"Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках географии через организацию работы с картой"
материал по географии

Кухта Ольга Сергеевна

+

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx95.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках географии через организацию работы с картой»

«Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Функциональная грамотность - есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Это значит, что в каждый урок или внеурочное занятие должны быть включены задания, выполнение которых способствует развитию функциональной грамотности.

В образовательном стандарте сказано, что формирование картографической грамотности - цель географического образования. В географии главный метод исследования - картографический.

Изучение географии невозможно представить без использования картографической информации.

Карта представляет собой не только привычное изображение земной поверхности на плоскости, а в настоящее время рассматривается как источник информации, который в свете информационных технологий можно было бы представить как определенный информационно-образовательный продукт. Современный человек должен уметь пользоваться географическими картами столь же привычно и свободно, как книгами или компьютером.

Для школьников карта представляется достаточно сложным видом информации.

Научное знакомство с картой осуществляется по следующим этапам:

  • формирование картографических знаний
  • овладение практическими приемами работы с картой
  • осмысление содержания карты
  • пространственное представление

Карта имеет достаточно широкие функциональные возможности:

  • познавательные, которые позволяют проводить пространственно-временные исследования природы и общества;
  • оперативные для решения практических задач;
  • конструктивные: разработка и реализация проектов;
  • прогностические: прогноз изменений состояния объектов во времени.

Но одной из важных, является КОММУНИКАТИВНАЯ функция. Знание «картографического языка» позволяет человеку осуществить «перевод» информации с языка символов»; получить необходимую информацию и использовать ее в дальнейшем для реализации каких-либо целей.

В педагогической практике географы часто используют следующие понятия: «знать карту», «читать карту». Первое понятие подразумевает умение учащихся ориентироваться по карте и показывать необходимые географические объекты, так называемую номенклатуру. Второе понятие более широкое, так как оно связано с изучением «азбуки картографии», овладением приемами сравнения, наложения, описания географических объектов; созданием «географических образов».

Чтобы заинтересовать учеников, можно им предлагать различные приемы работы с картой.

Виды заданий с использованием географических карт по содержанию

1. Использование общегеографических карт:

«Стороны горизонта»

Этот прием помогает формировать пространственное представление, помогает лучше запомнить карту.

Пример 1. Укажите  материки  западного и восточного полушария.

Пример 2. Расположи горы мира  с севера на юг: Гималаи, Кавказ, Анды, Атлас, Альпы, Тянь-Шань, Капские, Скандинавские

Пример 3. Расположи реки России с востока на запад: Обь, Иртыш, Енисей, Амур, Волга, Лена, Колыма.

«Узнай объект по описанию»

Даю краткие характеристики географическим объектам, а дети их определяют. Например:

  1. Часть света, расположенная только в северном полушарии и пересекаемая нулевым меридианом. (Европа)
  2. Самый большой материк. (Евразия)
  3. Материк, пересекаемый и экватором и нулевым меридианом (Африка)
  4. Самый большой по площади океан. (Тихий)
  5. Самый холодный материк.(Антарктида)

 «Путешествие по карте»

Задание. На чемпионат мира по футболу, который проходил в Бразилии, прибыли сборные команды из Южной Кореи, ФРГ, Нигерии, Австралии (можно брать любые страны). Каким путем они добирались к месту соревнований, если предположить, что они плыли на кораблях? Указать географические объекты (заливы, проливы, моря, острова, полуострова и т. д.)

Дополнительные вопросы к заданию:

- на каком материке расположена Бразилия?

- в какой его части?

- какое время года было там в июле?

- как называется столица государства?

- какие крупные города есть в стране? И т.д.

На все эти вопросы можно ответить, используя только географические карты.

2. Использование топографических карт:

«Найди меня»

Один ученик по карточке читает свое местонахождение на карте используя топографические знаки, которые он показывает остальным учащимся. Ребята должны определить его местонахождение.

На уроке также мы составляем рассказ с применением условных знаков.

3. Использование политических карт:

«Найди лишнее»

Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору.

Пример 1. Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай (Парагвай не имеет выход к морю остальные имеют морские порты).

Пример 2. Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция. (Албания, находится в Европе, остальные в Азии).

Пример 3. Россия, Канада, США, Бразилия, Австралия, Италия (Италия маленькое по размеру государство остальные большие).

Данный прием можно использовать при изучении любых тем. Он универсален.

4. Использование контурных карт:

Пример 1 Перечислите все указанные цифрами географические объекты.

Пример 2 По очертанию определить географический объект.

Пример 3 Работа с составными контурными картами. Это карты, разделенные на части - пазлы. Задача учащихся заключается в составлении из частей целой карты. Чтобы её составить, нужно знать карту

Использование групповой форм работы с географическими картами:

«Ранжированный ряд».

