Физкультминутки на уроках физики
материал

доклад с примерами динамических пауз

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkultminutka_na_urokah_fiziki.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

 Здоровый образ жизни – это целая система, охватывающая все стороны жизни человека. Не исключением являются и дети, которые в условиях всеобщей компьютеризации, при отсутствии полноценных прогулок и доступности фастфуда становятся гораздо более слабыми физически, чем их бабушки и дедушки.

Здоровый образ жизни для школьников очень важен, так как именно в этом возрасте закладываются основы для формирования личности. Ведь известно, что около половины как физических, так и психологических заболеваний приходят к человеку именно из детства.

По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится стабильно на «4» и «5», проводит за письменным столом дома не менее 2,5-3 часов; ученик — шестиклассник - 3-4 часа, старшеклассник - 6 и более часов. Недостаток физической активности приводит к снижению скорости обмена веществ, развитию заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно – сосудистым, неврологическим патологиям, избыточному весу.

Здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути. В последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья учащихся. Малоподвижный образ жизни, компьютерные игры, экологические проблемы, эпидемии - все это отрицательно влияет на здоровье будущих граждан. Исследования показывают, что около 25- 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным - с 3,9% до 12,3%, с нервно-психологическими расстройствами - с 5,6% до 16,4%, с нарушениями осанки - с 1,9% до 16,8%.

В этой ситуации все чаще приходится задумываться, как школа может повлиять на улучшение состояния здоровья школьников.

Школа является важным фактором, влияющим на становление личности. Ее основная цель – вооружение детей знаниями и опытом, приобретенными человечеством, их социальная адаптация и воспитание. Но, кроме того, ребенок проходит и биологическое развитие. Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня школьника является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной, востребованной обществом личности.

Небольшая двигательная нагрузка, включение двигательных пауз в школьные занятия предупреждает развитие переутомления. Динамические паузы на общеобразовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень учащихся, снимают статические нагрузки. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.

Требования к проведению упражнений физкультминуток.

Дежурный по классу открывает форточку, учащиеся прекращают занятия и начинают выполнять упражнения под руководством учителя. Амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы ученик, выполняющий их, не мешал своим товарищам слева и справа.

Каждый комплекс состоит, как правило, из 3-5 упражнений, повторяемых по 4-6 раз. В него включаются простые, доступные упражнения, не требующие сложной координации движений. Они должны охватывать большие группы мышц - в основном те, которые непосредственно участвуют в поддержании статической позы во время урока.

В комплексах физкультминуток желательно использовать упражнения - потягивания, прогибания туловища, наклоны и полунаклоны, полуприседы с различными движениями рук. Физкультминутки общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.

Предлагаю Вашему вниманию подборку динамических пауз, физкультминуток и релаксаций для уроков.

Физкультминутки - Гимнастика для глаз.

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения.

Для профилактики близорукости и замедления её прогрессирования следует использовать специальную гимнастику для глаз офтальмотренажёр, специальную схему зрительнодвигательных проекций. Эта схема разработана группой профессора, доктора медицинских наук .

Согласно разным теориям, одним из основных факторов возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки. По данным исследований Базарного, при напряжённых зрительных нагрузках формируется аномальный зрительнодвигательный стереотип, приводящий в будущем к миопии. Близорукость у детей является вариантом адаптации зрительной системы к условиям чрезмерной нагрузки. Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем и структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи. Возникает близорукость, т. е. глаз привыкает к работе на близких расстояниях и теряет способность к чёткому видению отдельных предметов. Следовательно, существующие противоречия между физиологическими возможностями школьного обучения способствуют массовому возникновению зрительных расстройств. Выход из создавшейся ситуации видится в следующем : необходимо расширять зрительнопространственную активность в режиме школьного урока. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.

Вверх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.

Квадрат.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Покорчим рожи.

Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримасочка ёжика-губки вытянуты вперёд - влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону.

Рисование носом.

Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т. д.

Расширение поля зрения.

Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальцем сле-дит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места.

Буратино.

Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно считает до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от8 до 1, ребята следят за умеменьшением.

Физкультминутки - Гимнастика для улучшения слуха.

Работа над улучшением зрения положительно сказывается и на слухе. И, в свою очередь, работа над улучшением слуха оказывает плодотворное воздействие на органы зрения. Вот несколько упражнений для развития слуха:

Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми. Найдите ямочку возле козелка. Нажали на ямочки сразу обеих ушек – отпустили, нажали, отпустили. Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили. Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха. Начинаем дёргать себя за ушки – сначала 20 раз вниз, а потом берёмся за серединку и дёргаем тоже 20 раз. Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько её помассируйте. Потяните ушки в сторону – снова 20 раз. Теперь выгибаем их вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз).

