Эвристический метод в работе педагога
методическая разработка
Об эвристическом методе, его достоинствах и недостатках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evristicheskiy_metod.docx | 15.97 КБ |
prezentatsiya_evristicheskiy_metod.pptx | 120.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Эвристический метод
(от Εύρίςκω - нахожу) - применяется при обучении; он состоит в том, что ученика путем ряда вопросов наводят на решение проблемы, подлежащей рассмотрению.
Этот метод применим во всех случаях, когда учитель имеет в виду не только выспросить ученика относительно затверженного, но и возбудить в ученике способность комбинировать известные данные.
Не во всех предметах эвристический метод применим с одинаковым успехом; в предметах, требующих по преимуществу напряжения памяти, он менее применим, чем в предметах, требующих напряжения мысли и дедукции: так, напр., при обучении математике и логике эвристический метод более применим, чем при изучении географии. При правильной и систематичной постановке вопросов он может развить в ученике догадливость и сообразительность; при неумелой постановке вопросов, наоборот, он развивает в учениках стремление к ответам наугад.
Эвристическим называется метод, при котором учитель вместо изложения учебного материала в готовом виде подводит учащихся к "переоткрытию" теорем, их доказательств, к самостоятельному формулированию определений, к составлению задач (В.М. Брадис).
Можно подразделить эвристический метод на следующие виды:
1. Метод индукций, дедукций, метод целесообразных задач;
2. Эвристическая беседа, при которой учащиеся подводятся к определенному выводу с помощью системы вопросов;
3. Постановка и решение (или только решение) проблемы;
4. Обобщение способа решения задач и составление рекомендаций для поиска решения подобных задач.
Рассмотрим достоинства и недостатки эвристического метода.
достоинства | недостатки |
| 1.Требует большей, чем при сообщении готовых знаний, затраты времени. 2.При этом методе особенно сильно сказываются индивидуальные различия учащихся: многие из них не успевают решать поставленные проблемы , отвечать на вопросы учителя. А он на уроке не имеет возможности ждать, пока все самостоятельно придут к нужному выводу. 3. Активное участие в решении проблемы или эвристической беседе принимают лишь отдельные учащиеся, остальные - пассивны. |
Итак, эвристический метод обладает и достоинствами, и недостатками. Поэтому явно не оправдано чрезмерное увлечение этим методом. Его следует использовать в разумной мере, нейтрализуя его недостатки с помощью различных приемов.
Например, при изучении темы «Измерение углов. Транспортир» в 5 классе можно использовать метод эвристической беседы, при котором учащиеся подводятся к определенному выводу с помощью системы вопросов:
- Какие углы вы знаете? Как сравнить углы?
- Какие углы мы пока не можем сравнить? Чего нам для этого не хватает?
- Для чего нужен транспортир? Как он может нам пригодиться?
-Какие единицы измерения вы знаете? Существует ли единицы измерения для углов? Какие они на ваш взгляд?
- Что изображено на транспортире? Как измерить транспортиром угол?
-Куда следует поместить центр транспортира?
-Что может указывать на величину угла?
Использованы Интернет-ресурсы:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эвристический метод (от Εύρίςκω - нахожу) - применяется при обучении; он состоит в том, что ученика путем ряда вопросов наводят на решение проблемы, подлежащей рассмотрению.
Можно подразделить эвристический метод на следующие виды: 1. Метод индукций, дедукций, метод целесообразных задач; 2. Эвристическая беседа, при которой учащиеся подводятся к определенному выводу с помощью системы вопросов; 3. Постановка и решение ( или только решение) проблемы; 4. Обобщение способа решения задач и составление рекомендаций для поиска решения подобных задач.
достоинства недостатки Позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, Повышает интерес учащихся к предмету, Приводит к хорошему усвоению материала. 1.Требует большей, чем при сообщении готовых знаний, затраты времени. 2.При этом методе особенно сильно сказываются индивидуальные различия учащихся 3. Активное участие в решении проблемы или эвристической беседе принимают лишь отдельные учащиеся, остальные - пассивны. Д остоинства и недостатки эвристического метода .
Тема: «Измерение углов. Транспортир» -Для чего нужен транспортир? - Как он может нам пригодиться? -Какие углы вы знаете? Как сравнить углы? -Какие углы мы пока не можем сравнить? - Чего нам для этого не хватает? -Какие единицы измерения вы знаете? - Существует ли единицы измерения для углов? -Какие они на ваш взгляд? -Как измерить транспортиром угол? -Что изображено на транспортире? -Куда следует поместить центр транспортира? -Что может указывать на величину угла?
Использованы Интернет-ресурсы: http:// www.slotos.ru http://www.wikiznanie.ru http://www.inventech.ru/lib/glossary/evrmethod/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение эвристических методов в поддержке образовательно – профессионального самоопределения школьника
Профессиональное самоопределение школьников...
Эвристические методы решения задач по физике.
Целью данного элективного курса является создание условий для развития творческих способностей учащихся путём решения нестандартных, эвристических задач.Физическая задача – это ситуация, требующ...
Эвристические методы работы на уроке русского языка как способ обучения творчеству
О том, чему надо обучать школьников - издаётся множество программ, учебников и рекомендаций по каждому предмету. А вот как это делать, какими методами развивать детские способности, их познавательные,...
" ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ. ПРИМЕНЕНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ».
Урок технологии – это урок практической направленности и включение эвристических методов в практическую деятельность повышает качество усвоения учащимися изучаемого материала. Эврист...
Современные методы профилактической работы педагога-психолога с обучающимися «группы риска» (презентация)
Данная презентация является сопровождением для выступления "Современные методы профилактической работы педагога-психолога с обучающимися группы риска...
Современные методы профилактической работы педагога-психолога с обучающимися «группы риска»
Современные методы профилактической работы педагога-психологас обучающимися «группы риска»(Выступление на РМО педагогов-психологов А.В. Чекановой)В «Педагогической поэме» А.С. Макаренко писал:«П...
Арттерапевтические методы в работе педагога-психолога
Представлен материал для снятия эмоционального напряжения....