Современный урок
статья
Данная статья была написана для публикации в сборнике V Международной научно-практической конференции "Выбор профессии: проблемы и перспективы молодых специалистов. Самоопределение, конкуренция, успех. Компетенции молодых специалистов", проводимой Когалымским политехническим колледжем 15.12.2022 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok.docx | 23.09 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ
Шакирова Елена Викторовна
Учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя школа №3» города Когалыма
lena.schakirova@yandex.ru
ВВЕДЕНИЕ
Школа является важнейшим институтом в жизни каждого человека. Именно школьные годы приходятся на сознательный возраст, когда ребенок начинает проявлять интерес к наукам, в это время появляются первые задатки для выбора будущей профессии.
Обучение в школе по-прежнему остается актуальным способом привития знаний, умений, навыков всех областей науки. Несмотря на то, что школа для ребенка – это общение со сверстниками, социальное развитие, однако самая главная цель школы – это обучение. Одним из основных способов привития знаний в школе является урок.
Урок представляет собой организационную единицу учебного процесса. Функция урока – это достижение завершенной, но частичной цели.
В настоящее время привычно различать понятия «традиционный урок» и «современный урок». Традиционным принято считать урок, применяемый педагогами до введения ФГОС. Времена меняются, вот введён уже и ФГОС третьего поколения, люди меняют свое мышление согласно времени, ввиду этого система преподавания обязана адаптироваться к этим изменениям. Современный урок содержит в себе современные тенденции, однако традиционное преподавание также может быть полезно, поскольку имеет множество достоинств. Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, сохраняет ценность всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний, без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове.
На традиционном уроке легко работать, ввиду того, что он имеет простую, привычную, хорошо отработанную до мелочей организацию.
В нашей работе мы остановимся на основных подходах современного урока русского языка и литературы с учетом ФГОС.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
Великому русскому педагогу Константину Дмитриевичу Ушинскому принадлежат следующие слова: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил самостоятельным процессом и давал для него материал». Несмотря на то, что деятельность Ушинского пришлась на третью четверть двадцатого года, данные слова раскрывают суть урока и системы образования в условиях внедрения ФГОС второго поколения. ФГОС третьего поколения в сам урок существенных изменений не внесли. В чём же новшества новых ФГОС?
- В них чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.
- Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных.
- Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
- Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).
- Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное).
- Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось).
- Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ.
- Определено базовое содержание программы воспитания.
- Уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ. [4]
Современный урок - это расширение кругозора учащихся, развитие его личности, а именно речи, ответа, личностных особенностей, культуры общения. Современный человек – это не только эрудит, но и тот, кто обязан уметь использовать свои знания для решения новых проблем. Ввиду этого урок нового поколения должен быть составлен на основе жизненных ситуаций, видении перспективных условий для решения задач, предлагаемых обществом.
Основные подходы
Решение всех этих задач может обеспечить такой подход в обучении, как системно-деятельностный. Однако ведущие семинары по проблеме внедрения и применения данного подхода показали, что современный учитель не до конца понимает сути данного подхода. В методике преподавания до сих пор преобладают традиционные методы, которые не позволяют до конца перестроиться на новые направления в организации учебной деятельности [1; 56].
Системно-деятельностный подход в обучении представляет собой выстраивание совместной деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока. Данное взаимодействие подразумевает становление цели урока личной целью самого ученика. Иными словами, ученик сам, применяя различные средства, должен планировать свою деятельность, а результат урока должен стать для него значимым. В данном случае успех ученика зависит от него самого, и ведущей должна быть именно его готовность прилагать личные усилия для достижения результатов в различных сферах деятельности [1; 98].
Системно-деятельностный подход способствует развитию личности ребенка на основе универсальных учебных действий, достижению личностных, предметных и метапредметных результатов. Согласно данному подходу, ученик становится организатором и управленцем учебного процесса, у ученика есть право на ошибку и на её анализ, путем осознания допущенной ошибки. Задача учителя при таком подходе – создавать условие успеха, на почве отсутствия страха и скуки у ученика, которые, в свою очередь, тормозят развитие ребенка.
В современном уроке важны технологии обучения, которые обеспечивают формирование у учащихся универсальных учебных действий, достижение метапредметных результатов. На уроках русского языка мы с детьми периодически обращаемся к знаниям, полученным на уроках литературы. Учащиеся выполняют задания по русскому языку, используя тексты из произведений классиков, которые мы изучаем на литературе. В свою очередь, изучение произведений на литературе невозможно без знаний истории. Уже в 5 классе при изучении рассказа «Муму» И.С. Тургенева дети знакомятся с таким понятием как «крепостное право». Для того, чтобы понять произведение, понять героев, детей погружаем в жизнь России 19 века. «Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, «Война и мир» Л.Н. Толстого… Все произведения русской классической литературы! Их изучение невозможно без понимания и знания эпохи написания произведения. Конечно, на уроках литературы не обходимся без таких вопросов: «Чему учит произведение?», «Актуально ли оно в наше время?».
Безусловно, знания, которые учащиеся получают на уроках русского языка и литературы применяются ими ежедневно. Большинство учащихся это понимает.
Итак, современный урок в рамках новых ФГОС должен отвечать следующим требованиям:
- Урок должен быть хорошо организован, кабинет должен соответствовать техническим требованиям современного урока;
- Деятельность учителя должна быть хорошо спланированной, должны быть четко поставлены цели и задачи;
- Задача учителя – подвести ребенка к самостоятельному определению темы, цели и задач урока, поскольку именно таким способом обучающийся присваивает задачи себе;
- Урок должен быть проблемным и развивающим;
- Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- Учитель своим поведением должен создавать благоприятную и доброжелательную обстановку, на уроках не должны быть намеки на стресс и переживания, поскольку они являются тормозящим развитие элементами [2; 94].
Организовать урок, соблюдая данные требования, очень сложно. Главным ресурсом для достижения всех целей современного урока является, без сомнений, учитель и, прежде всего, его отношения к учебному процессу и детям, его творчество, профессионализм, его желание работать с каждым ребенком.
Список литературы
- Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность. - М.: Академия естествознания. - 2010. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://monographies.ru/en/book/view?id=76
- Лукьянова, М. И. Проектирование и анализ современного урока в соответствии с требованиями ФГОС общего образования / М. И. Лукьянова. – Текст : непосредственный // Управление современной школой. Завуч. – 2017. – № 5. – С. 83-95 : 2 табл. – Библиогр.: с. 94-95 (9 назв.). – ISSN 1999-5814.
- Патрикова Т.С. Готовая карта педагогических технологий, чтобы ученики достигали результатов по ФГОС на каждом уроке // Справочник заместителя директора школы. – 2018. - №10.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе
Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...
Современный урок «Зимние народные праздники» в цикле «Образы русской культуры». Требования к современному уроку и его характеристики.
Цикл «Образы русской культуры» для 5-х классов был включен в учебный план гимназии в 1994 г. В 1995 году авторский коллектив был награжден Диплом...
Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии
Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...
Современный урок. Проблемы и перспективы современного урока.
Урок как форма организации учебной деятельности существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается сам...
Современный взгляд на дидактику общеобразовательной школы в условиях введения новых ФГОС. Урок в современной школе. Технологическая карта современного урока
Материал предназначе для учителей, работающих в условиях введения новых ФГОС....
Требования к современному уроку: причины потери времени на уроке, проектирование современного урока в реализации ФГОС. Матричное оценивание деятельности учителя как способ профессионального развития педагога.
Методические материалы круглого стола. Взаимодействие с коллегами....