О учителе всех учителей.
учебно-методический материал (8, 9 класс)

Колабкина Валентина Васильевна

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitel.o_ushinskom.docx45.39 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель

русских

учителей

«Лучше сделать что-нибудь, чем ничего, и когда-нибудь,
чем никогда».

1823–1870

К 200-летию со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского

Путь

«Учитель русских учителей» — это звание закрепилось за К. Д. Ушинским на века.

Сам основоположник русской научной педагогики к своим учителям относился с глубоким уважением с гимназической поры:

«Воспитание, которое мы получили… было в учебном отношении не только не ниже, но даже выше того, которое в то время получалось во многих других гимназиях. Этому много способствовала страстная любовь к науке и несколько даже педантическое уважение к ней в покойном директоре Н-ской гимназии, старике профессоре, имя которого известно и ученой литературе, — Илье Федоровиче Тимковском».

От него и от учителя истории М. Г. Ерофеева он «сверх программы» узнал и о «Донесении следственной комиссии, направленной в 1825 году против декабристов», и о деле «О политическом вольнодумстве некоторых профессоров и учащихся Нежинской гимназии высших наук».

На юридическом факультете Московского университета ему довелось услышать лекции выдающихся профессоров: историка Тимофея Николаевича Грановского, философа в области государства и права Петра Григорьевича Редкина. Именно под их влиянием К. Д. Ушинский увлёкся педагогикой.

«Бунт декабристов», под ред. Ю. Г. Оксмана и П. Е. Щеголева, Ленинград, 1926. rusneb.ru

«Гимназия высших наук кн. Безбородко в Нежине (1820−1832)», Н. А. Лавровский, Киев, 1879. rusneb.ru

Но считанных лет хватило для того, чтобы недавний выпускник, молодой профессор Демидовского лицея вызвал неудовольствие глубокой эрудицией и простотой общения с учениками. Негласный надзор привёл к вынужденной отставке.

Полтора года случайных заработков переводами и рецензиями предшествовали переезду в Санкт-Петербург. Только спустя три года К. Д. Ушинский получил назначение в Гатчинский сиротский институт старшим учителем русской словесности и юридических предметов.

Воспитанники были обязаны прослужить шесть лет писарями и ремесленниками в ведомствах, в которые получат назначение, потому, говоря словами самого К. Д. Ушинского, «канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание — за дверьми здания».

И всё же за пять лет он сумел изменить многое: например, на смену фискальству и воровству пришло чувство товарищества, которое К. Д. Ушинский считал основой воспитания.

И редкая удача: в институте он обнаружил «полное собрание педагогических книг», оставленное одним из предшественников — инспектором Е. О. Гугелем. Именно под влиянием этого чтения родилась первая статья — «О пользе педагогической литературы».

К. Д. Ушинский о педагогической опытности

«Что такое педагогическая опытность? Большее или меньшее количество фактов воспитания, пережитых воспитателем. Но, конечно, если эти факты остаются только фактами, то они не дают опытности. Они должны произвести впечатление на ум воспитателя, классифицироваться в нем по своим характеристическим особенностям, обобщиться, сделаться мыслью, и уже эта мысль, а не самый факт, сделается правилом воспитательной деятельности педагога».

К. Д. Ушинский, «О пользе педагогической литературы»

Автора в январе 1859 г. пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц. Сохранились воспоминания его коллеги Л. Н. Модзалевского о тех днях:

«У Ушинского бывали так называемые четверги, в которые собирались к нему все друзья и сослуживцы, кто только пожелает. Тогда К. Д. жил в особом небольшом, но уютном сереньком флигеле, составлявшем частицу как бы целого городка, носившего общее название „Смольного монастыря“… Больше всего говорили и спорили, конечно, о смолянских делах, о программах, методах, о разных педагогических взглядах и системах, которыми в начале 60-х годов интересовалось вообще все образованное русское общество».

«В частности, Константин Ушинский много писал и говорил о наглядном обучении. Он был убеждён, что не только слова, но и конкретные образы помогают ученику понимать, запоминать и систематизировать новый материал.

Екатерина Латыпова

В качестве предметов для такого обучения Ушинский предлагал использовать разные натуры, модели, рисунки, наглядные пособия. Концепция изначально была разработана для младшеклассников, однако педагог подчёркивал, что наглядное обучение подойдёт для всякого возраста».

