Методическое пособие по МХК "Через тернии к звездам"
методическая разработка по мхк по теме
В предлагаемом методическом пособии представлены материалы, призванные помочь учителю и ученикам организовать работу, прежде всего, по созданию портфолио по предмету «мировая художественная культура». Также, данное пособие может быть полезно учителям других предметов в выборе форм работы на уроке, домашних заданий или организации работы с портфолио по необходимому предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Через тернии к звездам", методическое пособие по МХК | 410.1 КБ |
Предварительный просмотр:
В предлагаемом методическом пособии представлены материалы, призванные помочь учителю и ученикам организовать работу, прежде всего, по созданию портфолио по предмету «мировая художественна культура». Также, данное пособие может быть полезно учителям других предметов в выборе форм работы на уроке , домашних заданий или организации работы с портфолио по необходимому предмету.
Необходимость проведения работы по созданию портфолио диктуется временем, а целесообразность подтверждает практика. Опыт показывает, что эпизодическое обращение к этой работе не дает необходимого результата, не влияет на результативность деятельности его автора. Системная же работа, напротив, помогает развитию самооценки, способствует тому, чтобы в школьной практике предметом оценки становился не только результат, но и сам процесс образовательной деятельности.
Создание портфолио – процесс творческий, не имеющий нормативов, поэтому содержание и структура портфолио зависит, прежде всего, от цели его создания и понимания автором всего спектра собственной деятельности.
Цель методического пособия:
помощь учителям и учащимся в формировании критерий оценок уровня развития учащегося на уроках мировой художественной культуры и организации работы с портфолио.
Структура пособия
Понятие портфолио ……………………………………………………………..3 Краткая история вопроса………………………………………………………..4 Структура и механизм формирования портфолио………………………………………………………………………..6 Таблица критерий оценки и указания по содержанию работ: Обязательные задания………………………………………………………….16 Задания на выбор: Конспекты……………………………………………………………………….26 Таблицы, схемы…………………………………………………………………28 Творческие работы……………………………………………………………...34 Познавательно-игровые…………………………………………………………49 Лист взаимооценки………………………………………………………………52 Лексический словарь для учащихся «Умения и навыки»……………………………………………………………..54 «Цвета и их оттенки»…………………………………………………………...55 «Краски, которые использует художник»……………………………………..57 «Настроение»……………………………………………………………………58 «Характер, вид»…………………………………………………………………59 «Характеристика действия»…………………………………………………….60 «Состояние предмета»…………………………………………………………..61 «Свойство предмета, человека, животного»…………………………………..62 «Отношение к рисунку, прочитанному, услышанному»……………………..63 Словарь антонимов……………………………………………………………...64 Размеры…………………………………………………………………………..65 Анкеты: Учащегося, впервые собирающего портфолио……………………………......67 Учащегося, собирающего портфолио больше года……………………………………………………………………………….68
Понятие портфолио. Портфолио:
это рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащегося.
это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Он относится к разряду «аутентичных» (то есть истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию) индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания.
Основной смысл - «показать все, на что ты способен»;
это целенаправленная коллекция работ и результатов, которая демонстрирует личные усилия, прогресс и достижения учащегося;
систематический и специально организованный сбор доказательств, которые используются учащимся в процессе обучения;
своеобразная выставка работ учащегося, задачей которой является отслеживание его личностного роста;
отчет по процессу обучения ребенка: что ребенок узнал и как проходил процесс обучения, как он думает, подвергает сомнению, анализирует, синтезирует, производит, создает, взаимодействует на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях с другими.
дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены;
позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимся в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной;
доказательство прогресса обучения по результатам учения, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности.
важнейший элемент практико-ориентированного подхода к образованию.
Краткая история портфолио
Портфолио - это средство самоорганизации и саморазвития личности.
Известно, что как и само слово портфолио, так и основная идея собирания работ не есть изобретение 20 века. В прошлом веке итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями, а в эпоху Ренессанса художники и архитекторы провозгласили с собой портфолио, когда они заявляли свои претензии на своё место в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендентам. В этом смысле, как идея, так и термин портфолио применяется до сих пор среди художников и фотографов. В области финансовой системы термин портфолио применяется для обозначения выставления напоказ состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев.
Идея применения портфолио в школе происходит из США, где она возникла в 80- е годы, а в конце 80-х - начале 90-х годов начался настоящий бум. Применение портфолио в школах приняла лавинообразный характер. Число публикаций и книг, посвящённых портфолио, в обучении за короткий срок резко возросло, достигло в 1995 году своего пика и стало в настоящее время практически невообразимым. Это состояние в образовательном процессе называется «портфолиоманией». Кроме США и Канады идея портфолио становится всё более популярной в Европе и Японии. Её называют одним из трёх трендов современного образования. Портфолио явилось альтернативным способом оценивания, в центре которого стоит личность ученика, его деятельность, устремления.
Педагогическая философия портфолио предполагает:
смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету;
интеграцию количественной и качественной оценок;
перенос педагогического акцента с оценки на самооценку.
Цель портфолио:
Проследить индивидуальный (личностный) рост учащегося, достигнутый им в процессе освоения учебного предмета «мировая художественная культура», причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.
Структура и механизм формирования портфолио.
Прежде чем начать создавать портфолио, попробуйте ответить на вопросы:
1.Каковы цели создания портфолио?
2. Из каких компонентов он будет состоять?
3. Как будет выглядеть?
4. По каким критериям будет организована оценка или самооценка?
5. Кому будет предъявляться портфолио?
Каждый элемент портфолио ОБЯЗАТЕЛЬНО датировать, чтобы можно было проследить динамику Вашего прогресса.
Структура портфолио.
Титульный лист (оформляется перед началом собирания портфолио) – включает в себя имя, фамилии ученика-собирателя портфолио и учителя, название или номер школы, класс, дату начала собирания портфолио и окончания.
Содержание, с указанием раздела и рубрики (заполняется постепенно, по мере заполнения портфолио)
Цели собирания портфолио.
Одной из главных будет: «Показать все, на что Я способен».
Возможна попытка создать рубрику «Мое будущее» - эта рубрика посвящена жизненным планам учащегося и раскрывает конкретные идеи, замыслы, которые ученик хочет осуществить в своей жизни, например, какую профессию хочет приобрести. Объясняется, почему он отдал ей свое предпочтение, каково влияние знания мировой художественной культуры в выбранной сфере деятельности; как изучение мировой художественной культуры может помочь в осуществлении планов на будущее.
Содержание портфолио.
I.Портрет
II. Мои работы («Коллектор» или «Копилка» моих работ)
Коллектор (англ.collector) – объект, устройство и т.п. что-либо собирающее (копилка)
Глоссарий (лат.glossarium –словарь, глосс)- словарь терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, комментариями и примерами.
III.Мои документы.
IV.Отзывы (« Взгляд со стороны»)
V.Самооценка.
VI. Мои достижения («Минуты славы»)
Рассмотрим более подробно каждый раздел.
