Эвристические методы работы на уроке русского языка как способ обучения творчеству
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Ванюхина Анна Александровна

О том, чему надо обучать школьников - издаётся множество программ, учебников и рекомендаций по каждому предмету. А вот как это делать, какими методами развивать детские способности, их познавательные, творческие и общеучебные умения, - такой литературы всё еще крайне мало.

Между тем, метод обучения – более сильное средство, чем содержание обучения. Спросите выпускников школы о том, что им запомнилось больше: чему их обучали или как это происходило? Именно методы деятельности имеют более универсальный общечеловеческий характер, поскольку их можно переносить в различные сферы образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx29.08 КБ

Предварительный просмотр:

Эвристические методы работы на уроке русского языка как способ обучения творчеству

О том, чему надо обучать школьников - издаётся множество программ, учебников и рекомендаций по каждому предмету. А вот как это делать, какими методами развивать детские способности, их познавательные, творческие и общеучебные умения, - такой литературы всё еще крайне мало.

Между тем, метод обучения – более сильное средство, чем содержание обучения. Спросите выпускников школы о том, что им запомнилось больше: чему их обучали или как это происходило? Именно методы деятельности имеют более универсальный общечеловеческий характер, поскольку их можно переносить в различные сферы образования.

Рассмотрим методы обучения, называемые нами эвристическими . Такое название они получили потому, что результатом их применения всегда является создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, закономерность, эксперимент, знаковое или текстовое произведение, картина, поделка, план своих занятий и т.п.

Метод эмпатии (вживания) означает "вчувствование" человека в состояние другого объекта. Опираясь на древнейшую идею соответствия макро- и микрокосма, познание человеком окружающего мира есть общение подобного с подобным.

Метод эмпатии вполне применим для "вселения" учеников в изучаемые объекты окружающего мира. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается "переселиться" в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

Приведём примеры заданий на использование метода "вживания".

- Напишите рассказ о том, что вы чувствовали во время "вживания" в изучаемый объект, что наиболее ярко удалось представить, что удивило вас, что понравилось.

- Повторите метод "вживания" к любому другому объекту. Найдите слова, которые вы мысленно будете проговаривать, чтобы ощутить себя этим объектом. Метод будет освоен вами тем лучше, чем более вам удастся почувствовать внутреннее состояние и строение объекта.

- В момент наилучшего "вживания" задайте вопросы как бы самому себе. Например: "Я река. Где у меня самое быстрое течение? Почему я теку по полю с изгибами? Как глубоко проникают мои воды? Много ли воды у меня испаряется вверх?"

- Запишите главные результаты познания, полученные вами методом "вживания". Подумайте, благодаря чему они вам удались. Запомните свои действия и ощущения.

Приведём пример описания ученицы о её "вживании" в свечу: "Я лежала в коробке. Вместе с такими же свечами, как и я. Вдруг нас стали брать, ставить на стол, зажигать спичкой, а потом друг о друга. Как и у других свечей, у меня появилось пламя, мое тело стало нагреваться и плавиться там, где ближе к пламени. Вокруг меня светло, я отражаюсь в поверхности, на которой стою. Вокруг меня летают пылинки и, попадая в мое пламя, сгорают. Если бы я не горела, то, сколько было бы пыли! Но почему я не могу зажечься и погаснуть, когда захочу, а не тогда, когда на меня подует ветер или человек?".

Ученики обычно отмечают, что подобные упражнения развивают способность мыслить и понимать явления с различных точек зрения, учат включать в познание не только разум, но и чувства.

Метод смыслового видения. Это продолжение и углубление предыдущего метода. Одновременная концентрация учеников на образовательном объекте своего зрения и "пытливо настроенного" разума позволяет им понять (первопричину объекта, заключённую в нём идею, первосмысл, то есть внутреннюю сущность объекта. Так же, как и в методе эмпатии, здесь требуется создание у ученика определённого настроя, состоящего из активной чувственно-мысленной познавательной деятельности. Учитель может предложить ученикам следующие вопросы для смыслового "вопрошания": Какова причина этого объекта, его происхождения? Как он устроен, что происходит у него внутри? Почему он такой, а не другой?

