статья на тему:"Патриотическое воспитание при обучении физики"
статья по физике (9 класс) по теме
В статье "Патриотическое воспитание при обучении физики" раскрыты основные методы и приемы воспитания учащихся на уроках физики,воспитание патриотов через урок с использованием дополнительных материалов, с использованием вопросов викторины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_na_urokah_fiziki.doc | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
В.М. Солдатова
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов города Старый Оскол Белгородской области»
Учитель физики
В последние годы по-новому формулируются цели образования и воспитания: школа должна не только повышать интеллектуальный потенциал страны, но и создавать условия для формирования из каждого свободной, творческой, критически мыслящей личности, способной осознать и развивать свои задатки склонности, находить своё место в жизни.
В связи с этим внимание педагогики привлечено к повышению воспитательной роли обучения, формированию интереса к учёбе, основанного на мотивации и рефлексии, создание личностной направленности обучения. Для успешной социальной адаптации человека в современном обществе ему нужны не только глубокие научные знания, но и умения творчески применять их на практике, в повседневной жизни.
Я работаю в классах оборонно-спортивного и информационно-технологического профиля.
Цель учебно-воспитательной системы школы - формирование целостной личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, государственно-мыслящего, готового брать на себя ответственность за судьбу страны, инициативного, самостоятельного, просвещённого, зрелого в суждениях, способного учиться не только в военных институтах.
На уроках физики, излагая учебный материал, можно ярко и убедительно, не нарушая его логики, показать роль и преемственность патриотических традиций в развитии науки и техники.
Патриотический материал в курсе физики предназначен пробудить благородные чувства, оставить в сознании детей глубокий след, воздействовать не только и не столько на ум, сколько на чувство, начиная с первого года обучения предмету, т.е. с седьмого класса.
При изложении вопроса о плавании тел рассматриваю качественную задачу на практическое применение в жизненной ситуации.
Задача. Необходимо переправить тяжёлую чугунную трубу с одного берега реки на другой. Если трубу поместить в лодку, то лодка погрузится в воду до краев и нельзя будет сесть гребцу. Найти способы переправить трубу.
Такое задание создаёт в классе живую творческую атмосферу. Оно интересно и вместе с тем психологически и практически подготавливает ребят к самостоятельному поиску научных выходов из неожиданной ситуации.
При встрече с ветераном Великой Отечественной войны Путенихиным М.В. в школьном музее истории кадетских корпусов России семиклассники обратили внимание на фотографии и вырезки из газет, где для переправы на другой берег советские воины под ураганным огнём врага умело использовали помимо специальных разные подручные средства: брёвна, доски, пустые бочки, набитые соломой плащ-палатки.
При изучении давления полезно предложить ученикам задание: самостоятельно отыскать способ пешего перехода через топкое, труднопроходимое болото.
Выслушав и разобрав «изобретения» учащихся, вспоминаем кадры одного из фильмов о Великой Отечественной войне, где показан способ перехода через топь, предложенный солдатами в беседе с маршалом Г.К.Жуковым при подготовке наступления советских войск по освобождению Белоруссии в 1944 г.
При рассмотрении темы «Роль отечественных учёных в развитии науки и техники» особо выделяю вопрос об открытии радио А.С. Поповым. Ему принадлежат такие замечательные слова: «Я - русский человек, и все свои знания, весь свой труд, все свои достижения я имею право отдавать только моей Родине…» [1, с.215].
Привожу примеры использования радио как средства связи в экспедициях, на флоте, в авиации и космонавтике, военном деле, подчеркнув роль радио в период Великой Отечественной войны.
Одним из многочисленных примеров применения радио в дни войны было изобретение радиомин советским инженером В.И. Бекаури.
При проведении уроков-конференций рассматриваю те области науки и техники, прогресс которых очень нагляден, например развитие авиации и космоса. Стали возможны космические полёты, претворение в жизнь идей учёного и изобретателя К.Э. Циолковского русским конструктором космических кораблей С.П. Королёвым. Учащиеся в своих сообщениях и рефератах рассказывают об оборонном значении ракет.
В начале Великой Отечественной войны в нашей стране были созданы легендарные минометы «Катюши» для стрельбы реактивными снарядами. Они были испытаны 14 июня 1941 года на железнодорожном узле Орша, и на протяжении всей войны держали в страхе врага.