академический директор онлайн-школы «Фоксфорд»

Хозяин «четвергов» редактировал «Журнал Министерства народного просвещения», правда, лишь до той поры, пока министром народного просвещения не назначили графа Е. В. Путятина, у которого был свой взгляд на систему образования.

К. Д. Ушинский вынужден был оставить журнал, а за ним и Смольный после обвинения в вольнодумстве его начальницей.

«Леонтьева — осколок старины глубокой, особа с допотопными традициями и взглядами, с манерами, до комизма чопорными, придворным высокомерием, с ханжеской моралью, требующая от каждого полного подчинения своему авторитету и подобострастного поклонения перед каждым своим словом, и он, Ушинский — представитель новой жизни, носитель новых, прогрессивных идей, с энергией страстной натуры, проводящий их в жизнь, до мозга костей демократ по своим убеждениям, считавший пошлостью и фокусами всякий этикет, всем сердцем ненавидящий формализм и рутину, в чем бы они ни проявились»,

— так напишет позже в своих воспоминаниях «На заре жизни» Е. Н. Водовозова, «смолянка», впоследствии получившая известность как педагог и писатель.

К. Д. Ушинский об искусстве воспитания

«Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно, кроме знаний, требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека».

К. Д. Ушинский, предисловие к «Педагогической антропологии»

К. Д. Ушинского удалили из института под благовидным предлогом: он был отправлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела.

Автор «Родного слова» посещал там женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии.

В середине 1860-х годов К. Д. Ушинский с семьёй вернулся в Россию, чтобы погрузиться в итоговый научный труд: «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Успел выпустить два тома, прежде чем отправился на лечение в Крым. Возвращаясь, узнал о трагической смерти старшего сына. Перевёз семью в Киев и собирался в сопровождении двух сыновей вернуться на лечение, но в дороге простудился и умер в Одессе. Похоронили К. Д. Ушинского в Киеве на территории Выдубицкого монастыря.

выдержало «Родное слово» до 1917 г.

147
изданий

«Константина Дмитриевича Ушинского называют „учителем русских учителей“. Он был одним из самых авторитетных педагогов в дореволюционной России: разработал учебники, по которым училась вся страна. И сегодня идеи Ушинского актуальны и находят отклик у современных педагогов по всему миру».

Екатерина Латыпова

академический директор онлайн-школы «Фоксфорд»

К. Д. Ушинский о роли воспитания в жизни человека

«Придавая большое значение воспитанию в жизни человека, мы тем не менее ясно сознаем, что пределы воспитательной деятельности уже даны в условиях душевной и телесной природы человека и в условиях мира, среди которого человеку суждено жить. Кроме того, мы ясно сознаем, что воспитание в тесном смысле этого слова как преднамеренная воспитательная деятельность, — школа, воспитатель и наставники ex officio — вовсе не единственные воспитатели человека и что столь же сильными, а может быть, и гораздо сильнейшими воспитателями его являются воспитатели непреднамеренные: природа, семья, общество, народ, его религия и его язык, словом, природа и история в обширнейшем смысле этих обширных понятий».

К. Д. Ушинский, предисловие к «Педагогической антропологии»

Таймлайн

1823–1870

Дата рождения К. Д. Ушинского

Современными российскими исследователями установлено, что К. Д. Ушинский родился 3 марта 1823 г. (19 февраля по старому стилю). Эта дата зафиксирована документально. Однако в Постановлении Совета Министров РСФСР № 398 от 25 июня 1946 г., которым было утверждено описание медали К. Д. Ушинского, равно как и при подготовке издания трудов Ушинского в 1948—1952 гг., указана дата, на которой настаивали советские исследователи, — 3 марта 1824 г.