Раздел 1. Портрет (Автопортрет, «Несколько слов о….», или « Давайте познакомимся»)
Данный раздел предназначен для представления информации об ученике – авторе портфолио.
Если учащийся только начинает собирать портфолио, то он имеет возможность представить себя любым доступным для этого способом.
Это может быть:
Фотография
Портрет, нарисованный Вами или кем-то еще
Карикатура на себя
Синквейн о себе
Рисунок
Стихотворение, собственного сочинения или другого автора, создавшего художественный образ схожий с вами по каким-либо параметрам или критериям;
Песня о Вас или о Вашей жизни (в виде стихотворения, нотного текста со словами или записи на диске);
Девизы, которым вы следуете в своей жизни;
Сочинение о Вас и Ваших интересах, о школе, о друзьях, о семье и т.д. на Ваше усмотрение;
Эссе, содержащее рассуждение на какую-либо волнующую Вас тему в жизни (например, о роли мировой художественной культуры в Вашей жизни и жизни человека вообще);
Коллаж о Вас, о школе, о классе и т.д.
В помощь ученику можно дать и ряд вопросов, ответив на которые, он сможет составить полноценный рассказ о себе (рассказ можно иллюстрировать и оформлять по усмотрению учащегося) (Методическое пособие «Через тернии к звездам!» Приложение №
Если портфолио собирается больше года , он может включать в себя такие материалы, как:
краткое описание успехов по предмету «мировая художественная культура», достигнутых учеником ранее;
результаты самоанализа знаний и умений по предмету «мировая художественная культура», проведенного учащимся в начале и в конце учебного года;
письменное обоснование причин для создания данного портфолио и аргументацию, почему в портфолио включаются те или иные материалы;
письменное эссе, содержащее рассуждения ученика о роли учебного курса мировой художественной культуры в его жизни и т.д.
В каждом разделе могут быть рубрики, например, для раздела
« Автопортрет»:
« Неотправленные письма»: неопубликованные размышления на какую-либо тему.
«Стимулы к учебе»: примеры неудач, которые Вы смогли преодолеть с помощью активного учения (Методическое пособие «Через тернии к звездам!». Приложение №
« Стимулы успеха»: что в ходе работы помогало Вашему прогрессу.
«Мои открытия»: информация, которая удивила, закономерности, которые Вы установили самостоятельно.
«Резюме» - это не просто дань моде. Это наиболее удобный для работодателя способ ознакомиться с информацией о претендентах на вакантное место. Поэтому школьник может раскрыть свои деловые качества, рассказать о приобретенных навыках и опыте в различных сферах деятельности. Подобная практика составления резюме поможет в дальнейшем, когда придет момент заявить о себе и своих способностях.
И т.д.
Раздел 2. « Мои работы» («Коллектор» или «Копилка» моих работ)
Контрольные работы («Через тернии - к звездам»).
В этой рубрике ученик может поместить выполненные им промежуточные и итоговые письменные контрольные работы, результаты тестирования, которые, как он считает, свидетельствуют о его продвижении в освоении содержания предмета «мировая художественная культура»;
Поисковые (источниковедческие) работы («Кто ищет, тот всегда найдет»).
Речь идет о работах, связанных с поиском дополнительной информации по предмету «мировая художественная культура». Их цель – показать уровень сформированности умения работать с различными источниками информации: справочной и специальной искусствоведческой литературой, материалами СМИ, Интернет-ресурсами, экспонатами музейных коллекций, городским пространством.
В эту рубрику ученик может поместить:
- письменные ответы на домашние задания, связанные с поиском дополнительной информации об истории создания и бытования произведений искусства, о творцах культурного наследия, об исторической эпохе и пр.;
- тексты докладов, сообщений, с которыми пришлось выступать на уроках мировой художественной культуры;
- индивидуальные или коллективные презентации итогов образовательных путешествий по городу, музею;
- анализ Интернет-ресурсов, материалов СМИ;
- самостоятельно составленные библиографические списки по той или иной теме мировой художественной культуры, искусствоведческие словарики и т.д.
Работы, связанные с анализом художественных произведений
( «Я ль на свете всех милее?»).
В этой рубрике размещаются работы, позволяющие судить об уровне сформированности у учащегося умений быть читателем, зрителем, слушателем. Рубрика включает:
- письменные характеристики произведений (литературных, живописных, музыкальных, скульптурных и т.д.), составленные учеником в соответствии с определенным планом (памяткой);
- работы по составлению (сравнению) произведений искусства (разных эпох, разных национальных школ, одного и того же автора и пр.);
- отзывы (рецензии) на прочитанные книги, музыкальные произведения, кинофильмы, спектакли и пр.
Индивидуальные творческие работы, связанные с созданием собственных оригинальных текстов культуры.
Работы данного типа позволяют выявить уровень креативных способностей учащихся, глубину их понимания специфики художественного языка мировых культур, степень владения выразительными средствами различных видов искусств и т.д. В эту часть помещаются следующие материалы:
- сочинения и эссе по различным проблемам мировой художественной культуры;
- рисунки, литературные тексты (стихотворения, сказки, пьесы и т.д.), музыкальные произведения (их записи) и различные проекты: архитектурных и скульптурных произведений, музейной коллекции и т.д., созданные учеником с использованием художественного языка той или иной культуры;
- маршруты экскурсий по городу или музею и т.д.
Коллективные творческие работы («Одна голова хорошо, а две - лучше»).
В этой рубрике помещаются работы (или их фотографии), выполненные учеником в составе малой группы. Ценность данных работ вырастет многократно, если ученик приложит краткий комментарий относительно степени личного участия в коллективном проекте.
Исследовательские работы.
Работы (прежде всего рефераты), помещенные в данную рубрику, позволяют выявить уровень сформированности у ученика организационных и исследовательских умений.
Иные творческие работы:
- материалы познавательно-игрового характера (например, составленные кроссворды, ребусы, вопросы, загадки и т.д.)
- самостоятельно составленные подборки иллюстративного материала к той или иной теме предмета «мировая художественная культура»;
- сценарии праздников, подготовленные учеником в рамках школьной недели предмета «мировая художественная культура» и т.д.
Глоссарий или словарь.
Эта рубрика представляет собой словарь терминов, новых слов и понятий с их толкованием, комментариями и примерами.
Раздел 3. Мои документы.
В данный раздел портфолио могут войти:
- дипломы (грамоты) участника/призера школьных, районных, городских, региональных, всероссийских или международных конкурсных испытаний (олимпиад, викторин, творческих выставок и т.д.) по предмету «мировая художественная культура» ;
- сертификаты (дипломы) об окончании учреждений дополнительного образования школьников, обучение которых связано с освоением области художественной культуры, например, музыкальной или художественной школы, театрального, литературного, краеведческого кружка, курсов юных экскурсоводов и пр.
