Особенности реализации права на жилье детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа
статья (11 класс)

Дошина Ольга Дмитриевна

В статье описываются основные шаги, которые позволяют студентам колледжа, относящихся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, реализовать право на получение жилья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_doshinoy_o.d.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности реализации права на жилье детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа»

Дошина Ольга Дмитриевна

социальный педагог

Томский Агарный колледж  Томск

Аннотация: в статье описываются основные шаги, которые позволяют студентам колледжа, относящихся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, реализовать право на получение жилья.

Ключевые слова: дети-сироты, право на жилое помещение, правовая грамотность, среднепрофессиональное образование, жилищный сертификат.

В российском обществе в настоящий момент сохраняется тенденция к увеличению числа  детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На это влияет целый ряд факторов: падение престижа института «Семьи», как следствие высокий процент разводов и рост внебрачной рождаемости. Так же влияет общемировая ситуация, как экономическая, так и политическая. Последствием экономических кризисов становится снижение уровня жизни населения, материальные и жилищные трудности.  Политическая ситуация представлена серией межнациональных и межэтнических конфликтов, появляются беженцы и дети, у которых родители числятся пропавшими без вести.

        Последствиями фактора сиротства являются: потеря связи с окружающей социальной средой, с миром взрослых и сверстников. В дальнейшем это выражается в серьезных вторичных нарушениях развития личности. Поэтому перед социальным педагогом в системе профессионального образования стоит целый ряд задач.

Во-первых, необходима помощь в социализации студента, совместно с педагогом-психологом, с целью развитие в студенте самоорганизованности, целеустремленности, повышения уверенности в себе.

Во-вторых, такая категория студентов подвержена воздействию общественных процессов, чаще всего негативных, поэтому необходимо правовое воспитание и просвещение.

 В данной статье, рассмотрим процесс реализации одного из основополагающих прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа на получение жилья на основании: ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г №159-ФЗ ст.15 Закона Томской области от 19.08.1999г №28-ОЗ.

Для обучающихся разработана серия памяток, рассказывающих о процессе реализации права на жилье.

План действий при решении вопросов, связанных с обеспечением жилья.

Наименование действия

Описание деятельности

Комментарии, пояснения

Шаг 1: Узнать, имею ли я право на получение жилья

Обеспечение жильем - это мера дополнительной поддержки. Это значит, что оно предоставляется не всем, а определенным группам (категориям) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Изучите НПА, проконсультируйтесь с компетентным специалистом.

Жилые помещения предоставляется тому, кто не является собственниками жилья, не пользуется жильем по договору социального найма, либо обладает правом на жилье, проживание в котором официально признано невозможным. Полный перечень категорий содержится в законодательстве Российской Федерации и Томской области

Шаг 2: Уточнить, когда нужно встать на учет

С 14 до 23 лет - время обратиться с заявлением о включении в Список на обеспечение жилыми помещениями. Заявление подается в администрацию сельского поселения или городского округ по месту жительства.

К заявлению нужно        приложить полный комплект документов, подтверждающий право на предоставление жилья.

Если вы относитесь к категории несовершеннолетних, обратиться с заявлением может его опекун (попечитель), законный представитель.

С 18 лет - реализуется право на обеспечение жильем. Жилые помещения предоставляются совершеннолетним (или официально эмансипированным) гражданам, т.е. право на обеспечение жильем реализуется, начиная с 18 лет.

Шаг 3: Консультация

Для начала проконсультируйтесь в администрации по месту вашего жительства. В вопросах обеспечения жильем есть много важных деталей, в которых сложно разобраться самостоятельно. За консультацией нужно обратиться в администрацию сельского поселения или городского округа по месту вашего жительства. Вместе со специалистами вы сможете изучить вашу ситуацию, разобраться, имеете ли вы право на предоставление жилья и какие должны быть ваши дальнейшие действия. В некоторых случаях также может потребоваться обращение в районный отдел по опеке и попечительству.

Место жительства - это адрес, по которому гражданин официально зарегистрирован по своему постоянному месту жительства. Также бывает регистрация по месту пребывания (временная регистрация). Жилье предоставляется только на основании регистрации по месту жительства, а не по месту пребывания.

Шаг 4: Включение в список

По месту, где вас включили в «Список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области».

Знайте, что включить в Список и предоставить жилье вам могут только там, где вы официально зарегистрированы по месту жительства.

Место вашей регистрации определяет, где именно вы можете получить жилье (в пределах муниципального образования по месту регистрации), какое это будет помещение по площади и благоустройству - эти нормативы утверждаются каждым муниципалитетом самостоятельно.

