Образовательные технологии
статья

Из опыта работы:

«Педагогические образовательные технологии

на уроках истории и обществознания».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

        Целью моей педагогической деятельности  является обеспечение  благоприятных условий для формирования и развития личности каждого обучаемого, с учётом его индивидуальных способностей и возможностей.

Целью образовательного процесса я считаю: создание условий для развития гражданских компетенций обучающихся через организацию внеурочной, исследовательской и проектной деятельности. Программа развития школы, а также модернизация современного образования, определили  задачи в межаттестационный период:

1. Повышение уровня профессиональной компетентности для соответствия требованиям, предъявляемым к современному учителю:

-изучение и внедрение в практику преподавания эффективных педагогических технологий;

-использование инновационных достижений в образовании (электронные учебники, интернет-ресурсы, информационно-коммуникативные технологии).

2. Соответствие уровня знаний, умений, навыков и способов деятельности обучающихся государственным стандартам  и запросам современного общества.

3.Формирование гражданских компетенций у учащихся  на уроках обществоведческого цикла, через организацию  проектной и исследовательской деятельности.

Важную роль в обучении истории и обществознания играет методическое обеспечение учебного процесса, обеспечение кабинета истории картами, атласами, таблицами, электронными пособиями по всем разделам истории и обществознания.

 Я постоянно работаю над пополнением учебно-методического материала. С  учётом  потребностей обучающихся я разработала:  алгоритмы выполнения  заданий (памятки, инструкции, логические схемы), дифференцированные задания по темам, задания для практической и самостоятельной работы, задания повышенной сложности для дополнительной подготовки учащихся, материалы для контроля знаний и умений учащихся (срезы, тесты, вопросы к зачёту и др.).

  Мною составлен  банк исторических документов  по истории России с древнейших времён до XXI века, позволяющий организовать лабораторную и практическую работу с историческим текстом.  В своей педагогической деятельности  использую УМК издательства: «Просвещение» и «Русское слово». Основанием для выбора данных учебно-методических комплексов послужило: адаптивность содержания учебного материала к требованиям ФГОС ООО, итоговой государственной аттестации, наличие  разнообразных методических пособий для учителя и ученика, диагностирующих материалов, обеспечение преемственности в обучении  и соответствие возрастным особенностям обучающихся. На основе УМК и требований ФГОС я разработала рабочие  учебные программы по истории и обществознанию.

Педагогические образовательные технологии на уроках истории и обществознания.

В основе моей педагогической деятельности лежит системно-деятельностный подход.

В рамках этого подхода я применяю современные педагогические технологии, ориентированные  на  применении активных форм и методов  обучения:    

        -личностно-ориентированное обучение;

        -проблемное обучение;

        -разноуровневое обучение;

        -исследовательский метод;

        -блочно-модульное обучение;

        -технология проектного обучения;

        -технология  игровых методов: ролевых, деловых и других  видов обучающих  игр;

        -технология сотрудничества (парная, групповая работа);

        -информационно-коммуникационные технологии;

        -здоровьесберегающие технологии;

         -традиционные технологии и др.

Технология личностно-ориентированного обучения ориентирует учителя на поиск и применение различных приёмов с целью создания благоприятной развивающей образовательной среды и реализации ФГОС нового поколения. Таким образом, я выстраиваю образовательный процесс с учётом индивидуальных способностей учащихся.  Дети становятся соавторами урока и равноправными партнёрами, они проектируют цели урока, самостоятельно осваивают учебный материал, решают учебные задачи,  оценивают себя и своих товарищей. Главным условием применения личностно-ориентированного подхода является   опора на индивидуальные особенности учеников, учёт специфики их памяти, мышления, интересов и познавательных потребностей. Стараюсь на каждом уроке создать положительный эмоциональный настрой, выстраиваю индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика.            

Применяя технологию проблемного обучения, я ввожу в урок проблемные вопросы в виде «незаконченного предложения» или «ситуативной задачи». Например: «Октябрьский переворот или…», «Сталин вождь народов или...», «Распад или развал СССР…». Например: с целью активизации познавательного процесса, я применяю  методы: «мозговой штурм», метод синквейна, кластер, дебаты, методика «толстых и тонких вопросов». На проблемном уроке   создаётся обстановка, в которой у обучаемых возникают интеллектуально-психологические затруднения, преодоление которого требует поиска новых знаний, новых подходов, поиск путей решения. Поводом к дискуссии могут быть: легенды, притчи и афоризмы, как источники вариантов мнений.