- свидетельства о прохождении факультативов по предмету «мировая художественная культура» или элективных культурологических курсов в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Раздел 4. «Отзывы» (« Взгляд со стороны»)
Этот раздел портфолио содержит следующие материалы:
- резюме, подготовленное учащимся, с оценкой собственных учебных достижений по предмету «мировая художественная культура»;
- заключения педагога или другого специалиста о качестве творческих работ учащегося;
- рецензии педагога или другого специалиста на исследовательскую работу, проект, статью ученика;
- отзывы о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, в школьном научном обществе и пр.;
- благодарственные или рекомендательные письма, полученные школьником.
Раздел 5. « Мои достижения» («Минуты славы»)
Раздел является заключительным и содержит работы, которые, по мнению автора портфолио, демонстрируют его прогресс в обучении.
Это могут быть наиболее удачно выполненные контрольные и самостоятельные задания, отзывы учителей и учащихся о какой-либо выполненной работе, рисунки, сертификаты и т.д.
Обязательным требованием является наличие рефлексивного комментария к каждому материалу этого раздела, в котором автор портфолио поясняет, почему он считает данную работу своим достижением.
Механизм формирования портфолио.
Отметим несколько важнейших педагогических правил, которые следует учитывать при создании портфолио:
1.Портфолио собирается самим школьником. Сбор материалов вместо ребенка или «по его поручению» взрослыми (педагогом, классным руководителем, родителями и т.д.) не допускается.
2. Материалы (документы, работы), идущие в портфолио, отбираются школьником самостоятельно и добровольно. Только ученик решает, какие документы и работы наиболее полно и красноречиво отражают его успехи в освоении курса «мировая художественная культура». Главный принцип при формировании портфолио – важно не количество, а качество представляемых материалов.
3. Портфолио собирается в течение определенного времени (учебный год или весь период изучения курса «мировая художественная культура»). Период комплектации портфолио согласуется педагогом и учащимися.
4. В начале года учитель знакомит учащихся со структурой портфолио, поясняет его назначение и цель создания, дает характеристику основных разделов и рубрик. Обсуждаются критерии оценивания портфолио. Выработанные учителем и учащимися критерии оценивания в письменном виде прикладываются к портфолио или вывешиваются на странице учителя мировая художественная культура на школьном сайте, куда свободно может зайти и ученик, и родитель, прочие желающие.
5. Педагогу следует заранее продумать, какие работы ученики будут выполнять в течение всего времени комплектования портфолио. Следует помнить, что все работы должны различаться не только по содержанию, но и, прежде всего, по целевым установкам, форме, уровню сложности. Сопоставление работ одного типа, выполненных в разное время, на разном содержательном материале, позволит учителю выявить, насколько учащийся продвинулся в своих успехах. Поэтому каждый элемент портфолио должен датироваться.
6. При выполнении той или иной работы учитель может предложить ученику (но не настаивать) включить ее в определенный раздел портфолио.
7. Обязательным элементом работы с портфолио является его публичная презентация учеником.
Особенности оформления портфолио.
Портфолио оформляется в виде папки. Куда в соответствии с заявленными рубриками раскладываются работы и документы. Материалы портфолио могут быть представлены в виде печатных текстов, электронных версий, фотографий, рисунков, видеозаписей.
При оформлении окончательного варианта, портфолио должно включать в себя три элемента:
описание цели сбора портфолио, его предназначение и краткое описание
содержание (или оглавление) портфолио с перечислением его основных элементов
перспективы дальнейшего использования, т.е. взгляд на будущее.
Отбор лучших работ в портфолио:
-3 лучшие работы
-работы из начала, середины и конца курса
-работы, которые лучше всего показывают, чему Вы научились
-2 работы, которыми Вы гордитесь
-3 работы, которые Вы хотите показать своим товарищам, учителям, родителям, гостям школы и т.д.
-из перечисленных типов работ выбрать направление, обобщение текста, биографическое воспоминание, историю, которую Вы сами сочинили, комментарии к истории, сочиненной Вашими товарищами и т.п.
Таблица критерий оценки и указания по содержанию работ
Обязательные задания.
Вид деятельности | Форма | Содержание | Условия | Критерии | Баллы | Примечания |
1.Начальное задание: Анализ художест-венного произведе-ния | Свободный связный текст | 1.Что я вижу/слышу, о чем читаю в произведении? (по 1баллу за каждое определение) 2. Какое впечатление на меня производит то, что я вижу, слышу, о чем читаю в произведении? (5 баллов) 3.Есть ли у произведения автор/авторы? (2 балла) 4Какое место занимает это произведение в его/их творчестве? (3 балла) 5.Можно ли отнести произве- дение к какому-либо стилю, | Не менее 2х произведений в триместр Любой вариант на выбор | Соответствие всем пунктам плана(постепенное накопление баллов) | 30 баллов | Чем шире раскрываете вопрос, тем больше баллов. |
Вид дея- тельности | Форма | Содержание | Условия | Критерии | Баллы | Примечания |
| направлению, течению? (2 балла) 6.Какие особенности этого стиля, напрвления, течения можно увидеть в произведении?(за каждую особенность 2 балла) 7.Когда было создано произведение? (2 балла) 8.Какие черты эпохи создания отразились в произведении? по 2 балла за каждую) 9.Что рассказывает произведение о времени своего создания?(3 балла) 10.Какое место занимает произведение в истории мировой культуры?( 2 балла) |
Вид дея- тельности | Форма | Содержание | Условия | Критерии | Баллы | Примечания |
Вариатив-ное задание №1: Сравнитель- ный анализ произведений искусств | 11.Как оно повлияло на дальнейшее развитие искусства?(2 балла) 12.Какова сегодняшняя жизнь этого произведения? (2 балла) 1.Дайте подробный сравнительный анализ двух произведений искусства 2Покажите, как средства выразительности передают чувства и настроение картины. | по своему выбору или предложенный учителем вариант | 1.Выделяете общие черты произведений (по 1 баллу за каждую) 2.Сопоставляете тембры музыкальных инструментов с палитрой картины.(по 2 балла) 3.Сопосталяете и понима- ете выразительность и изобразительность интонаций (3 балла) | Накопи-тельные | В помощь: Смотрите план анализа художественного произведения и приложения. критерии к вариативным заданиям одинаковые | |
Вид дея- тельности | Форма | Содержание | Условия | Критерии | Баллы | Примечания |
