Патриотическое воспитание на уроках физики
материал

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx30.67 КБ

Предварительный просмотр:

Важнейшей частью воспитательного процесса является формирование патриотизма и культуры отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.

Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Надо помнить, что в основе воспитания, а тем более – патриотического – лежит, прежде всего, воспитание чувств; то, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. Именно поэтому, учитель должен стремится воспитать из своих учеников настоящих патриотов своего Отечества, достойных граждан России, полезных для государства и семьи.

В условиях внедрения ФГОС и с учетом требований сегодняшнего дня патриотическое воспитание на уроках физики является одним из ключевых направлений работы с детьми в системе духовно-нравственного развития личности гражданина России, готового и способного отстаивать ее интересы.

В соответствии с п. 7.1 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования:

Личностные результаты освоения основной образовательной программы обучающимися должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

патриотического воспитания:

  • сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
  • идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу;

Важность воспитания в новых условиях, когда меняются жизненные цели и нравственные ориентиры многократно возрастает.

Использование исторического материала в преподавании физики как раз и позволяет решать такие важные воспитательные задачи. Воспитание патриотизма, прежде всего, связано с воспитанием благодарной памяти к героическому прошлому своего народа. Интересно подобранный и ярко эмоционально преподнесенный материал, несомненно оставит в сознании ребенка глубокий след.

Биографический материал о жизни и работе ученых-физиков стимулирует овладение обучающимися сложного учебного материала по предмету. В этом случае рассмотрение нового материала должно начинаться с яркого, эмоционального насыщенного примера, показывающего изобретательность ученого, его огромное трудолюбие и упорство в достижении целей. Важно раскрыть учащимся стиль мышления ученых-физиков. При ознакомлении с творчеством этих замечательных людей учащиеся должны увидеть их стремление применять полученные результаты для практических нужд человечества. Высокая гражданственность российских ученых может быть показана через высказывания выдающихся представителей мира науки и техники.

Необходимо знакомить обучающихся с биографиями ученых, которые внесли свой вклад в развитие науки и техники. Обеспечивая включение воспитательных задач, биографический материал должен быть одновременно связан с конкретным материалом, включаться в логику изложения учителем текущего материала.

Программный материал курса физики позволяет свободно проводить патриотическое и военно-патриотическое воспитание. А где, как не на уроках физики можно создать условия для формирования гражданско-патриотического воспитания, подчеркнуть роль науки в развитии общества, роль ученых, изобретателей в развитии научно-технического прогресса, в борьбе за мир на Земле? Использование исторического материала в преподавании физики как раз и позволяет решать такие важные воспитательные задачи, как формирование научного мировоззрения, патриотизма и любви к науке.

Кроме того, практически на каждом занятии можно продемонстрировать отражение колоссальных успехов нашей страны в области физики и техники. Так, при изучении темы «Закон сохранения импульса» знакомлю обучающихся с достижениями К.Э. Циолковского и С.П. Королева. Обязательно рассказываю о создании самого грозного реактивного оружия времен войны – гвардейского миномета БМ-13, вскоре любовно названного в народе «Катюша», которое покрыло себя неувядаемой славой.

На уроке по теме «Искусственная радиоактивность. Ядерные реакции» рассказываю об «отце» советской атомной бомбы И.В. Курчатове.

На уроке при рассмотрении принципов радиосвязи, вряд ли оставят ребят равнодушными слова А.С. Попова, который, работая в трудных условиях царского режима, без материальной поддержки, не принял ни одного из заманчивых предложений зарубежных фирм продать им патент на свое изобретение. Он сказал: «Я – русский человек и мое изобретение может принадлежать только моему народу. Я – русский человек, и все свои знания, весь свой труд, все свои достижения имею право отдать только своей Родине. И если не современники, то может быть, потомки наши поймут, сколь велика моя преданность нашей Родине, и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи».

Истинным ученым-патриотом являлся И.В. Курчатов, он буквально до последних дней своей жизни руководил работами в области атомной энергетики. «Быть советским ученым – большое счастье. Я счастлив, что родился в России и посвятил свою жизнь атомной науке Великой страны Советов» – говорил ученый.

Великая Отечественная война явилась трудным испытанием не только для армии, но и для науки. Советские ученые, конструкторы, инженеры с первых дней войны были полны решимости отдать все свои силы, знания, опыт великому делу разгрома фашизма. Развернувшаяся битва стала не только смертельной схваткой двух миров – социализма и фашизма, но и «войной моторов», «дуэлью умов», «сражением мысли».