Метод образного видения – эмоционально-образное исследование объекта. Предлагается, например, глядя на число, фигуру, слово, знак или реальный объект, нарисовать увиденные в них образы, описать, на что они похожи. Образовательный продукт как результат наблюдения учеников выражается в словесной или графической образной форме, то есть ученики проговаривают, записывают или рисуют результаты своего исследования.

Например, задание к уроку литературы «Портрет в художественном произведении». Возьмите портрет любого исторического лица: Натальи Гончаровой, Екатерины Великой, Иосифа Сталина, Александра Невского… Как вы думаете, существует ли связь между внешностью человека и чертами его личности? Попробуйте по портрету описать характер выбранной вами личности и объяснить, почему вы наградили его теми или иными чертами характера с точки зрения его портрета. В конце сделайте вывод: на какие черты лица, фигуры вы обратили особое внимание? Почему?

Можно предложить ученикам описать характер человека по его внешности на основе портрета художника, а затем предложить выборку воспоминаний современников об этом человеке для сравнения.

Метод символического видения. Символ, как глубинный образ реальности, содержащий в себе её смысл, может выступать средством наблюдения и познания этой реальности. Метод символического видения заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом. После выяснения характера отношений символа и его объекта (например, свет - символ добра, спираль - символ бесконечности, голубь - символ мира) учитель предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме. Важное место занимает объяснение и толкование детьми созданных "символов".

Метод образной картины воссоздаёт такое состояние ученика, когда восприятие и понимание изучаемого объекта как бы сливаются, происходит его целостное, нерасчлененное видение. В результате у ученика возникает образная картина цветка, дерева, облака, Земли или всего Космоса. Поскольку человеку очень важно уметь создавать и передавать целостный образ познаваемого объекта, ученикам предлагается изобразить, например, свою картину природы или всего мира, т. е. выразить с помощью рисунков, символов, ключевых терминов фундаментальные основы природы, связи между ними. Каждый ученик во время такой работы не только мыслит различными масштабами, соотносит свои знания из разных областей науки, но и чувствует, ощущает смысл изображаемой реальности.

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определённых умственных действий. Метод реализуется при помощи следующих приёмов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, изменённого объекта.

        Опять таки предлагаю задание по литературе на тему: «Портрет». Найдите среди портретов литературных героев на ваш взгляд самую красивую девушку или самого красивого юношу. Докажите, что это действительно самый красивый человек, а доказательство своё оформите в виде списка комплиментов этому человеку.

Метод "Если бы ..." . Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдёт, если в мире что-либо изменится, например: исчезнут окончания в словах или сами слова и т.д. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает их способность воображения, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь всего со всем в нём, фундаментальные основы различных наук.

Метод гиперболизации. Увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества, например: придумывается самое длинное слово. Стартовый эффект подобным воображениям могут придать "Рекорды Гиннесса", находящиеся на грани выхода из реальности в фантазию.

Метод эвристического наблюдения. Наблюдение как целенаправленное личностное восприятие учеником различных объектов - подготовительный этап в формировании его теоретических знаний.

Ученики, осуществляющие наблюдение, получают собственный результат, включающий: а) информационный результат наблюдения; б) применённый способ наблюдения; в) комплекс личных действий и ощущений, сопровождавших наблюдение.

Одновременно с получением заданной учителем информации многие ученики во время наблюдения видят и другие особенности наблюдаемого объекта, то есть добывают новую информацию и конструируют новые знания. Этот процесс носит либо спонтанный характер, если учитель не организует его, либо целенаправленный - в случае применения педагогом специальной методики обучения наблюдению.

