ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В ИСТОРИЧЕСКОМ И ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОМ НАПРАВЛЕНИИ
статья

На сегодняшний день учитель имеет возможность по-новому организовать внеурочную деятельность своих учеников. Применение ИКТ в процессе обучения одарённых детей даёт возможность активизировать мыслительную, познавательную и самостоятельную деятельность учащихся, интенсифицировать учебный процесс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_odarennye_deti._innovats.podhod.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В ИСТОРИЧЕСКОМ И ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОМ НАПРАВЛЕНИИ

О.В. Бамбурова

учитель Бахиловского филиала государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области

средней общеобразовательной школы с. Александровка

муниципального района Ставропольский Самарской области.

Социально-экономическое развитие страны во многом зависит от интеллектуально-творческого потенциала населения. Поэтому современному российскому обществу необходимы новые поколения образованных людей, которые способы не только постигать знания, но и активно продуцировать новые. В этих условиях возрастает роль работы с одарёнными и талантливыми детьми и необходимость применения принципиально новых подходов, методов и форм работы с применением информационно-коммуникационных технологий.  

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. [2, с. 101] Одарённость является результатом взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребёнка (игровой, трудовой учебной).    При этом важное значение имеют психологические механизмы саморазвития личности и собственная активность ребенка. Использование компьютерных технологий, реализация новых форм и способов саморазвития и самообучения способствуют реализации принципа индивидуализации обучения, который необходим для одаренных учащихся.

Современный урок не может обойтись без использования ИКТ, что привлекает внимание детей, формирует интерес к предмету, развивает наглядно-образное мышление с помощью рисунков, схем, видеофрагментов, снабженных звуковыми эффектами.  Большинство ИКТ также можно использовать не только на уроках по предметам, но и во внеурочной деятельности.

Внеурочная работа представляет собой составную часть учебно воспитательного процесса школы, одну из форм организации свободного времени учащихся. Применение ИКТ во внеурочной работе со школьниками влечет за собой изменения, которые затрагивают традиционную организацию воспитательной деятельности образовательных учреждений. [1, с. 94] Изменяется роль педагогов, предъявляются более высокие требования к профессиональной компетенции, происходит расширение сферы внеурочной работы.

В работе с одаренными учащимися используются информационные технологии по следующим направлениям (см. Рисунок 1):

Рисунок 1. Направления работы с одарёнными детьми

1. Организация и проведение интернет-олимпиад по истории и обществознанию. Преимущества онлайн-олимпиад состоят в следующем:

1. Объективная оценка знаний учащегося, так как проверка ответов возложена на компьютер;

2. Можно наблюдать за ходом олимпиады во время выполнения заданий, а результаты увидеть сразу после её окончания;

3. Есть возможность попробовать свои силы в заданиях, встречающихся на олимпиадах Всероссийского уровня. Организаторами подобных олимпиад являются, например, такие Образовательные порталы, как: http://www.olimpiada.ru, https://fgosurok.ru, https://mega-talant.com и т.п.

2. Проведение Интернет-тестирования. Это удобный метод оценки знаний, а также самооценки своих способностей. Пройти тестирование на определение уровня знаний по истории или обществознанию можно на сайтах:

http://oltest.ru, http://obrazovaka.ru, https://soc-ege.sdamgia.ru, https://soc-oge.sdamgia.ru   и т.д.

3. Телекоммуникационные проекты. Они представляют собой замысел для создания реального объекта, совокупность определенных документов, действий. [1, с. 95] Учащимся в данном случае предлагается провести анализ какой-либо проблемы, совместное создание практической или творческой работы. При создании и реализации проектов школьники учатся самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, работать с медиаресурсами, получать и анализировать информацию из сети Интернет, указывать источники полученной ими информации, а также приобретают культуру работы с графическими и текстовыми документами.

 Главная задача педагога - не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.

После исследовательской работы учащиеся готовят сообщения и доклады, создают слайды, презентации, электронные таблицы, буклеты, брошюры, где наглядно демонстрируют выполненную работу. Главный результат работы над проектом – участие и защита в конкурсах различного уровня.

4. Организация дистанционного обучения. Система дистанционного взаимодействия направлена на создание благоприятных условий их продуктивной деятельности, поэтапное развитие необходимых навыков коммуникации. [3, с. 176]

Дистанционный диалог учитель-ученик осуществляется с помощью e-mail или специально созданного учителем сайта, на котором он может давать рекомендации или размещать материал, помогающий учащимся в работе (шаблоны исследовательской работы, памятки по работе с источниками информации и т.д., ссылки на сайты, образовательные ресурсы).

Таким образом, на сегодняшний день учитель имеет возможность по-новому организовать внеурочную деятельность своих учеников. Применение ИКТ в процессе обучения одарённых детей даёт возможность активизировать мыслительную, познавательную и самостоятельную деятельность учащихся, интенсифицировать учебный процесс.

Список использованной литературы.

1. Ларионова Т.В., Сологубова Н.Б. Использование информационно-коммуникационных технологий при работе с одаренными детьми во внеурочное время // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2016 г. - № 1, Т. 15, с.94-97.

2. Малеева Н.И. Использование ИКТ в работе с одаренными детьми // Вестник Марийского государственного университета. – 2012 г. – № 1, с. 101 -102.

3. Технологии работы с одарёнными обучающимися: учебно-методическое сопровождение дисциплины :учебно-методическое пособие для магистрантов по направлению подготовки «Педагогическое образование» (уровень магистратуры) / Г.Н.Скударёва  – Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2017. – 184 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Комплексный подход в работе с одарёнными детьми как эффективное средство развития творческого потенциала учащихся в условиях общеобразовательной школы"

содержит материал по обобщению опыта и приложения к немуДля скачивания перейдите по ссылке, указанной в приложенном файле...

Инновационный проект по теме:«Методическая система работы с одарёнными детьми направленная на создание вокальной студии»

В силу того, что в нашей станице нет музыкального образовательного учреждения, а в МАОУ СОШ №6 традиционно обучаются дети, наделенные музыкальными способностями, которые любят музыку и желают научитьс...

Современные подходы в работе с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения

В статье раскрываются особенности работы с одаренными детьми, подчеркивается важность создания среды для их  полноценного развития.  Востребованной формой работы с одаренными учащимися являе...

«Применение музыкотерапии в логопедической работе, как одного из методов инновационного подхода в работе с детьми с ОВЗ». Из опыта работы учителя-логопеда

Инновационное развитие современной наукиxviii всероссийская научно-практическая конференцияЯнварские педагогические чтенияМузыкотерапия – метод психотерапии и Арт-терапии (лечение музыкой),...

Личностно ориентированный подход при работе с одарёнными детьми

       Иностранный язык обладает большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом. Основной упор в методике преподавания делается на развитие умений общатьс...

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Работа с одаренными детьми считается одной из приоритетных задач любого учителя. Для развития одаренности и творческого потенциала личности школьника создает возможности реализация ФГОС второго поколе...

Дифференцированный подход в работе с одарёнными детьми

В условиях обычной общеобразовательной школы наиболее эффективной технологией работы с одаренными детьми является дифференцированное обучение....