1823

19 февраля (3 марта по новому стилю) родился в Туле в семье мелкопоместного дворянина, участника Отечественной войны 1812 года

1834

пережил смерть матери

1835

завершив домашнее образование, поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии

1840

поступил на юридический факультет Московского университета

1844

получил степень кандидата юриспруденции

1846

назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в Ярославский Демидовский юридический лицей

1850

подав в отставку, зарабатывал на жизнь переводами статей, рецензиями и обзорами в журналах

1851

переехал в Санкт-Петербург, устроился на должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий Министерства внутренних дел; женился на подруге детства Надежде Семёновне Дорошенко

1854

получил назначение в Гатчинский сиротский институт старшим учителем русской словесности и юридических предметов

1855

назначен инспектором классов института

1857

публикует статьи: «О пользе педагогической литературы», «Три элемента школы», «О народности в общественном воспитании» и другие

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

К. Д. Ушинский. «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»

1861

после конфликта с министром народного просвещения графом Е. В. Путятиным уходит из журнала; издаёт книгу «Детский мир»

1859

приглашён на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц; одновременно с этим редактирует «Журнал Министерства народного просвещения»

Журнал Министерства народного просвещения 1859. [Ч. 101. № 2]. Февраль Третье десятилетие. rusneb.ru

«Детский мир и Хрестоматия», К. Д. Ушинский, Санкт-Петербург, 1861. rusneb.ru

1862

направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела

1867

вернувшись в Россию, приступил к изданию научного труда «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»

1870

21 декабря 1870 года (2 января 1871 года) умер

К. Д. Ушинский о воспитании детей

«Приступая к святому делу воспитания детей, мы должны глубоко сознавать, что наше собственное воспитание было далеко не удовлетворительно, что результаты его большею частью печальны и жалки и что, во всяком случае, нам надо изыскивать средства сделать детей наших лучше нас».

К. Д. Ушинский. Педагогические сочинения в 6 томах. Том 5. «Методические статьи и материалы к „Детскому миру“»

Книги

«Великие, но чужие мысли несравненно бесполезнее хотя маленьких, да своих».

К. Д. Ушинский. Педагогические сочинения в 6 томах. Том 5. «Методические статьи и материалы к „Детскому миру“».

Книга для классного чтения, приспособленная к постепенным умственным упражнениям и наглядному знакомству с предметами природы. Назначается для детей от 8-ми до 12-ти лет. С таблицею рисунков (Санкт-Петербург, 1861 г., товарищество «Общественная польза»).

Детский мир и Хрестоматия

ЧИТАТЬ В НЭБ

К. Д. Ушинский

Пособие для первого года обучения (Санкт-Петербург, 1864 г., тип. Рогальского и К°).

Родное слово для детей младшего возраста

ЧИТАТЬ В НЭБ

К. Д. Ушинский

Брошюра (Санкт-Петербург, 1865 г., тип. А. А. Краевского) со статьёй К. Д. Ушинского, переопубликованная из газеты «Голос» (№ 63, 1865 г.).

Одна из темных сторон германского воспитания

ЧИТАТЬ В НЭБ

К. Д. Ушинский

Девятое издание «Второй после азбуки книги для чтения, с картинками в тексте» (Санкт-Петербург, 1870 г., тип. Ф. С. Сущинского).

Родное слово для детей младшего возраста. Год второй

ЧИТАТЬ В НЭБ

К. Д. Ушинский

Очерк (Казань, 1882 г., типо-лит. В. М. Ключникова), в котором автор называет К. Д. Ушинского и Н. И. Пирогова «главными виновниками в улучшении русского воспитания и проповедниками новых взглядов».

Очерк деятельности Константина Дмитриевича Ушинского и его взгляд на общественное воспитание

ЧИТАТЬ В НЭБ

В. Ф. Люстрицкий

В составе книги для начального чтения «Искра Божия» (Москва, 1887 г., издание П. П. Щеглова) — статья К. Д. Ушинского «Путешествие воды».

Путешествие воды

ЧИТАТЬ В НЭБ

К. Д. Ушинский

Биографический очерк (Санкт-Петербург, 1893 г., тип. Ю. Н. Эрлих) о педагогической деятельности К. Д. Ушинского, в которой было всё: и «первые неудачи в практической жизни», и «блестящий успех», и «жестокий удар», и «громкая слава».

К. Д. Ушинский, его жизнь и педагогическая деятельность

ЧИТАТЬ В НЭБ

М. Л. Песковский

Речь, произнесённая в открытом заседании Московского Педагогического Общества, посвящённом памяти К. Д. Ушинского, в 1901 г. «То, к чему большинство относилось равнодушно или в чём видело докучную обузу, он впервые назвал святым делом…»

Памяти К. Д. Ушинского

ЧИТАТЬ В НЭБ

Ю. А. Айхенвальд

23-е издание приложения к первому и второму году «Родного слова» (Санкт-Петербург, 1906 г., тип. М. Меркушева): об организации первоначального обучения, о наглядности, звуковом сопровождении, классной дисциплине, о значении отечественного языка в первоначальном обучении и др.

