Программа региональной стажировочной площадки для сопровождения молодых учителей "Молодые профессионалы"
проект
Национальный проект «Образование» требует от современной школы обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования за счет повышения качества образования и воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Для того чтобы реализовать эту задачу и предоставить образовательные услуги требуемого качества, школа должна обладать высокопрофессиональным составом педагогических кадров, которые выступают носителями новой системы профессионально - педагогических ценностей и ориентированы на выявление и решение проблем, активное участие в инновационной деятельности, в управлении развитием образовательного учреждения. Педагог нового поколения - это человек, готовый к изменениям и умеющий влиять на эти изменения, а также влияющий на рост личности воспитанника и, несомненно, «идущий в ногу со временем».
В связи с этим особенно важно изучить проблему деятельности молодых педагогов и воспитателей, требующий решения на региональном и муниципальном уровнях.
Анализ современной психолого-педагогической и методической литературы, анализ профессиональной деятельности молодых педагогов нашей школы позволяют сформулировать вывод о том, что в настоящее время углубляются противоречия между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности учителя и фактическим уровнем педагогической готовности выпускников педагогических заведений к выполнению профессиональных функций в образовательном учреждении.
К выпускникам педагогических учреждений предъявляются те же требования, что и к опытным педагогам: от них ждут профессионализма и высоких результатов деятельности. Вместе с тем молодые учителя ощущают недостаток в знаниях и умениях, которые можно освоить лишь на практике, a педагогическая теория, с которой учитель знакомился в студенческие годы, является обобщением практики и прямо не может быть ориентиром в конкретных педагогических ситуациях. Между тем воспитательные ситуации, с которыми сталкивается молодой специалист, носят комплексный характер и для их решения необходим не только весь арсенал психолого-педагогических знаний и умений, но и эффективное владение традиционными и инновационными педагогическими технологиями.
Кроме того, усиливаются противоречия и между стремлением создать систему сопровождения личностно-профессионального становления молодых педагогов и отсутствием мониторинговых технологий для оперативного выявления основных затруднений в педагогической деятельности.
Таким образом, главным запросом начинающих педагогов является наличие стажировочной площадки, где молодые специалисты смогут оперативно и эффективно взаимодействовать между собой, с передовым профессиональным сообществом, наращивая опыт решения профессиональных задач, а также приобретать опыт решения актуальных задач развития или проблем региональной системы образования.
Стажировочная площадка для сопровождения молодых учителей «Молодые профессионалы» понимается нами как эффективная форма скоординированной деятельности МОБУ «Землянская ООШ», МКУ РОО, …. в развитии профессиональной компетенции молодых педагогов в период вхождения в профессию и в создании условий, обеспечивающих реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Деятельность площадки представлена совокупностью творческих мастерских учителей-наставников разных уровней.
Программа стажировочной площадки для сопровождения молодых педагогов «Молодые профессионалы» рассчитана на 2021-2023 годы. Обучение проходит без отрыва от производства.
Обучение проводится с использованием активных методов и форм обучения: тестирование, коучинг, семинар –практикум, тренинг, просмотр видеофрагментов уроков, семинар-практикум с использованием элементов тренинга, аукцион педагогических идей, баскет-метод, деловая игра, ролевая игра, деловая игра "Бизнес-баня", мастер-класс, публичное выступление, еминар-практикум, презентация идеи, практикум, он-лайн консультации. Во время обучения учитель-наставник ориентируется на:
- малый опыт начинающего педагога;
- разрешение конкретных проблем, имеющих место в учебной деятельности;
- индивидуальные потребности молодых специалистов в обучении;
- организацию самостоятельного обучения стажёров;
- использование знаний, полученных в ходе обучения, в реальной практике участников программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_stazhirovochnoy_ploshchadki_1.doc | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Землянская основная общеобразовательная школа» Новосергиевского района Оренбургской области
Программа региональной стажировочной площадки для сопровождения молодых учителей
"Молодые профессионалы"
Руководитель программы: Семенова О.В., директор.