Метод фактов. Осознанное владение учащимися физическими органами чувств требует их последовательного развития в дальнейшей познавательной деятельности. Прежде всего, это относится к такому этапу познания, как поиск фактов. Оказывается, что очень непросто отличить ученикам то, что они видят, слышат, чувствуют, от того, что думают.

Метод сравнения применяется для сравнения версий разных учеников, их версий с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие ученые при сравнении различных аналогов между собой. Для обучения данному методу ученикам предлагаются вопросы: Что значит сравнить? Всегда ли и все можно сравнивать? Укажите, что, на ваш взгляд, не подлежит сравнению, и попытайтесь всё же сравнить несравнимое.

Метод исследования. Выбирается объект исследования - природный, культурный, научный, словесный, знаковый или иной: элемент одежды, стихотворение, поговорка, приметы, буква, звук, обряд. Ученикам предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: цели исследования - план работы - факты об объекте - опыты, рисунки опытов, новые факты - возникшие вопросы и проблемы - версии ответов, гипотезы - рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты - выводы. Подобная алгоритмизация деятельности учащихся нисколько не умаляет их творчества. Наоборот, выполнив последовательно все перечисленные шаги, практически любой ученик неизбежно получает свой собственный образовательный результат. Учителю остаётся лишь помогать детей увеличивать объём и качество такого результата.

        Пример задания на исследование на уроках русского языка: Проведите небольшое исследование в своем классе. О чем говорите вы и ваши одноклассники на переменах, в свободное время? Постарайтесь вспомнить и записать все новые (на ваш взгляд) слова, которые используются в вашей речи. Постройте схему на тему: «Источники происхождения новых слов в речи современного подростка».

Метод конструирования понятий. Формирование у учеников изучаемых понятий начинается с актуализации уже имеющихся у них представлений. Например, младшим школьникам уже известны термины "число", "слово", "небо", "зима ", "движение"; старшим ученикам – "алгоритм", "величина”, " молекула" и др.

Сопоставляя и обсуждая детские представления о понятии, учитель помогает достроить их до некоторых культурных форм. Результатом такой работы выступает коллективный творческий продукт - совместно сформулированное определение понятия.

Одновременно учитель предлагает детям познакомиться с другими формулировками понятия, которые приведены, например, авторами разных учебников или других книг. Различные формулировки остаются в тетрадях учеников как условие их личностного самоопределения в отношении изучаемого понятия.

Наприер, задание для 6 класса к уроку русского языка «Устаревшие и новые слова».  «В семидесятых годах девятнадцатого века в Москве не было ни конок, ни пролёток – ездили на линейках и в кабриолетах». Все ли слова в данном тексте вам понятны? Попробуйте дать самостоятельно определение нескольким устаревшим словам с точки зрения своего жизненного опыта. Что бы могли обозначать данные слова в современном обществе? Светлица, лапти, веретено, треуголка, приказчик.

Метод конструирования правил. Изучаемые в общеобразовательных курсах правила могут быть созданы, "открыты" учениками. Например, из предложенного учителем текста ученики выявляют орфограммы, лежащие в их основе правила, и создают затем на данные правила свои тексты. Исследование проводится по указанному учителем алгоритму, который зависит от вида текста и поставленной задачи. Например, для изучения на уроках литературы былины, алгоритм деятельности имеет следующий вид: а) сформулировать особенности стиля былины; б) обнаружить орфограмму, правило, лежащее в основе текста; в) сформулировать языковые особенности былины.

Метод гипотез. Учащимся предлагается задание - сконструировать версии ответов на поставленный учителем вопрос или проблему. Первоначальной задачей является выбор оснований для конструирования версий. Ученики предлагают исходные позиции или точки зрения на проблему, усваивают разнонаучный, разноплановый подход к конструированию гипотез. Затем учатся наиболее полно и чётко формулировать варианты своих ответов на вопрос, опираясь на логику и интуицию.