Руководство к преподаванию по «Родному слову»

ЧИТАТЬ В НЭБ

К. Д. Ушинский

В воспоминаниях (Санкт-Петербург, 1911 г., тип. 1 СПб. труд. артели) автор многократно упоминает К. Д. Ушинского, рассказывает о разных ситуациях, в которых он представлялся молодёжи «таким же реформатором, каким был Пётр Великий».

На заре жизни

ЧИТАТЬ В НЭБ

Е. Н. Водовозова

В составе избранных педагогических произведений (Москва, Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961 г.) — доклад, прочитанный на заседании Московского общества грамотности, посвящённом памяти К. Д. Ушинского, в 1914 г.

Место К. Д. Ушинского в истории русской педагогики

ЧИТАТЬ В НЭБ

Блонский П. П.

147-е издание «Азбуки и первой после азбуки книги для чтения, с прописями, образцами для первоначального рисования и картинками в тексте», вышедшее в Петрограде в 1915 г.

Родное слово. Год первый

ЧИТАТЬ В НЭБ

К. Д. Ушинский

К. Д. Ушинский об идеях древности

«Сколько глубоких идей древности пропадает теперь даром именно потому, что человек заучивает их прежде, чем бывает в состоянии их понять, и так приучается употреблять их ложно и бессмысленно, что потом редко добирается до их истинного смысла».

К. Д. Ушинский. Педагогические сочинения в 6 томах. Том 5. «Методические статьи и материалы к „Детскому миру“»

В составе шестого выпуска (1915 г.) сборника рассказов и стихов «Малым ребятам» серии «Библиотеки И. Горбунова-Посадова для детей». Рисунки Е. М. Бём.

Дети в роще

ЧИТАТЬ В НЭБ

К. Д. Ушинский

Москва, 1927 г. Книгоиздательство Мириманова. Рис. В. Глинки.

Как рубашка в поле выросла

ЧИТАТЬ В НЭБ

К. Д. Ушинский

Иллюстрированный рассказ (Ленинград, 1930 г., Гос. изд-во). Рисунки Н. Вольштейна.

Наблюдательность

ЧИТАТЬ В НЭБ

К. Д. Ушинский

Сборник рассказов (Москва, Ленинград, Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1937 г.), в который вошли: «Четыре желания», «Дети в роще», «Вместе тесно, а врозь скучно». Рисунки Н. Петровой.

Четыре желания

ЧИТАТЬ В НЭБ

К. Д. Ушинский

Двухтомник вышел в серии «Педагогическая библиотека» в учебно-педагогическом издательстве. С вводной статьей и примечаниями В. Я. Струминского. В первый том (Москва, 1939 г.) вошли избранные произведения К. Д. Ушинского, такие как: «О пользе педагогической литературы»…читать целиком

Избранные педагогические сочинения

ЧИТАТЬ В НЭБ

К. Д. Ушинский

Биографический очерк профессора В. Я. Струминского (Москва, «Молодая гвардия», 1943 г.) о «поистине народном русском педагоге — в том смысле, в каком мы говорим о Пушкине как о народном русском поэте, а о Глинке как о народном русском композиторе, а о Суворове как о народном русском полководце».

Константин Дмитриевич Ушинский

ЧИТАТЬ В НЭБ

В. Я. Струминский

Издание, вышедшее в Академии педагогических наук РСФСР в 1948—1952 гг. Ред. коллегия: А. М. Еголин (глав. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский. Вступительные статьи: В. Струминский «Об изданиях сочинений К. Д. Ушинского. (Историогр. очерк)», Е. Медынский «Основы педагогической системы К. Д. Ушинского»…читать целиком

Собрание сочинений

ЧИТАТЬ В НЭБ

К. Д. Ушинский

Сборник рассказов, вышедший в серии «Школьная библиотека» (Москва, 1950 г., Детгиз). Рисунки А. Лаптева и Г. Никольского.

Бишка

ЧИТАТЬ В НЭБ

К. Д. Ушинский

Книга билингва — на русском и хантыйском языке (Ленинград, 1951 г., учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР). Перевела У. Рукина. Рисунки Н. Петровой.

