Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках географии
учебно-методический материал

В презентации раскрываются основные формы и методы работы с учащимися для формирования функциональной грамотности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках географии Выполнила учитель географии МБОУ Багаевская СОШ № 3 Копосова С.В.

Слайд 2

Международные оценочные исследования PISA «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся» оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях Здесь российские школьники пока что показывали хороший результат только в финансовой грамотности: в 2015 году – 4 место. В том же году они заняли лишь 30-34 место по естественно-научным навыкам, 20-30 – по математическим, 19-30 – по читательским. Что касается коммуникативного направления мониторинга, посвященного умению совместно решать проблемы, то тут 36,5% российских учащихся не достигли базового порогового уровня.

Слайд 3

Задача учителя географии Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требуют применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.

Слайд 4

Естественно-научная грамотность. Реальная ситуация. 1. ОБЪЯСНЯТЬ 2. ИССЛЕДОВАТЬ Проблема. 3. ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ДАННЫЕ И СДЕЛАТЬ ВЫВОД.

Слайд 6

Приёмы Технология проектной деятельности. - участие в школьных научно-практических конференциях, семинарах, олимпиадах -Технология критического мышления, на основе построения проблемной ситуации: работа над деформированным текстом. -Уровневая дифференциация обучения -Информационные и коммуникативные технологии ( Интернет, средства мультимедия , библиотека)

Слайд 7

Пространство и форма Какое изображение холма на плане будет неправильным A ) 1-Б B ) 2-Д C ) 3-Г D ) 4-А E ) 5-Б {Правильный ответ}= A {Сложность}=В

Слайд 8

Работа с текстом При наступлении какого природного явления актуальны такие рекомендации Национального бюро США: «Если Вы не дома и вблизи нет никакого укрытия – ложитесь ничком в любую ближайшую канаву, закройте голову руками; если Вы в машине или тракторе – не пытайтесь бежать, выскакивайте из кабины и ложитесь в канаву; стойте подальше от окон, дверей и наружных стен дома, спрячьтесь в подвал; покиньте передвижные домики и найдите более надежное укрытие. В этот момент мало что можно сделать для спасения имущества, но, соблюдая эти рекомендации, можно существенно снизить риск ранения или гибели». A ) Самум B ) Цунами C ) Торнадо D ) Наводнение E ) Гололед {Правильный ответ}= C {Сложность}=В

Слайд 9

КИМ Например, задания 27-29 из КИМ ОГЭ по географии ( выполняются с использованием приведённого ниже текста): В пределах какого субъекта России произошло данное событие? Ответ: _____________ край. Тропический циклон « Санба » В сентябре 2012 г. на одной из центральных улиц Владивостока на проспекте Красоты сошёл оползень. Камнями и землёй засыпало большую часть дорожного полотна. В результате инцидента никто не пострадал, но движение было закрыто. Причиной оползня стали сильные дожди, вызванные пришедшим тропическим циклоном « Санба ». Как называются ветры, которые приносят сезонные дожди в эту часть России? Объясните, почему сильные дожди могли стать причиной оползня? Проект ФГОС ООО по географии включает функциональную грамотность, и модель КИМ ОГЭ-2020 предусматривает проверку соответствующих навыков. Можно использовать готовые материалы КИМ как примеры заданий для построения собственного мониторинга: задания 27-29 предполагают анализ текста, а 16-17 — данных из таблицы. Так оценка функциональной грамотности влияет на повышение качества школьного географического преподавания: направляет его в сторону разносторонности и практикоориентированности .

Слайд 10

Тесты -онлайн

Слайд 11

https://konstruktortestov.ru/teacher Конструктор тестов

Слайд 12

Онлайн- дз

Слайд 14

Виртуальные онлайн-доски

Слайд 15

Виртуальная доска ( онлайн-доска ) - сервис, который дает возможность каждому ученику разместить свою работу на доске, а учителю - прокомментировать и оценить каждого. Возможно также использование доски преподавателем для размещения учебно-методических, контрольно-измерительных и других материалов. Таким образом, на доске можно разместить любой материал в электронной форме: -- текст, -- фото, -- отправить файл (в т.ч . презентации), -- гиперссылки, -- видео, записанное с камеры веб-камеры /мобильного телефона, -- аудио, записанное непосредственно в Padlet , -- рукописное изображение в Padlet , -- а также Поиск Google для добавления изображения, видео, GIF или ссылки, карта Google .

Слайд 16

Можно определить множество вариантов использования Padlet в урочной и внеурочной деятельности : - ученик может показать свою активность размещением изображений, видеопроектов, отчётов в виде прикреплённых текстовых файлов и презентаций, - большие возможности открываются для совместной деятельности - можно, например, совместный проект реализовать, - учитель может разнообразить формы обратной связи с учащимися, - учитель может создать полноценный дистанционный урок , размещая видео, ссылки, картинки, материалы, а для фиксации оценочной составляющей добавить один из онлайн конструкторов тестов, который он может разместить ссылкой в Padlet . - можно планировать различные мероприятия, попросив участников добавлять свои идеи прямо на доску, - удобно использовать как систему хранения документов, загрузив на доску материалы, которые будут доступны для скачивания в любое время, - как форма отчёта о мероприятии/экскурсии, ведь можно на такую доску разместить и фото, и видео, и отзывы, и маршрут... - создание доски Padlet может быть самостоятельным заданием. Вы можете предложить учащимся на выбор - сделать доклад, презентацию, интерактивный плакат, карту памяти или доску Padlet . Получившуюся доску можно встроить в блог класса, а можно открыть её в качестве доклада прямо на уроке! - очень удобен и совместный сбор материалов по какой-либо теме - все ресурсы будут собраны в одном месте и никогда не потеряются, - если у класса нет своего блога/сайта, то такая виртуальная доска может стать доской сообщений для класса или группы, где Вы можете размещать объявления и важную информацию, - можно и свою визитку сделать, разместив QR-кодом на обычной визитке или давая ссылкой при знакомстве, - .......

Слайд 17

Формула успеха ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ

Слайд 18

Современные методы и формы работы оказывают педагогам практическую помощь в решении профессиональных задач, способствуют развитию школьной информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся

Слайд 19

Дерево – функционально грамотная личность Вода – педагогические технологии Яблоки – ключевые компетенции Лейка – учитель Лейка - учитель, для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться т.е. заниматься самообразованием. Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя добиться развития функциональной грамотности. Подведём итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии.

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии. Функциональная грамотность –рассматривается как способность личности использовать все постоянно приобретаемые в жизни зн...

Методическая разработка на тему: «Приемы и методы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Цель:  формирование функциональной грамотности у обучающихся  на уроках русского языка и литературы.Задачи:1.      Поделиться опытом работы  применения  ме...

эссе "Творческий подход к формированию функциональной грамотности учащихся на уроках музыки."

в эссе раскрываются некоторые методы формирования читательской грамотности на уроках музыки...

Вопросы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках технологии.

Одним из ключевых вопросов школьного образования рассматривается задача по формированию функциональной грамотности учащихся и отчасти учителей.  В данной работе я хотел рассмотреть вопрос формиро...