Методика формирования звуковысотного слышания "НОТНАЯ ЛЕСТНИЦА"
методическая разработка
Цель методической разработки - формирование у обучающихся знаний элементарной нотной грамоты и способности различать высоту и тональность музыкальных произведений.
Настоящая методическая работа заняла II место в XII Международном конкурсе педагогов "Педагогический совет" в номинации "Методические разработки".
Подготовлена в соавторстве с бакалавром педагогики и психологии Лазаревым Арсением Иннокентьевичем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_notnaya_lestnitsa.docx | 73.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец пионеров и школьников им. Н. К. Крупской г. Челябинска»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по методике формирования
звуковысотного слышания
«НОТНАЯ ЛЕСТНИЦА»
Разработчики: | Сухоруков Дмитрий Викторович, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Образцового детского коллектива «Оркестр народных инструментов «Хрусталёк» Лазарев Арсений Иннокентьевич, бакалавр педагогики и психологии, руководитель библиотеки Уральского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, член Совета директоров библиотек вузов Челябинской области |
Челябинск
2021
Методика формирования звуковысотного слышания «Нотная лестница» разработана на основе педагогического опыта обучения игре на музыкальных инструментах обучающихся Образцового детского коллектива «Оркестр народных инструментов «Хрусталек».
Цель – совершенствование знаний и умений нотной грамоты средствами формирования звуковысотного слышания у обучающихся.
Задачи:
- Формирование навыков нотной грамоты обучающихся.
- Развитие наглядно-образного мышления обучающихся через систему умений нотного письма.
- Создание педагогических условий для музыкального и художественно-эстетического развития обучающихся.
В процессе реализации методики используются комбинированные дидактические приемы, в том числе:
– Игровой метод обучения.
– Информационно-логический метод.
Описание и реализация методики
В процессе обучения игре на музыкальных инструментах, обучающиеся сталкиваются с проблемой определения на слух звукоряда. Иными словами, ребенок путает последовательность звуков, расположенных по высоте в восходящем или нисходящем порядке на нотном стане, не может усвоить верную последовательность нот.
Методика «Нотная лестница» была разработана в процессе педагогической практики на основе личного опыта образовательной деятельности с детьми, подростками и юношеством в возрасте от 7 до 17 лет. Методика направлена на изучение и совершенствование знаний нотной грамоты.
«Нотная лестница» состоит из семи ступеней. Каждая ступень содержит ноту и относительную высоту музыкального звука по его местоположению в звукоряде (рис. 1):
Рис. 1 – Наглядный материал по методике обучения «Нотная лестница»
Методика применяется для усвоения трудной для восприятия информации в области теории музыки и направлена усвоение обучающимися
порядка расположения нот в точной последовательности – снизу вверх и сверху вниз по нотному стану. Всего в «Нотной лестнице» семь ступеней, каждая ступень содержит одну ноту:
- 1-я ступень – ДО
- 2-я ступень – РЕ
- 3-я ступень – МИ
- 4-я ступень – ФА
- 5-я ступень – СОЛЬ
- 6-я ступень – ЛЯ
- 7-я ступень – СИ
Метод реализуется в игровой форме: педагог дополнительного образования и обучающиеся становятся у лестничного пролета. Вначале педагог дает пояснения содержания игры. Затем обучающийся начинает восхождение по лестнице. Наступая на каждую ступень левой и правой стопой он произносит ноты в точной последовательности (см. рис. 1):
Снизу вверх: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Сверху вниз: СИ, ЛЯ, СОЛЬ, ФА, МИ, РЕ, ДО.
Планируемые образовательные результаты
Результатами методики формирования звуковысотного слышания «Нотная лестница» являются:
1. Совершенствование знаний нотной грамоты обучающихся: формирование их умений различать ноты в точной последовательности, снизу-вверх и сверху-вниз по нотному стану.
2. Развитие наглядно-образного мышления: благодаря методике, обучающиеся при работе с нотной информацией имеют образное представление «нотной лестницы», благодаря чему хорошо ориентируются с расположением нот на стане.
3. Создание педагогических условий для музыкального развития обучающихся.
Список использованной литературы
- Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования: учебник / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Прометей, 2020. – 502 с.
- Бочкарев, Л. Л. Психология музыкальной деятельности: учебное пособие / Л. Л. Бочкарёв. – Москва: Классика-XXI, 2008. – 350 с.
- Словарь музыкальных терминов / Составитель Е. А. Яных. – Москва : АСТ, 2009. – 318 с.
- Шарабарин, М. И. Методика обучения игре на инструменте : учебно-методическое пособие / М. И. Шарабарин ; Белгор. гос. ин-т искусств и культуры. – Белгород : БГИИК, 2016. – 71 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика формирования умений ставить и решать проблему у учащихся 8-9 классов на уроке информатики средствами разноуровневых заданий и практических работ
Изучение предмета «Информатика и ИКТ» должно способствовать процессам социализации личности, фундаментализации образования, обеспечения возможности продолжать обучение (в рамках непрерывного от...
Методика формирования системных знаний и обобщенных способов деятельности по русскому языку как основа развивающего обучения.
Методика формирования системных знаний и обобщенных способов деятельности по русскому языку как основа развивающего обучения Так учит учитель. ...
эффективные технологии и методики формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.
Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы может быть использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эфф...
Методика формирования креативных способностей у учащихся 7-11 классов в процессе решения эвристических задач.
При обучении математике на решение задач отводится большая часть учебного времени. Однако, к сожалению, в массовой школьной практике решение задач чаще всего рассматривается лишь как средство отработк...
Методика формирования самостоятельной письменной речи.
Презентация по материалам книги Е.Н. Российской "Формирование самостоятельной письменной речи."...
Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.
Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...
Методика формирования умения решать вычислительные задачи в процессе изучения курса физики основной общеобразовательной школы
В статье предствалены общие подходы к решению задачи, т.к. процесс обучения учащихся умению решать физические задачи основывается на сознательном формировании у них знаний о средствах...