Данный прием проверяет способность групп ранжировать единичные или общие понятия.

Пример. Выстройте данные названия гор от самых низких до самых высоких: Гималаи, Альпы, Кавказ, Анды, Уральские. Кто – то,  наоборот, от высоких к низким.

Пример. Выстроите ряд государств по уровню экономического развития или принадлежности к экономической группировке.

Использование парной формы работы с географическими картами:

«Гонка за лидером»

Хорошо идет отработка знаний географической карты в этой игре.

К карте вызываются два, примерно равных по знаниям, ученика. Учащиеся класса по очереди называют объекты географической номенклатуры, которые не должны повторяться. Отвечающие должны быстро и правильно показать их. Показавший правильно первым зарабатывает балл.

Такая работа проводится со всем классом, требует внимания всех учеников, вызывает интерес и дает результаты.

Географический диктант с « ошибками»

Например, текст диктанта в 7 классе по теме «Евразия».

«Наш корабль снялся с якоря на рейде порта Мурманск. Мы отправились в путь по водам (Белого моря). В трюмах находился груз для жителей (полуострова Сахалин). Обогнув с севера (остров Таймыр), корабль вышел на просторы (Баренцева моря). Вскоре на горизонте показались острова (Северная Земля), миновав которые мы продолжили свой путь на восток по водам (Карского моря). Через некоторое время прошли у берегов (полуострова Врангеля) и по водам Чукотского моря подошли к (Татарскому) проливу. Дальше наш путь шел на (северо-запад) по водам Беренгова моря к берегам (острова) Камчатка. Попутное холодное течение (Куросио) помогало нашему кораблю. Обогнув Камчатку пройдя по водам (Японского моря) корабль подошел к (полуострову) Сахалин и бросил якорь на рейде Южно-Сахалинска.»

Географические объекты, записанные в скобках, ошибочны. Учащиеся должны написать правильные объекты

«Найди лишнее».

Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору:

Пример. Уральские горы, Аппалачи, Скандинавские горы, Анды, Большой Водораздельный хребет. (Анды новой складчатости, остальные древней).

Пример. Амазонка, Замбези, Волга, Анхель, Янцзы. (Анхель – это водопад, остальное – реки).

«ЧТО ТАКОЕ? КТО ТКАКОЙ?»

Пример. Объяснить термин и показать на карте.

1.Титикака                                  2.Маракайбо

3.Анхель                                     4.Игуасу

5.Мулаты                                    6.Бразилиа

7.Аконкагуа                                8.Амазонка

«САМОЕ-САМОЕ».

Пример: Южная Америка-это материк рекордов мира. Назовите  по карте эти рекорды.

1.         Анды –самая длинная горная система мира.

2.         Южная Америка – самый влажный материк Земли.

3.         Самый большой речной бассейн мира с р. Амазонкой.

4.         Анхель самый высокий водопад мира.

Использование творческих заданий при работе с географическими картами.

«Я – капитан».

Пример. Разработай маршрут движения своего корабля из пункта г. Токио (Япония) до г. Рим (Италия) запиши все географические объекты, которые встретятся тебе на пути.

Использование проектных заданий при работе с географическими картами.

Пример 1 Работа с использованием фрагмента топографической карты. Крупная фирма приобрела земельный участок. Она предлагает вложить средства или в сельскохозяйственное производство, или в строительство жилого поселка, или создание зоны отдыха со спортивным комплексом. Ваша задача- выбрать вариант освоения земельного участка, план которого вы видите. Предложите и обоснуйте свой вариант освоения.

В результате формирования функциональной грамотности у обучающихся, они получают возможность самостоятельно успешно подготовиться к ОГЭ, ЕГЭ и ВПР  по географии.

Для закрепления знаний географической номенклатуры можно использовать сайт Seterra - это увлекательная образовательная географическая игра. Можно изучать страны, столицы, флаги, океаны, реки и многое другое при помощи упражнений с контурными картами!

https://online.seterra.com/ru/l/eur

В нашей школе реализуется программа кружка «Азимут», руководителем данного кружка является Лавриненкова Людмила Алексеевна, опытный педагог, геолог, посещая данный кружок, ребята закрепляют знания, полученные на уроках географии на практике: умение ориентироваться на местности, пользоваться компасом, определять азимуты, составлять планы местности.

G:\доклад\img21.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках биологии через практико-ориентированные задания.

Практико-ориентированные задачи - это задачи из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни, в том числе с использованием материалов к...

Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках математики через практико-ориентированные задания

Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках математики через практико-ориентированные задания....

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках географии

В презентации раскрываются основные формы и методы работы с учащимися для формирования функциональной грамотности....

Мастер-класс "Развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках географии"

Материал рассказывает о способах развития функциональной грамотности на уроках географии....