Вариативное задание №2: Сопоставле-ние Вариативное задание №3: Сопоставле-ние | Свободный связный текст | Рассмотрите картину (архитектуру, скульптуру) и прослушайте музыкальное произведение. Сопоставляя эти два произведения, выделите общие черты музыки и живописи(архитектуры, скульптуры). Подберите к картине (архитектуре, скульптуре) музыкальное или литературное произведение. Сопоставьте их. Выделите общие черты двух произведений. | 4.Сопоставляете формы произведений.(3 балла) 5. Сопоставляет характеры и настроения произведений (2 балла) Смотрите критерии к вариативным заданиям №1, 2 | критерии к вариативным заданиям одинаковые | ||
Вид дея- тельности | Форма | Содержание | Условия | Критерии | Баллы | Примечания |
2.Посещение музеев, театров,концертов, киноте- атров, выставок и т.п. | Письмо – от-зыв или рек-ламный проспект. (произведениеоснованное на выражении личного эмоционального отношения к тому, о чем хочет рассказать автор сочинения. | Написать письмо учителю (или кому-нибудь другому) после посещения музея,концерта, кинотеатра,и т.п.в форме отзыва. 1.Название произведения (выставки и т.д.) 2.Кто автор произведения? 3.Где и когда создано это произведение? 4.Кто еще работал над созданием этого произведения? 5.О чём оно? 6.Когда, в какой обстановке вы её прочитали, (увидели, услышали) - (коротко)? | Минимум 1 раз в триместр Обязательно: Наличие доказательств (билеты, фото) Бонус за посещение дается только при наличии письма или рекламы. | 1.Эмоциональный отклик ((положительный или отрицательный).(3 балла) 2.Наличие вашей личной оценки об увиденном/услышанном.(5 баллов) 3. Наличие информации и описание того, о чем идет речь. (5 баллов) К рекламе: 1Умение вычленить из текста главную идею.(5 балла) 2..Оригинальность (5 балла) 3.Эмоциональный отклик (3 | 13 +бонус за посе- щение (7 баллов) К рекламе 8 баллов + бонус за посеще-ние (7баллов) + 5 баллов за оригинальность | |
Вид дея- тельности | Форма | Содержание | Условия | Критерии | Баллы | Примечания |
| 7.Что вам больше всего понравилось, что привлекло именно в этом произведении (близкая тема, интересные события, характеры героев, или стиль произведения, или жанр)? 8.Чем запомнился герой (герои)? 9.Какие эпизоды понравились больше всего? Почему? 10. Научило ли Вас это произведение чему-нибудь? Почему вы советуете/не советуете его прочитать (увидеть. услышать)? | балла) | ||||
Вид дея- тельности | Форма | Содержание | Условия | Критерии | Баллы | Примечания |
3.Проработка и фиксиро- вание новых слов и понятий 4.Рефлексия (осмысление своих собственных действий), Мотивация(побуждение человека к деятельности, | Словарь или глоссарий (свободен от алфавита) Анкета «Что? Как? Зачем?» | Ответьте на ряд вопросов: А. 1. На что был похож прошлый учебный год? 2.На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году? 3.Что тебе нужно сделать для этого? 4.Какая нужна помощь? Б. 5.Какую отметку ты бы хотел иметь по предмету за I триместр? 6.Что тебе нужно сделать, чтобы это было так? 7.Чья помощь и в какой форме тебе | Полнота охвата и глубина проработки изученных терминов За каждое определение 1 балл + 2 балла за иллюстрацию понятия (можно самим рисовать, или маленькую фотографию вклеить) | |||
Вид дея- тельности | Форма | Содержание | Условия | Критерии | Баллы | Примечания |
направленной на достижение определенных целей).
| нужна? 8.Как ты поймёшь, что результат достигнут? В. Записать не менее 6 ответов на каждый вопрос: 9.Чего не случится, если я буду изучать мировую художественную культуру? 10Чего не случится, если я не буду изучать мировую художественную культуру? 11.Что случится, если я буду изучать мировую художественную культуру? 12.Что случится, если я не буду изучать мировую художественную культуру? |
Вид дея- тельности | Форма | Содержание | Условия | Критерии | Баллы | Примечания |
5. Самооценка
| Связный текст свободной формы | 1.Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель? Что нужно было получить в результате? (3 балла) 2.Легко или тяжело было выполнять это задание? Поясните, в чем были сложности или легкость задания?(3 балла) 3.Какие чувства вы испытывали, когда творили и какие сейчас? ( 2 балла) 4.Такие задания Вы уже когда-нибудь выполняли или впервые пробовали? (1 балл) 5.Пришлось ли использовать умения, навыки, которым мы на уроках не учились? Чему именно Вы учились при выполнении данного задания? Какое | 20 баллов | В помощь: Смотрите приложения в конце методического пособия: 1. «Эмоции и чувства» 2.«Умения и навыки» |
Вид дея- тельности | Форма | Содержание | Условия | Критерии | Баллы | Примечания |
| умение отрабатывали? (2 балла) 6.Пришлось ли искать новые знания (правила, факты и т.д., которых на уроках не изучали) для выполнения данного задания? (3 балла) 7.Самостоятельно ли Вы выполняли задание или с чьей-то помощью (кто помогал, в чем)? (2 балла) 8.Каким пунктам критерий удалось соответствовать? Аргументируйте свой ответ (доказательства соответствия) (3 балла) 9.Оцените свой труд. Сколько баллов, по- вашему мнению, Вы заработали? (1балл) |
Задания на выбор: конспекты
Вид дея- тельности | Форма | Содержание | Условия | Критерии | Баллы | Примечания |
1.Конспект
| Пересказ краткий | Кратко передать своими словами текст параграфа, лекции, художественного текста. | (если считаете нужным поработать только над отдельным фрагментом текста, укажите причины Вашего выбора) | 1.Владение тео- ретическим мате- риалом. (2балла) 2.Внутреннее смысловое единст- во работы (2 балла) 3.Умение в краткой форме предста- вить ее основные положения.(2балла) 4.Работа над всем текстом.(2 балла) | 8 баллов+ Бонус 2 балла за оформление |
Вид дея- тельности | Форма | Содержание | Условия | Критерии | Баллы | Примечания |
2.Конспект
| Вычленение основных понятий | 1.Поставьте № абзаца. 2.Прочтите внимательно текст абзаца. 3. Выберете оттуда 3-5 основных слов или фразу 4. Поставьте № следующего абзаца и следуйте намеченному ранее плану. | 1.Умение выч- ленить главное (2 балла) 2. проработка всего текста (2 балла) | 4 балла |
Задания на выбор: таблицы, схемы
Вид дея- тельности | Форма | Содержание | Условия | Критерии | Баллы | Примечания |
1.Работа с вопросами
| Таблица «толстых» и «тонких» вопросов | Прочтите текст и составьте ряд вопросов к данному тексту. В левую колонку записываются вопросы, требующие простого ответа - это «тонкие» вопросы. В правую колонку – вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. «Тонкие» вопросы могут начинаться: Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Могли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…? «Толстые» вопросы: Дайте три объяснения, почему… Объясните, почему… Почему вы думаете… | Четкость, ясность и конкретность при создании вопросов.(1 вопрос=1 балл) За ответы баллы: 1 балл за каждый «тонкий» ответ и 2 балла за каждый «толстый» ответ, раскрытый полностью. | При желании, можно самим же ответить на вопросы и получить еще дополнительные баллы. |