Советская наука боролась за победу в тылу. Читаем строки из доклада "Физика и война" сделанного академиком А. Ф. Иоффе в 1942 году на общем собрании АН СССР: "Я не могу подробно рассказать о той поистине героической работе, которую ведут многие из научных работников в условиях войны, но я лично был свидетелем того, как целая группа сотрудников в течение трех недель не выходила из лаборатории, работая там день и ночь. Иногда, свалившись, люди спали тут же на столах, но за три недели закончили громадную работу так, что она могла быть направлена на испытания. Я видел, как работали у нас в Казани при 40-45°С мороза на открытом воздухе с приборами, к которым прилипали руки, сдиралась кожа, но, тем не менее, ни один из сотрудников не отставал".

Суммировать вклад отечественной физики и техники в дело Победы над фашистской Германией помогает высказывание академика С.И. Вавилова: "Советская техническая физика ... с честью выдержала суровые испытания войны. Следы этой физики всюду: на самолете, танке, на подводной лодке и линкоре, в артиллерии, в руках нашего радиста, дальномерщика, в ухищрениях маскировки. Дальновидное объединение теоретических высот с конкретными техническими заданиями, неуклонно проводившееся в советских физических институтах, в полной мере оправдало себя в пережитые грозные годы"

Изучение темы: «Магнитное поле» можно сопровождать таким историческим экскурсом. В годы 2-ой мировой войны фашисты в большом количестве использовали магнитные мины для борьбы с нашим Военно-морским Флотом. Перед советскими физиками была поставлена задача – создать способ защиты наших кораблей от этих мин. С этой задачей блестяще справились Александров и Курчатов. В трудных условиях первых месяцев войны, подвергаясь частым налетам вражеской авиации, вели ученые-патриоты свою работу. За все время войны ни один из размагниченных кораблей не подорвался. Отвечая на разработки немцев, наши ученые-физики разработали конструкцию сухопутной магнитной мины для танков, которая с успехом использовалась для уничтожения техники врага.

Конечно, можно было еще привести немало примеров, которые подтверждают, что действительно, советские ученые, в частности физики, самым непосредственным образом исполнили свой патриотический долг помощи фронту. Используя эту информацию на уроках, мы воспитываем будущих патриотов, помнящих о том, какой ценой была завоевана Победа.

Физика выросла из потребностей техники и непрерывно использует её опыт; техника в большой степени определяет тематику физических исследований. Но также верно (в особенности для современной физики) и то, что техника вырастает из физики, что в физических лабораториях создаются новые отрасли техники и новые методы решения технических задач. Достаточно вспомнить радиотехнику и прикладную электронику с постоянно прогрессирующими и изменяющимися средствами: искрой, вакуумными лампами, полупроводниковыми приборами, микросхемами, в перспективе – квантово-вакуумным и биокомпьютером.

Обязательно на уроках по теме «Фотоэффект» обращаю внимание учащихся, что важный шаг в развитии представлений о природе света был сделан при изучении замечательного явления, открытого Г. Герцем и тщательно исследованного выдающимся русским физиком Александром Григорьевичем Столетовым. Квантовым законам подчиняется поведение всех микрочастиц. Но впервые квантовые свойства материи были обнаружены при исследовании излучения и поглощения света.

Я считаю, что сформировать интерес к науке и истории своей страны помогают государственные праздники и памятные даты. Ведь почти каждый наш день знаменателен каким-то событием, открытием, изобретением, днем рождения ученого. Поэтому, в начале каждого учебного года я составляю календарь таких событий и стараюсь выделить время на уроке для «информационной пятиминутки», которую организую в разных формах: «Информ-дайджест», «Спрашивали – отвечаем», «Как это было» и т.д.

Календарь памятных дат в физике на 2023 год

12 января

120 лет со дня рождения физика Игоря Васильевича КУРЧАТОВА (1903-1960)

16 января

110 лет со дня рождения Михаила Дмитриевича МИЛЛИОНЩИКОВА (1913 – 27.5.1973), физик-экспериментатор.

18 января

Родился Лев Петрович ПИТАЕВСКИЙ (1933), физик-теоретик, академик (1990).

22 января

115 лет со дня рождения Льва Давыдовича ЛАНДАУ (1908-1968)

8 февраля

115 лет со дня рождения Бориса Иосифовича ДАВЫДОВА (1908 – 1963) –советского физика, одного из создателей теории полупроводников.

13 февраля

120 лет со дня рождения физика, трижды Героя Социалистического Труда, лауреата четырёх Государственных премий СССР Анатолия Петровича АЛЕКСАНДРОВА (1903-1994)

14 февраля

95 лет со дня рождения учёного-физика, телеведущего, популяризатора науки Сергея Петровича КАПИЦЫ (1928-2012)

1 марта

Скончался Лев Андреевич АРЦИМОВИЧ (25.02.1909-1.03.1973) — советский физик, академик. Под его руководством впервые в СССР разработан электромагнитный метод разделения изотопов (Государственная премия СССР, 1953). С 1950 возглавлял экспериментальные исследования по управляемому термоядерному синтезу в СССР.