Потрыт па моньсит / Рассказы и сказки

ЧИТАТЬ В НЭБ

К. Д. Ушинский

Сборник рассказов, вышедший в серии «Школьная библиотека» (Москва, 1950 г., Детгиз). Рисунки А. Лаптева и Г. Никольского.

Висьтъяс да мойдъяс челядьлы

ЧИТАТЬ В НЭБ

К. Д. Ушинский

Рассказы и сказки на мансийском языке (Москва, Ленинград, 1952 г., учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР). Перевел П. Кимлобозов.

Потрыт ос мойтыт

ЧИТАТЬ В НЭБ

К. Д. Ушинский

Рассказы и сказки на удмуртском языке (Ижевск, 1954 г., Удмурт. кн. изд-во). Редактор перевода Л. Осипова. Обложка И. Н. Нурмахаметова.

Веросъёс но выжыкылъёс

ЧИТАТЬ В НЭБ

К. Д. Ушинский

К. Д. Ушинский о движении вперед

«Вы теперь покинули уже школьную дорогу и входите в свободную, безграничную область науки, где первым руководителем вашим должен быть ваш свободный разум, а главным двигателем — стремление к истинному просвещению. Моё же дело не указывать вам давно истёртую дорогу, но идти вместе с вами по той, которая мне только известнее, чем вам; и тем более что эта дорога не только не вполне освещена, но едва проложена; да и самая цель нашего изучения является ещё, и то только недавно, спорным пунктом».

К. Д. Ушинский. «Лекции в Ярославском лицее»

Сборник рассказов, вышедший в серии «Мои первые книжки» (Москва, 1956 г., Детгиз). Рисунки Г. Никольского.

Утренние лучи

ЧИТАТЬ В НЭБ

К. Д. Ушинский

Сборник, вышедший в серии «Школьная библиотека» (Москва, 1959 г., Детгиз). Рисунки Н. Петровой.

Рассказы и сказки

ЧИТАТЬ В НЭБ

К. Д. Ушинский

Опись фонда отдела рукописей Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (Ленинград, 1959 г.), который включает в себя: материалы к биографии К. Д. Ушинского; ряд его работ; переписку; материалы жены Н. С. Ушинской и дочери Н. К. Ушинской — всего 76 единиц хранения.

Ушинский Константин Дмитриевич. Опись фонда

ЧИТАТЬ В НЭБ

Р. Б. Заборова

Сборник, вышедший в серии «Школьная библиотека» (Москва, 1961 г., Детгиз). Рисунки А. Костровой.

Спор деревьев

ЧИТАТЬ В НЭБ

К. Д. Ушинский

Сборник, вышедший в серии «Школьная библиотека для нерусских школ» (Москва, 1968 г., Детгиз). Рисунки А. Костровой.

Рассказы о детях

ЧИТАТЬ В НЭБ

К. Д. Ушинский

Электронная книга создана в Национальной электронной библиотеке (Москва, 2020 г.) для использования в составе мобильного приложения «Свет» при поддержке Минкультуры России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памяти всех учителей и учеников школы №1, не вернувшихся с фронтов ВОВ посвящается

«Война закончена лишь тогда, когда похоронен последний солдат.»                                      ...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Сценарий праздника ко Дню учителя "Мы поздравляем всех учителей"

Сценарий праздника ко Дню учителя. В праздничном мероприятии принимают участие все классы....

Мероприятие, посвященное Дню учителя "Мы славим всех учителей"

Участники мероприятия, обучающиеся 1-11 классов...

Сценарий «Сегодня праздник всех учителей!»

Сценарий праздничного концерта посвященного Дню учителя  «Сегодня праздник всех учителей!»...

Конфликт в жизни учителя «учитель –родитель», «учитель –ученик» и пути преодоления.

Конфликт подразумевает такие отношения, при которых сталкиваются противоположные точки зрения, возникают серьезные разногласия, при неумелом разрешении которых разрушаются деловые и дружеские контакты...

Учебно-методическое пособие для учителей математики учителя математики ГБОУ школы № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации учителю по разработке занятия-игры по математики для учащихся старших класс

      В соответствии с Федеральными государственными стандартами образования производится обучение и осуществление внеклассной и внешкольной деятельности учащихся 5-9 классов; а ...