Методическая разработка на тему «Я и мир профессий» для учащихся 9 класса
методическая разработка

Орлова Мария Владимировна

Вы наверное, часто задумывались над тем, кем быть, какую профессию выбрать. Эти вопросы вам задают и в школе, и дома. Почему проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека? Правильно ли считают многие, что профессию выбирают один раз и на всю жизнь? Ответы на эти и другие вопросы, связанные профессиональным самоопределением, мы с вами попробуем найти в нашем мероприятии «Я и мир профессий».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_po_proforientatsii_orlova_m.v._.docx55.09 КБ

Предварительный просмотр:

Юго-Восточное управление министерства образования и науки Самарской области

Конкурс методических материалов

«Из опыта работы по сопровождению

профессионального самоопределения обучающихся – 2022»

Методическая разработка на тему

«Я и мир профессий»

для учащихся 9  класса

Разработчик:

Орлова Мария Владимировна,

учитель

ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с.Борское

с. Борское  2022

Цель:

   - оказание действенной помощи учащимся 9-го класса в осознанном выборе профессионального пути.

-  расширить представление обучающихся о мире профессий, мотивировать к профессиональному самоопределению.

Задачи:

образовательные:

  • ознакомление с понятиями «профессии», «мотив»;
  • способствовать осознанию своих интересов, склонностей, способностей и черт характера.

развивающие:

  • развитие навыков самопознания и саморазвития;
  • развитие творческого мышления, коммуникативных навыков,
  • развитие культуры общения.

воспитательные:

  • воспитание негативной позиции к потребительскому отношению к жизни,
  • воспитание ответственности.

Оборудованиекомпьютер, карточки для работы, плакат «Формула профессии»

        

Ход мероприятия:

Вы, наверное, часто задумывались над тем, кем быть, какую профессию выбрать. Эти вопросы вам задают и в школе, и дома. Почему проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека? Правильно ли считают многие, что профессию выбирают один раз и на всю жизнь? Ответы на эти и другие вопросы, связанные профессиональным самоопределением, мы с вами попробуем найти в нашем мероприятии «Я и мир профессий».

Все мы с вами разные, со своими особенностями, индивидуальными способностями, возможностями, интересами, каждый из нас – это отдельный мир знаний, эмоций, чувств, переживаний, стремлений, мотивов.
Посмотрите, пожалуйста, на доску и выберите цвет, который соответствует вашему настроению.

На ваших столах лежат карточки с данными цветами. Поднимите ту, которая вам близка по эмоциональному состоянию на данный момент.

Те, кто выбрал зеленый цвет, стремятся к успеху; к одобрениюи похвале.

Те, кто выбрал красный, — активны, энергичны, напористы

Желтый — имеют богатую фантазию, но не готовы активно действовать.

Синий — спокойные и уравновешенные люди

Что же мы должны учитывать при выборе профессии, следуя этому методу?

1.Востребованность на рынке труда.

2.Доходность.

3.Требования к  физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз).

4.Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер).

5.Образованность (врач, учитель, психолог, ученый).

6.Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной).

7.Положительное влияние на семейную жизнь.

8.Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).

9.Возможность карьерного роста (важно или не важно).

        По Климову, можно выделить пять больших групп профессий в зависимости от предмета труда         — «техника», «человек», «природа», «знак», «художественный образ». Это — первый уровень         классификации.

1. ТЕХНИКА.К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживание и         проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота         кузнеца. Инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь,         сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей — вот только некоторые из них. Особенность         технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому         профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих         способностей, точности, хорошего здоровья.

2. ЧЕЛОВЕК. Врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер,         экскурсовод — все эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет         труда — человек. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от         человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать         свои эмоции.Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие         между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие — осложняют ее. Если         у вас повышенная потребность в общении, контакты с людьми будут вас радовать, если         пониженная — будут утомлять. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов         этой сферы. Кстати, умение продуктивно общаться необходимо каждому из нас.

3. ПРИРОДА.К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой.         Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и         растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности.Профессии этой группы: агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь — деятельная, а не созерцательная. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться         цветами.

И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать,         лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностейи не ждать быстрых результатов.

4. ЗНАК.К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Это профессии экономиста, бухгалтера, лингвиста, математика, программиста, нотариуса. Предметом труда для этих профессий является «знаковая система», то есть вся информация, которую можно представить в виде         текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. От достоверности и своевременности информации в нашей жизни зависит многое, если не все. Поэтому         специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от         реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой —         представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками.         Профессии этой группы предъявляют особые требования кмышлению, памяти и вниманию         человека.