Целевая аудитория:
1)стажеры – молодые педагоги образовательных организаций начального общего, основного общего образования,
2)молодые воспитатели дошкольных образовательных учреждений,
3)педагоги - наставники.
Сроки реализации – 2021-2023 год.
Программа региональной стажировочной площадки для сопровождения молодых учителей «Молодые профессионалы»
1.Пояснительная записка
Национальный проект «Образование» требует от современной школы обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования за счет повышения качества образования и воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Для того чтобы реализовать эту задачу и предоставить образовательные услуги требуемого качества, школа должна обладать высокопрофессиональным составом педагогических кадров, которые выступают носителями новой системы профессионально - педагогических ценностей и ориентированы на выявление и решение проблем, активное участие в инновационной деятельности, в управлении развитием образовательного учреждения. Педагог нового поколения - это человек, готовый к изменениям и умеющий влиять на эти изменения, а также влияющий на рост личности воспитанника и, несомненно, «идущий в ногу со временем».
В связи с этим особенно важно изучить проблему деятельности молодых педагогов и воспитателей, требующий решения на региональном и муниципальном уровнях.
Анализ современной психолого-педагогической и методической литературы, анализ профессиональной деятельности молодых педагогов нашей школы позволяют сформулировать вывод о том, что в настоящее время углубляются противоречия между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности учителя и фактическим уровнем педагогической готовности выпускников педагогических заведений к выполнению профессиональных функций в образовательном учреждении.
К выпускникам педагогических учреждений предъявляются те же требования, что и к опытным педагогам: от них ждут профессионализма и высоких результатов деятельности. Вместе с тем молодые учителя ощущают недостаток в знаниях и умениях, которые можно освоить лишь на практике, a педагогическая теория, с которой учитель знакомился в студенческие годы, является обобщением практики и прямо не может быть ориентиром в конкретных педагогических ситуациях. Между тем воспитательные ситуации, с которыми сталкивается молодой специалист, носят комплексный характер и для их решения необходим не только весь арсенал психолого-педагогических знаний и умений, но и эффективное владение традиционными и инновационными педагогическими технологиями.
Кроме того, усиливаются противоречия и между стремлением создать систему сопровождения личностно-профессионального становления молодых педагогов и отсутствием мониторинговых технологий для оперативного выявления основных затруднений в педагогической деятельности.
Таким образом, главным запросом начинающих педагогов является наличие стажировочной площадки, где молодые специалисты смогут оперативно и эффективно взаимодействовать между собой, с передовым профессиональным сообществом, наращивая опыт решения профессиональных задач, а также приобретать опыт решения актуальных задач развития или проблем региональной системы образования.
Стажировочная площадка для сопровождения молодых учителей «Молодые профессионалы» понимается нами как эффективная форма скоординированной деятельности МОБУ «Землянская ООШ», МКУ РОО, …. в развитии профессиональной компетенции молодых педагогов в период вхождения в профессию и в создании условий, обеспечивающих реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Деятельность площадки представлена совокупностью творческих мастерских учителей-наставников разных уровней.
Программа стажировочной площадки для сопровождения молодых педагогов «Молодые профессионалы» рассчитана на 2021-2023 годы. Обучение проходит без отрыва от производства.
Обучение проводится с использованием активных методов и форм обучения: тестирование, коучинг, семинар –практикум, тренинг, просмотр видеофрагментов уроков, семинар-практикум с использованием элементов тренинга, аукцион педагогических идей, баскет-метод, деловая игра, ролевая игра, деловая игра "Бизнес-баня", мастер-класс, публичное выступление, еминар-практикум, презентация идеи, практикум, он-лайн консультации. Во время обучения учитель-наставник ориентируется на:
- малый опыт начинающего педагога;
- разрешение конкретных проблем, имеющих место в учебной деятельности;
- индивидуальные потребности молодых специалистов в обучении;
- организацию самостоятельного обучения стажёров;
- использование знаний, полученных в ходе обучения, в реальной практике участников программы.
