Патриотизм и гражданственность в современной школе: проблемы и пути решения.
статья по теме

Черкасская Наталья Александровна

Школа всегда уделяла огромное внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Но последние 10 лет демократии несколько осложнили задачу педагогов. В чем причины такого положения дел? Каковы пути выхода из создавшейся ситуации?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriotizm_i_grazhdanstvennost_v_sovremennoy_shkole.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотизм и гражданственность в современной школе: проблемы и пути решения.

Н.А.Черкасская, Армавир

учитель русского языка и литературы

МБОУ – СОШ №23, город Армавир

В академическом словаре русского языка читаем: «Гражданственность – это сознание своих прав и обязанностей  по отношению к государству». Само определение этого слова говорит о тех сложностях, которые неизбежно возникают в связи с воспитанием   данного  качества у современной молодежи. Ведь на протяжении уже двух десятилетий психологи с мировыми именами интенсивно  учат население нашей страны любить себя, заботиться о собственной безопасности.

 «Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества …» - это уже  определение того же понятия со страниц  молодежного сайта Не сложно заметить, как расставляются приоритеты – сначала личное, потом общественное. Поэтому проблемы, связанные с воспитанием гражданственности, имеют объективные истоки, обусловленные тенденциями нового демократического времени.

Патриотизм – одна из важных, если не основных, составляющих гражданственности. Как без  патриотизма  не может быть  гражданственности, так без гражданственности не может быть и патриотизма. Но мы видим многие факты сложившихся в России отношений отдельных социальных групп и личностей, которые далеки от патриотизма. Так, например, вложение крупных финансовых средств отдельными социальными группами населения в зарубежную экономику не свидетельствует об их патриотических настроениях. Согласитесь, сложно также внушать молодым людям  чувство патриотизма, чувство гордости за страну, когда с экрана телевизора вещают лучшие артисты, лучшие спортсмены, легко продающие свой талант за границу, зачастую выступающие на олимпиадах за команды других стран.

Кроме того, в настоящее время справедливое стремление ухода от потребительства  к самостоятельному приобретательству зачастую превращается в  навязывание приоритета земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами.  Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными: христианские добродетели – так называемыми общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения мнения большинства и совместного труда – развитием творческой  личности с её эгоистическими запросами; целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью под лозунгами свободы; любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения и себялюбия; интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям с обязательной перспективой погружения в будущем в эти традиции.

Поэтому все чаще встречающиеся статистические  данные и результаты опросов говорят не только о серьезных деформациях  в ценностных ориентирах молодежи, но свидетельствуют и о необходимости воссоздания системы гражданского, патриотического воспитания как особого рода деятельности самого государства, регулирующей стихийные процессы в сознании и поведении молодых людей.  

Многие исследования последних лет наглядно показывают, что понятие патриотизма и гражданственности искаженно толкуются многими социальными группами, в том числе и студенческой молодежью. Ни для кого не секрет, что в последнее время понятия гражданственности, особенно патриотизма, подменяются националистическими представлениями о чистоте нации. Если обратиться к ряду исследований, то можно вспомнить исследование московского фонда по заданию Эберта (2001-2002 гг.). Когда обратились к молодежи с просьбой ответить, что такое гражданственность, то получили очень много ответов о национал-патриотизме, с которым отождествляет молодежь и патриотизм, и гражданственность. Это чрезвычайно опасные тенденции, особенно в регионах с многонациональным населением.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что гражданское общество не ассоциируется молодежью ни с демократическими принципами, ни с социальной активностью личности и социальных групп, ни с патриотизмом.  Основная причина данной сложившейся ситуации, вероятнее всего, заключается в вербальном формировании всей системы ценностей.

Как правило,  мы  формируем или воспитываем гражданственность, нравственность и патриотизм на уровне слов. Когда же слова расходятся с поведением и действиями, когда пресса, многократно утрировав, знакомит общество  с реальными примерами из жизни страны – никакого патриотизма и никакой гражданственности сформировать нельзя.

В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник»

Решая проблему патриотического воспитания молодежи, необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности. Как отмечает Г.К. Селевко, особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Он предлагает следующие пути эффективного патриотического воспитания: «использование обновленного содержания гуманитарного образования, в первую очередь исторического; создание модели образовательного учреждения на принципах русской национальной школы; реализация туристско-краеведческих программ, активизация поисковой работы; дальнейшее развитие многопрофильных музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, включая подготовку авторских программ, участие педагогов и учащихся в краеведческих конференциях, героико-патриотических акциях, в сборе материала по истории родного края».

Противоречивость развития нашего общества со всей очевидностью показывает, что сформированная гражданственность как ценностное ядро сознания и поведения человека напрямую влияет на политическую активность, осуществление гражданских функций, то есть является основой социально-политической культуры личности. Напротив, отсутствие или недостаточность гражданственности чреваты серьезными нравственными и политическими издержками.

Вот уже второе десятилетие  в стране идёт поиск путей потенциального возрождения России. Безусловно, здесь не обойтись без осмысления социального опыта других наций, но все-таки главное - это ориентация на собственные ресурсы, прежде всего на духовно-нравственное наследие нашего народа. Хорошо известно, что условием жизнеспособности любого  общества и его прогрессивного развития являются позиция и деятельность молодежи в настоящем и будущем. Именно от гражданской позиции молодёжи, от её социально-политической активности и духовно-нравственной ориентации во многом зависит судьба обновления российского общества. Какие ценности принимает, а какие отвергает современная молодежь, как они соизмеряются с ценностями старших поколений, осуществляется ли преемственность традиций - это важные вопросы, без ответа на которые, на наш взгляд, не решить проблемы формирования гражданской культуры.

Сведения об авторе:

  1. Черкасская Наталья Александровна
  2. МБОУ - СОШ №23
  3. учитель высшей категории русского языка и литературы
  4. Краснодарский край, г. Армавир, улица 2-ая Лабинская, 23. Индекс 352903
  5. тел.: 89064333059

nacher@list.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные образовательные технологии и методики обучения детей в области искусства. Проблемы и пути решения"

Россия – страна великой культуры и высокой духовности. Нравственность и духовный авторитет всегда ценились у нас  выше, чем богатство и власть. В последние годы много говорится о разрушенны...

Методическая статья "Здоровесберегающие технологии в контексте внедрения ФГОС в начальной школе: проблемы и пути их решения."

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Проектная деятельность в старшей школе. Проблемы и пути решения. Этапы работы над проектом.

В данной статье представлен материал по работе с проектами в старшей школе. Актуальность данной темы связана с введением индивидуальных проектов в 10, 11 классах в связи с переходом на ФГОС СОО. Данна...

Проблемы воспитания чувства патриотизма и гражданственности у современного подрастающего поколения

В статье рассматриваются понятия «патриотизм», «гражданственность», выделяются разновидности патриотизма. Рассматриваются проблемы современного патриотического воспитания и формирования чувства гр...

«Формирование финансовой грамотности у обучающихся сельских школ: проблемы и пути решения»

laquo;Формирование финансовой грамотности у обучающихся сельских школ: проблемы и пути решения»...