28 марта

Родился Исаак Константинович КИКОИН (1908 – 28.12.1984), физик-академик.

3 апреля

Скончался Георгий Дмитриевич ЛАТЫШЕВ (4.02.1907 – 3.04.1973) – советский физик. В 1932 вместе с К.Д. СинельниковымА.И. Лейпунским и А.К. Вальтером впервые в СССР осуществил расщепление атомного ядра искусственно ускоренными частицами.

7 апреля

Родился Яков Григорьевич ДОРФМАН (7.IV.1898 - 5.XI.1974) – советский физик и историк науки, выполнивший важные работы в области магнетизма

19 апреля

Родился Моисей Израилевич КОРСУНСКИЙ (1903 – 6.10.1976) – советский физик, один из пионеров в исследовании ядерной изомерии, а также применении многозарядных ионов в ядерной физике.

20 апреля

Скончался Борис Львович РОЗИНГ (5.V.1869 - 1933) — российский и советский физик, пионер телевидения.

3 мая

Родился Леонид Иванович РУДАКОВ (1933) – советский и российский физик, один из авторов концепцию использования мощного пучка релятивистских электронов для термоядерного синтеза.

10 мая

Родился Олег Владимирович ЛОСЕВ (1903 – 22.I.1942) – советский физик и изобретатель в области полупроводниковой техники.

18 июня

Родился Виталий Иосифович ГОЛЬДАНСКИЙ (1923 — 14.1.2001), физико-химик, академик, лауреат Ленинской премии.

22 июня

Родился Георгий Викторович ВУЛЬФ (1863 – 25.12.1925) – советский физик и кристаллограф, независимо от Л. Брэгга получивший условие интерференционного отражения рентгеновских лучей от кристаллов

24 июня

Родился Аксель Вильгельмович ГАДОЛИН (1828 – 27.12.1892), ученый в области артиллерии, механической обработки металлов и кристаллографии, генерал от артиллерии, академик Петербургской АН (1875). Его работы позволили значительно увеличить мощность артиллерийских орудий и их дальнобойность.

25 июня

Родился Алексей Алексеевич АБРИКОСОВ, физик-теоретик, академик (1987), лауреат Нобелевской премии (2003)

23 августа

Родился ЗЕЛЕНЫЙ Лев Матвеевич (р. 23. VIII .1948) – российский физик. Специалист в области космической физики и физики солнечно-земных связей.

3 сентября

Родился Петр Григорьевич БОРЗЯК  (3.09.1903 – 15.08.2000) – советский и украинский физик, открывший (с др.) холодную эмиссию электронов при пропускании тока через тонкую металлическую плёнку пиковой структуры

17 сентября

Родилась Валентина Ивановна ИВЕРОНОВА (17.IX.1908 – 27.VII.1983) – советский физик и педагог, выполнившая пионерские исследования рекристаллизации сплавов и первые в мире рентгеновские исследования усталости рельсов.

23 октября

Родился Илья Михайлович ФРАНК (1908 – 22.6.1990), физик, нобелевский лауреат 1958 года “за открытие и истолкование эффекта Черенкова”.

9 ноября

Родился Борис Борисович КАДОМЦЕВ (1928 – 19.08.1998), физик, основные труды которого посвящены физике плазмы и управляемого термоядерного синтеза.

26 ноября

Родился Александр Алексеевич ЛЕБЕДЕВ (1893 – 15.3.1969), физик, академик, первый использовавшим электронные линзы в электронно-оптических приборах (1930).

1 декабря

Скончался Владимир Константинович АРКАДЬЕВ (21.04.1884 - 1.12.1953 –российский и советский физик, заложивший основы магнитной спектроскопии.

   События, связанные с физикой и техникой

12 января 1898

Торжественно открыта телефонная связь между Петербургом и Москвой.

16 января 1963

Никита Сергеевич ХРУЩЕВ объявил о наличии у СССР 100-мегатонной водородной бомбы.

29 января 1908

В Петербурге открыт первый в России аэроклуб.

16 июня 1963

Отправилась в полет первая в мире женщина-космонавт Валентина Владимировна ТЕРЕШКОВА (16-19 июня, “Восток-6”). Англичане назвали Валентину Терешкову Женщиной столетия.

4 июля 1958

На атомной подводной лодке К-3 “Ленинский комсомол” впервые запущен атомный реактор.

12 августа 1953

Советский Союз провел на Семипалатинском полигоне первое испытание водородной бомбы.

21 августа 1973

Академик Андрей Дмитриевич САХАРОВ провел первую пресс-конференцию для иностранных журналистов. За пять дней до этого его вызывали к заместителю Генерального прокурора СССР, а вскоре в печати было опубликовано письмо 40 академиков во главе с президентом АН СССР М. В. КЕЛДЫШЕМ с осуждением Сахарова. П.Л. КАПИЦА отказался подписать это письмо.