Например, предлагаю фрагмент урока русского языка в 5 класса, апробированный мной, тема: «Зачем человеку нужен язык?» Ученый-лингвист И. И. Срезневского писал: «Без всякой другой науки человеку еще можно обойтись; без знания родного языка… обойтись нельзя: это знание – свидетельство на его право быть сочленом в народном обществе, свидетельство его человечности» С этими словами невозможно не согласиться. Но в современном обществе существуют и противники этих слов. Мол, для того, чтобы быть человеком не обязательно знать все правила, а при разговоре ударение вообще ни к чему. Действительно, можно ведь ввести слово в компьютер, и программа покажет, как его правильно писать. Зачем учить нудные правила?

А как считаете вы?

Выслушиваются мнения. Учитель со всеми соглашается, не поощряя ни одно.

Как я уже говорила, учёный Срезневский считал человека человеком, если тот знал родной язык. Но это его мнение. Я предлагаю написать вам трактат в любой форме, какая вам нравится: стихотворение, проза, хоть частушка, который бы начинался так: «Я человек, потому что…»

Даётся время для написания. Далее желающие зачитывают свои работы.

А теперь давайте попробуем вместе сформулировать вывод: «Почему же для человека так важно знать язык?»

         Метод прогнозирования отличается от метода гипотез тем, что применяется к реальному или планируемому процессу. Ученики, опираясь на прежние наблюдения, обнаруженные закономерности и на собственные прогностические способности. Спустя заданное время прогноз сравнивается с реальностью, проводится обсуждение результатов, делаются выводы.

Метод ошибок. Данный метод предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Ошибка рассматривается как источник противоречий, феноменов, исключений из правил, новых знаний, которые рождаются на противопоставлении общепринятым. Внимание к ошибке может быть не только с целью её исправления, но и для выяснения её причин, способов её получения. Отыскание взаимосвязей ошибки с "правильностью" стимулирует эвристическую деятельность учеников, приводит их к пониманию относительности и вариативности любых знаний.

Метод конструирования теорий. Ученикам предлагается выполнить теоретическое обобщение проделанной ими работы следующими способами:

1) обнаруженные учениками факты классифицируются по заданным учителем основаниям, например: факты о строении объекта, факты о его функциях, факты о процессах, факты о взаимосвязях;

2) выясняются типы позиций наблюдателей, например, хронологическая позиция (последовательная фиксация и описание событий), математическая (исследуются количественные характеристики объекта, его формы и пропорции), образная (находятся выразительные словесные характеристики объекта, его символические черты);

3) формулируются вопросы и проблемы, относящиеся к наиболее примечательным фактам.

Дальнейшие занятия обеспечивают развитие образовательного процесса в следующей последовательности теоретических обобщений: факты - вопросы о них - гипотезы ответов - построение теоретической модели - следствия модели - доказательства модели  - применение модели - сопоставление модели с культурными аналогами. Способы конструирования учениками теоретической модели устанавливаются педагогом в зависимости от изучаемой образовательной области или темы.

Метод рефлексии (осознание деятельности). Это, пожалуй, главный метод обучения творчеству. Дело в том, что действительно образовательным результатом обучения является только тот, который осознан учеником. Если же ученик не понимает, что он делал и чему научился, не может вразумительно сформулировать способы своей деятельности, возникающие проблемы, пути их решения и полученные результаты, то его образовательный результат находится в скрытом, неявном виде, что не позволяет использовать его в целях дальнейшего образования.

Организация осознания учениками собственной деятельности имеет два основных вида: 1) текущая рефлексия, осуществляемая по ходу учебного процесса; 2) итоговая рефлексия, завершающая логически или тематически замкнутый период деятельности.

Текущая рефлексия предполагает организацию мыслительной деятельности учеников по типу челнока: после выполнения цикла предметной деятельности происходит: а) остановка предметной деятельности; б) активизация рефлексивной деятельности, то есть возврат внимания детей к основным элементам осуществлённой предметной деятельности: её направлениям, видам, этапам, проблемам, противоречиям, результатам, использованным способам деятельности.