2. Цель, задачи
2.1. Цель стажировочной площадки:
- формирование и совершенствование профессиональных компетентностей молодых учителей - стажеров и их наставников посредством включения их в практику работы МОБУ «Землянская ООШ»;
- создание условий для профессиональной адаптации молодых учителей посредством проектирования ими собственных вариативных моделей профессиональной деятельности, адаптированных к условиям конкретной образовательной организации на основе изученного опыта работы педагогов МОБУ «Землянская ООШ».
2.2. Задачи:
- реализация вариативных форм повышения квалификации молодых учителей;
- выстраивание индивидуальных траекторий профессионального развития и самообразования молодых учителей и их наставников;
- подготовка и распространение научно-методических и методических разработок по теме стажировочной площадки.
3.Направление стажировочной деятельности (функционирование, инновационная деятельность)
- Образовательное: осуществление подготовки и повышение квалификации молодых педагогов и наставников с использованием современных методов и технологий; трансляция имеющегося инновационного опыта образовательного учреждения, обеспечение практического участия стажеров в разработке материалов по организации образовательного процесса
- Методическое: помощь в разработке авторских методических материалов, организация участия молодых учителей в профессиональных конкурсах, создание молодыми учителями программ профессионального саморазвития.
- Информационное: создание, наполнение и ведение интернет-площадки проекта
- Перечень основных программных мероприятий и прогнозируемые результаты
№ | Перечень основных программных мероприятий | Прогнозируемые результаты |
1 | 2020-2021 учебный год (1 год работы региональной стажировочной площадки) Тема «Знания и умения учителя - залог творчества и успеха учащихся» Цель этапа - ознакомить молодых педагогов и воспитателей с деятельностью школы и педагогической работой, обеспечить эффективное вступление работника в учебно-воспитательный процесс. | Адаптация и подготовка к профессиональной деятельности молодого специалиста. |
2 | 2021-2022 учебный год (2 год работы региональной стажировочной площадки) Тема «Открываем новые возможности" Цель этапа - обеспечить развитие профессиональных качеств молодого специалиста, необходимых для повышения профессионального роста и качества знаний | 1.Совершенствование системы научно-методической работы учреждения образования. 2.Повышение качества образования. 3.Повышение методического уровня всех участников учебно-воспитательного процесса. |
3 | 2022-2023 учебный год (3 год работы региональной стажировочной площадки) Тема "Моя профессиональная траектория" Цель этапа - обеспечить развитие профессиональных и деловых качеств молодого специалиста и определить из их числа наиболее потенциальных и перспективных работников для формирования кадрового резерва и планирования карьеры | Молодой специалист, умеющий планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование, нетрадиционные формы работы, психологически и профессионально готовый к самостоятельной деятельности |
- Комплекс мероприятий по реализации программы, циклограмма
Комплекс мероприятий по повышению квалификации молодых учителей и их наставников | Названия транслируемых опытов по теме | Формы их проведения | Список ответственных за реализацию мероприятий | Сроки исполнения мероприятий | Формы оказания помощи различным категориям работников образования в осуществлении инновационной деятельности в процессе повышения квалификации. | Способы обобщения опыта стажировочной площадки |
2020-2021 учебный год (1 год работы региональной стажировочной площадки) Тема «Знания и умения учителя - залог творчества и успеха учащихся» Цель этапа - ознакомить молодых педагогов и воспитателей с деятельностью школы и педагогической работой, обеспечить эффективное вступление работника в учебно-воспитательный процесс. | ||||||