Вид дея- тельности | Форма | Содержание | Условия | Критерии | Баллы | Примечания |
2.Структури-рование данных
| Таблица «Культурный код» (конкретной цивилизации, эпохи, культуры) | Почему вы считаете…? В чем различия…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Таблица заполняется тезисно.6 колонок: 1.Хронология (тыс., век, год) 2.Система ценностей(менталитет,религия общественное сознание) 3.Образование, наука. 4.Литература. 5.Архитектура, градостроительство. 6.Изобразительное искусство. | 1. Отражение в графах таблицы достижений культуры эпохи по отдельным сферам: -полное отражение достижений культуры – по 3 балла за каждый раздел таблицы; -частичное отражение достижений культуры –1-2 балла за каждый раздел | 20 баллов |
Вид дея- тельности | Форма | Содержание | Условия | Критерии | Баллы | Примечания |
3.Вычленение из текста существен-ных призна-ков ключево- | Схема «Денотатный граф» | В конце таблицы: -Ваше понимание места и роли этой культуры (цивилизации, эпохи) -Личная позиция по отношению к вкладу данной культуры (цивилизации, эпохи) в сокровищницу мировой культуры. 1.Вычленить из текста понятие или слово. 2.Написать его по вертикали. 3.Придумать на каждую букву слова | таблицы. 2.Формулировка своего понимания места и роли цивилизации, эпохи, отдельной культуры в общем развитии культу- ры: -понимание сформулировано полно и верно – 2 балла; -понимание сформулировано частично – 1 балл. 3.Отражение личной позиции по отношению к вкладу отдельных циви-лизаций, эпох, народов и выдающихся деятелей культуры в сокровищницу мировой культуры – показ личной позиции, разносторонняя, убедительная аргументация – 3 балла; –личная позиция показана, но аргументация частичная, фрагментарная – 2 балла; – личная позиция показана, но не аргументирована – 1 балл 1.Наличие глаголов к каждой букве главного понятия (слова). 2.Наличие существитель-ных к каждому глаголу |
Вид дея- тельности | Форма | Содержание | Условия | Критерии | Баллы | Примечания |
го
| глагол, связанный с главным словом, затем тире и существительное, затем снова глагол и т.д. Однокоренные слова использовать нельзя! С-сущ.-глагол Л- О- В- О- В результате должен получиться связный текст с огромным полем ассоциаций и применений данного понятия. | основного понятия. 3.Наличие логической связи между понятием и другими словами 4.Раскрытие «поля» при- менения данного понятия и его качественных признаков. Глагол +существительное = 1 колонка Наличие 2-го и более столбцов удваивает (утраивает и т.д.) количество баллов |
Задания на выбор: творческие работы
Вид деятельности | Форма (название) | Содержание | Условия | Критерии | Баллы | Примеча-ния |
1Сочинение
| Синквейн-стихотворение, состоящее из пяти строк | 1строка: существительное (заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна) 2строка: 2прилагательных (описание сущест-вительного 1 строки) 3строка– 3глагола (действия, относящиеся к сущест-вительному 1 строки). 4строка –чувство-короткая фраза,выражающая ваше отношение | Можно сочинять на любую тему, понятие в любой раздел. | 1.Соответствие формы синквейна (5 строк с определенным количеством слов и частей речи). 2.Понимание данного понятия, информация о нем. 3. Наличие вашей личной оценки о данном понятии. | 3 пункта -5 баллов; 2 пункта-4 балла; 1 пункт -3 балла. | |
к теме) 5 строка –1су-ществительное (вывод, резюме) | ||||||
2.Сочинение | Письмо - отзыв (это особое рече-вое произведе- ние, основанное на выражении личного эмоци- онального отно- шения к тому, о чем хочет рас-сказать автор сочинения. | Написать письмо учителю (или кому-нибудь другому) после посещения музея,концерта, ки- нотеатра, прочтения книги и т.п.в форме отзыва. 1.Название произведения (выстав- ки и т.д.) 2.Кто автор произведения? 3.Где и когда создано | План можно изменять по вашему усмотрению. | 1.Эмоциональный отклик (положительный или отрицательный). 2.Наличие вашей лич- ной оценки об увиден-ном/услышанном. 3. Наличие информации и описание того, о чем идет речь. | 3 пункта -5 баллов; 2 пункта-4 балла; 1 пункт -3 балла. | |
это произведение? 4.Кто еще работал над созданием этого произведения? 5.О чём оно? 6.Когда, в какой обстановке вы её прочитали, (увидели, услышали) - (коротко)? 7.Что вам больше всего понравилось, что привлекло именно в этом произведении (близкая тема, интересные события, характеры героев, или стиль произведения, или жанр)? 8.Чем запомнился | ||||||
герой (герои)? 9.Какие эпизоды понравились больше всего? Почему? 10.Чему научило произведение? Почему вы совет-уете его прочитать (увидеть. услышать)? | ||||||
3.Сочинение | Эссе прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции | передать свои впеча-тления, соображения, размышления, вызванные чем либо. Испольуйте образные средства, слова с яркой эмоциональной окраской, поговорки, слова, обозначающие внутреннее состояние, переживание. | В содержании эссе оценивается в первую очередь ЛИЧНОСТЬ АВТОРА – его мировоззрение, мысли и чувства! | 1.осознанность выбора темы, указание на ее актуальность; (5 баллов) 2.оригинальность решения проблемы, аргументация собственной позиции с использованием историчес- ких фактов и фактов из современной жизни общества; (5 баллов) 3.владение теоретичес- | До 20 баллов | |
На черновике в свободной форме выпишите все, что может понадобиться в эссе: понятия, противо-речия, ассоциации, ци-таты, примеры, тезисы, мнения, аргументы, имена, события. Сло-вом, "дать себе волю", записать все, что кажется нужным, интересным, имеющим отношение к теме. Следующая задача - привести весь этот "хаос" в порядок, соотнести с темой, выбрать эффектную | ким материалом, знание различных точек зрения по выбранной теме; ( 5 баллов) 4.внутреннее смысловое единство работы и умение в краткой форме представить ее основные положения. (5 баллов) | |||||
цитату, точную мысль, интересный факт, убедительный аргумент. Вступление –проблема эссе,ключевые вопро- сы,указание на противо речия, выявляет разли чные взгляды на тему. Заключение – яркая мысль,подытоживаю-щая, резюмирующая рассуждения. | ||||||
4. Сочинение | Начальное задание: «Авторское послание» 1 | Если бы Вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? | 1.Четкое понимание поня- тий темы и их соответствие данной теме,(5 баллов) 2.Наличие аргументов, доказывающих важность изучения данной темы | Более 7 баллов | ||
Вариативное задание «Авторское послание» 2 | 2.Если бы вы были художником-иллюстра тором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? | Можно создать словесную иллюстрацию-описание, нари- совать на бума- ге, сочинить му- зыкальное про- изведение или стих, слепить скульптуру (сфо тографировать и в портфолио вложить, в класс принести гото- вый вариант), создать здание и т.д. | 1 аргумент=1 балл) 3.Соответствие теме.(2 балла) 4.Умение вычленить из текста главную идею.(2 балла) 5.Оригинальность, непосре- дственность, индивидуаль- ность характера отражения своего отношения к теме.(3 балла) 6.Аргументация собствен- ной позиции с использова- нием ассоциативных обра- зов (Почему вы выбрали именно этот образ? Как он раскрывает главную идею темы? Почему именно такой | Более 8 баллов | ||
