Формирование метапредметных коммуникативных УУД через публичную защиту индивидуального проекта . Советы для учащихся по укреплению уверенности в защите проекта.
статья

Андрейчик Юлия Юрьевна

В этой статье мы вспомним, что метапредметные коммуникативные УУД формируются при осуществлении совместной проектной деятельности, а также при публичной защите проекта. Узнаем, почему важно изучить процесс проведения презентации при защите индивидуального проекта, шаги, которые необходимо выполнить для этого процесса, и советы по укреплению уверенности в своей презентации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральный государственный стандарт образования второго поколения определяет главной целью школьного образования воспитание, оказание социально-педагогической поддержки и развитие высоконравственного, социально-активного, творческого индивида, который способен и стремится непрерывно совершенствоваться, развиваться и обучаться. В основу ФГОС второго поколения положены требования к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ. Определены следующие результаты освоения обучающимися образовательных программ: личностные, метапредметные и предметные. В соответствии с ФГОС метапредметными результатами являются следующие умения: ставить цель и задачи; анализировать условия и выбирать оптимальные способы и средства для достижения цели и задач; прогнозировать будущий результат своих действий в результате осознанной рефлексии на разных этапах, ведущих к достижению цели; адекватно и самокритично оценивать свою деятельность, ведущую к реализации цели; выбирать, использовать знаково-символические средства и модели, а также комбинировать, видоизменять и создавать их для решения конкретных задач; выполнять различные логические операции, такие как: сравнение, анализ, установление аналогий, обобщение, классификация, подведение под понятие; работать с информацией, а именно: выделять главное, структурировать, преобразовывать; проявлять инициативность и самостоятельность; проявлять волевые качества и приемы саморегуляции в деятельности, необходимой для решения целей и задач; работать в парах, больших и малых группах, владеть эффективными методами сотрудничества, разрешения конфликтов и спорных вопросов; общаться и решать коммуникативные задачи; пользоваться ИКТ для решения поставленных задач; передавать в форме громкой четкой речи содержание совершаемых действий и полученный результат деятельности. Именно через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, есть возможность показать практическое применение приобретенных знаний и умений, а именно: самостоятельно планировать свои действия по решению задачи; ориентироваться в информационном пространстве: сопоставлять, анализировать, систематизировать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (составить таблицу, сделать диаграмму, график и т.д.); оценивать и корректировать свою деятельность в ходе проекта; выполнить проект в определенных временных рамках; получить конкретный результат деятельности; представить (защитить) его публично.

В ходе проектной деятельности у обучающихся развиваются все типы УУД, целенаправленно ведущих к достижению метапредметных результатов. Метапредметные коммуникативные УУД формируются при осуществлении совместной проектной деятельности, а также при публичной защите проекта.

Индивидуальный проект – это завершенное исследование или разработанный проект информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного или другого направления. В зависимости от темы презентация индивидуального проекта обязательно дополняется наглядными материалами в виде слайдов, моделей, макетов, мультимедийных продуктов и др. Правильная презентация индивидуального проекта позволяет достичь желаемого результата.

Вне зависимости от уровня материала именно способность заинтересовать слушателей определит успех или неудачу презентации. Часто учащиеся, написавшие проектную работу и создав презентацию, теряются на последнем шаге- защите. Поэтому мы решили предложить ребятам использовать следующие идеи для творческой и успешной защиты.

Подходите к представлению проекта творчески, чтобы зрители не выступали пассивными слушателями. Практически всегда успех презентации зависит от хорошего планирования, но уделяйте не меньшее внимание способам выражения идей. Ваш конечный план должен учитывать все аспекты презентации – вербальные, визуальные и социальные. Творческая задумка может пойти прахом, если вам в новинку выступать перед большим количеством людей, но используя правильный подход, можно заинтересовать слушателей практически любой темой.

Во-первых, необходимо избавиться от волнения перед презентацией проекта. Чрезвычайно важно хорошо выспаться и подготовиться к презентации заранее. Используйте столько времени, сколько необходимо, чтобы почувствовать уверенность в своем проекте. Пару минут медитации перед выступлением также помогут снять напряжение. Глубокое дыхание помогает успокоиться, сосредоточиться и снизить уровень стресса. Помогает также разогрев ладоней. А для уверенного звучания-произнесение скороговорок.

Во-вторых, необходимо заранее обдумать сценарий. Как известно, каждый талантливый докладчик всегда оставляет место для импровизации, но успешная презентация почти всегда опирается на отшлифованный сценарий. Сценарий можно держать под рукой на случай, если вы свернете с пути и захотите вернуться на проторенную дорожку. Постарайтесь грамотно спланировать презентацию по времени. Необходимо вложиться в отведенные рамки.

В-третьих, говорить стоит неспеша. Слишком быстрая речь всегда выдает волнение и неуверенность, поэтому старайтесь говорить размеренно и достаточно медленно. Постарайтесь замедлить обычный темп речи и вам уже станет проще контролировать свои высказывания. Засеките время и прочитайте текст сценария в привычном темпе. Затем снова включите таймер и попытайтесь прочесть этот текст, потратив на пятую часть больше времени. Преследуйте цель замедлить свою речь на репетициях, чтобы лучше следовать нужному темпу на презентации. Уделите этому аспекту особое внимание, если на выступлениях вы часто волнуетесь. Делайте паузы, которые помогут подчеркнуть важность момента и обозначить переход от одной логической части к другой.