1занятие. Открытие региональной стажировочной площадки «Молодые профессионалы». | Знакомство с программой стажировочной площадки | Презентация проекта | Бессмертная С.М. | Октябрь | Собеседование, он-лайн консультации | Буклет "Основные требования к разработке рабочей программы по предмету" |
Собеседование с молодыми специалистами | Заполнение информационной карточки Определение «стажерских пар» | Юрова Н.И. | ||||
Диагностика профессиональных затруднений молодых педагогов | Тестирование | Садыкова Г.Б. | ||||
Правила ведения школьной документации | Коучинг | Некрасова С.В. | ||||
2 занятие. Конструирование современного урока в условиях реализации ФГОС | ««Эффективность урока - результат организации активной деятельности учащихся». | Семинар -практикум | Захарова Е.В. | Декабрь | Дистанционные консультации | Методическая шпаргалка "Шаблоны современных уроков" |
«Твое оригинальное начало урока». | Тренинг | Шнякина Т.В. | ||||
Уроки наставников | Просмотр видеофрагментов уроков. | Учителя-предметника | ||||
3 занятие Психолого-педагогические основы совершенствования профессиональной деятельности учителя | «Рациональное использование времени - важный фактор эффективной работы и достижения успеха» | Семинар-практикум с использованием элементов тренинга | Педагог-психолог Гуртовая А.Ю. | Февраль | Собеседование, он-лайн консультации | Презентация материалов семинара на сайте ОО |
«Секреты хорошей дисциплины» | Аукцион педагогических идей | Педагог-психолог Гуртовая А.Ю. | ||||
«Эффективные техники речевого общения» | Семинар-практикум с элементами тренинга, баскет-метод | Педагог-психолог Гуртовая А.Ю. | ||||
«Развития творческого потенциала педагога» | Деловая игра | Педагог-психолог Гуртовая А.Ю. | ||||
«Трудная ситуация на уроке (на занятии) и ваш выход из нее». | Ролевая игра | Некрасова С.В. | ||||
4 занятие Самообразование учителя - путь к успеху | Творческий отчѐт молодых педагогов. | Просмотр видеофрагментов уроков стажеров | Стажеры, Некрасова С.В. | Апрель | Собеседование, он-лайн консультации | Итоговая конференция |
Выбор методической темы. Планирование работы над методической темой на год: схема плана работы над методической темой | Деловая игра "Бизнес-баня" | Семенова О.В. | ||||
Стиль и мастерство педагога | Мастер-класс | Семенова О .В. | ||||
Подведение итогов работы стажерской площадки | Публичное выступление | Бессмертная С.М. | ||||
2021-2022 учебный год (2 год работы региональной стажировочной площадки) Тема «Открываем новые возможности" Цель этапа - обеспечить развитие профессиональных качеств молодого специалиста, необходимых для повышения профессионального роста и качества знаний | ||||||
1 занятие. Психологические особенности учащихся различного возраста и учет их индивидуальных особенностей при планировании и проведении урока | «Психологические основы обучения одаренных, наиболее способных детей и слабомотивированных учащихся». | Семинар-практикум | Педагог-психолог Гуртовая А.Ю. | Октябрь | Он-лайн консультации | Буклет "Особенности индивидуальной работы с учащимися" |
«Методика организации коллективных способов обучения». | Презентация идеи | Юрова Н. И. | ||||
«Работа учащихся в парах сменного состава». | Практикум, просмотр открытых уроков | Садыкова Г.Б. | ||||
2 занятие . Формирование профессиональных компетенций педагогов через внедрение инновационных образовательных технологий | «Методология использования современных технологий в образовательном процессе » | Деловая игра | Шнякина Т.В. | Декабрь | Он-лайн консультации | Презентация материалов на сайт ОО |
«Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии». Опыт работы наставника. | Мастер-класс | Бессмертная С.М. | ||||
