УРОК- ИМПРОВИЗАЦИЯ. ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
статья

   Импровизация – педагогическая – это деятельность учителя, осуществляемая в ходе педагогического общения. Целью ее является нахождение нового решения в конкретных условиях обучения и воспитания. Это возможность уйти от стандартных приемов ведения урока, это позволяет учителю быть  оригинальным, со своим авторским почерком. Авторы в своей статье говорят об особенностях урока- импровизации и проводят примеры из опыта работы .    

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК- ИМПРОВИЗАЦИЯ. ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Щербакова И. В., учитель истории и обществознания,

Полевова Л. Ю., учитель географии

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1  г. Петровска Саратовской области»

        В своей  многолетней педагогической деятельности  нам не раз приходилось участвовать  в различных конкурсах педагогического мастерства, в ходе которых  мы знакомились с такой формой презентации опыта педагога как урок-импровизация.

   Импровизация – педагогическая – это деятельность учителя, осуществляемая в ходе педагогического общения. Целью ее является нахождение нового решения в конкретных условиях обучения и воспитания. Это возможность уйти от стандартных приемов ведения урока, это позволяет учителю быть  оригинальным, со своим авторским почерком.  Урок импровизация - творческая лаборатория для учащихся, где они имеют возможность полностью реализовать свои желания. Это урок самостоятельности, свободы мысли, а задача преподавателя - раскрыть  и развить творческую личность способом импровизационного урока (задания), помочь ребенку логически думать и свободно фантазировать. Импровизация для ученика – это, в первую очередь, возможность выразить себя, используя полученные знания и навыки.

Урок-импровизация  имеет несколько особенностей:

1.  Цель такого урока: в споре дойти до истины, расширить представления о мире

2.Задачи такого урока  носят не предметный, а воспитательный, мировоззренческий характер

3. Это урок необычного вопроса, оригинальной постановки интересной проблемы, открытия для себя в обычном  удивительного, нового.

4.Темой урока может быть  афоризм или чье-то яркое, интересное высказывание, особенно если оно содержит в себе проблему. Афоризм концентрирует в себе некое знание, которое можно доказать или опровергнуть. Тему урока можно озвучить  в начале, в конце или в середине урока. Начало  урока импровизации  может быть таким:  на доске среди множества букв зашифрованное слово:

                                Б ч А е Р л Щ о К в Т е Ж к .

Какое это слово? ( ЧЕЛОВЕК) Именно человек станет ключевой фигурой нашего урока, темой нашего сегодняшнего разговора.

Бесспорно, что главной ценностью для каждого из нас является жизнь. А с чем вы ее сравниваете? (варианты: рост дерева, восхождение, американские горки, зигзаг, череда полос,водоворот)   Объясните свой выбор. Что все эти варианты объединяет? (жизнь – это движение, изменение или по – другому: ПУТЬ. Что взять с собой, а от чего отказаться – это выбор каждого).

Центральной темой  учения известного китайского мудреца Конфуция является  человек. Мудрец говорил, что у человека есть три пути, чтобы разумно поступать. Какие они, нам и предстоит сегодня выяснить. ИТАК, тема нашего урока: «Три пути у человека, чтобы разумно поступать…»

Урок – импровизация  не должен быть стандартным, состоящим из определенных, всем известных, этапов. При этом вовсе не обязательно излагать в полном объеме в соответствии с заданной темой ее содержание и требовать от аудитории полного ответа. Умение найти «золотую» середину, владение содержанием, способность использовать его в необходимом контексте определяют, в конечном счете профессионализм учителя. Такой урок требует доверительных отношений, отсутствия оппозиции «я» - «вы», провокационных вопросов, высказываний, стимулирующих эмоциональный отклик, мыслительный процесс. Урок-импровизация  позволяет  выйти за рамки предмета на уровень философского обобщения и показать свою гражданскую зрелость, кругозор, образованность, умение увлечь детей манерой объяснения материала. Подтверждением является элемент урока:

«Японский сад показывает величие и великолепие девственной природы. Каждый компонент сада несёт в себе особенную смысловую нагрузку. Например, большой, тяжелый камень традиционно символизирует гору и обозначает покой и защищенность. Маленький камень обозначает небольшой холм, символизирующий падение. Необработанные булыжники передают бурный, стремительно несущийся горный поток, обозначает естественность. Насыпание  песка  символизирует открытый, свободный путь и доброе расположение владельца сада. Хочу заметить, что японский сад содержит нечётное количество камней максимум 15, причём, находясь в любой точке сада, мы  замечаем лишь 14, 15-го камня нет, его загораживают соседние. А самое главное, дорожки в японском саду символизируют дороги жизни, путешествие по жизни. Они соединяют различные Картины Сада и его точки в единое целое. Создайте свой сад камней, где дорожками будут ваши дороги жизни, жизненный путь каждого из вас»

Таким образом, урок-импровизация позволяет формировать следующие  метапредметные компетенции:

1.Аксиологическую - осуществлять ценностный выбор

2.Когнитивную – способность добывать знания и считать их ценностью, готовность видеть (осознавать) и решать проблему.

3.Коммуникативную – способность взаимодействовать с другими участниками урока.

4.Культуроведческую – способность нести, развивать и транслировать культуру.                                                                                              

Итак, урок-импровизация – это длительная          жизненная          заготовка, которая  выплескивается  в тот образ, в ту мысль, которая, надеемся, оставляет след надолго в каждой судьбе присутствовавшего. Так здорово, что мы «сходимся » с детьми на одной самой важной теме «Человек и смысл его жизни, которая способна возделывать душу, которая заставляет человека ДУМАТЬ!

                             

                                Библиографический список

1. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993

2. Харькин В.Н. педагогическая импровизация: теория и методика – М.,1992

3.Щербакова, Т. Н. Импровизация как компонент творчества современного педагога // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Деятельностный подход на уроках математики: вопросы теории и практики"

СОДЕРЖАНИЕ 1Введение32Проектирование уроков на деятельностной основе43Разработки  уроков на деятельностной основе6 3.1.  Уроки открытия новых знаний...

Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века на уроках искусства (от теории к практике)

Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном ...

Урок-зачет по теории и практике по теме "Тригонометрические уравнения, неравенства и системы уравнений"

В данном уроке представлены вопросы к зачету и практические задания....

Современный урок музыки от теории к практике

Современный урок музыки от теории к практике...

Рабочая программа элективного курса «Уроки словесности: от теории к практике» по русскому языку для 9 класса.

Рабочая программа элективного курса «Уроки словесности: от теории к практике» по русскому языку для 9 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образов...

Использование современных педагогических технологий на уроке информатики: от теории к практике

Внедрение новых образовательных технологий на уроках «Информатика и ИКТ» ведет к постоянному обновлению и модернизации необходимых ЗУН. Требуется формирование информационной компетентности...