В-четвертых, проводить презентацию лучше в разговорном стиле. Необходимо четко понимать, о чем вы говорите на презентации, но при этом старайтесь озвучивать свои мысли слегка небрежно. Слушателям не по душе, когда выступление докладчика выглядит как монотонное чтение с листа. Сформируйте у зрителей ложное представление, будто ваша речь представляет собой импровизацию, чтобы они заинтересовались проектом. Разговорный стиль невозможен без уверенности в себе, тогда как для уверенности необходима должная подготовка. Не следует путать разговорный стиль с полной импровизацией. Опытные докладчики способны передать суть при помощи разговорного стиля, но при этом не уходить от темы.

В-пятых, необходимо репетировать. Репетиции и подготовка станут фундаментом успешной презентации. Лучше говорить перед зеркалом и подобрать такой тон голоса, который подходит для выбранной темы. В процессе репетиций придет осознание того, как правильно подать свой сценарий. Свежие идеи – это приятные последствия репетиций. Репетируйте в разных местах, чтобы не привыкать к определенным условиям.

В-шестых, используйте язык жестов и тела. Если слушателей заинтересует ваш зрительный образ, то они обязательно прислушаются к вашим словам. Подобно актеру, используйте жесты и мимику для выражения мыслей. Движения должны быть плавными и естественными. Жестикулируйте руками, чтобы подчеркнуть важные моменты. Поддерживайте зрительный контакт с аудиторией. Сохраняйте правильную осанку. Занимайте на сцене максимально возможное пространство. Помимо уверенного языка тела защищающий проект должен представлять собой подвижны объект. Расхаживайте по сцене, чтобы слушателям было интересно следить за вами. Ходите туда и обратно, но не двигайтесь слишком быстро. Лихорадочный темп ассоциируется с волнением. Ваши шаги должны быть уверенными.

В-седьмых, помните, что одежда должна соответствовать презентации. Зрители сделают первые выводы о вас уже по внешнему виду. Благодаря аккуратной и уместной одежде любые ваши слова будут восприняты всерьез. Не пытайтесь впечатлить зрителей своим нарядом. Для таких мероприятий принята стандартная форма одежды.

В-восьмых, используйте раздаточный материал. Подобные материалы позволяют слушателям не потерять нить презентации. Если ваш доклад опирается на объемный текст, то раздайте присутствующим краткие сведения о ключевых аспектах проекта или вводную информацию. Текстовый раздаточный материал предпочтительнее слайдов.

В-девятых, привлеките интерес зрителей в начале презентации и поощряйте их участие.  Ваши вступительные фразы должны быть максимально понятными. Начните презентацию с увлекательного заявления. Расскажите шутку, подчеркните важность проекта либо используйте поэтическое описание темы, чтобы “достучаться” до аудитории. Большую часть времени именно вы должны оставаться в центре внимания, но задействовать зрителей также полезно, иначе они могут заскучать. Разрешите участникам аудитории задавать вопросы.

В-десятых, стоит узнать мнение слушателей. В таком случае вы получите возможность превратить свой проект в открытый для обсуждения форум. Свежий взгляд на вопрос от людей, которые еще не слышали о вашем проекте, позволит повысить качество презентации. Такая подача материала станет еще более интересной для всех присутствующих, в том числе для вас.

И, наконец, покажите свою увлеченность проектом. Главным аспектом успешной презентации является степень интереса докладчика к теме. В конечном счете внимательные зрители всегда видят, насколько ведущему интересен материал. Если вы страстно увлечены или одержимы проектом, то всегда сможете передать свой энтузиазм слушателям.

Публичная защита своих проектов формирует способность и готовность к осуществлению коммуникации. Свобода выбора и ответственность за конечный результат ведут к формированию гражданской позиции, социальной ответственности перед собой, обществом, государством. Таким образом, проектная технология является эффективным педагогическим инструментом для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что и требует ФГОС второго поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Защита индивидуальных проектов учащихся

Обобщающий урок по теме «Защита индивидуальных проектов учащихся» по разделу программы «Основы языка разметки HTML» с применением проблемно-исследовательской технологии...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Курс "Экология для малышей для начальной школы - это социально - образовательный проект в рамках которого, обучающиеся преобретают умения, являющиеся предпосылкой успешной самореализации личности....

Формирование навыков коммуникативной компетенции через личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам.

В данной статье рассмотрен опыт работы по использованию некоторых инновационных образовательных технологий,в основе которых лежит метод коммуникативных заданий....

Формирование метапредметных умений учащихся через овладение способами работы с различными источниками информации.

  Основная идея - переориентация учебного пространства от человека «знающего» к человеку «умеющему». Главное – не объем сформированных знаний, а как усвоенные знания и умения научить...

Мастер-класс по теме "Бинарное внеклассное мероприятие – один из педагогических путей формирования метапредметных коммуникативных УУД в процессе реализации внеурочной деятельности как требование ФГОС"

Данный мастер-класс был проведен в рамках районного семинара по теме "Пути формирования метапредметных коммуникативных УУД в процессе реализации урочной и внеурочной деятельности как требование Ф...

Контрольно-измерительные материалы по изобразительному искусству в 7-8 классах. Защита индивидуального проекта

Контрольно-измерительные материалы  по Изобразительному искусству для промежуточной аттестации в виде защиты индивидуального проекта в  7-8 класс...

Приказ ш46-13-710-1 О проведении промежуточной аттестации учащихся в 10 классах в форме защиты индивидуальных проектов 2021

О проведении промежуточной аттестации учащихся 8-х, 10-х классов в форме защиты проектов...