Дистанционное обучение. Из опыта работы.
статья
Сегодня развитие дистанционного образования идёт семимильными шагами. Важно не только изучать, осваивать и стремиться применять новое, но и уметь составить систему дистанционного обучения, как структурированный информационный комплекс, используемый для планирования, организации и отслеживания результатов обучения в условиях удаленного доступа. В своей статье я проанализировала свой опыт работы. представила свой вариант решения данной задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_savinova.odt | 29.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Дистанционное обучение. Из опыта работы.
Столкнувшись с необходимостью работать дистанционно, мы все старались найти оптимальные способы для решения поставленных задач. Сейчас мы вспоминаем это время и понимаем, что необходимость перенести обучение в дистанционный формат в кратчайшие сроки помогла перестроить наше педагогическое сообщество. Сегодня мало кто может возражать против того, что использовать дистанционный формат в обучении нужно. Вопрос теперь в том, как найти нужный алгоритм работы, создать необходимые ресурсы для успешного достижения педагогических целей.
В этой статье мне хотелось бы поделиться своим опытом работы , рассказать , к каким выводам пришла. Может, найдутся и те, кто сможет подсказать что-то интересное.
Когда начались известные события, школы были вынуждены перейти на удалённый режим работы. Учителя столкнулись с тем, что дистанционное обучение во многом отличалось от традиционного. Со временем стало понятно, что прежние технологии не работают, надо менять формат работы.
Что важно при дистанционном обучении?
- Обучение происходит не в реальном времени, за исключением онлайн занятий. К сожалению, далеко не везде и далеко не все готовы были работать таким образом. Сейчас ситуация лучше, но ориентироваться только на онлайн занятия в реальном времени не стоит.
- Необходимость правильно подбирать задания, объяснять , давать понятный алгоритм работы над ними. Учащимся приходится работать самим. Если им понятна пошаговая инструкция, ясны цели и задачи, он сможет справится самостоятельно.
- Важна мотивация — как заинтересовать ученика? Это самый сложный, с моей точки зрения, вопрос. Думаю, единственно правильного решения здесь не существует. Приходится ориентироваться на аудиторию, на возраст, на предмет, на тему.
- Важен навык самостоятельной работы самого учащегося: насколько она развит? С другой стороны, необходимость заработать оценки мотивировала учащихся, таким образом, ребята развивали у себя этот необходимый в жизни навык.
- Учителя нет рядом, чтобы ответить сразу на возникающие вопросы . В этом случае может падать интерес . Многие ученики привыкли к подсказкам в нужный момент. Не найдя помощи, могут просто отказаться от выполнения задания.
- Обратная связь играет особую роль. Как её правильно организовать в условиях удалённой работы? Какие ресурсы задействовать?
По моему мнению, прежде всего у школы должна быть своя площадка для удаленной работы — платформа с необходимым набором инструментов, доступная учителям и ученикам. Такой платформой для нашей школы стала Moodle. К тому моменту несколько лет уже у нас на базе Moodle работала виртуальная учительская. На этой же базе была создана и виртуальная школа.
Moodle (расшифровывается как Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) — бесплатная система электронного обучения. Это открытое веб-приложение, на базе которого можно создать специализированную образовательную платформу. На сегодня Moodle — одна из самых популярных платформ электронного обучения. Она переведена более чем на 100 языков, и ею пользуются крупные университеты во всем мире.
У Moodle есть встроенный редактор, позволяющий создавать лекции, опросы, задания и тесты. Эти виды контента формируются из текстов, изображений, видео и аудиофайлов, которые учитель загружает на платформу.
Почему Moodle? Самое главное, это официальная платформа школы. Доступ к ресурсу через логины и пароли, созданные для каждого ученика. Доступ бесплатный, работающий на разных устройствах — от компьютера до планшета и смартфона.
У каждого учителя есть своя страница, разбитая на темы. Для каждого класса — своя тема. На своей странице учитель может создавать курс, разбивая его на уроки.
Какие ресурсы есть здесь? Главное в Moodle — это лекция, где можно разместить объяснение материала в тестовом формате, давать ссылки на внешние ресурсы, размещать схемы, таблицы, видео. После того, как ученики познакомятся с материалом, им предлагается проверить себя. Ребята могут не только отправлять выполненные задания учителю, как в формате фотографии, так и тестовом формате, но и задавать вопросы. На платформе есть возможность создавать разные тесты — от множественного выбора до заданий с открытым ответом. Результаты сразу размещаются в таблице, что очень удобно для учителя и ребёнка. Ученик видит сразу свой итоговый балл. Если есть спорные моменты, можно обсудить - ученики могут написать учителю. Таким образом осуществляется обратная связь. На платформе можно посмотреть и оценить активность каждого ученика (когда заходил, что сделал, где были проблемы и т.д.), что безусловно является большим плюсом в работе.
При планировании целей и задач урока мы стремимся к тому, чтобы каждому ученику они были понятны. При дистанционном обучении, когда не всегда была возможность в едином времени обсудить планы, важно было прописать и донести до каждого , что мы собираемся делать и , главное, с какой целью. Необходимо было построить понятный ученикам план урока. Как в классе на уроке , то, к чему дети привыкли: число, тема урока. Оформляя урок в Moodle, я старалась делать начало урока привлекательным, подбирая тематическую картинку, здороваясь и желая успеха, настраивая ребят на хороший лад. Особенно это было важно для 5 классов — далеко не все ребята были готовы самостоятельно работать в таком формате.
Каждый класс должен был заниматься по расписанию, чтобы правильно построить свой учебный день, справиться со всеми заданиями вовремя. Всегда в плане урока и ребята и родители могли прочитать, в какой последовательности и как выполнять работу, в каком формате и каким образом работы отправлять учителю и т. д. Важно было указывать и время выполнения заданий — дедлайн, как теперь принято говорить, важен для успешной работы.
Работая на платформе, мы использовали и другие ресурсы интернета. Надо отметить, что тесты в Moodle довольно просты в работе, но одновременно требуют времени для составления. Мне в этом плане больше нравится работать в GOOGLE формах. Здесь есть возможность составить упражнение или тест с использованием не только текстовых заданий, но и аудио и видео материалов. Ответы собираются в удобную таблицу, есть возможность оценки как сразу после прохождения теста, так и после ручной проверки. Результаты можно отправить на адрес ученика с необходимыми комментариями.
Вывод. Платформа Moddle была выбрана грамотно:
- Многие учителя уже имели опыт работы с платформой, так как они пользовались виртуальной школой и электронным дневником. К тому времени часть учителей прошли обучение на данной платформе для работы с учащимися , которые не имели возможности посещать школы из-за проблем со здоровьем.
- Платформа была школьная, что убедило родителей в правильности выбора, проблем с регистрацией и работой на платформе было немного.
- Понятная большинству учеников платформа, связь с учителями и грамотное администрирование давало возможность работать спокойно и надёжно.
- Электронный журнал был привязан к платформе и работал, что было очень удобно всем.
- Минус виртуальной школы — недостаточно возможностей для общения с учениками. (обратная связь только через комментарии)
В начале курса я написала ребятам алгоритм работы в виртуальной школе. Но этого, безусловно, было мало. Необходимо было живое общение с учениками, практически в режиме реального времени. Moodle работала, но, чтобы быть ближе к ребятам, к их родителям, быстрее осуществлять обратную связь, необходим был ресурс, который был известен и освоен всеми сторонами процесса обучения. Мне показалось правильным, использовать для этих целей социальную сеть в вконтакте.
На тот момент я уже несколько лет активно пользовалась соцсетью вконтакте для работы со своими учениками. У меня есть группы, созданные для всех параллелей, в которых я работаю, плюс группа для работы с ребятами, которые готовятся сдавать экзамен по английскому языку. Есть группы, в которых я работаю с теми, кто делает проекты по предмету, участвует в конкурсах.
В каждой группе — у меня были 5-е классы и 8-е — я создала беседу «дистанционное обучение». Все мы знаем, что расписание уроков очень важно и для учителей и для ученика. Я работала именно по расписанию — каждый раз напоминала классам, что у них урок сегодня. Это было в дружеской форме, часто с интересными картинками, с пожеланиями хорошего дня, таким образом настраивая детей на работу. Надо отметить, что это работало. Особенно это устраивало родителей пятиклассников — организация учебного процесса помогала лучше справляться с задачами. В этих же беседах ребята или родители задавали вопросы по заданиям. Я старалась общаться именно в беседах, так как вопросы часто были одинаковые и ребята делились друг с другом тем, что они поняли. Они общались не только с учителем, но и друг с другом — таким образом недостаток общения в условиях карантина был не так тягостен.