«Организация проектной работы учащихся». Опыт работы наставника. | Рефлексивное наблюдение и активная практика | Бородин Ю.А. | ||||
3 занятие . Цифровая образовательная среда как инструмент повышения качества знаний | От трансформации образовательной среды к новым образовательным возможностям: использование цифровых образовательных платформ | Ромашка Блума | Садыкова Г.Б. | Февраль | Он-лайн консультации | Буклет "ЦОС " |
Цифровая образовательная среда в практике педагогов наставников | Рефлексивное наблюдение и активная практика | Семенова О.В. | ||||
4 занятие «Проектирование внеурочных мероприятий на основе требований ФГОС. ФГОС – это просто!» | Внеурочная деятельность во ФГОС | Групповая дискуссия | Захарова Е.В | Апрель | Он-лайн консультации | Методическая шпаргалка "Внеурочка-это просто!" |
Формы занятий по направлениям | Мозговой штурм | Захарова Е.В. | ||||
Особенности занятий во внеурочной деятельности (из опыта работы) | Творческий отчет | Бородин Ю.А. | ||||
Подведение итогов работы стажерской площадки | Публичное выступление | Некрасова С.В. | ||||
2022-2023 учебный год (3 год работы региональной стажировочной площадки) Тема "Моя профессиональная траектория" Цель этапа - обеспечить развитие профессиональных и деловых качеств молодого специалиста и определить из их числа наиболее потенциальных и перспективных работников для формирования кадрового резерва и планирования карьеры | ||||||
1 занятие Аттестация педагогов | «Требования к квалификации педагогических работников при присвоении им квалификационных категорий». | Круглый стол | Юрова Н.И. | Октябрь | Он-лайн консультации | Буклет "Готовимся к аттестации" |
Что такое педагогический опыт. | Открытая трибуна | Некрасова С.В. | ||||
Занятие 2. Обобщение и распространение педагогического опыта | Этапы , методы и формы обобщения педагогического опыта | Семинар-практикум | Садыкова Г.Б. | Декабрь | Он-лайн консультации | Памятка учителю, обобщающему свой опыт |
Интернет-сайты по обобщению педагогического опыта. | Коучинг | Шнякина Т.В. | ||||
Подготовка материалов на конкурсы и гранты | Презентация идей | Семенова О.В. | ||||
Занятие 3 Дистанционные занятия и консультации | Дистанционные занятия и консультации | Он-лайн консультации | Учителя предметники | Февраль | Он-лайн консультации | Проведение мониторинговых исследований |
Занятие 4 . Обобщение опыта работы стажерской площадки | Фестиваль мастер-классов молодых педагогов | Мастер-классы | Стажерские пары | Апрель | Он-лайн консультации | Творческие отчеты и презентация "Летопись стажерской площадки" |
Подведение итогов работы «Школы молодого профессионала» | Презентация | Мантрова О.А. |
- Механизмы деятельности стажировочной площадки
Деятельность стажировочной площадки будет осуществляется в виде очных и заочных по форме проведения мероприятий (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий). В ходе проведения очных мероприятий на стажировочной площадке предполагаются различные виды деятельности:
- презентация опыта работы;
- посещение учебных занятий с целью изучения современных моделей организации образовательного процесса;
- проектирование и проведение учителем-стажером учебных занятий на месте стажировки;
- проектирование образовательного проекта или образовательного продукта педагога- стажера;
- индивидуальные консультации;
• участие в семинарах, практикумах, интерактивных лекциях, «круглых столах» по анализу и оценке индивидуальной педагогической деятельности; проведение итогового семинара по проблеме стажировки.
В ходе проведения дистанционных мероприятий на стажировочной площадке предполагаются различные виды деятельности:
• методическое сопровождение разработки образовательного проекта или образовательного продукта педагога-стажера;
• разработка и проведение педагогов – стажером занятий на своем рабочем месте;
• проведение консультаций.
