Методическая разработка на тему «Я и мир профессий» для учащихся 9 класса
методическая разработка
Вы наверное, часто задумывались над тем, кем быть, какую профессию выбрать. Эти вопросы вам задают и в школе, и дома. Почему проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека? Правильно ли считают многие, что профессию выбирают один раз и на всю жизнь? Ответы на эти и другие вопросы, связанные профессиональным самоопределением, мы с вами попробуем найти в нашем мероприятии «Я и мир профессий».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_po_proforientatsii_orlova_m.v._.docx | 55.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Юго-Восточное управление министерства образования и науки Самарской области
Конкурс методических материалов
«Из опыта работы по сопровождению
профессионального самоопределения обучающихся – 2022»
Методическая разработка на тему
«Я и мир профессий»
для учащихся 9 класса
Разработчик:
Орлова Мария Владимировна,
учитель
ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с.Борское
с. Борское 2022
Цель:
- оказание действенной помощи учащимся 9-го класса в осознанном выборе профессионального пути.
- расширить представление обучающихся о мире профессий, мотивировать к профессиональному самоопределению.
Задачи:
образовательные:
- ознакомление с понятиями «профессии», «мотив»;
- способствовать осознанию своих интересов, склонностей, способностей и черт характера.
развивающие:
- развитие навыков самопознания и саморазвития;
- развитие творческого мышления, коммуникативных навыков,
- развитие культуры общения.
воспитательные:
- воспитание негативной позиции к потребительскому отношению к жизни,
- воспитание ответственности.
Оборудование: компьютер, карточки для работы, плакат «Формула профессии»
Ход мероприятия:
Вы, наверное, часто задумывались над тем, кем быть, какую профессию выбрать. Эти вопросы вам задают и в школе, и дома. Почему проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека? Правильно ли считают многие, что профессию выбирают один раз и на всю жизнь? Ответы на эти и другие вопросы, связанные профессиональным самоопределением, мы с вами попробуем найти в нашем мероприятии «Я и мир профессий».
Все мы с вами разные, со своими особенностями, индивидуальными способностями, возможностями, интересами, каждый из нас – это отдельный мир знаний, эмоций, чувств, переживаний, стремлений, мотивов.
Посмотрите, пожалуйста, на доску и выберите цвет, который соответствует вашему настроению.
На ваших столах лежат карточки с данными цветами. Поднимите ту, которая вам близка по эмоциональному состоянию на данный момент.
Те, кто выбрал зеленый цвет, стремятся к успеху; к одобрениюи похвале.
Те, кто выбрал красный, — активны, энергичны, напористы
Желтый — имеют богатую фантазию, но не готовы активно действовать.
Синий — спокойные и уравновешенные люди
Что же мы должны учитывать при выборе профессии, следуя этому методу?
1.Востребованность на рынке труда.
2.Доходность.
3.Требования к физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз).
4.Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер).
5.Образованность (врач, учитель, психолог, ученый).
6.Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной).
7.Положительное влияние на семейную жизнь.
8.Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).
9.Возможность карьерного роста (важно или не важно).
По Климову, можно выделить пять больших групп профессий в зависимости от предмета труда — «техника», «человек», «природа», «знак», «художественный образ». Это — первый уровень классификации.
1. ТЕХНИКА.К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживание и проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей — вот только некоторые из них. Особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья.
2. ЧЕЛОВЕК. Врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод — все эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет труда — человек. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции.Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие — осложняют ее. Если у вас повышенная потребность в общении, контакты с людьми будут вас радовать, если пониженная — будут утомлять. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов этой сферы. Кстати, умение продуктивно общаться необходимо каждому из нас.
3. ПРИРОДА.К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности.Профессии этой группы: агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь — деятельная, а не созерцательная. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться цветами.
И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностейи не ждать быстрых результатов.
4. ЗНАК.К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Это профессии экономиста, бухгалтера, лингвиста, математика, программиста, нотариуса. Предметом труда для этих профессий является «знаковая система», то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. От достоверности и своевременности информации в нашей жизни зависит многое, если не все. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой — представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками. Профессии этой группы предъявляют особые требования кмышлению, памяти и вниманию человека.
5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора, потому что таланту свойственно обгонять свое время. Поэтому нередко слава и признание приходят к творцам только после смерти. Но зато человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем не сравнимую радость. Для освоения творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.
- К какому типу ты относишься? Назови свой список.
Упражнение «Незаконченное предложение»
Обратите внимание на доску и закончите предложение, где вместо пропуска нужно вставить выбранную вами профессию, и то для чего вы хотите ее получить.
Ответы детей.
«Я хочу получить профессию… чтобы…»
Формула профессии «Хочу, могу, надо»
Итак, профессий в мире десятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы найти одну-единственную. Профессиональное самоопределение - от слова «предел» - граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу-могу-надо».
Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость, т. е. интересная и привлекательная, это то, что я хочу.
Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических, т.е. работа должна быть посильная для вас, это то, что я могу.
В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда, это то, что нужно в нашем регионе.
Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трех окружностей (показывает на рисунок № 1).
В окружность «хочу» попали наши цели, мотивы, жизненные планы.
В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности, возможности.
А в окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас.
Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков означает вариант выбора.
На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем - они практически накладываются друг на друга - очень много точек соприкосновения.
Проблемная ситуация.
Сейчас я буду описывать профессиональные выборы выпускников, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание (читает):
- Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей «делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких людей немало - больше половины всех выпускников». (№ 1.)
- Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку. (№2.)
- Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным. (№3.)
Определите, какой рисунок соответствует вариантами выбора?
Как же у Саши получился такой удачный выбор? Окружность «надо» у всех одинаковая, (действительно она не зависит от нас) значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?
Что бы вы посоветовали Тане и Лене?
Пояснения
- Тане нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.
- Лене нужно подумать о запасном варианте, может быть, получить дополнительное образование.
А теперь по перечисленным качествам угадайте профессию:
Учитель перечисляет профессиональные качества, а дети угадывают и называют профессию.
Физическая подготовка | Физическая подготовка |
Дисциплина | Смелость |
Решительность | Знание психологии |
Находчивость | Находчивость |
Самосовершенствование | Выдержка |
Собранность | Самосовершенствование |
Ответственность | Собранность |
Отвага | Решительность |
Патриотизм | Воображение |
Знание техники и оружия | Артистичность |
(ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) | (КЛОУН) |
Желающим я раздам карточки с указанной там профессией. Показывать содержимое карточки одноклассникам нельзя.
Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Ученики должны угадать, какую профессию им демонстрируют.
Заключительная беседа.
Существует хорошее выражение - «найти себя».
Как вы его понимаете?
Примерные ответы детей:
- Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.
- Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.
- Найти применение своим талантам.
- Найти свое призвание.
Найти себя - значит понять свое призвание, назначение, определить свои интересы, склонности.
Как вы думаете, можно ли сделать это быстро, допустим, в день окончания школы?
(Дети высказывают свои мнения).
Действительно, поиски себя - это длительный процесс. И он может продолжаться всю жизнь. Однако в какой-то момент приходится делать выбор. И мне бы хотелось чтобы вы о выбранной профессии могли сказать словами Льва Ландау «То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем не сравнимая»
Рефлексия занятия.
- Что понравилось на занятии, а что нет?
- Что узнали нового?
- Чего ждёте от следующих занятий?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: «Занимательный материал по профессии станочник»
В методической разработке «Занимательная материал» представлены: кроссворды, ребусы, вопросы, задания.Задания направлены на развитие логического мышления, на активизацию познавательной активност...
Методическая разработка по теме "Лица эпохи Смутного времени" для учащихся 7-х классов
Внеклассное мероприятие-игра может быть использовано в повторительно-обощающем уроке раздела "Россия на рубеже XVI-XVII веков"...
Методическая разработка на тему: "Формирование и развитие фонетических навыков учащихся. Обучение чтению."
Фонетика, транскрипция,типы слогов, звук, буква, чтение буквосочетаний....
Методическая разработка на тему:"Фрагменты уроков по литературе для учащихся пятого класса с использованием технологии дистанционного обучения."
Фрагменты уроков по литературе для учащихся пятого класса. Темы: "Биография А.П.Чехова" и "Рассказ "Хирургия" с использованием технологии дистанционного обучения. Использование технологии дистанц...
Методическая разработка на тему "Характер и выбор профессии"
Методическая разработка предназначеня для 8-9 классов коррекционной школы....
Методическая разработка на тему: «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Цель педагогического опыта: разработка и создание условий для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.Задачи: обеспечить ориентац...
Методическая разработка по теме Особенности усвоения знаний, умений, навыков учащимися с умеренной умственной отсталостью при изучении математики.
материал рассчитан для педагогов, работающих с детьми с умственной отсталостью....