Это позволяет всех учеников вовлечь в образовательный процесс. Можно использовать факты, идеи, вызывающие «интригу» на уроках истории: «А было ли монголо-татарское иго на Руси?»,  «А был ли  на Руси рабовладельческий строй?». Использую приём «реставрации событий». Например: при изучении темы «Февральская буржуазная революция» предлагаю учащимся 11 класса написать свой сценарий развития февральской буржуазной революции в России. При изучении важнейших этапов Великой Отечественной войны учащимся предлагается выполнить лабораторную работу по историческим источникам, подобранным по методу «противоречивости»: официальные директивные документы, статьи, воспоминания участников войны, литературные произведения. Изучив предложенные источники,  учащимся необходимо сформировать собственные оценочные суждения по данному вопросу, разрешить поставленные проблемы.

Применение технологии системно-деятельностного подхода предполагает фиксацию знаний учащихся на всех этапах обучения. Для того чтобы оценить каждого ученика я составляю задания разного уровня сложности: разноуровневые, дифференцированные задания. Осуществляя внутри классную дифференциацию задания составляю по 3 уровням: базовый, повышенный, вариативный (творческий). Для учащихся с высокой мотивацией обучения предмету и имеющих затруднения в усвоении материала разрабатываю и применяю адаптивные рабочие программы. На мой взгляд, работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема заданий, а за счёт разнообразия типов заданий по уровню сложности. С целью диагностики уровня усвоения знаний и уровня сформированности ключевых компетенций учащихся, а также   для формирования комплексной оценки достижений ученика по заданной  теме, применяю лист прогресса:

 

Общеучебные навыки

Умения разделять процессы на этапы, различать факты, понятия

Сравнение, сопоставление, моделирование классификация объектов по критериям

Оценивание своих учебных достижений (предполагать уровень выполнения контрольной работы)

Специальные предметные навыки

Знать даты

Знать персоналии

Знать карту

Знать определение понятия

Сравнить по критериям

Найти характерные черты

Состави ть характеристику

Найти общее и различия

базовый

повышенный

 

Ф.И. уч-ка

      

 

   

 

            

 

 

Данный инструментарий позволяет отслеживать «продвижение» каждого ученика.

В проблемном обучении особое значение уделяется применению исследовательских методов обучения, когда учащиеся знакомятся с элементами научных методов добывания знаний, овладевают умениями самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск и открывать новую информацию. В этом случае проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. На уроке организуется мини-исследование. Например: в истории известен факт, что отец Владимира Мономаха знал пять иностранных языков. Как звали отца Владимира Мономаха и какие это могли быть языки? Все версии учеников активно обсуждаются и доказываются.

Исследовательский метод реализуется через приём: «реконструкции прошлого», когда учащимся предлагается воссоздать исторический период по фотографии, предмету быта, семейной реликвии, историческому памятнику и т.д.  Изучение истории на примере конкретных людей, предполагает проведение урока-конференции, где учащиеся представляют учебные исследования, защищают визитки-портреты своих известных родственников, членов семьи, земляков - участников исторических событий. Это позволяет мне создать ситуацию успеха на своих уроках, привлечь ребят к изучению актуальных вопросов исторической науки.

Работая в старших классах, применяю блочно-модульное обучение. Особое внимание уделяю первому уроку темы, где происходит актуализация знаний,  даётся общее представление об изучаемом событии в контексте различных мнений, выделяются проблемные вопросы, предлагаются виды зачётных работ по теме (сообщение, презентация, творческая работа и др.). Очень важно привлечь учащихся к изучению данной темы, вывести на диалог, дискуссию. С целью отработки исторических и обществоведческих понятий применяю метод ассоциаций:

          - каким цветом понятие....

          - как оно звучит...

          - на какое природное явление похоже...