Итоговая рефлексия отличается от текущей увеличенным объёмом рефлексируемого периода, а также большей степенью заданности и определённости со стороны учителя. В конце урока, дня, недели, четверти, учебного года ученикам предлагается специальное занятие, на котором они осуществляют рефлексию своей деятельности, отвечая на вопросы: Каково моё самое большое дело за учебный год? В чем я изменился за год? Каков мой самый большой успех? Почему и как я его достиг? Какова моя самая большая трудность? Как я её преодолевал или буду преодолевать? Что у меня раньше не получалось, а теперь получается? Каковы изменения в моих знаниях? Что я понял о своём незнании? Что я научился делать? Какие новые виды и способы деятельности я применял и усвоил? Каковы основные этапы моего образования в этом учебном году, в чём их специфика?

Методы контроля. Творческое обучение меняет критерии оценки образовательной деятельности. В традиционном обучении образовательный продукт ученика оценивается по степени его приближения к заданному образцу, то есть чем более точно и полно воспроизводит ученик заданное содержание, тем выше оценка его образовательной деятельности. В творческом обучении образовательный продукт ученика оценивается по степени отличия от заданного, то есть чем большего научно- и культурно-значимого отличия от известного продукта удаётся добиться ученику, тем выше оценка продуктивности его образования.

Для проверки, достигнуты ли нами цели, поставленные перед данным уроком, предлагаю к примеру провести игру «Вася, ты не прав»:

 - Ребята, представьте, что живет мальчик Вася  и вот как-то раз:

Вася по лесу гулял,

Шишки ножкою пинал.

«Не пойду я на урок,

Ну, какой мне в этом прок!

Без того я и умен,

На работу очень скор,

Маме, папе помогаю,

А учиться не желаю.

Разговаривать и так

Без учёбы я мастак.

Что ещё учить слога,

Ударенья – чепуха!

Проживу без ваших правил!

Пусть хоть кто меня поправит!»

Придумайте ответ Васе, не обязательно в стихах, который бы начинался так: «Вася, ты не прав!»

Методы самооценки. Самооценка ученика вытекает из итоговой рефлексии и завершает образовательный цикл. Самооценка носит качественный и количественный характер: качественные параметры формулируются на основе ученической образовательной программы или задаются учителем; количественные - отражают полноту достижения учеником целей. Качественная и количественная самооценки деятельности ученика – его образовательный продукт, который сопоставляется с культурно-историческими аналогами в виде оценок учителя, одноклассников, независимых экспертов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка как способ повышения мотивации и познавательной активности обучающихся

В статье из опыта работы описано применение разных интерактивных методов и приемов обучения на уроках русского языка....

Интерактивные формы и методы работы на уроках русского языка и литературы

Interact – «находиться во взаимодействии» или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или с чем-либо(например, компьютером).Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обу...

Мастер-класс "Интерактивные формы и методы работы на уроках русского языка"

Все мы работаем в школе с одной целью: создание условий для повышения качества образовательного процесса. Среди инновационных педагогических технологий ведущую роль должны играть творческие формы и ме...

Интерактивные методы работы на уроках русского языка и литературы

Групповые приемы и формы  работы на уроках русского языка и литературы...

Интерактивные методы работы на уроках русского языка как средство успешной подготовки к ОГЭ

В статье " Интерактивные методы работы на уроках русского языка" даны практические рекомендации по работе с обучающимися по подготовке к государственной итогоыой аттестации, но не при помощи...

Презентация различных методов работы на уроке русского языка. Тема "Причастие"

Презентация различных методов работы на уроке русского языка в 7 классе на тему  "Причастие"...

Методический семинар "Исследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенций"

В настоящее время изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Одна из задач школы сегодня – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способн...