5.Сочинение (создание своих произведений) | Стихотворение, (картина, скульпту- ра, архитектура) « И художник. и поэт…» | Послушайте музыкаль- ное произведение. Постарайтесь прочувст вовать поэтическую выразительность этой музыки.Как вам кажется, о чем она? Напишите собственное стихотворение, которое можно было бы поло- жить на эту мелодию. (нарисуйте картину, создайте скульптуру или даже архитектуру )и дайте комментарии, разъясняющие Ваши ассоциации. | материал, форму, цвет, пали тру,музыкальный инстру мент (1 аргумент=1балл) 1.Наличие четких и ясных комментарий. (5 баллов) 2. Самостоятельность рабо- ты.(10 баллов) | От 10 баллов | ||
6. Сочинение | Составьте рекламный текст на | Текст должен раскрывать | 1.За каждый названный муз. старинный инструмент 2б. | |||
обложку компакт-диска « Старинные русский музыкальные инструменты», отража- ющий его привлека- тельные особенности. Какие инструменты будут в нем представ- лены? Какие произве- дения войдут в его состав? | идею и основной замы- сел рекламы. Поставьте себя на место получателя ваших будущих рекламных материалов. Текст должен быть правдивым и искренним. Искренность придает реклам- ному сообще- нию жизнен- ность, индивиду альность и убе- дительность. | .2.Отмечаете привлекательные черты их звучания (по 2 балла ) 3.Наличие произведений, исполняемых на старинных инструментах(по 2 балла) 4. Текст выдержан в жанре рекламного текста. (5 баллов) 5. Грамотность и связность (5 баллов) | примерно 20 баллов | |||
7.Проектирование, моделирование | Эскиз, макет. рисунок, фотошоп. Начальное задание: « Дизайнер» Вариативное задание: «Архитектор» | Представьте, что вы дизайнер. Оформите свою комнату (создайте макет или эскиз новой комнаты) в стиле той эпохи, которую вы изучаете Представьте, что вы архитектор. Украсьте скульптурами(и другими элементами) парк (аллею и т.д.) в определенном стиле и эпохе.. Используйте фотошоп. | 1.Соответствие стилю.(10) 2. Соответствие эпохе.(10) 3. Оригинальность.(10) | По 10 баллов за пункт | ||
8. Проектиро- вание | Эскиз, макет. рисунок, фотошоп «Храм искусств» | Создайте «Храм искусств». В каком виде искусства вы решите воплотить | 1.Использование символов, ассоциативных образов.(5 баллов) | |||
свою идею – вам решать. | 2.Оригинальность.(10балл.) 3. Приложенность усилий (10 баллов) | |||||
9.Сочинение | Рассказ-фантастика «Если бы вещи заговорили…» | Выбрать одно из произведений искусств и написать небольшой рассказ « Если бы вещи заговорили, что бы они могли рассказать о своем хозяине?» или « Если бы данные персонажи ожили, о чем бы они рассказали вам?» и т.п. | 1.Умение создать художественный образ (10 баллов) 2.Знание символики (5 баллов) 3.Связные текст (5 баллов) 4. Оригинальность идеи (10 баллов) | 30 баллов | ||
10. Сочинение | Объявление «Внимание! Розыск! | Создайте объявление о пропаже величайшего произведения искусства. | В объявлении не должно быть названия произведения (на уроке, читая свое | 1.Называет главные отличительные черты про-изведения (5 баллов) 2. Информационный материал об авторе, местонахождении и т.п. | 20 баллов | |
объявление, другие должны его угадать (найти ) | (5 баллов 3. Оригинальность текста (10 баллов) | |||||
11Сочинение | Театральная сценка | Сочините театральную сценку, которую могли бы разыгрывать герои данного произведения. | Возможно инсценирование | 1.Оригинальность (10 баллов) 2. Умение считывать и понимать язык жестов, позы, мимики, характер и настроение.(5 баллов) 3. Умение видеть и оценивать пространство, в котором находятся герои произведения.( 5 баллов) 4. Связность текста (5 баллов) | 25 баллов | |
12. Презентация электронная | Составьте электронную презентацию. Она должна содержать познавательный материал. 1.титульный слайд(1 балл) 2.слайд оглавление (содержание) (1 балл) 3. последний слайд – список использован- ных материалов.(2 балла) 4.На титульном слайде нужно указать название проекта, кто автор.(2 балла) 5.Обязательно запоми- найте(или записывате) название книг или адреса сайтов, откуда вы берёте материал. 6.Количество слайдов в вашей презентации не должно быть меньше 10-12( 3 балла) 7.Проект должен содержать различный мультимедийный мате- риал: тексты, рисунки, схемы, таблицы, звук, видео и др. Весь материал нужно готовить до урока.(за каждый пункт по1 баллу) 8.Презентация может быть интерактивной, т.е. должна содержать гиперссылки и | Возможна как индивидуальная, так и групповая работа. | 1.Соответствие всем пунктам. 2.Запись на диске (5 баллов) | От 15 бал- лов+ бонус (5 бал) за | ||
управляющие кнопки.(3 балла) 9.При демонстрации проекта автор должен коротко (за 3-4 минуты) познакомить слушателей с содержанием своей презентации.(5 баллов |
Задания на выбор: познавательно-игровые
Вид дея-тельности | Форма | Содержание работы | Условия работы | Критерии оценки | Баллы | Примечания |
Разгадывание кроссворда | Начальное задание: Кроссворд №1 (сканворд и т.п.) Вариативное задание: Кроссворд №2 (сканворд и т.п.) | 1.Начертите кроссворд (сканворд и т.п.) 2.Выпишите вопросы к кроссворду. 3.Разгадайте кроссворд и впишите ответы. | созданный не вами (из учебника или др. источни- ков) кроссворд создан вами Внимание! Если раскрывает ся, что вы скача- ли готовый крос- сворд в инете (или из других источников), то количество бал- лов = количеству правильных устных ответов на вопросы из кроссворда. | Количество баллов зависит от количества правильных ответов +бонус за аккуратное оформление и наличие в задании вопросов(3 балла) Для вариативного задания: 1.Соответствие теме! 2.Четкость, ясность и конкретность при создании вопросов.(1 вопрос=1 балл) 3.Оригинальность формы или образа кроссворда.(3 балла) 4.Оригинальность вопросов.(3 балла) 5.Аккуратность оформления.(2 балла) | 1 разгаданное слово= 1баллу= бонус 3 балла 1 вопрос=1 балл + бону-сы)+ бонус за самосто-ятельность (3 балла) | |
Создание игры | Игра | 1. Выберете тему, идею. 2. Придумайте название. 3. Соберите теоретический материал к игре. 4.Представьте, как будет выглядеть ваша игра? Как вы ее оформите и будете ли ? Если да. то из какого материала она будет? 5. Придумайте правила игры и запишите их. | 1.Соответствие теме (2 балла) 2.Яркость и четкость оформления (5 баллов) 3. Наличие четкого и ясного теоретического материала (10 баллов) 4.Оригинальность офор- мления, хода игры, теоретической части. (9 баллов) 5. Наличие правил игры. (5 баллов) 6. Наличие названия игры(4 балла) | 35 баллов |
Анкета учащегося, впервые собирающего портфолио.