Рассматривая тему в старших классах о развитии атомной науки и промышленности, отмечаем выдающуюся роль академика И.В. Курчатова, его работы по использованию атомной энергии в мирных целях и по созданию атомного оружия для усиления обороноспособности нашей Родины.
В процессе обучения, чтобы ученики осмысливали учебный материал; просмотренные кинофильмы; материал из интернета; прочитанную литературу и сделали соответствующие выводы, я предлагаю им ответить на вопросы, цель которых дать учащимся пищу для размышлений, заставить задуматься о необходимости приобретения глубоких физических знаний, понять важность выработки в себе высоких нравственных качеств.
Так, по материалу, относящемуся к вводным урокам, рекомендую следующие вопросы:
1) Почему называют А.С. Попова патриотом своей Родины?
2) Какие черты характера С.П. Королёва считаете ценными и хотели бы развить в себе?
3) Какое значение имеет физика в обороне страны?
В нашей школе в кадетском корпусе «Виктория» по традиции в феврале проводится военно-спортивная игра «Ратник». Перед игрой мной была проведена викторина для «стрелков» и «разведчиков».
Приведу некоторые её вопросы:
1) Какие приспособления применялись для стрельбы в древности? На каком физическом явлении основывалось их действие?
2) Кого из русских конструкторов автоматического стрелкового оружия вы знаете?
3) Каково значение скорости пули винтовки?
4) Отчего зависит кинетическая энергия пуль в винтовке?
5) Как пройти разведчику через болотистую местность?
6) Назовите прибор, который разведчик брал, если шёл на разведку ночью?
И те команды, которые участвовали в викторине, смогли успешнее других выполнить «боевые задания».
По окончании игры «Ратник» ребята сделали вывод: от знания и умения «воина» будет зависеть жизнь не только его самого, но и его «боевых» товарищей. Вот почему так необходимы каждому воину прочные и глубокие знания физических основ действия различных средств борьбы.
Тревога за судьбу страны, за её будущее, беспокойство за себя и близких ранят сердце каждого. Ведь Родина у каждого из нас, как и мать, одна! Для этого мы должны хорошо и добросовестно делать своё дело, не жалеть себя ради этой цели.
Литература
- Кузнецов И.В. Люди русской науки. Очерки. – М.: Физматгиз, 1961.
- Иванова Е.И. Концепция воспитательной системы кадетского корпуса «Виктория» МОУ «СОШ №19 г. Старый Оскол», 2007.
- Физика в школе: Научно-методический журнал, 5/2004.
- Каторин Ф.В. и др. Уникальная и парадоксальная военная техника. – СПб., 2003.
- Универсальная школьная энциклопедия. / Под ред. Е. Хлебалина. – М.: Аванта+, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме : "Патриотическое воспитание школьников в процессе обучения математики"
. Статья по теме : "Патриотическое воспитание школьников в процессе обучения математики"...
Статья на тему «Патриотическое воспитание учащихся вечерней школы на уроках математики и во внеурочной деятельности».
Статья на тему «Патриотическое воспитание учащихся вечерней школы на уроках математики и во внеурочной деятельности»...
Научная статья на тему "Патриотическое воспитание учащихся старших классов средствами физической культуры и спорта"
В физической культуре и спорте заложены большие возможности для патриотического воспитания и повышения физической подготовки юношей призывного возраста....
Статья на тему "Патриотическое воспитание школьников"
Патриотическое воспитание одна из важных задач учителя истории и обществознании...
Статья на тему "Патриотическое воспитание на уроках истории "
Использование ИКТ ресурсов очень важно особенно на уроках истории и общестовзнании....
Программа "Гражданское и патриотическое воспитание при обучении физике"
Программа содержит пояснительную записку, обоснование актуальности, цели и задачи, принципы гражданско - патриотического воспитания, направления деятельности, формы организации, этапы реализации прогр...
статья на тему патриотического воспитания
Богатейшая история и культура Республики Татарстан является уникальным источником духовного воспитания учащихся. Задача учителя помочь им увидеть красоту родного края, узнать о жизни современников и п...