Используя созданные образы, учащиеся выделяют значимые характеристики какого-либо события (например: к слову «война»: агрессия, боль, потеря близких, разруха и т.д.). При изучении основного содержания темы применяю активные формы учебных занятий на развитие  монологической  речи ученика: лабораторные работы, практикумы, «круглые столы», семинары, конференции, уроки-презентации.

Для закрепления и усвоения знаний, я  предлагаю учащимся выполнить следующие задания: составить исторический портрет личности, кластер или опорную схему, заполнить сравнительную таблицу, описать события по плану или логической схеме, составить исторический календарь, написать статью от лица современника или участника событий, эссе, выполнить зачётную, тестовую работу и др.  С целью систематизации знаний и  организации работы с хронологией я предлагаю следующие виды деятельности учащихся: выполнение заданий на нахождение событий, соотнесение и хронологическую последовательность, составление календаря боевых действий, ведение хронографа, заполнение таблиц. Считаю важным аспектом своей работы -  организацию учебной деятельности с исторической и контурной картой. Познавательная деятельность по локализации исторических событий в пространстве основана на самостоятельной и практической работе учащихся. Для данной работы я применяю задания:

1.Найти объекты на карте: города, государства, места сражений.

2.Отметить на контурной карте: различные объекты, линии обороны, границы государств, направления движения войск и др.

3. Составить карту-схему.

Данные задания развивают практические навыки и умения учащихся и направлены на отработку заданий, которые вызывают наибольшие затруднения при выполнении ГИА по истории. На последнем уроке блока, когда наступает рефлексия,  часто применяю  «Синквейн»,  высказывания исторических деятелей и известные цитаты, чтобы учащиеся смогли выразить свое отношение к теме урока, выявленной проблеме.

Как в урочной,  так и во внеурочной деятельности применяю технологию проектного обучения.  Данная технология предполагает выполнение практических заданий по заданной тематике. Например:  на обобщающих уроках истории и обществознания можно предложить учащимся создать проект жилища древнего человека, герба своей семьи, составить проект Конституции, правового демократического государства или смонтировать социальный видеоролик  т.д. Проекты могут быть как индивидуальные, так и групповые.

Одним из требований современного урока является применение игровых технологий. Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых, деловых игр на уроках позволяет раскрыть творческие способности ученика. Например: на уроках обществознания, при изучении основ избирательного права, я провожу деловую игру «Если бы я был мэром нашего села?». Учащимся предлагается составить и защитить собственную избирательную программу, войти в роль руководителя, спроектировать жизненную ситуацию. Например, на уроке истории в 9 классе предлагаю ролевую игру: «Политические деятели  второй половины XX века». Каждой творческой группе необходимо составить политический коллаж, где они публично представляют ту или иную личность, основные мероприятия,  роль в истории государства.

Для контроля и самопроверки знаний можно использовать интерактивные игры: «Брейн-ринг», «Колесо истории», «Своя игра» и др.

 Игровые технологии позволяют активно развивать коммуникационные навыки у учащихся, повышают интерес к изучению предмета.

Важная роль в деятельностном подходе отводится технологии сотрудничества. При организации работы по этой технологии использую парную и групповую формы работы (работа в малых группах). Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе и обучать других. Эффективно применение парной работы на уроках контроля и коррекции знаний, зачётах, когда применяется метод взаимопроверки. При групповой работе вся команда должна знать, чего достиг в совместной работе каждый её участник.  Учащиеся в группах работают с историческими источниками, документами, законами (Конституция, кодексы) а затем представляют результаты совместной работы. При организации групповой работы разработала  лист самооценки:

Ф.И.

уч-ка

Роль в группе

оценка

руководитель

помощник

организатор

оратор

исполнитель

пассивный

        

С целью воспитания толерантности, умений правильно вести спор, слышать других, четко и грамотно формулировать свои мысли,  разработала памятку групповой работы.

Правила работы в группе

  1. Слушать того, кто говорит.
  2. Говорит только один человек.
  3. Желающий сказать должен поднять руку.
  4. Нельзя прерывать выступающего.
  5. Критикуйте идею, а не человека.
  6. Вовлекайте в обсуждение всех.

Задания подбираю в зависимости от содержания учебного материала.

