Патриотизм и гражданственность в современной школе: проблемы и пути решения.
статья по теме
Школа всегда уделяла огромное внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Но последние 10 лет демократии несколько осложнили задачу педагогов. В чем причины такого положения дел? Каковы пути выхода из создавшейся ситуации?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patriotizm_i_grazhdanstvennost_v_sovremennoy_shkole.docx | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотизм и гражданственность в современной школе: проблемы и пути решения.
Н.А.Черкасская, Армавир
учитель русского языка и литературы
МБОУ – СОШ №23, город Армавир
В академическом словаре русского языка читаем: «Гражданственность – это сознание своих прав и обязанностей по отношению к государству». Само определение этого слова говорит о тех сложностях, которые неизбежно возникают в связи с воспитанием данного качества у современной молодежи. Ведь на протяжении уже двух десятилетий психологи с мировыми именами интенсивно учат население нашей страны любить себя, заботиться о собственной безопасности.
«Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества …» - это уже определение того же понятия со страниц молодежного сайта Не сложно заметить, как расставляются приоритеты – сначала личное, потом общественное. Поэтому проблемы, связанные с воспитанием гражданственности, имеют объективные истоки, обусловленные тенденциями нового демократического времени.
Патриотизм – одна из важных, если не основных, составляющих гражданственности. Как без патриотизма не может быть гражданственности, так без гражданственности не может быть и патриотизма. Но мы видим многие факты сложившихся в России отношений отдельных социальных групп и личностей, которые далеки от патриотизма. Так, например, вложение крупных финансовых средств отдельными социальными группами населения в зарубежную экономику не свидетельствует об их патриотических настроениях. Согласитесь, сложно также внушать молодым людям чувство патриотизма, чувство гордости за страну, когда с экрана телевизора вещают лучшие артисты, лучшие спортсмены, легко продающие свой талант за границу, зачастую выступающие на олимпиадах за команды других стран.
Кроме того, в настоящее время справедливое стремление ухода от потребительства к самостоятельному приобретательству зачастую превращается в навязывание приоритета земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными: христианские добродетели – так называемыми общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения мнения большинства и совместного труда – развитием творческой личности с её эгоистическими запросами; целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью под лозунгами свободы; любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения и себялюбия; интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям с обязательной перспективой погружения в будущем в эти традиции.
Поэтому все чаще встречающиеся статистические данные и результаты опросов говорят не только о серьезных деформациях в ценностных ориентирах молодежи, но свидетельствуют и о необходимости воссоздания системы гражданского, патриотического воспитания как особого рода деятельности самого государства, регулирующей стихийные процессы в сознании и поведении молодых людей.
Многие исследования последних лет наглядно показывают, что понятие патриотизма и гражданственности искаженно толкуются многими социальными группами, в том числе и студенческой молодежью. Ни для кого не секрет, что в последнее время понятия гражданственности, особенно патриотизма, подменяются националистическими представлениями о чистоте нации. Если обратиться к ряду исследований, то можно вспомнить исследование московского фонда по заданию Эберта (2001-2002 гг.). Когда обратились к молодежи с просьбой ответить, что такое гражданственность, то получили очень много ответов о национал-патриотизме, с которым отождествляет молодежь и патриотизм, и гражданственность. Это чрезвычайно опасные тенденции, особенно в регионах с многонациональным населением.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гражданское общество не ассоциируется молодежью ни с демократическими принципами, ни с социальной активностью личности и социальных групп, ни с патриотизмом. Основная причина данной сложившейся ситуации, вероятнее всего, заключается в вербальном формировании всей системы ценностей.
Как правило, мы формируем или воспитываем гражданственность, нравственность и патриотизм на уровне слов. Когда же слова расходятся с поведением и действиями, когда пресса, многократно утрировав, знакомит общество с реальными примерами из жизни страны – никакого патриотизма и никакой гражданственности сформировать нельзя.
В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник»
Решая проблему патриотического воспитания молодежи, необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности. Как отмечает Г.К. Селевко, особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Он предлагает следующие пути эффективного патриотического воспитания: «использование обновленного содержания гуманитарного образования, в первую очередь исторического; создание модели образовательного учреждения на принципах русской национальной школы; реализация туристско-краеведческих программ, активизация поисковой работы; дальнейшее развитие многопрофильных музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, включая подготовку авторских программ, участие педагогов и учащихся в краеведческих конференциях, героико-патриотических акциях, в сборе материала по истории родного края».
Противоречивость развития нашего общества со всей очевидностью показывает, что сформированная гражданственность как ценностное ядро сознания и поведения человека напрямую влияет на политическую активность, осуществление гражданских функций, то есть является основой социально-политической культуры личности. Напротив, отсутствие или недостаточность гражданственности чреваты серьезными нравственными и политическими издержками.
Вот уже второе десятилетие в стране идёт поиск путей потенциального возрождения России. Безусловно, здесь не обойтись без осмысления социального опыта других наций, но все-таки главное - это ориентация на собственные ресурсы, прежде всего на духовно-нравственное наследие нашего народа. Хорошо известно, что условием жизнеспособности любого общества и его прогрессивного развития являются позиция и деятельность молодежи в настоящем и будущем. Именно от гражданской позиции молодёжи, от её социально-политической активности и духовно-нравственной ориентации во многом зависит судьба обновления российского общества. Какие ценности принимает, а какие отвергает современная молодежь, как они соизмеряются с ценностями старших поколений, осуществляется ли преемственность традиций - это важные вопросы, без ответа на которые, на наш взгляд, не решить проблемы формирования гражданской культуры.
Сведения об авторе:
- Черкасская Наталья Александровна
- МБОУ - СОШ №23
- учитель высшей категории русского языка и литературы
- Краснодарский край, г. Армавир, улица 2-ая Лабинская, 23. Индекс 352903
- тел.: 89064333059
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Современные образовательные технологии и методики обучения детей в области искусства. Проблемы и пути решения"
Россия – страна великой культуры и высокой духовности. Нравственность и духовный авторитет всегда ценились у нас выше, чем богатство и власть. В последние годы много говорится о разрушенны...
Методическая статья "Здоровесберегающие технологии в контексте внедрения ФГОС в начальной школе: проблемы и пути их решения."
Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...
Преподавание истории периода Великой Отечественной войны в современной школе. Проблемы и пути их решения.
Выступление на НПК ....
Проектная деятельность в старшей школе. Проблемы и пути решения. Этапы работы над проектом.
В данной статье представлен материал по работе с проектами в старшей школе. Актуальность данной темы связана с введением индивидуальных проектов в 10, 11 классах в связи с переходом на ФГОС СОО. Данна...
Проблемы воспитания чувства патриотизма и гражданственности у современного подрастающего поколения
В статье рассматриваются понятия «патриотизм», «гражданственность», выделяются разновидности патриотизма. Рассматриваются проблемы современного патриотического воспитания и формирования чувства гр...
"Взаимодействие семьи и школы: проблемы и пути решения"
Доклад на педсовет...
«Формирование финансовой грамотности у обучающихся сельских школ: проблемы и пути решения»
laquo;Формирование финансовой грамотности у обучающихся сельских школ: проблемы и пути решения»...