патриотическое воспитание на уроках географии
статья по географии (8 класс) по теме

 Людмила Николаевна Гайдамакина.

 

«Организация внеурочной деятельности учителя в процессе воспитания   патриотических   качеств    личности».

     Гайдамакина  Л.Н.- учитель географии МОУ  Лобойковской с.о. школы  Даниловкого района .

 

      Воспитанный человек – это не только образованный человек, но    человек,  обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Роль и значение страны на мировом уровне растет. Появляется все больше примеров, вызывающих чувство гордости за свою Родину. Дети желают знать как можно больше о своей великой стране и своей малой Родине. Они с большим удовольствием знакомятся с героической историей страны, с памятниками архитектуры, с великими достижениями культуры и искусства, гордятся богатствами и необыкновенной красотой России.

Одной из основных задач, стоящих перед учителем, является воспитание у школьников чувства гордости за свою Родину, любви к родному краю. В каждом городе, районном центре, селе есть свои особенности исторического развития, специфика культуры и природы, составляющие тот потенциал, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к своей малой Родине. Поэтому  учащихся необходимо знакомить не только с достижениями в масштабах страны, но и с успехами людей проживающих рядом с ними.

Роль внеурочной работы по географии велика. За пределами круга знаний, определенного школьными программами, остается немало ярких, увлекательных страниц географической науки. Важнейшей задачей внеурочной работы с учащимися по предмету является усиление их интереса к предмету географии.

Развитие познавательного интереса к географии на основе внеурочной работы обеспечивается привлечением средства  занимательности, знакомство с важными достижениями науки, экскурсиями, заочных путешествий по странам и континентам и т.д.

Внеурочную работу планирую в начале года в  тех классах, где за прошлый год была полная успеваемость по предмету, где учащиеся с повышенным интересом изучают предмет, учитываю индивидуальные способности учащихся. Такая работа помогает мне лучше  оформить кабинет, пополнить его новыми творческими работами, изготовленными ребятами, а также  материалами по своему краю. 

     Формы внеурочной работы использую различные, в зависимости от количества учащихся и от  периодичности проведения занятий. Это экскурсии в кабинете по темам: «Символы Волгоградской области», «Богатство родного края». Олимпиады по предмету, аукцион «кроссвордов» по темам, работа клуба «Почемучек».

Практикую индивидуальную внеурочную работу по предмету. Она требует исполнительского характера  подготовки доклада или составление туристического проспекта или задания творческого характера. К организации такой работы я привлекаю детей, интересующихся географией и имеющих отличные показатели в учебе.

Учителя географии призваны прививать любовь к малой Родине, чувство ответственности за будущее страны и человечества на всей Земле. Наш предмет, содержание учебной программы позволяет проводить патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время. Я хочу показать разнообразие такой воспитательной работы в условиях ограниченных материальных возможностей школы, учителя, семьи и не очень благоприятной социальной обстановки. Главное, не упустить момент начала нарастания патриотичности.

       Наступило время, когда не стало стыдно произносить само слово «патриот», когда флаг страны можно видеть на любых спортивных соревнованиях, когда молодёжь знает гимн своей страны. Подростки желают знать о достижениях страны и её достопримечательностях.

     Хотелось бы, чтобы сущность патриотизма заключалась не в гордости, а в ином, гораздо более редком сегодня проявлении человеческого духа – великодушии.

     География России  обладает наибольшим воспитательным потенциалом. В этом курсе воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны, выработка социально ответственного поведения относятся к числу главных целей данного курса. Среди главных задач курса – создание образа своего родного края.

Это достигается постоянным использованием краеведческого материала. Приёмы работы с краеведческими материалами самые разнообразные. Это рассказы ребят о природе и хозяйстве, где они живут, их сообщения об уникальных памятниках природы, о символах нашей области, об интересных людях. Краеведение на уроках географии содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию личности, способствует воспитанию чувства любви к своим родным местам, где ребёнок родился, вырос, живёт.

      Уже на первом уроке во всех классах я провожу уроки «Я живу на земле Волгоградской», «Я – гражданин России», «Родная моя - земля Волгоградская»  «Символы Волгоградской области» и т.д. На таких уроках я подвожу ребят к ответу на вопрос: «Кто мы? Откуда мы?»

      Начинаем с нашего села Лобойково, далее Даниловский район, Волгоградская область.

    Планируя уроки краеведения,  я опираюсь  на оформление кабинета. В моём кабинете оформлен материал по  Волгоградской области, есть постоянные стенды – это «Богатство родного края», «Сохраним для потомков», «Красота родной земли», «Герб области», «Растительность нашего края, занесённая в красную книгу»,  карты области, района, план села, портреты глав администраций поселения, района, области, визитные карточки, рисунки детей «С чего начинается Родина» и т.д. В кабинете собран материал из периодической печати «Интересные факты (по селу, району, области)»

    Большое внимание уделяю отбору учебного материала, формам и методам его преподнесения, формам проверки усвоения знаний, умений и навыков. Это способствует и выполнению воспитательной нагрузки данного курса. Чтобы ярко представить природу родной страны и оживить деловой язык школьного учебника, надо обращаться не только к художественной литературе, я обращаюсь к музыкальным произведениям. Метод изучения географии через музыку и музыкальные образы – один из путей развития мышления и эмоционального восприятия мира. Я начинала со звуков природы: шум ручья, водопада, звуки дождя и раскаты грома, щебет лесных птиц; позволявшие оживить течение урока, наполнить его новыми ощущениями.

    Увлеченно проходит самостоятельная работа с несколькими источниками знаний, в том числе с компьютерными программами и с материалами различных сайтов. Для создания зрительного образа территории создаю презентации. Это выход из создавшейся ситуации, когда не достаточно наглядных пособий.

    При разработке таких важных, значимых уроков, учитываю, конечно, опыт своих коллег, использую публикации, прежде всего в журнале «География в школе» и в газете «География». Теперь неоценимую помощь оказывают материалы коллег в Интернете.

      Проблема патриотического воспитания – это, действительно, государственной важности задача. И я стремлюсь её решить на уроках географии и во внеурочное время через развитие у учащихся духовности, высокой социальной активности, патриотизма.

Воспитывать патриотизм – значит всеми силами стараться развивать в ребёнке чувство святости дорогого и близкого.

         

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Люб...

Патриотическое воспитание на уроках географии

В своей работе затрагиваю вопросы воспитания и привития на уроках географии любви к своей стране,краю - в котором ученик родился....

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках географии в 8 классе

Учителя географии призваны прививать любовь к малой Родине, чувство ответственности за будущее страны и человечества на всей Земле. Предмет "география", содержание учебной программы позволяет пров...

«Повышения качества географического образования и патриотического воспитания на уроках географии».Доклад

Школьная география относится к числу важнейших учебных дисциплин, содержащих в себе большие возможности для осуществления гражданского и патриотического воспитания учащихся , призвана прививать любовь...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

География обладает наибольшим воспитательным потенциалом. В этом курсе воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны, знакомство с народами и странами...

Статья "Патриотическое воспитание на уроках географии и во внеурочное время"

Статья "Патриотическое воспитание на уроках географии и во внеурочное время"...