В связи с расширением информационных возможностей, на каждом уроке актуально применение информационно-коммуникативных технологий.  Информационный ресурс мультимедийных материалов, позволяет разнообразить урок элементами аудиовизуального ряда: интерактивные игры и презентации в программе Microsoft Power Point, видеофильмы,  контролирующие и методические материалы. Это позволяет создать эффективную образовательную среду в урочной деятельности.

Технологии деятельностного подхода позволяют, в рамках одного урока,  применять различные формы учебной деятельности.

Нельзя забывать и о необходимости внедрения здоровьесберегающих технологий в процесс обучения. Условиями данной деятельности являются: применение двигательной активности, чередование форм и приёмов обучения, видов работ. Начиная с первых уроков в 5 классе, на каждом уроке я слежу за осанкой детей, провожу физкультминутки, упражнения на релаксацию. Иногда физические паузы провожу не в середине, а в начале урока, т.к. это помогает сосредоточить внимание детей, нацелить их на работу, снять напряжение и усталость. На каждой перемене обязательно проветривается кабинет. Индивидуальное дозирование объёма учебного материала, его рациональное распределение с учётом индивидуальных особенностей учащихся также позволяет реализовать принцип здоровьесбережения. Использование на уроках  разноуровневых заданий  способствует сохранению здоровья обучающихся. Стараюсь  вызывать положительное отношение к предмету, общаюсь с детьми доброжелательным и эмоциональным тоном.

 

Заключение

Проведение уроков с применением технологий системно-деятельностного подхода предполагает развитие у учащихся внутренних мотивов  учебной деятельности, что даёт позитивные личностные изменения в процессе учения. Данные технологии предполагают также формирование универсальных способов действий и практических навыков. Деятельностный подход предполагает активное участие школьников в проверке и обсуждении результатов работы.

             

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.
  2. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учебное пособие/ А.М. Митяева- М.: Академия, 2018г.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2004г.

4.Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.

5. Эрганова Н.Е. Педагогические технологии в профессиональном обучении: Учебник/ Н.Е. Эрганова- М.: Академия, 2018г.

 6. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2005г.

 7. Интернет-ресурсы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnye_tehnologii.docx34.47 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы:

«Педагогические образовательные технологии

на уроках истории и обществознания».

Введение

Целью моей педагогической деятельности является обеспечение благоприятных условий для формирования и развития личности каждого обучаемого, с учётом его индивидуальных способностей и возможностей.

Целью образовательного процесса я считаю: создание условий для развития гражданских компетенций обучающихся через организацию внеурочной, исследовательской и проектной деятельности. Программа развития школы, а также модернизация современного образования, определили задачи в межаттестационный период:

1. Повышение уровня профессиональной компетентности для соответствия требованиям, предъявляемым к современному учителю:

-изучение и внедрение в практику преподавания эффективных педагогических технологий;

-использование инновационных достижений в образовании (электронные учебники, интернет-ресурсы, информационно-коммуникативные технологии).

2. Соответствие уровня знаний, умений, навыков и способов деятельности обучающихся государственным стандартам и запросам современного общества.

#1060;ормирование гражданских компетенций у учащихся на уроках обществоведческого цикла, через организацию проектной и исследовательской деятельности.

Важную роль в обучении истории и обществознания играет методическое обеспечение учебного процесса, обеспечение кабинета истории картами, атласами, таблицами, электронными пособиями по всем разделам истории и обществознания.

Я постоянно работаю над пополнением учебно-методического материала. С учётом потребностей обучающихся я разработала: алгоритмы выполнения заданий (памятки, инструкции, логические схемы), дифференцированные задания по темам, задания для практической и самостоятельной работы, задания повышенной сложности для дополнительной подготовки учащихся, материалы для контроля знаний и умений учащихся (срезы, тесты, вопросы к зачёту и др.).

Мною составлен банк исторических документов по истории России с древнейших времён до XXI века, позволяющий организовать лабораторную и практическую работу с историческим текстом. В своей педагогической деятельности использую УМК издательства: «Просвещение» и «Русское слово». Основанием для выбора данных учебно-методических комплексов послужило: адаптивность содержания учебного материала к требованиям ФГОС ООО, итоговой государственной аттестации, наличие разнообразных методических пособий для учителя и ученика, диагностирующих материалов, обеспечение преемственности в обучении и соответствие возрастным особенностям обучающихся. На основе УМК и требований ФГОС я разработала рабочие учебные программы по истории и обществознанию.

Педагогические образовательные технологии на уроках истории и обществознания.

В основе моей педагогической деятельности лежит системно-деятельностный подход.

В рамках этого подхода я применяю современные педагогические технологии, ориентированные на применении активных форм и методов обучения:

-личностно-ориентированное обучение;

-проблемное обучение;

-разноуровневое обучение;

-исследовательский метод;

-блочно-модульное обучение;

-технология проектного обучения;

-технология игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

-технология сотрудничества (парная, групповая работа);

-информационно-коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии;

-традиционные технологии и др.

Технология личностно-ориентированного обучения ориентирует учителя на поиск и применение различных приёмов с целью создания благоприятной развивающей образовательной среды и реализации ФГОС нового поколения. Таким образом, я выстраиваю образовательный процесс с учётом индивидуальных способностей учащихся. Дети становятся соавторами урока и равноправными партнёрами, они проектируют цели урока, самостоятельно осваивают учебный материал, решают учебные задачи, оценивают себя и своих товарищей. Главным условием применения личностно-ориентированного подхода является опора на индивидуальные особенности учеников, учёт специфики их памяти, мышления, интересов и познавательных потребностей. Стараюсь на каждом уроке создать положительный эмоциональный настрой, выстраиваю индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика.

Применяя технологию проблемного обучения, я ввожу в урок проблемные вопросы в виде «незаконченного предложения» или «ситуативной задачи». Например: «Октябрьский переворот или…», «Сталин вождь народов или...», «Распад или развал СССР…». Например: с целью активизации познавательного процесса, я применяю методы: «мозговой штурм», метод синквейна, кластер, дебаты, методика «толстых и тонких вопросов». На проблемном уроке создаётся обстановка, в которой у обучаемых возникают интеллектуально-психологические затруднения, преодоление которого требует поиска новых знаний, новых подходов, поиск путей решения. Поводом к дискуссии могут быть: легенды, притчи и афоризмы, как источники вариантов мнений.

Это позволяет всех учеников вовлечь в образовательный процесс. Можно использовать факты, идеи, вызывающие «интригу» на уроках истории: «А было ли монголо-татарское иго на Руси?», «А был ли на Руси рабовладельческий строй?». Использую приём «реставрации событий». Например: при изучении темы «Февральская буржуазная революция» предлагаю учащимся 11 класса написать свой сценарий развития февральской буржуазной революции в России. При изучении важнейших этапов Великой Отечественной войны учащимся предлагается выполнить лабораторную работу по историческим источникам, подобранным по методу «противоречивости»: официальные директивные документы, статьи, воспоминания участников войны, литературные произведения. Изучив предложенные источники, учащимся необходимо сформировать собственные оценочные суждения по данному вопросу, разрешить поставленные проблемы.

Применение технологии системно-деятельностного подхода предполагает фиксацию знаний учащихся на всех этапах обучения. Для того чтобы оценить каждого ученика я составляю задания разного уровня сложности: разноуровневые, дифференцированные задания. Осуществляя внутри классную дифференциацию задания составляю по 3 уровням: базовый, повышенный, вариативный (творческий). Для учащихся с высокой мотивацией обучения предмету и имеющих затруднения в усвоении материала разрабатываю и применяю адаптивные рабочие программы. На мой взгляд, работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объема заданий, а за счёт разнообразия типов заданий по уровню сложности. С целью диагностики уровня усвоения знаний и уровня сформированности ключевых компетенций учащихся, а также для формирования комплексной оценки достижений ученика по заданной теме, применяю лист прогресса:

Общеучебные навыки

Умения разделять процессы на этапы, различать факты, понятия

Сравнение, сопоставление, моделирование классификация объектов по критериям

Оценивание своих учебных достижений (предполагать уровень выполнения контрольной работы)

Специальные предметные навыки

Знать даты

Знать персоналии

Знать карту

Знать определение понятия

Сравнить по критериям

Найти характерные черты

Состави ть характеристику

Найти общее и различия

базовый

повышенный

Ф.И. уч-ка

Данный инструментарий позволяет отслеживать «продвижение» каждого ученика.

