Современные подходы в работе с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения
статья по английскому языку на тему
В статье раскрываются особенности работы с одаренными детьми, подчеркивается важность создания среды для их полноценного развития. Востребованной формой работы с одаренными учащимися является научно-исследовательская и проектная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Современные подходы в работе с одарёнными детьми | 27.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные подходы в работе с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения
Богучарская Людмила Петровна, учитель английского языка,
МАОУ Одинцовский лицей №6 им. А.С.Пушкина
Аннотация: в статье раскрываются особенности работы с одаренными детьми, подчеркивается важность создания среды для их полноценного развития. Востребованной формой работы с одаренными учащимися является научно-исследовательская и проектная деятельность.
Ключевые слова: развитие, талант, личность, среда, проект, федеральные стандарты.
План
1. Особенности работы с одаренными детьми
2. Проектная методика в работе с одаренными детьми
1. Особенности работы с одаренными детьми
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка. Работа по обучению одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. В школьном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Одаренный ребенок, в отличие от одарённого взрослого, сформировавшаяся личность, будущее которого ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития. Не случайно федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
Работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.
Урочная деятельность: к ней относятся следующие виды деятельности: проблемно-развивающее обучение, проектно-исследовательская деятельность, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации, творческие и нестандартные задания.
Из многочисленных видов внеурочной деятельности необходимо выделить Олимпиады и конкурсы по предметам.
Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад. В школе нужно создавать и постоянно пополнять банк заданий олимпиад по различным образовательным областям.
Не новой, но востребованной формой работы с одаренными учащимися является научно-исследовательская деятельность. Под проектом нами понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя. Три кита, на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность. Результативность работы над проектом определяется по формированию практических учебных умений, а так же личностных качеств: умению работать в группе, считаться с чужим мнением.
Проектная деятельность в урочной и внеурочной работе помогает нам обеспечивать индивидуальное развитие каждого ребенка с учетом его образовательных потребностей.
На наш взгляд результативным будет также привлечение педагогических работников высших учебных заведений к работе с одаренными детьми, а также выпускников лицея к работе по интеграции учебной и внеурочной деятельности.
2.Проектная методика в работе с одаренными детьми:
Хотелось бы подробнее рассмотреть использование метода проектов в организации работы с одаренными детьми. Метод проектов, относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников в начале учебного года я предлагаю выполнить тот или иной проект: выстроить свою работу в режиме исследования и завершить ее публичным докладом с защитой своей работы. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.
В течении последних трех учебных лет для обеспечения более результативной работы с одаренными учащимися выделяются специальные часы. В планах своей работы я планирую и активно применяю метод проектной деятельности, направленный на развитие самостоятельного мышления ребенка, умения применять его на практике. В 2016-2017 учебном году учащиеся 9а, 10а (класс углубленного изучения английского языка) в работе над проектом учились сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучаемых.
Работу над проектом я провожу в несколько этапов:
-информационный: работа над темой (овладение лексикой, грамматическими образцами, аудирование и чтение текстов по теме, активизация материала в упражнениях);
- обсуждение темы будущего проекта;
- формирование творческих групп, распределение заданий между членами группы, работа над планом проекта;
- сбор дополнительной информации. Работая над проектом, учащиеся используют не только тексты учебника, но и материалы периодической печати, радио и телепередач, энциклопедий, справочников, интернета;
- оформление проекта (приложения, диаграммы);
- защита и обсуждение проектов. Проект защищается перед классом по ранее обсужденному плану, с учетом критериев оценки проекта или исследовательской работы. После презентации проектов предполагается общая дискуссия, которая заранее продумывается.
Активно использую компьютерные технологии с целью повышения мотивации к изучению языка,совершенствования иноязычной коммуникативной компетентности,увеличения объема лингвистических знаний, расширения объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка, развития способности и готовности к самостоятельному изучению англ.языка.
Использую программу Power Point для создания презентаций для введения лексического, грамматического, страноведческого материала, что делает процесс обучения привлекательным и легким для понимания. Ученики создают компьютерные презентации с целью представления результатов проектной деятельности. Самостоятельную и научно-исследовательскую деятельность учащихся стараюсь органически связывать с учебной программой и учебными материалами, сочетая самоконтроль учащихся и контроль учителя.
За период текущего учебного года можно назвать ряд достижений в работе с одаренными детьми: Салем Ясмин Малек 10а класс - призер регионального конкурса переводчиков «Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось!» по английскому языку, проходившего под эгидой АУАЯМО (Ассоциации учителей английского языка МО, членом которой я являюсь) Февраль, 2017г., Страшнов Денис-11в класс - победитель муниципального этапа конкурса проектов «День Благодарения по-русски» на иностранных языках, посвященного празднику урожая для обучающихся 5-11 классов с 19 по 25 октября 2016 года.
В апреле 2017 г. проведен урок-конференция в 10а классе (учителя Богучарская Л.П.и Лобанова Е.И.); За период с 2012 по апрель 2017 г. по результатам оценки научно-исследовательских и проектных работ девять учащихся моих классов стали победителями и призерами VI-XI окружных научно-практических конференций.
Таким образом, правильное, эффективное и интенсивное использование проектных методик обучения в работе с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы для обеспечения доступного качественного образования учащихся с высокой мотивацией.
Библиографический список:
1. Савенков А.И. Одарённый ребёнок в массовой школе // М., 2001
2.. Теплов Б.М. Способности и одарённость // «Учёные записки Гос. НИИ психологии. 1941, т. 2
3. Федеральные государственные образовательные стандарты / Российская газета 17.12.2010
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» / Российская газета 04.01.2013
5. Азаров Ю. Ускоренное выявление и развитие детских дарований. 2009-№1 С.25-31
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения
В статье выделены основные проблемы организации работы с одаренными детьми, формы и методы работы....
Системно-деятельностный подход в преподавании предмета «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС второго поколения
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...
Доклад выступления: "Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения"
Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка. Работа по обучению одарённых детей - ...
Активизация познавательной деятельности с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения в урочное и во внеурочное время по физике
« В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».В.А. Сухомлинский...
Внедрение современных педагогических технологий, применение системно-деятельностного подхода в практику основной школы с целью формирования ключевых компетенций как условия реализации ФГОС второго поколения.
Цель: показать значимость внедрения современных педагогических технологий и применения системно-деятельностного подхода в практику основной школы с целью формирования ключевых компетенций как условия ...
Работа с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС в рамках внеурочной деятельности. Из опыта работы.
Статья " Работа с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС в рамках внеурочной деятельности. Из опыта работы" напечатана в сб. "Профессионализм и гражданственность - важнейшие приоритеты росс...
Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения
Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отл...