Список лиц, имеющих право на обеспечение жильем, находится под тройным контролем. Вначале его составляют на уровне поселения (сельского или городского), затем контролируют на уровне района и области. Это гарантирует соблюдение прав всех, включенных в Список.

При процессе реализация права на получение жилого помещения  происходят изменения в нормативно-правовой базе, социальный педагог обязан знать все эти изменения и информировать студентов.

Например, с 01.01.2022 года на территории Томской области введен жилищный сертификат. Данный документ дает право на приобретение жилого помещения, как на первичном, так и на вторичном рынке жилья.  Согласно действующему законодательству при приобретении жилого помещения возможно, использовать не только личные дополнительные средства, но и единовременные выплаты от государства, в частности материнский капитал. Жилищный сертификат действует на всей территории Томской области, а его номинальная стоимость варьируется от района проживания на территории области.

Жилое помещение, приобретаемое на средства жилищного сертификата, должно быть пригодным для постоянного проживания (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилищный сертификат действителен в течение 12 месяцев с момента его оформления, в случае неиспользования жилищного сертификата сохраняется право на обращение за получением жилищного сертификата.

Так же в ОГБПОУ «Томский агарный колледж» с 2018 года реализуется проект «Имею право», направленный на повышение уровня социально-правовой грамотности обучающихся в котором определены сроки реализации, цели и задачи проекта, этапы и ожидаемые результаты. Проект реализуется совместно со специалистами Департамента по вопросам семьи и  детей Томской области, специалистами отдела опеки и попечительства Администрации Октябрьского района  города Томска. Консультации студентам дает юрист отдела по опеке и попечительству Октябрьского района города Томска. Так же проводятся встречи с представителями ЦЗН города Томска и Томского района и ОГБУЗ «ЦМП».

 Благодаря данному проекту происходит повышение уровня компетентности в правовом поле   обучающихся в жилищных вопросах, вопросах трудоустройства и   социальных мерах поддержки. В период с 2017 по 2021 год 21 студент реализовал свое право в получении жилого помещения не только в городе Томске, но и в районах Томской области.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Закон Томской области от 13.04.2016 № 20-ОЗ "Об объеме и порядке предоставления отдельным категориям обучающихся полного государственного обеспечения, а также иных дополнительных гарантий" [в ред. от 2 декабря 2021 года.]//  Официальный интернет-портал правовой информации: гос. система правовой информации. — URL:  http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/7000201604150016 (дата обращения 01.04.2022).
  2. Постановление Администрации Томской области от 28.04.2016г №146а «О реализации Закона Томской области от 13 апреля 2016 года №20-ОЗ «Об объеме и порядке предоставления отдельным категориям обучающихся полного государственного обеспечения, а также иных дополнительных гарантий» " [в ред. от 28 декабря 2017 года.]//  Официальный интернет-портал правовой информации: гос. система правовой информации. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/7000201604290007 (дата обращения 01.04.2022).
  3. Федеральный закон от 21.12.1996г №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [в ред. от 17 февраля 2021 года.]// Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. — URL:https://docs.cntd.ru/document/9043973 (дата обращения 01.04.2022).
  4. Закон Томской области от 19.08.1999г №28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» [в ред. от 02 декабря 2021 года.]// Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. — URL: https://docs.cntd.ru/document/951805588 (дата обращения 01.04.2022).
  5. Постановление Администрации Томской области от 16 июля 2018 года № 282а «Об утверждении Порядка обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, являющихся выпускниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организаций, осуществляющих образовательную деятельность» [в ред. от 07 сентября 2021 года.]// Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. — URL: https://docs.cntd.ru/document/467946121 (дата обращения 01.04.2022).
  6. Постановление Администрации Томской области от 24.12.2021г №536а «Об установлении величины прожиточного  минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Томской области на 2022 год [в ред. от 24 декабря 2021 года.]//Официальный интернет-портал правовой информации: гос. система правовой информации. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/7000202112280009 (дата обращения 01.04.2022).
  7. Письмо Минпросвещения России от 23.12.2021 N 07-7890 "О методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по вопросам выдачи органами опеки и попечительства предварительных разрешений на осуществление имущественных прав ребенка")


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы службы ГКОУ РО школы-интерната VIII вида с. Развильное по социальной адаптации и сопровождению выпускников из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей на 2013-

В ГКОУ РО  школе-интернате VIII вида создана служба социальной адаптации и сопровождения выпускников лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственного казенно...

"Подготовка выпускников колледжа из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни"

Статья об организации работы социальной службы колледжа в рамках подготовки учащихся выпускных групп из числа детей-сирот и дтей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятелльной жизни и трудово...

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии

Основной целью работы социального педагога с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии, является  создание условий для социализации де...

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии

Основной целью работы социального педагога с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии, является  создание условий для социализации де...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...