5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора, потому что таланту свойственно обгонять свое время. Поэтому нередко слава и признание приходят         к творцам только после смерти. Но зато человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем не сравнимую радость. Для освоения творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.

- К какому типу ты относишься? Назови свой список.

Упражнение «Незаконченное предложение»

Обратите внимание на доску и закончите предложение, где вместо пропуска нужно вставить выбранную вами профессию, и то для чего вы хотите ее получить.

Ответы детей.

«Я хочу получить профессию… чтобы…»

Формула профессии «Хочу, могу, надо»

Итак, профессий в мире десятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы найти одну-единственную. Профессиональное самоопределение - от слова «предел» - граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу-могу-надо».

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость, т. е. интересная и привлекательная, это то, что я хочу.

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических, т.е. работа должна быть посильная для вас, это то, что я могу.

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда, это то, что нужно в нашем регионе.

Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трех окружностей (показывает на рисунок № 1).

В окружность «хочу» попали наши цели, мотивы, жизненные планы.

В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности, возможности.

А в окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас.

Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков означает вариант выбора.

На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем - они практически накладываются друг на друга - очень много точек соприкосновения.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/10/s_589ddcbd76d8b/554965_2.jpeg

Проблемная ситуация.

Сейчас я буду описывать профессиональные выборы выпускников, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание (читает):

- Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей «делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких людей немало - больше половины всех выпускников». (№ 1.)

- Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку. (№2.)

- Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным. (№3.)

Определите, какой рисунок соответствует вариантами выбора?

Как же у Саши получился такой удачный выбор? Окружность «надо» у всех одинаковая, (действительно она не зависит от нас) значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?

Что бы вы посоветовали Тане и Лене?

Пояснения

- Тане нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.

- Лене нужно подумать о запасном варианте, может быть, получить дополнительное образование.

 А теперь по перечисленным качествам угадайте профессию:

Учитель перечисляет профессиональные качества, а дети угадывают и называют профессию.

Физическая подготовка

Физическая подготовка

Дисциплина

Смелость

Решительность

Знание психологии

Находчивость

Находчивость

Самосовершенствование

Выдержка

Собранность

Самосовершенствование

Ответственность

Собранность

Отвага

Решительность

Патриотизм

Воображение

Знание техники и оружия

Артистичность

(ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ)

(КЛОУН)

Желающим я раздам карточки с указанной там профессией. Показывать содержимое карточки одноклассникам нельзя.

Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Ученики должны угадать, какую профессию им демонстрируют.

Заключительная беседа.

Существует хорошее выражение - «найти себя».

Как вы его понимаете?

Примерные ответы детей:

- Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.

- Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.

- Найти применение своим талантам.

- Найти свое призвание.

Найти себя - значит понять свое призвание, назначение, определить свои интересы, склонности.

Как вы думаете, можно ли сделать это быстро, допустим, в день окончания школы?

(Дети высказывают свои мнения).

Действительно, поиски себя - это длительный процесс. И он может продолжаться всю жизнь. Однако в какой-то момент приходится делать выбор. И мне бы хотелось чтобы вы о выбранной профессии могли сказать словами Льва Ландау «То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем не сравнимая»

 Рефлексия занятия.

        - Что понравилось на занятии, а что нет?

        - Что узнали нового?

        - Чего ждёте от следующих занятий?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Занимательный материал по профессии станочник»

В методической разработке «Занимательная материал» представлены: кроссворды, ребусы, вопросы, задания.Задания направлены на развитие логического мышления, на активизацию познавательной активност...

Методическая разработка по теме "Лица эпохи Смутного времени" для учащихся 7-х классов

Внеклассное мероприятие-игра может быть использовано в повторительно-обощающем уроке раздела "Россия на рубеже XVI-XVII веков"...

Методическая разработка на тему: "Формирование и развитие фонетических навыков учащихся. Обучение чтению."

Фонетика, транскрипция,типы слогов, звук, буква, чтение буквосочетаний....

Методическая разработка на тему:"Фрагменты уроков по литературе для учащихся пятого класса с использованием технологии дистанционного обучения."

Фрагменты уроков по литературе для учащихся пятого класса. Темы: "Биография А.П.Чехова" и "Рассказ "Хирургия" с использованием технологии дистанционного обучения. Использование технологии дистанц...

Методическая разработка на тему "Характер и выбор профессии"

Методическая разработка предназначеня для 8-9 классов коррекционной школы....

Методическая разработка на тему: «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Цель педагогического опыта: разработка и создание условий для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.Задачи: обеспечить ориентац...