Ряд вопросов, ответив на которые, Вы сможет составить полноценный рассказ о себе (рассказ можно иллюстрировать и оформлять по Вашему усмотрению):
Ваша фамилия, имя, отчество.
Где и когда Вы родились?
Ваш характер, темперамент?
Ваши друзья? Чем они Вам дороги?
Чем Вы занимаетесь в свободное время?
Какие телевизионные передачи Вы смотрите?
Любите ли Вы читать (что читаете, любимый автор, поэт, любимое произведение)?
Пишите ли сами стихи, прозу и т.п.?
Какую музыку предпочитаете?
Ходите ли вы в музеи, театры, кино?
Коллекционируете что-нибудь?
Занимаетесь ли каким – либо видом спорта? Какой любимый вид спорта?
Посещаете ли какие-то кружки?
Любите ли Вы путешествовать (где бывали, куда бы хотели съездить и с кем) и др.?
Анкета учащегося, собирающего портфолио больше года
- краткое описание успехов по мировой художественной культуре, достигнутых Вами ранее;
- результаты самоанализа знаний и умений по мировой художественной культуре, проведенного учащимся в начале и в конце учебного года;
-письменное обоснование причин для создания данного портфолио и аргументацию, почему в портфолио включаются те или иные материалы;
- письменное эссе, содержащее рассуждения ученика о роли учебного курса «мировая художественная культура» в его жизни и т.д.
Лексический словарь для учащихся.
Бывают случаи, когда ребенок хочет выразить свою мысль, но затрудняется в выборе слов. Именно мучения в их глазах, огромное желание детей высказаться, подвигло меня создать данный раздел. Уверена, что пользуясь этим простым словарем, ребенок увеличит свой словарный запас.
«Умения и навыки»
- анализировать
-сопоставлять
-оценивать
-сравнивать
-самостоятельно приобретать знания
- создавать новое (творчество)
- переводить из одного качества или формы в другие
- самостоятельно выбирать критерии
-принимать решения и действовать для реализации своих целей
-самостоятельно ставить цели и определять пути к их достижению
-самостоятельно оценивать и регулировать свою деятельность
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
- обосновать свою позицию
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками
-находить выходы из спорных ситуаций
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
-умение слушать собеседника и вести диалог
-использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач
-использовать средства информационных и коммуникативных технологий
ЦВЕТА И ИХ ОТТЕНКИ
КРАСНЫЙ
Красный
Ярко-красный
Темно-красный
Светло-красный
Бледно-красный
Красноватый
Малиновый
Ярко-малиновый
Темно-малиновый
Светло-малиновый
Бледно-малиновый
Алый
Ярко-алый
Светло-алый
Персиковый
Бледно-алый
Бордовый
Темно-бордовый
Светло-бордовый
Вишневый
Темно-вишневый
Светло-вишневый
Кирпичный
Розовый
Ярко-розовый
Темно-розовый
Бледно-розовый
Розоватый
ОРАНЖЕВЫЙ
Оранжевый
Ярко-оранжевый
Темно-оранжевый
Светло-оранжевый
Бледно-оранжевый
Рыжий
Ярко-рыжий
Темно-рыжий
Светло-рыжий
Апельсиновый
Ярко-апельсиновый
Темно-апельсиновый
Светло-апельсиновый
Абрикосовый
Ярко-абрикосовый
Темно-абрикосовый
Светло-абрикосовый
Медный.
ЖЕЛТЫЙ
Желтый
Ярко-желтый
Темно-желтый
Светло-желтый
Бледно-желтый
Желтоватый
Канареечный
Соломенный
Яичный
Ярко-яичный
Темно-яичный.
ЗЕЛЕНЫЙ
Зеленый
Ярко-зеленый
Темно-зеленый
Светло-зеленый
Бледно-зеленый
Травяной
Салатовый
Ярко-салатовый
Темно-салатовый
Светло-салатовый
Болотный
ФИОЛЕТОВЫЙ
Фиолетовый
Ярко-фиолетовый
Темно-фиолетовый
Светло-фиолетовый
Сиреневый
Темно-сиреневый
Светло-сиреневый
Лиловый
Фиалковый
Сизый
Красно-фиолетовый
Сине-фиолетовый
Серо-фиолетовый
ГОЛУБОЙ
Голубой
Ярко-голубой
Темно-голубой
Светло-голубой
Бледно-голубой
Голубоватый
Бирюзовый
Лазурный
Небесный
Морской волны
БЕЛЫЙ
Белый
Ярко-белый
Чисто-белый
Снежно-белый
Беловатый
Белоснежный
Молочный
Цвет топленого молока
СЕРЫЙ
Серый
Сероватый
Стальной
Пепельный
СИНИЙ
Синий
Синеватый
Васильковый
ЧЕРНЫЙ
Черный
Черноватый
Смоляной
Угольный
Синевато-черный
Фиолетово-черный
КОРИЧНЕВЫЙ
Коричневатый
Шоколадный
Кофейный
Каштановый
Бурый
Бежевый
КРАСКИ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЕТ ХУДОЖНИК
Светлые
Лучистые
Радужные
Веселые
Радостные
Жизнерадостные
Яркие
Сочные
Темные
Мрачные
Пасмурные
Тусклые
Грустные
Печальные
Блеклые
Неяркие
Унылые
РАЗМЕРЫ
Большой
Большущий
Огромный
Гигантский
Крупный
Громоздкий
Маленький
Малюсенький
Небольшой
Крохотный
Громадный
Громаднейший
Миниатюрный
Словно игрушечный
Высоченный
Рослый
Длинный
Долговязый
Низкий
Длиннющий
Низкий
Низенький
Низкорослый
Коротыш
Крошечный
Махонький
Невысокий
Широкий
Широченный
Вместительный
Узкий
Узенький
Тесный
Мелкий
Худой
Глубокий
Толстый
Просторный
СОСТОЯНИЕ ПРЕДМЕТА
Новый
Свежий
Современный
Новехонький
Новейший
Стильный
Старый
Древний
Старинный
Ветхий
Дряхлый
Изношенный
Модный
Чистый
Опрятный
Вымытый
Аккуратный
Отутюженный
Ухоженный
Начищенный
Грязный
Мутный
Неопрятный
Испачканный
Несвежий
Помятый
Заляпанный
Поношенный
Истрепанный
Потрепанный
Многолетний
Старомодный
Потертый
Истлевший
Свежайший
СВОЙСТВО ПРЕДМЕТА, ЧЕЛОВЕКА, ЖИВОТНОГО
Полезный
Лечебный
Практичный
Спасительный
Нужный
Добротный
Удобный
Комфортный
Бесполезный
Ненужный