Итогом очной стажировки является представление отчета-презентации стажера. Среди способов достижения образовательного результата выделяем следующие:
- формирование индивидуального маршрута обучения;
- ориентация на конкретные запросы образовательной организации, участников реализации программы стажировочной площадки
- Ресурсное обеспечение деятельности стажировочной площадки
Кадровое обеспечение
№ п/п | Ф.И.О. сотрудника | Функционал специалиста |
1 | Семенова Оксана Владимировна, директор | Общая координация площадки, утверждение нормативно-правовых актов. Ответственность за распределение и расходование финансовых ресурсов. Руководство реализации программы, координация действий участников обучения. |
2 | Некрасова Светлана Владимировна, заместитель директора по УВР | Разработка учебного и контрольно-проверочного материала. Проведение учебных занятий, лекций, семинаров, учет результата стажеров |
3 | Гуртовая Анастасия Юрьевна, педагог-психолог | Разработка учебного и контрольно-проверочного материала. Тренинг личностного профессионального роста |
4 | Педагоги МОБУ «Землянская основная общеобразовательная школа» | Разработка поисково-деловых игр. Проведение учебных занятий, мастер-классов, тренингов, семинаров |
Дидактическое и методическое обеспечение
- Нормативные акты, федеральные, региональные локальные документы и целевые программы, концепции в рассматриваемом вопросе.
- Социальные сети, сайты образовательных учреждений, технологические карты, пособия.
- Электронные средства обучения, система тестирования.
Материально-техническое обеспечение
В образовательной организации имеется современная материально-техническая база, позволяющая реализовывать предложенную программу стажировки. Кабинеты для очной формы обучения оснащёны мультимедийными комплексами. Имеется возможность доступа для просмотра материалов дистанционных ресурсов.
В целях координации деятельности заявленной в рамках проекта, планируется разработка и поддержка Интернет-ресурса (на официальном сайте МОБУ «Землянская ООШ»), информирование педагогов о правилах работы с ресурсом, организация методического сопровождения заочного обучения. Предполагается также определение перечня необходимого оборудования для дооснащения стажировочной площадок с его последующим приобретением в установленном порядке
Требования к минимально-техническому обеспечению:
- ноутбук, проектор, интерактивная доска;
- помещение, для проведения стажерской практики, соответствующее санитарно – гигиеническим требованиям, установлена удобная учебная мебель, имеется зона отдыха в перерывах между занятиями, возможна организация питания по желанию слушателей.
9. Организация управления программой и контроль за ее реализацией.
Мониторинг результатов реализации мероприятий стажировочной площадки организуется путем сбора, обработки, анализа статистической, справочной и аналитической информации о результатах реализации мероприятий и оценки достигнутых результатов.
При проведении мониторинга стажировочной площадки используется информация, содержащаяся в отчетах и иных документах по выполнению работ, оказанию услуг в рамках стажировочной площадки.
Результаты мониторинга стажировочной площадки используются при оценке эффективности реализации программы стажировочной площадки.
Оценка эффективности
При оценке эффективности реализации программы стажировочной площадки планируем использовать:
- отзывы слушателей, «обратная связь» со слушателями после окончания обучения;
- электронный портфолио.
Качественная всесторонняя оценка результатов стажировок и анализ деятельности по проекту и оценке его результативности на разных этапах будет осуществляться через мониторинг изменения профессиональных компетенций и исследование удовлетворенности участников стажировок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Медико-социальное сопровождение молодых мам
Медико-социальное сопровождение молодых мам....
Карта индивидуального сопровождения молодого педагога
Карта индивидуально сопровождения учителя состоит из следующих разделов: " Общие сведения. Диагностика затруднений. Реализация программы индивидуального сопровождения. Анализ итогов программы. Заключе...
Статья «Сопровождение молодых специалистов»
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформыне проходили...
Программа индивидуальной поддержки и профессионального сопровождения молодого специалиста в условиях общеобразовательного учреждения "Мы вместе!"
В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на учебном занятии, логично выстроить последовательность эт...
Программа сопровождения молодых специалистов «Наставник»
Программа МАОУ гимназии № 5 г. Новороссийска «Наставник» направлена на повышение профессионального мастерства молодых специалистов в первые годы их работы в образовательной организац...
Конкурс. Комплексная программа сопровождения молодых специалистов.
Конкурс "Комплексная программа сопровождения молодых специалистов"...
Региональная стажировочная площадка для молодых учителей химии и биологии
Методические рекомендации...