Рассуждение на тему "Через тернии к звездам"
статья
Предварительный просмотр:
Сочинение-рассуждение на тему : «Через тернии к звездам»
Шляхова Екатерина Валерьевна
Известное изречение древнеримского философа-стоика Сенеки предлагает задуматься о проблеме борьбы человека с самим собой, с жизненными обстоятельствами, вопросами обретения гармонии и поисками путей самосовершенствования.
Проблема раскрывается в развитии профессиональных компетенций педагога в целях достижения высокого качества преподавания учебных предметов, эффективного воспитания детей и молодежи. Недаром одним из постулатов Сенеки является - «Путь усовершенствования, приобретения мудрости и приумножение культурных ценностей» через «следование голосу совести и разума».
Раскрывая вопрос самосовершенствования педагога, необходимо отметить две составляющие: сильный духом человек и уверенность в своих профессиональных знаниях. Оба элемента, считаю, должны присутствовать изначально на этапе выбора профессии, в качественном обучении у мастеров, в желании педагога нести свет знаний подрастающему поколению.
Так, знания и навыки, приобретенные мной у талантливых преподавателей: Виговской О.П. по дисциплине «Современный русский язык», Петровой Г.Н. по дисциплине «Педагогика» помогают мне и в настоящее время осознанно находиться в профессии, достигая качественных показателей в преподавании русского языка и литературы, в воспитательной деятельности. Мои ученики на протяжении нескольких лет активно участвуют и побеждают в разнообразных конкурсах, олимпиадах учебной направленности и в воспитательных мероприятиях.
Безусловно важен индивидуальный учительский стиль ,выбор методов и средств обучения. К примеру, изученный и применяемый мной несколько лет назад УМК под редакцией Маранцмана В.Г. по предмету «Литература» концептуально близок моей позиции в преподавании: эмпирический подход, понимание психологии человека, видение художественного пространства мира воспринимается мной как эталон гуманистической ( воспитание души) педагогики. С 2014 года работаю по УМК под ред. Коровиной В.Я. (учебники входят в федеральный перечень по реализации ФГОС ООО), где учителю предоставлена возможность развития духовной личности с твердыми морально-эстетическими установками. Мне близка и понятна идея творческо-деятельностного постижения знаний учениками, выраженная в ФГОС ООО, где процессы интериоризации-экстериоризации знаний и навыков выведены в практическую плоскость, что предоставлет учителю возможность совершенствовать образовательную среду. В частности, в настоящее время педагогами, мной используется метод проектов на разных ступенях школьного образования, наиболее полно представлен в основной школе – 9 класс ( индивидуальный проект).
В своей деятельности использую лучшие традиции отечественной методики преподавания литературы, заложенных трудами В.И. Водовозова, А.Д.Алфёрова, В.Я.Стоюнина, В.П.Острогорского, Л.И. Поливанова, В.В. Голубкова, Н.М. Соколова, М.А. Рыбниковой, И.С. Збарского, В.Г. Маранцмана, З.Н.Новлянской. В целях профессионального совершенствования изучаю труды известных специалистов в области психологии, педагогики, лингвистики, медицинских наук: К.Д.Ушинский «Педагогическая антропология» ( 1950 г.), где описана цель воспитания – «сам человек, а в человеке его душа», Л.С.Выготский «Развитие высших психических функций» (1960 г.), А.Р.Лурия «Язык и сознание» (1979 г.), где рассматривается вопрос о взаимоотношении наследственности и воспитания в психическом развитии.
В своей педагогической деятельности осуществляю и поддерживаю приоритетные направления государственной политики в области образования. Так Приказ Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 “О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся”, где главной целью является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций, а корректировка, в частности, касается пункта 18.2.3. Виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников, обучающихся и социальных партнеров организации, осуществляющей образовательную деятельность; программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с семьей и другими институтами воспитания. В современную образовательную реальность внедряется сетевая форма реализации образовательных программ. Поэтому необходимо, считаю, привлекать к задачам образования и библиотеки, и музеи, и спортивные учреждения. Для небольших районов целесообразно создание единого центра, который мог бы объединить под одной крышей социальные учреждения, а также учреждения дополнительного и общего образования. В связи с этим воспитательный процесс осуществляю в тесной связи с семьями обучающихся, организациями дополнительного образования.
Согласно Федеральному проекту «Цифровая образовательная среда» ( 2019-2024 гг.) одной из целью которого является цифровая трансформация системы образования, также необходимо « Создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней». Придерживаясь концепции образования, использую, в том числе, дистанционные формы участия школьников в различных учебных внеклассных и воспитательных мероприятиях, организуемых на платформах ( Учи.ру, РЭШ, Проектория и др.) , использую ресурсы программной информационной системы Сетевой город для индивидуализации преподавания.
Современность, таким образом, предъявляет высокие требования к подготовке и развитию учителя. И в настоящее время, как никогда раньше , учителю нужно суметь сохранить баланс между – воспитанием индивидуальности, личности, души человека и требованиями цифровизации образования, подразумевающей дистанцирование, рассоединение участников образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа "Через тернии к звездам..."
Классный час спланирован в форме заочного путешествия. Сопровождается презентацией, музыкой. Проводился в рамках городского конкурса "Самый классный классный"...
КВН "Через тернии к звездам"
Внеклассное занятие содержит материал для проведения КВН по астрономии...
День космонавтики "Через тернии к звездам"
Сценарий классного часа для студентов (старшеклассников), посвященного Дню космонавтики....
Методическое пособие по МХК "Через тернии к звездам"
В предлагаемом методическом пособии представлены материалы, призванные помочь учителю и ученикам организовать работу, прежде всего, по созданию портфолио по предмету «мировая художественная культура»....
КЛАССНЫЙ ЧАС «ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ»
Особое внимание хотела бы обратить на классные часы, c помощью которых мы можем развивать личностные качества. Классные часы я разделила на три типа в зависимости от деятельности уча...