В проблемном обучении особое значение уделяется применению исследовательских методов обучения, когда учащиеся знакомятся с элементами научных методов добывания знаний, овладевают умениями самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск и открывать новую информацию. В этом случае проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. На уроке организуется мини-исследование. Например: в истории известен факт, что отец Владимира Мономаха знал пять иностранных языков. Как звали отца Владимира Мономаха и какие это могли быть языки? Все версии учеников активно обсуждаются и доказываются.

Исследовательский метод реализуется через приём: «реконструкции прошлого», когда учащимся предлагается воссоздать исторический период по фотографии, предмету быта, семейной реликвии, историческому памятнику и т.д. Изучение истории на примере конкретных людей, предполагает проведение урока-конференции, где учащиеся представляют учебные исследования, защищают визитки-портреты своих известных родственников, членов семьи, земляков - участников исторических событий. Это позволяет мне создать ситуацию успеха на своих уроках, привлечь ребят к изучению актуальных вопросов исторической науки.

Работая в старших классах, применяю блочно-модульное обучение. Особое внимание уделяю первому уроку темы, где происходит актуализация знаний, даётся общее представление об изучаемом событии в контексте различных мнений, выделяются проблемные вопросы, предлагаются виды зачётных работ по теме (сообщение, презентация, творческая работа и др.). Очень важно привлечь учащихся к изучению данной темы, вывести на диалог, дискуссию. С целью отработки исторических и обществоведческих понятий применяю метод ассоциаций:

- каким цветом понятие....

- как оно звучит...

- на какое природное явление похоже...

Используя созданные образы, учащиеся выделяют значимые характеристики какого-либо события (например: к слову «война»: агрессия, боль, потеря близких, разруха и т.д.). При изучении основного содержания темы применяю активные формы учебных занятий на развитие монологической речи ученика: лабораторные работы, практикумы, «круглые столы», семинары, конференции, уроки-презентации.

Для закрепления и усвоения знаний, я предлагаю учащимся выполнить следующие задания: составить исторический портрет личности, кластер или опорную схему, заполнить сравнительную таблицу, описать события по плану или логической схеме, составить исторический календарь, написать статью от лица современника или участника событий, эссе, выполнить зачётную, тестовую работу и др. С целью систематизации знаний и организации работы с хронологией я предлагаю следующие виды деятельности учащихся: выполнение заданий на нахождение событий, соотнесение и хронологическую последовательность, составление календаря боевых действий, ведение хронографа, заполнение таблиц. Считаю важным аспектом своей работы - организацию учебной деятельности с исторической и контурной картой. Познавательная деятельность по локализации исторических событий в пространстве основана на самостоятельной и практической работе учащихся. Для данной работы я применяю задания:

#1053;айти объекты на карте: города, государства, места сражений.

#1054;тметить на контурной карте: различные объекты, линии обороны, границы государств, направления движения войск и др.

3. Составить карту-схему.

Данные задания развивают практические навыки и умения учащихся и направлены на отработку заданий, которые вызывают наибольшие затруднения при выполнении ГИА по истории. На последнем уроке блока, когда наступает рефлексия, часто применяю «Синквейн», высказывания исторических деятелей и известные цитаты, чтобы учащиеся смогли выразить свое отношение к теме урока, выявленной проблеме.

Как в урочной, так и во внеурочной деятельности применяю технологию проектного обучения. Данная технология предполагает выполнение практических заданий по заданной тематике. Например: на обобщающих уроках истории и обществознания можно предложить учащимся создать проект жилища древнего человека, герба своей семьи, составить проект Конституции, правового демократического государства или смонтировать социальный видеоролик т.д. Проекты могут быть как индивидуальные, так и групповые.

Одним из требований современного урока является применение игровых технологий. Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых, деловых игр на уроках позволяет раскрыть творческие способности ученика. Например: на уроках обществознания, при изучении основ избирательного права, я провожу деловую игру «Если бы я был мэром нашего села?». Учащимся предлагается составить и защитить собственную избирательную программу, войти в роль руководителя, спроектировать жизненную ситуацию. Например, на уроке истории в 9 классе предлагаю ролевую игру: «Политические деятели второй половины XX века». Каждой творческой группе необходимо составить политический коллаж, где они публично представляют ту или иную личность, основные мероприятия, роль в истории государства.

