: передача мяча с места и в движенииЦель урока: формирование и развитие двигательных навыков у учащихсяЗадачи урока:Образовательная: совершенс...
Результативно практический опыт. Дифференцированный и индивидуальный подход на уроках физической культуры.
Результативно практический опыт...
Применение индивидуального подхода на уроках физической культуры
Цель моей работы: развитие физических качеств с учетом индивидуальных особенностей детей.Основные задачи:Выявить проблемы и пути их решения.Определить уровень обученности и индивидуальные особенн...