Физкультминутки на уроках физики
методическая разработка по физике на тему
«Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто» Сократ
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью. Педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты. Наблюдения показывают, что использование здоровье сберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, плодотворно проявлять творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizkultminutki.docx | 14.37 КБ |
Предварительный просмотр:
при изучении зависимости плотности тела от массы тела и его объёма (7-й класс) упражнение выглядит так: исходное положение – стоя, руки в стороны. Учитель задаёт вопрос: «Если объём тела увеличивается…» – учащиеся вместе с учителем поднимают руки вверх, – «…то при неизменной массе тела плотность тела…» – возвращение в исходное положение и после краткой паузы для внутренней формулировки ответа все опускают руки – «…уменьшается». Всегда находятся те, которые выполнят упражнение неправильно, поэтому упражнение надо повторить. В упражнение можно ввести и численные значения рассматриваемых величин. Тогда при подъёме рук учащиеся делают хлопки над головой или внизу по указанному числу раз: «Если масса второго тела больше вдвое…» – руки вверх, два хлопка, – «...то плотность второго тела при прежнем объёме…» – пауза, переход в исходное положение, – «…больше вдвое» – руки вверх, два хлопка. Повороты корпуса и наклоны удобно использовать при закреплении материала о направлении. Это направление действия различных сил, величина и направление равнодействующей силы, действие весов, направление силы тока и индукции магнитного поля, и т.д.
Например, при рассмотрении движения тела под действием сил тяжести, упругости, тяги и трения (9-й класс): исходное положение – стоя (сидя), руки на поясе, в замке на затылке или перед грудью. Учитель задаёт вопрос, используя чертёж на доске или показывая движение реального тела: «Если тело движется равнозамедленно влево...» – учащиеся делают поворот влево, – «...то равнодействующая сил, приложенных к телу…» – пауза, переход в исходное положение, – «...направлена вправо», – поворот вправо. Упражнение с вариациями («Если равнодействующая сил, приложенных к телу, направлена вправо, то ускорение тела направлено…») или без них надо повторить несколько раз. В это упражнение тоже можно внести числовые значения величин, делая пружинящие повороты по указанному числу раз. Разумеется, числовые значения надо выбирать разумные, хотя можно и пошутить, предложив выполнить дробное число поворотов.
При закреплении любого материала можно использовать расслабляющее упражнение для мышц шеи и плечевого пояса – «писание носом». Учащиеся с закрытыми глазами «пишут» носом в воздухе заданные учителем буквенные обозначения величин, формулы и зависимости. Учителю легко отследить ошибающихся, предложить ещё раз прочитать формулу на доске или в тетради и повторить упражнение. Использование в этом упражнении моторики позволяет гораздо прочнее запоминать сложные формулы из непривычных букв. Главное правило: упражнение физкультурники рекомендуют выполнять в среднем темпе, без запрокидывания головы назад.
Успокоить учащихся позволяют, например, дыхательные упражнения, в которых можно закреплять и повторять агрегатные состояния вещества, давление и свойства газов (7–8-й классы). Например, при изучении давления газа на стенку сосуда: исходное положение – сидя прямо, прижав спину к спинке стула, руки на поясе. Учитель: «Делаем медленный глубокий вдох – объём воздуха в лёгких увеличивается, делаем медленный выдох – объём воздуха в лёгких…» – пауза – «...уменьшается», – руки вниз.
Почти каждую физкультурную паузу по просьбе ребят заканчиваем упражнениями на вращения головой. Движения нужно выполнять плавно. Учитель: «Учиться будем хорошо?» Учащиеся кивают: «Да, да, да!» – «Нарушать дисциплину не будем?» – Учащиеся поворачивают головы из стороны в сторону: «Нет, нет, нет!» Обычно находятся «перепутавшие», какой ответ надо дать. «Приходится» повторять упражнение. Продолжаем игру: «А что будем делать, если не получится?» Учащиеся поднимают и опускают плечи: «Не знаю, не знаю, не знаю!» И последний вопрос: «Что же тогда скажет мама?» Учащиеся качают головами: «Ай-ай-ай!» Положительная психологическая настройка, которую даёт это упражнение, быстро организует ребят на стабильную работу.
Совмещение игрового, физкультурного, успокаивающего и образовательного моментов урока очень нравится детям, улучшает климат на уроке, облегчает заучивание. И это весьма результативно, очень просто и очень весело!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультминутки на уроках физики
Физкультминутки используются как элементы зхдоровьесберегающих технологий...
Физкультминутки на уроках физики как элемент здоровьесберегающих технологий
Физкультминутки на уроках физики как элемент здоровьесберегающих технологий...
Физкультминутки на уроках физики
Применение физкультминутов на уроках...
Физкультминутки на уроках физики
Физкультурные минутки или физкультпаузы на уроках обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и ...
Физкультминутки на уроках физики
Здоровьесберегающие технологии на уроках физики...
Применение физкультминутка на уроке физики
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Поэтому очень важна правильная организация учебной деятельности для сохранения здоровья ребенка, а именно: благоприя...
Физкультминутки на уроках физики
доклад с примерами динамических пауз...