Для контроля и самопроверки знаний можно использовать интерактивные игры: «Брейн-ринг», «Колесо истории», «Своя игра» и др.

Игровые технологии позволяют активно развивать коммуникационные навыки у учащихся, повышают интерес к изучению предмета.

Важная роль в деятельностном подходе отводится технологии сотрудничества. При организации работы по этой технологии использую парную и групповую формы работы (работа в малых группах). Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе и обучать других. Эффективно применение парной работы на уроках контроля и коррекции знаний, зачётах, когда применяется метод взаимопроверки. При групповой работе вся команда должна знать, чего достиг в совместной работе каждый её участник. Учащиеся в группах работают с историческими источниками, документами, законами (Конституция, кодексы) а затем представляют результаты совместной работы. При организации групповой работы разработала лист самооценки:

Ф.И.

уч-ка

Роль в группе

оценка

руководитель

помощник

организатор

оратор

исполнитель

пассивный

С целью воспитания толерантности, умений правильно вести спор, слышать других, четко и грамотно формулировать свои мысли, разработала памятку групповой работы.

Правила работы в группе

  1. Слушать того, кто говорит.
  2. Говорит только один человек.
  3. Желающий сказать должен поднять руку.
  4. Нельзя прерывать выступающего.
  5. Критикуйте идею, а не человека.
  6. Вовлекайте в обсуждение всех.

Задания подбираю в зависимости от содержания учебного материала.

В связи с расширением информационных возможностей, на каждом уроке актуально применение информационно-коммуникативных технологий. Информационный ресурс мультимедийных материалов, позволяет разнообразить урок элементами аудиовизуального ряда: интерактивные игры и презентации в программе Microsoft Power Point, видеофильмы, контролирующие и методические материалы. Это позволяет создать эффективную образовательную среду в урочной деятельности.

Технологии деятельностного подхода позволяют, в рамках одного урока, применять различные формы учебной деятельности.

Нельзя забывать и о необходимости внедрения здоровьесберегающих технологий в процесс обучения. Условиями данной деятельности являются: применение двигательной активности, чередование форм и приёмов обучения, видов работ. Начиная с первых уроков в 5 классе, на каждом уроке я слежу за осанкой детей, провожу физкультминутки, упражнения на релаксацию. Иногда физические паузы провожу не в середине, а в начале урока, т.к. это помогает сосредоточить внимание детей, нацелить их на работу, снять напряжение и усталость. На каждой перемене обязательно проветривается кабинет. Индивидуальное дозирование объёма учебного материала, его рациональное распределение с учётом индивидуальных особенностей учащихся также позволяет реализовать принцип здоровьесбережения. Использование на уроках разноуровневых заданий способствует сохранению здоровья обучающихся. Стараюсь вызывать положительное отношение к предмету, общаюсь с детьми доброжелательным и эмоциональным тоном.

Заключение

Проведение уроков с применением технологий системно-деятельностного подхода предполагает развитие у учащихся внутренних мотивов учебной деятельности, что даёт позитивные личностные изменения в процессе учения. Данные технологии предполагают также формирование универсальных способов действий и практических навыков. Деятельностный подход предполагает активное участие школьников в проверке и обсуждении результатов работы.

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.
  2. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учебное пособие/ А.М. Митяева- М.: Академия, 2018г.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2004г.

#1053;икишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.

5. Эрганова Н.Е. Педагогические технологии в профессиональном обучении: Учебник/ Н.Е. Эрганова- М.: Академия, 2018г.

6. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2005г.

7. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Всякое обучение по своей сути есть  создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я  ставлю более конкретную цель -  развитие индивидуальных ...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий...

Методическая разработка "Применение инновационных образовательных технологий в Профессиональном лицее № 45. Учебный магазин как образовательная технология"

  В данноё методической разработке представлена инновационная педагогическая технология профессиональной школы, направленная на практико-ориентированное обучение студентов, - создание учеб...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения

 Сегодня востребованы образовательные технологии, обеспечивающие реализацию продуктивного образования. Целью, а значит, и ожидаемым результатом, такого образования является личностное разв...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...