Физкультминутки на уроках физики благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки. Физкультминутки проводятся в классе и не должны превышать 1-2 мин.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения

1. Исходное положение (и. п.) - сидя на стуле, 1-2 - плавно наклонить голову назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. И. п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и. п., 3 - поворот головы налево, 4 - и. п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

3. И. п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и. п., 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1. И. п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И. п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И. п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

4. И. п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

5. И. п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 - то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний.

6. И. п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 - и. п., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Можно физкультминутки разнообразить эмоциональным чтением стихотворных текстов. В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность детей повышается. Ребята с радостью откликаются на такие физкультминутки. Важно, чтобы содержание текстов увлекало детей своей образностью, переносило их в мир доброты, красоты, юмора. Главное, чтобы физкультминутки выполняли свою оздоровительную функцию.

Физкультминутки:

Динамическая пауза

1. Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабится, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты, в стороны (выдох).)

Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

2. Пока занимались мы, тихо, но прытко

В класс к нам пробралась сеньора ошибка.

Чтоб убралась она без оглядки

Сделать придется математическую зарядку.

Правильно – вверх, неверно – вперед,

Ответ посчитаем - ошибка уйдет.

3. Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

4. Вниз – хлопок и вверх – хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок.

Крутим-вертим головой, разминаем шею.

(Вращение головой вправо и влево.)

Потянулись, растянулись

Вверх и в стороны, вперёд.

(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)

И за парты все вернулись – вновь урок у нас идёт.

Релаксация.

“Поза покоя”

Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положит на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая – очень лёгкая, простая,

Замедляется движенье, исчезает напряжение…

И становится понятно – расслабление приятно!

Эмоциональная разрядка:

·  нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница

·  улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо

·  устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху

·  отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин

Гимнастика для глаз

1. Руки за спину, головки назад.

Глазки пускай в потолок поглядят.

Головки опустим - на парту гляди

И снова наверх – где там муха летит?

Глазами повертим, поищем её

И снова читаем. Немного ещё.

2. Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

3. Мы немного отвлечемся и гимнастикой займемся.

С места не вставая, головой вращая

За цифрами в углах дружно наблюдая…

Немного размялись, пора снова в путь

Вниманье, старанье с собой не забудь.

4. Чтоб глаза твои зоркие были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотри и под ноги,

Вправо, влево, побыстрей.

Удивимся: что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро

Словно стрелочка часов

Проведем глазами дружно,

Ну, а дальше – будь здоров!

5. Рисуй восьмерку вертикально

Ты головою не крути

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям веди

И на бочок ее клади.

теперь следи горизонтально

И в центре ты остановись

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец

Зарядка окончена. Ты молодец!

6. Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно (посмотреть вправо-влево)

Ах, как солнце высоко ( посмотрите вверх)

Мы глаза сейчас закроем, (закрыть глаза ладошками)

В классе радугу построим

Вверх по радуге пойдём,

(Посмотреть по дуге вверх - влево и вверх - вправо)

Вправо-влево повернём,

А потом скатимся вниз,

(Посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись

(Зажмурить глаза. Открыть и поморгать ими)

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка и особенно в школьном возрасте.

Проведение физкультминуток, гимнастики для глаз, пальцев, музыкальных пауз, релаксаций на уроке является эффективным активным отдыхом для детей. Применение кратковременных минуток отдыха способствуют снижению утомления и повышению умственной работоспособности ребят на уроке.

Я считаю, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Литература.

1. Ковалько В.А. Школа физкультминуток. – М.: Вако,2005

2.Туманова Е.Н. Организация физкультминуток на уроке. – Физика в школе, №8, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультминутки на уроках физики

Физкультминутки используются как элементы зхдоровьесберегающих технологий...

Физкультминутки на уроках физики как элемент здоровьесберегающих технологий

Физкультминутки на уроках физики как элемент здоровьесберегающих технологий...

Физкультминутки на уроках физики

Применение физкультминутов на уроках...

Физкультминутки на уроках физики

laquo;Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто» СократПроблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог...

Физкультминутки на уроках физики

Физкультурные минутки или физкультпаузы на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и ...

Физкультминутки на уроках физики

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики...

Применение физкультминутка на уроке физики

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Поэтому очень важна правильная организация учебной деятельности для сохранения здоровья ребенка, а именно: благоприя...