Обязательно в конце рабочей недели я подводила итоги и хвалила тех, кто успешно работал; старалась поддержать тех, кто смог улучшить свои результаты; подбодрить тех, кто отстал.
Вывод. Для работы удалённо не стоит пренебрегать сосетями.
Они доказали своё умение подстраиваться под нужды пользователей. В организации процесса обучения сеть ВК оказалась полезной для нас. Она позволила:
- Привлечь практически всех моих учеников и большинство родителей в процесс обучения во время пандемии.
- Держать ребят в расписании, помогать им вовремя справляться с поставленными задачами.
- Помогать при необходимости, привлекать самих учеников в помощь остальным, поддерживая общение между учениками.
- Помогать родителям в организации обучения на дому.
- Группы работают до сих пор, где я могу не только давать пояснения к домашним заданиям и полезные ссылки по школьным темам, но и выкладывать интересные материалы по предмету.
Конечно, можно было задействовать и другие интернет ресурсы, но в этом случае мы усложнили бы работу учеников и их родителей. Предметов много, каждый учитель строил свою работу по своему, а ребятам надо было успеть сделать всё.
Итак, схема работы получилась следующая:
Moodle – основная платформа | Платформа школы | Строгое построение курса/ уроков | Лекции — объяснение материала | Контроль/ тестирование | Обратная связь |
Соцсеть ВК | Знакомая всем участникам | Общение учитель-родитель | Общение учитель-ученик | Общение учеников между собой | Возможность мотивировать ребят |
Google формы | Понятные тесты | Сбор результатов | Обратная связь |
Общий вывод.
По моему мнению, мне удалось составить систему дистанционного обучения, как структурированный информационный комплекс, используемый для планирования, организации и отслеживания результатов обучения в условиях удаленного доступа[1]1..
Была организована обратная связь, обеспечивающая обучающего и обучающегося информацией об успешности процесса учения и преподавания, дефицитах в знаниях обучающегося[2]2. .
Сейчас этот опыт весьма полезен для работы. И я продолжаю изучать, осваивать и применять новые ресурсы, технологии. Мир стремительно меняется, мы не имеем права отставать.
Спасибо за внимание!
[1] «НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА», Марина Ефимовна Вайндорф-Сысоева, доктор педагогических наук, профессор ИФТИС МПГУ, презентация с сайта https://asou-mo.ru/
[2] Там же
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья учителя дистанционного обучения "Из опыта работы с ребёнком с ОВЗ"
В статье я попыталась рассказать, поделиться пусть не большим, но всё-таки опытом. Стаж моей педагогической деятельности всего лишь 2 с небольшим года, но и это время, проведённое с данной категорией ...
Дистанционное обучение. Из опыта работы.
Дистанционное обучение на уроке химии....
"Плюсы и минусы дистанционного обучения". (Из опыта работы)
В п В последние годы популярность дистанционного обучения постоянно растет. Разумеется, назвать ее полноценной формой обучения в школах еще очень рано, но определенные шаги в этом направлении у...
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ
Аннотация: В статье представлен опыт работы учителя истории и обществознания с городским порталом дистанционного обучения города Санкт-Петербург. Исследование направлено на выявление преим...
Особенности организации дистанционного обучения (из опыта работы)
Дистанционное обучение – взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства об...
Организация учебного процесса в период дистанционного обучения. Из опыта работы. Учитель истории, обществознания Андуганова А.Э.
В данной статье хочу поделиться опытом организации учебного процесса при дистационном обучении. Ознакомить с интересным ресурсом,который может стать помощником для учителя....
Уроки физической культуры, как средство сохранения физического и психического здоровья обучающихся в период дистанционного обучения (из опыта работы)
Сообщение на педсовете по теме:«Уроки физической культуры, как средство сохранения физического и психического здоровья обучающихся в период дистанционного обучения(из опыта работы)»...