9 сентября 1913

Русский военный летчик Петр НЕСТЕРОВ впервые выполнил фигуру высшего пилотажа "мертвая петля". Иногда можно встретить утверждение, что первым исполнителем этого трюка был французский пилот Адольф ПЕГУ, даже приводится дата – 6 сентября 1913 года. На самом же деле Пегу продемонстрировал 21 сентября полет в положении вниз головой.

В День Нобелевской премии говорим о лауреатах этой награды в области физики, в День изобретения автомобиля вспоминаем И. Ползунова и его паровой двигатель, И. Кулибина с его многочисленными изобретениями, в т.ч. самобеглой павозкой, в День радио беседуем об А.С. Попове, в преддверии Дня Победы обязательно вспоминаем конструкторов военной техники и оружия, благодаря которым наша страна одержала победу.

Конечно, нельзя уменьшать вклад иностранных ученых в развитие науки и техники. Истории их открытий и факты биографии обязательно упоминаются на уроках в соответствии с изучаемой темой.

Обязательно привлекаю к работе обучающихся. Ребята дополнительно делают краткие сообщения на уроках в течение года по очереди. Каждый из них готовит доклад, сообщение, презентацию о выдающихся физиках. Не на каждом уроке, и далеко не в соотношении с датой, а исключительно в соотношении с темой урока звучат доклады. Но «красной нитью» в течении учебного года.

Применение наглядных материалов, возможностей современных технологий (мультимедийные презентации, фото-, видео-материалы и т.д.) делают урок более актуальным, интересным и полезным.

Да, на уроке порой сложно выделить время, чтобы поговорить о том, кто, как и для чего развивал науку. Но без этого сложные физические формулы и задачи получаются оторваны от жизни, а физика превращается в изучение сухих данных, и не всегда понятно, зачем их нужно знать. Поэтому необходимо изменить подход к преподаванию и показать, что не задачи, а люди делают физику физикой, ведь нечего было бы изучать на уроках, если бы не сумасшедшая, одержимая преданность своему делу ученых, создававших фундамент этой науки. Поэтому на уроках и во внеурочной деятельности стараюсь «достучаться» до каждого ребенка, раскрыть все самое лучшее, что в нем есть. Ведь еще М. В. Ломоносов говорил: "Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, должно быть мерилом жизненного смысла". Главным в воспитании он считал формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Отражение колоссальных успехов нашей страны в области физики и техники в школьном курсе физики позволяет формировать у учащихся чувство гордости за свою Родину.

Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. 10 класс: Учебник базового уровня для общеобразоват. учебн. заведений. – М.: Илекса, 2005.

2. Томилин А.Н. Мир электричества. – М.: Дрофа, 2008.

3. Ломоносов М.В. Для пользы общества. М., 1990. стр. 42.

4. http://www.sdelanounas.ru/blogs/30477/

Из воспоминаний В. А. Егорова, опубликованных в кн.: М. В. Келдыш. Творческий портрет по воспоминаниям современников. — М.: «Наука», 2001 и 2002. Физика: Занимательные материалы к урокам. 7 кл./Авт.- сост. А. И. Семке.-М.:Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.,-с.52–53,67,102. Беседы по физике. ч. II. / Блудов М. И. Изд 2-е, переработ. М., «Просвещение», 1973,- с.191


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

патриотическое воспитание на уроках географии

«Организация внеурочной деятельности учителя в процессе воспитания   патриотических   качеств    личности».     Гайдамакина  Л.Н.- учи...

статья на тему:"Патриотическое воспитание при обучении физики"

В статье "Патриотическое воспитание при обучении физики" раскрыты основные методы и приемы воспитания учащихся на уроках физики,воспитание патриотов через урок с использованием  дополнительных ма...

Гражданское и патриотическое воспитание на уроках физики и во внеурочное время.

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного ч...

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики (педагогическое исследование, включающее разработки внеклассного мероприятия "Наука ковала победу"и урока физики"Использование электроэнергии" )

В работе «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках физики» обозначены некоторые пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на уроках физики, показано,как...

Программа "Гражданское и патриотическое воспитание при обучении физике"

Программа содержит пояснительную записку, обоснование актуальности, цели и задачи, принципы гражданско - патриотического воспитания, направления деятельности, формы организации, этапы реализации прогр...

«Аспекты духовно-нравственного и патриотического воспитания на уроках физики в основной и средней школе

В соответствии  с традициями отечественного  образования, как заявлено в  ФГОС, есть категория «духовно-нравственного воспитания и развития личности». Целью современного образования ста...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках физики и во внеурочной деятельности.льности.

Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся...