ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
статья по английскому языку

Яппарова Эльза Ринатовна

Работа с одаренными детьми считается одной из приоритетных задач любого учителя. Для развития одаренности и творческого потенциала личности школьника создает возможности реализация ФГОС второго поколения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yapparova_e.r.-statya.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                      Э.Р. Яппарова,

учитель английского языка МБОУ «гимназия №1», г.Агрыз

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ  В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

        Работа с одаренными детьми считается одной из приоритетных задач любого учителя. Для развития одаренности и творческого потенциала личности школьника создает возможности реализация ФГОС второго поколения.

        Как площадка для выявления и поддержки креативных учеников, развития и закрепления их творческого потенциала может быть использован каждый предмет школьной программы. А изменяя тактику преподавания учебных дисциплин также можно намного улучшить показатели общей успеваемости, при этом не выходя за рамки учебного плана.

        Итак, одаренный ребенок – это ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями, их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям и ярким результатам в одной или нескольких сферах.

        Одаренные дети, как считают психологи, выделяются: высоким уровнем мышления и интеллекта, познавательной потребностью, отличной памятью, хорошо развитой речью, большим словарным запасом. Такие дети стремятся к лидерству, у них повышенное требование к себе и окружающим, они стремятся к совершенству во всем.

        Поэтому моя цель обучения детей иностранному языку определяется следующим образом:

  • использовать иностранный язык как инструмент познания для развития способностей учащихся;
  • использовать иностранный язык как средство эффективного решения коммуникативных задач в сферах личных, профессиональных и социальных интересов;
  • использовать иностранный язык как средство создания благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного образования.

                Методы и формы работы с одаренными детьми, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися, но в то же время отличаться определенным своеобразием. Основной формой, конечно же, остается урок. Но он должен быть направлен на дифференциацию и индивидуализацию работы. Способные, а тем более одаренные дети быстро схватывают объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями. Им порой не хватает темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности, он не всегда  может себя проявить, реализоваться.

        На своих уроках я стараюсь:

- создать теплую эмоциональную атмосферу;

- использую различные методы работы: проблемное обучение, групповые формы творческого мышления, опирающиеся на любознательность, стремление ко всему новому.

        Применяю и разноуровневую технологию. Разноуровневая технология предполагает, что одаренные дети собираются в одну группу на уроке иностранного языка и занимаются по особой программе. Особое внимание уделяется учебному сотрудничеству, коллективно-творческой деятельности, то есть работе в команде или группе, когда каждая группа получает одинаковое задание. При этом роль каждого ученика в выполнении задания оговаривается. Наиболее сильный ученик выполняет роль учителя: помогает понять прочитанное, грамматические структуры, лексику, исправляет ошибки в случае необходимости. Считаю, что такая организация деятельности позволяет каждому реализовать себя в меру своих возможностей и способностей; увидеть продукт собственной деятельности, то есть, каждый ученик развивает себя как личность посредством коллективно творческой деятельности, анализирует и сравнивает себя с другими, строит планы на будущее – быть не хуже других.

        Также я регулярно поручаю ученикам сделать доклад об одной из стран изучаемого языка. Это способствует работе с  литературой (в том числе в сети Интернет). Таким образом, выступая в роли учителя, ученик и сам получает много информации для себя.

        Одной из форм работы с творчески одаренными детьми является исследовательская работа. С каждым учеником занимаюсь индивидуально, исходя из его интересов. Здесь важно «рассмотреть» узкую направленность, выбрать метод исследования (одним интересно копаться в книгах, другим нужно самим соприкоснуться с действительностью), научить планировать работу. Проекты развивают независимость, так как дети учатся не только иметь свое собственное мнение, но и принимать решения. Особое место занимают проектные работы учащихся для участия в олимпиадах различного уровня. Проекты «Relations between Russia and the USA», ««Fast food» - to eat or not to eat?», «Features of small and medium -sized enterprises in Russia» приняли участие на Всероссийском конкурсе «Нобелевские надежды КНИТУ».

        В последнее время активно использую ИКТ, которые отвечают потребностям учащихся и дают возможность работать в различных режимах и на разных уровнях. Так как при языковом образовании особенно важен фактор «присутствия», фактор общения с носителем языка, создания языковой среды.

        Моя задача, как учителя, приобщить учеников к дистанционному обучению как форме непрерывного и дополнительного образования,  привлечения учащихся к дистанционным конкурсам и олимпиадам.

        Потенциал «сильных» детей раскрывается в их участии в предметных олимпиадах. Так с 2014 по 2019 года семь учеников не раз становились победителями, а 16 учеников ежегодно становятся призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку. Губайдуллин Айрат, Коробейников Тимур и Яппарова Рената являлись участниками олимпиады «Путь к олимпу».        Важным фактором, который влияет на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытых одаренностей и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Такой система работы является «погружением в культуру». Работая в малых группах, можно максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применить разные методы работы: наблюдение, эксперимент, используя ИКТ. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей.

        

        В заключение хочу сказать, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями родителями одаренных детей.

                                                 Список литературы

  1. Антонова, И. Г. Одаренные дети в современной школе [Текст]  / И. Г. Антонова, Н. Ю. Квасникова // Одар. ребенок. - 2015. - № 6. - С. 17-22.
  2. Бондаренко, Ю. В. Современные технологии в работе с одаренными детьми [Текст] / Ю. В. Бондаренко // Одар. ребенок. - 2015. - № 1. - С. 14-20.
  3. Материалы региональной научно-практической конференции «Совершенствование работы с одарёнными детьми в условиях реализации концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» Часть 4.  «Инновационные формы работы с одарёнными детьми» / Сост. Е.С.Василенко, С.Н. Калинина. - Тамбов: ТОГБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества», 2013. – 34 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время

Данная работа направлена на выявлениесторон детской одаренности и их использование для повышения образовательного процесса....

Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время

поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования, так как в современном обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, твор...

Работа с одаренными детьми на уроках английского языка

Работа с одаренными детьми на уроках английского языка...

Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

В данной презентации отражена работа по выявлению и развитию способностей учащихся...

Подходы в работа с одаренными детьми на уроках английского языка

Подходы в работа с одаренными детьми на уроках английского языка...