Дистанционное обучение. Из опыта работы.
статья

Савинова Лариса Михайловна

Сегодня развитие дистанционного образования идёт семимильными шагами. Важно не только изучать, осваивать и стремиться применять новое, но и уметь составить систему дистанционного обучения, как структурированный информационный комплекс, используемый для планирования, организации и отслеживания результатов обучения в условиях удаленного доступа. В своей статье я проанализировала свой опыт работы. представила свой вариант решения данной задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_savinova.odt29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Дистанционное обучение. Из опыта работы.

Столкнувшись с необходимостью работать дистанционно, мы все старались найти оптимальные способы для решения поставленных задач. Сейчас мы вспоминаем это время и понимаем, что   необходимость  перенести обучение в дистанционный формат  в кратчайшие сроки  помогла перестроить наше педагогическое сообщество. Сегодня мало кто  может возражать против того, что использовать дистанционный формат  в обучении нужно. Вопрос теперь в том, как найти нужный алгоритм работы, создать необходимые ресурсы для успешного достижения педагогических целей.

В этой статье мне хотелось бы поделиться своим опытом работы , рассказать , к каким выводам пришла. Может, найдутся и те, кто сможет  подсказать что-то интересное.

Когда начались известные события, школы были вынуждены перейти на удалённый режим работы. Учителя столкнулись с тем, что дистанционное обучение во многом отличалось от традиционного. Со  временем  стало понятно,  что прежние технологии не работают, надо менять формат работы.

Что важно при дистанционном обучении?  

  1. Обучение происходит не в реальном времени, за исключением онлайн занятий. К сожалению, далеко не везде и далеко не все готовы были работать таким образом. Сейчас ситуация лучше, но ориентироваться только на онлайн занятия в реальном времени не стоит.
  2. Необходимость правильно подбирать задания, объяснять , давать понятный алгоритм работы над ними. Учащимся приходится работать самим. Если им понятна пошаговая инструкция, ясны цели и задачи, он сможет справится самостоятельно.
  3. Важна мотивация — как заинтересовать ученика? Это самый сложный, с моей точки зрения, вопрос. Думаю, единственно правильного решения здесь не существует. Приходится ориентироваться на аудиторию, на возраст, на предмет, на тему.
  4. Важен навык самостоятельной работы самого учащегося: насколько она развит? С другой стороны, необходимость заработать оценки мотивировала учащихся, таким образом, ребята развивали у себя этот необходимый в жизни навык.
  5. Учителя нет рядом, чтобы ответить сразу на возникающие вопросы . В этом случае может  падать интерес . Многие ученики привыкли к подсказкам в нужный момент. Не найдя помощи, могут  просто отказаться от выполнения задания.
  6. Обратная связь играет особую роль. Как её правильно организовать в условиях удалённой работы? Какие ресурсы задействовать?

По моему мнению, прежде всего у школы должна быть своя площадка для удаленной работы — платформа с необходимым набором инструментов, доступная учителям и ученикам. Такой платформой  для нашей школы стала Moodle.  К тому моменту  несколько лет уже у нас на базе Moodle работала виртуальная учительская. На этой же базе  была создана и виртуальная школа.

Moodle (расшифровывается как Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) — бесплатная система электронного обучения. Это открытое  веб-приложение, на базе которого  можно создать специализированную образовательную платформу. На сегодня Moodle — одна из самых популярных платформ электронного обучения. Она переведена более чем на 100 языков, и ею пользуются крупные университеты во всем мире.

У Moodle есть встроенный редактор, позволяющий создавать лекции, опросы, задания и тесты. Эти виды контента формируются из текстов, изображений, видео и аудиофайлов, которые учитель загружает на платформу.

Почему Moodle? Самое главное, это официальная платформа школы. Доступ к ресурсу через логины и пароли, созданные для каждого ученика. Доступ бесплатный, работающий на разных устройствах — от компьютера до планшета и смартфона.

У каждого учителя есть своя страница, разбитая на темы. Для каждого класса — своя тема. На своей странице учитель может создавать курс, разбивая его на уроки.

Какие ресурсы есть здесь? Главное в Moodle — это лекция, где можно разместить объяснение материала в тестовом формате, давать ссылки на внешние ресурсы, размещать схемы, таблицы, видео. После того, как ученики познакомятся с материалом, им предлагается проверить себя. Ребята могут не только отправлять выполненные задания учителю, как в формате фотографии, так и тестовом формате, но и задавать вопросы.  На платформе есть возможность создавать разные тесты — от множественного выбора до заданий с открытым ответом. Результаты сразу размещаются в таблице, что очень удобно для учителя и ребёнка. Ученик видит  сразу свой итоговый балл. Если есть спорные моменты, можно обсудить  - ученики могут написать учителю.  Таким образом осуществляется  обратная связь. На платформе можно посмотреть и оценить активность каждого ученика (когда заходил, что сделал, где были проблемы и т.д.), что безусловно является большим плюсом в работе.

При планировании целей и задач урока  мы стремимся к тому, чтобы каждому ученику они были понятны.  При дистанционном обучении, когда  не всегда была возможность в едином времени обсудить  планы,  важно было прописать и донести до каждого , что мы собираемся делать и , главное, с какой целью. Необходимо  было  построить  понятный ученикам план урока. Как в классе на уроке , то,  к чему дети привыкли: число, тема урока.  Оформляя урок в Moodle, я старалась делать начало урока привлекательным, подбирая тематическую картинку, здороваясь и желая успеха, настраивая ребят на хороший лад. Особенно это было важно для 5 классов — далеко не все ребята были готовы самостоятельно работать в таком формате.

Каждый класс должен был заниматься по расписанию, чтобы правильно построить свой учебный день, справиться со всеми заданиями вовремя.  Всегда в плане урока  и ребята и родители могли прочитать,  в какой последовательности и как выполнять работу, в каком формате  и каким образом работы отправлять учителю и т. д. Важно было указывать и время выполнения заданий — дедлайн, как теперь принято говорить, важен для успешной работы.

Работая на платформе, мы использовали и другие ресурсы интернета. Надо отметить, что тесты в Moodle довольно просты в работе, но одновременно требуют времени для составления. Мне в этом плане больше нравится работать в GOOGLE формах. Здесь есть возможность составить упражнение или тест с использованием не только текстовых заданий, но и аудио и видео материалов. Ответы собираются в удобную таблицу, есть возможность оценки как сразу после прохождения теста, так и после ручной проверки. Результаты можно отправить на адрес ученика с необходимыми комментариями.

Вывод. Платформа  Moddle  была выбрана грамотно:

  1. Многие учителя уже имели опыт работы с платформой, так как они пользовались виртуальной школой и электронным дневником.  К тому времени часть учителей прошли обучение  на данной платформе  для работы с учащимися , которые не имели возможности посещать школы из-за проблем со здоровьем.
  2. Платформа была школьная, что убедило родителей в правильности выбора, проблем с регистрацией и работой на платформе было немного.
  3. Понятная  большинству учеников платформа, связь с учителями и грамотное администрирование давало возможность работать спокойно и надёжно.
  4. Электронный журнал был привязан к платформе и работал, что было очень удобно всем.
  5. Минус виртуальной школы — недостаточно возможностей для общения с учениками. (обратная связь только через комментарии)

В начале курса я написала ребятам алгоритм работы в виртуальной школе. Но этого, безусловно, было мало. Необходимо было живое общение с учениками, практически в режиме  реального  времени. Moodle работала, но, чтобы быть ближе к ребятам, к их родителям, быстрее осуществлять обратную связь, необходим был ресурс, который был известен и освоен всеми сторонами процесса обучения. Мне показалось правильным, использовать для этих целей социальную сеть в вконтакте.

На тот момент я уже несколько лет активно пользовалась соцсетью вконтакте для работы со своими учениками. У меня есть группы, созданные для всех параллелей, в которых я работаю,  плюс  группа для работы с ребятами, которые готовятся сдавать экзамен по английскому языку. Есть группы, в которых я работаю с теми, кто делает проекты по предмету, участвует  в конкурсах.

В каждой группе — у меня были 5-е классы и 8-е — я создала беседу «дистанционное обучение». Все мы знаем, что расписание уроков  очень важно и для учителей и для ученика. Я работала  именно по расписанию — каждый раз напоминала классам, что у них урок сегодня. Это было в дружеской форме, часто с интересными картинками, с пожеланиями хорошего  дня, таким образом настраивая детей на работу. Надо отметить, что это работало. Особенно это устраивало родителей пятиклассников — организация учебного процесса помогала лучше справляться с задачами. В этих же беседах ребята или родители задавали вопросы по заданиям. Я старалась общаться именно в беседах, так как вопросы часто были одинаковые и ребята  делились друг с другом тем, что они поняли. Они общались не только с учителем, но и друг с другом — таким образом недостаток общения в условиях карантина был не так тягостен.

Обязательно в конце рабочей недели я подводила итоги и хвалила тех, кто успешно работал; старалась поддержать тех, кто смог улучшить свои результаты; подбодрить тех, кто отстал.

Вывод. Для работы удалённо не стоит пренебрегать сосетями.

Они доказали своё умение подстраиваться под нужды пользователей. В организации процесса обучения сеть ВК оказалась полезной для нас. Она позволила:

  1. Привлечь практически всех моих учеников и большинство родителей в процесс обучения во время пандемии.
  2. Держать ребят в расписании, помогать им вовремя справляться с поставленными задачами.
  3. Помогать при необходимости, привлекать самих учеников в помощь остальным, поддерживая общение между учениками.
  4. Помогать родителям в организации обучения на дому.
  5. Группы работают до сих пор, где я могу не только давать пояснения к домашним заданиям и полезные ссылки по школьным темам, но и выкладывать интересные материалы по предмету.

Конечно, можно было задействовать и другие интернет ресурсы, но в этом случае мы усложнили бы работу учеников и их родителей. Предметов много, каждый учитель строил свою работу по своему, а ребятам надо было успеть сделать всё.

Итак, схема работы получилась следующая:

Moodle – основная  платформа

Платформа  школы

Строгое построение курса/ уроков

Лекции — объяснение материала

Контроль/ тестирование

Обратная связь

Соцсеть ВК

Знакомая всем участникам

Общение учитель-родитель

Общение учитель-ученик

Общение учеников между собой

Возможность мотивировать ребят

Google формы

Понятные тесты

Сбор результатов

Обратная связь


Общий вывод.

По моему мнению, мне удалось составить систему дистанционного обучения, как структурированный информационный комплекс,  используемый для планирования, организации и  отслеживания результатов обучения в условиях  удаленного доступа[1]1..

Была организована обратная связь, обеспечивающая  обучающего и обучающегося информацией  об успешности процесса учения и  преподавания, дефицитах в знаниях  обучающегося[2]2. .

Сейчас этот опыт весьма полезен для работы. И я продолжаю изучать, осваивать и применять новые ресурсы, технологии. Мир стремительно меняется, мы не имеем права отставать.

Спасибо за внимание!


[1]        «НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»,  Марина Ефимовна Вайндорф-Сысоева,  доктор педагогических наук,  профессор ИФТИС МПГУ, презентация с сайта https://asou-mo.ru/

[2]        Там же


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья учителя дистанционного обучения "Из опыта работы с ребёнком с ОВЗ"

В статье я попыталась рассказать, поделиться пусть не большим, но всё-таки опытом. Стаж моей педагогической деятельности всего лишь 2 с небольшим года, но и это время, проведённое с данной категорией ...

Дистанционное обучение. Из опыта работы.

Дистанционное обучение на уроке химии....

"Плюсы и минусы дистанционного обучения". (Из опыта работы)

В п   В последние годы популярность дистанционного обучения постоянно растет. Разумеется, назвать ее полноценной формой обучения в школах еще очень рано, но определенные шаги в этом направлении у...

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

Аннотация: В статье представлен опыт работы учителя истории и обществознания с городским порталом дистанционного обучения  города  Санкт-Петербург. Исследование направлено на выявление преим...

Особенности организации дистанционного обучения (из опыта работы)

Дистанционное обучение – взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства об...

Организация учебного процесса в период дистанционного обучения. Из опыта работы. Учитель истории, обществознания Андуганова А.Э.

В данной статье хочу поделиться опытом организации учебного процесса при дистационном обучении. Ознакомить с интересным ресурсом,который может стать помощником для учителя....

Уроки физической культуры, как средство сохранения физического и психического здоровья обучающихся в период дистанционного обучения (из опыта работы)

Сообщение на педсовете по теме:«Уроки физической культуры, как средство сохранения физического и психического здоровья обучающихся в период дистанционного обучения(из опыта работы)»...