Вредный
Опасный
Бестолковый
Красивый
Прекрасный
Великолепный
Видный
Изящный
Складный
Миловидный
Приятный
Пригожий
Прелестный
Привлекательный
Модный
Заметный
Очаровательный
Бесподобный
Потрясающий
Хорошенький
Роскошный
Чудный
Чудесный
Дивный
Удивительный
Замечательный
Симпатичный
Живописный
Обязательный
Некрасивый
Незаметный
Неприятный
Безобразный
Невзрачный
Неприглядный
Неуклюжий
Нескладный
Безвкусный
Грубый
Отвратительный
Омерзительный
Противный
Ужасный
Уродливый
Отталкивающий
ХАРАКТЕР, ВИД
Положительный
Порядочный
Добропорядочный
Хороший
Целеустремленный
Надежный
Отличный
Добродушный
Добросердечный
Человечный
Отзывчивый
Доброжелательный
Дружелюбный
Душевный
Спокойный
Ровный
Неподкупный
Злой
Плохой
Злобный
Злющий
Отрицательный
Подлый
Скверный
Бессовестный
Скупой
Прижимистый
Злопамятный
Сердитый
Ехидный
Мстительный
Бессердечный
Кровожадный
Хищный
Враждебный
Вредный
Сварливый
Вздорный
Вспыльчивый
Ворчливый
Недовольный
Гневный
Недоброжелательный
Смелый
Находчивый
Сообразительный
Умный
Отчаянный
Отважный
Геройский
Страшный
Ужасный
Трусливый
Жадный
Хитрый
Веселый
Радостный
Счастливый
Восторженный
Беззаботный
Беспечный
Легкомысленный
Ликующий
Игривый
Неунывающий
Жизнерадостный
Непоседливый
Праздничный
Грустный
Невеселый
Серьезный
Поникший
Безвольный
Хмурый
Печальный
Озабоченный
Озадаченный
Задумчивый
Безутешный
Мрачный
Помрачневший
Унылый
Горестный
Тоскливый
Угрюмый
Пасмурный
Огорченный
Горестный
Жалкий
Жалобный
НАСТРОЕНИЕ
Шаловливое
Серьезное
Хвастливое
Добродушное
Насмешливое
Радостная готовность
Звонкое
Мечтательное
Загадочное
Боязливое
Нежное
Доброе
Уютное
Торжественное
Сочувствующее
Хвалебное
Возбужденное
Задиристое
Нетерпеливое
Высмеивающее
Тихое
Робкое
Мрачное
Заносчивое
Сонное
Сказочное
Любование
Светлое
Возмущенное
Волшебное
Теплое
Жуткое
Сердитое
Добродушное
Тревожное
Привередливое
Ликующее
Таинственное
Состояние готовности к подвигу
Прославляющее
Радостное
Воспевающее
Восторженное
Сосредоточенное
Грустное
Тоскливое
Солнечное
Хмурое
Смешное
Капризное
Бурное
Скрытное
Беспокойное
Обиженное
Шумное
Героическое
Печальное
Шутливое
Поучительное
Ожидание
Спокойное
Скорбное
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЙСТВИЯ
Быстро
Проворно поспешно
Стремительно
Бойко
Резво
Скоро
Оживленно
Лихо
Мгновенно
Весело
Вскачь
Галопом
Бес промедления
Не отвлекаясь
Бегом
Во всю прыть
Без оглядки
Спокойно
Вяло
Неактивно
Не спеша
Потихоньку
Размеренно
С расстановкой
Не торопясь
Легко
Без напряжения
Непринужденно
Гладко
Изящно
Тяжело
Изо все силы
Ловко
Расторопно
Напряженно
Активно
Энергично
Медленно
Копаясь
Расслаблено
Тихо
Еле-еле
Лениво
Долго
Замедленно
Неловко
Неуклюже
Нерасторопно
С удовольствием
Аккуратно
Тщательно
Старательно
Вдумчиво
Прилежно
Дотошно
Внимательно
Кропотливо
Усердно
Небрежно
Невнимательно
С трудом
Чуть-чуть
Из последних сил
На пределе
Неаккуратно
Спустя рукава
Как попало
Без желания
Как придется
ОТНОШЕНИЕ К РИСУНКУ, ПРОЧИТАННОМУ
Мне нравиться
Мне пришлось по душе
Мне приглянулось
Меня радует
Мне приятно
Я любуюсь
Я не могу наглядеться
Я сочувствую
Меня восхищает
Мне понравилось
Мне запомнилось
Я думаю, что
Мне кажется, что
Я считаю, что..
По – моему..
На мой взгляд …
Меня удивило …
Меня возмутило
Меня поразило
Я сопереживаю
Произвело впечатление
Я обратил внимание
Меня тронуло
Мне не нравиться
М не неприятно
Здесь не хватает
Лучше было бы
Хотелось бы
Меня огорчило
Меня отталкивает
Мне не понравилось
СЛОВАРЬ АНТОНИМОВ
Белый – черный
Бледнеть – краснеть
Бледный – румяный
Близкий – дальний
Богач – бедняк
Большой – маленький
Быстро – медленно
Великан – карлик
Веселый – грустный, скучный
Высокий – низкий
Горький – сладкий
Грубый – нежный
Да – нет
День – ночь
Добро – зло
Дорогой – дешевый
Друг – враг
Жар – холод
Здоровый – больной
Зима – лето
Красивый – уродливый
Легкий – трудный
Ложиться – вставать
Любить – ненавидеть
Мир – война
Молодой – старый
Мягкий – твердый
Нельзя – можно
Новый – старый
Свобода – рабство
Сильный – слабый
Свет - тьма
Острый – тупой
Падать – подниматься
Плюс – минус
Подниматься – опускаться
Полезный – вредный
Полный –пустой
Помогать – мешать
Правда – ложь
Прибыль-убыток
Прямой – кривой
Радость – грусть, печаль.
Родина – чужбина
Рождаться – умирать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа "Через тернии к звездам..."
Классный час спланирован в форме заочного путешествия. Сопровождается презентацией, музыкой. Проводился в рамках городского конкурса "Самый классный классный"...
КВН "Через тернии к звездам"
Внеклассное занятие содержит материал для проведения КВН по астрономии...
День космонавтики "Через тернии к звездам"
Сценарий классного часа для студентов (старшеклассников), посвященного Дню космонавтики....
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Через тернии к звездам»
Цель: развитие творческих способностей обучающихся, внимания, памяти, углубление знаний учащихся в области покорения космоса, воспитание патриотизма.Оформление: подборка песен советского периода...
Методическая разработка урока "Через тернии к звездам"
Данная разработка посвящена 50-летию Дня космонавтики....